Международная морская организация
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
Для улучшения этой статьи желательно: |
- Это статья о международной морской организации. О музыкальном направлении имо см. статью эмо.
Международная морская организация (ИМО) англ. International Maritime Organization, IMO | |
---|---|
до 22 мая 1982 года: Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО) англ. Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO | |
Страны-участницы ИМО Постоянные члены (Member states)
Ассоциированные члены (Associate members) Кандидаты (Candidate) |
|
Членство |
174 члена и 3 ассоциированных члена[1] |
Штаб-квартира | Великобритания, Лондон, набережная Алберт Эмбенкмент[англ.], 4 |
Тип организации | Специализированное учреждение ООН |
Руководители | |
Генеральный секретарь | Kitack Lim[англ.] |
Основание | |
Основание | 6 марта 1948 года |
Материнская организация | ООН |
Сайт | imo.org |
Международная морская организация или ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO) — международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит площадкой для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством.
История
ИМО образована 6 марта 1948 года в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) (англ. Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года, и вновь созданная организация приступила к своей практической деятельности. На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция A.358(IX)) её название было изменено, и с 22 мая 1982 года действует её нынешнее название. Штаб-квартира расположена в Лондоне.
Задачи ИМО
Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской среды. Имеет штат около 300 человек.
В определённом смысле ИМО является форумом, в котором государства-члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской среды.
Структура ИМО
По состоянию на 9 июля 2020 года, в ИМО состояло 174 государства-члена и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао).[1] Высшим органом организации является Ассамблея государств-членов. Сессии Ассамблеи собираются раз в 2 года. Имеется также Совет ИМО, состоящий из 40 государств, в числе которых Россия. Государства разделены на три большие группы: 10 ведущих морских государств, 10 иных государств, значительных с точки зрения международной морской торговли, и 20 морских государств, избранных в Совет с целью обеспечения географического представительства различных регионов мира.
Помимо Ассамблеи в рамках ИМО действуют 5 комитетов:
- Комитет по безопасности на море (Maritime Safety Committee, MSC — КБМ);
- Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee, MEPC — КЗМС);
- Юридический комитет (LEG — ЮРКОМ);
- Комитет по техническому сотрудничеству (КТС);
- Комитет по облегчению формальностей судоходства (FAL),
а также 9 подкомитетов (в составе КБМ или КЗМС) и секретариат во главе с Генеральным секретарём. С 2012 г. Генеральным секретарём был избран представитель Японии Кодзи Секимидзу.
Все нормативные и правовые документы, подготовленные в подкомитетах и рассмотренные на сессиях комитетов, рассматриваются и принимаются, как правило, на очередных сессиях Ассамблеи Организации. Наиболее серьёзные, стратегические решения могут приниматься решениями организуемых ИМО Дипломатических Конференций.
ИМО принимает решения в форме Резолюций Организации, к которым при необходимости могут прилагаться различные документы (кодексы, циркулярные письма, поправки к действующим документам — конвенции, кодексу и т. п.). С учётом оговариваемых условий и сроков вступления в силу такие обязательные решения должны внедряться Администрациями (Правительствами стран-членов). Решения Ассамблеи ИМО, не изменяющие или дополняющие принятые конвенции, носят рекомендательный характер и могут выполняться национальными морскими администрациями путём включения решений (или создания на их основе собственных решений) в национальное законодательство.
Основные функции ИМО
- действует в качестве специализированного учреждения Организации Объединённых Наций (ООН);
- является консультативной и совещательной организацией;
- несёт ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством;
- способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения;
- принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.
Деятельность ИМО
Охрана человеческой жизни на море
Первая задача ИМО состояла в том, чтобы принять новую версию наиболее важной из всех конвенций, имеющих дело с безопасностью на море — Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (International Convention for the Safety of Life at Sea, SOLAS — СОЛАС). Первая версия этого документа была принята ещё в 1914 году, по следам гибели «Титаника», вторая — в 1929 году после гибели «Вестриса»[англ.], третья — в 1948 году, отчасти после взрыва «Гранкана», то есть, были вызваны конкретными кораблекрушениями. Четвёртая редакция, к которой приступила ИМО, явилась первой значительной задачей после её создания и, по сути, стала первой, чья разработка и принятие были осуществлены на системной основе. Принятая 17 июня 1960 ИМО четвёртая редакция Конвенции представляла существенный шаг вперёд в модернизации инструкций и поддержании темпа технического развития в судоходной индустрии и вводилась в действие с 26 мая 1965 года.
В дальнейшем ИМО продолжала работу по совершенствованию Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. 1 ноября 1974 года на Международной конференции по охране человеческой жизни на море был принят новый текст Конвенции СОЛАС. В 1988 году на Международной конференции по гармонизированной системе освидетельствования и оформления свидетельств был принят Протокол к этой Конвенции. В 1992 году в ИМО был издан, так называемый, «Консолидированный текст Конвенции СОЛАС».
Регламентация морских перевозок
Также ИМО обратила своё внимание на такие вопросы как:
- содействие международным морским перевозкам, в результате чего появилась Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 года,
- определение положения грузовой марки, в результате чего появилась Конвенция о грузовой марке 1966 года и перевозке опасных грузов,
- была также пересмотрена система измерения тоннажа судов, в результатом чего стала Международная Конвенция по обмеру судов 1969 года.
Проблема загрязнения окружающей среды
Хотя безопасность на море была и остаётся наиболее важной задачей ИМО, в середине 60-х годов XX столетия на первый план стала выходить новая проблема — загрязнение окружающей среды, в первую очередь, морской. Рост количества нефтепродуктов, транспортируемых морским путём, а также размеров перевозящих эти нефтепродукты судов вызывал особое беспокойство. Масштаб проблемы продемонстрировала авария танкера[англ.] «Torrey Canyon[англ.]», произошедшая в 1967 году на входе в пролив Ла-Манш, когда в море попало 120 000 тонн нефти.
В течение следующих нескольких лет ИМО приняла ряд мер, направленных на предотвращение аварий танкеров, а также минимизацию последствий этих аварий. Организация также занялась проблемой загрязнения окружающей среды, вызываемого такими действиями, как чистка нефтяных танков, а также сбросом отходов машинных отделений — по тоннажу они причиняют больше вреда, чем загрязнение вследствие аварий.
Наиболее важной из этих мер стала Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) (англ. International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL), принятая в 1973 году, и изменённая Протоколом 1978 года. Она охватывает не только случаи аварийного и/или эксплуатационного загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, но также и загрязнение моря жидкими химическими веществами, вредными веществами в упакованной форме, льяльными водами, мусором и загрязнение с судов воздушной среды. В 1990 году была также подготовлена и подписана Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (англ. International Convention on Oil Pollution Preparedness, Response and Co-operation, OPRC).
Помимо этого ИМО решала задачу создания системы, направленной на обеспечение компенсации тем, кто в результате загрязнения пострадал материально. Соответствующие два многосторонних соглашения (Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью) были приняты в 1969 и 1971 годах, соответственно. Они упростили и ускорили процедуру получения компенсации за загрязнение. Обе Конвенции были пересмотрены в 1992 и ещё раз в 2000 году, что позволило увеличить пределы компенсации, подлежащей выплате пострадавшим от загрязнения.
Создание систем связи при бедствии
Огромный прогресс в технологии связи дал возможность провести серьёзные усовершенствования в морской системе спасения при бедствии.
В 1977 году была образована международная спутниковая поисково-спасательная система Коспас-Сарсат (англ. Cospas-Sarsat), одобренная ИМО[Комм 1].
В 1979 году по поручению ИМО в соответствии с соответствующей Конвенцией[Комм 2], подписанной 28 странами[2][3] 3 сентября 1976 года[4], для создания и эксплуатации спутниковой сети связи в интересах морского сообщества[2][5] была создана межгосударственная Международная морская спутниковая организация (англ. International Maritime Satellite Organization, INMARSAT — ИНМАРСАТ)[Комм 3], которая серьёзно улучшила условия передачи радио- и других сообщений с и на суда, находящиеся в море.
В 1979 году группа экспертов разработала Международную конвенцию по поиску и спасанию на море (англ. International Convention on Maritime Search and Rescue), в которой содержался призыв к разработке глобального плана поиска и спасения. Эта группа также приняла резолюцию, призывающую ИМО разработать Глобальную морскую систему связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ, англ. Global Maritime Distress and Safety System, GMDSS) для обеспечения коммуникационной поддержки, необходимой для осуществления плана поиска и спасения. Эта новая система международной связи в случае бедствия, которую должны были внедрить морские страны, должна являться комбинацией спутников связи и наземных радиослужб, при этом основой концепции системы должна была стать не связь «судно-судно», а связь «судно-берег» со спасательными координационными центрами. Это означало конец связи с помощью азбуки Морзе для всех пользователей, кроме некоторых, таких как радиолюбители. ГМССБ должна обеспечивать автоматическое оповещение о бедствии и определение местоположения в случаях, когда у оператора радиосвязи нет времени на отправку вызова сигналов «SOS» или «MAYDAY», и впервые требует, чтобы суда в первую очередь принимали трансляции информации о безопасности на море, которые могли бы предотвратить бедствие.
В 1988 году ИМО внесла поправки в Конвенцию о безопасности человеческой жизни на море СОЛАС, требуя, чтобы суда, подпадающие под неё, соответствовали оборудованию ГМССБ.
В 1992 году были определены этапы внедрения ГМССБ. Суда, подпадающие под СОЛАС, должны были нести оборудование международной автоматизированной системы оповещения NAVTEX и спутниковые аварийные радиобуи EPIRB (англ. Emergency Position Indicating Radio Beacon) к 1 августа 1993 года, а к 1 февраля 1999 года они должны были соответствовать всему остальному оборудованию ГМССБ. Судам США было разрешено устанавливать ГМССБ вместо телеграфного оборудования Морзе согласно Закону о телекоммуникациях 1996 года.
С февраля 1999 года ГМССБ была полностью введена в эксплуатацию и теперь терпящее в любой точке земного шара бедствие судно может получить помощь, даже если экипаж судна не имеет времени передать по радио сигнал о помощи, поскольку соответствующее сообщение будет передано автоматически.
Прочая деятельность
Под эгидой ИМО также готовилось и продолжает готовиться большое число других международных соглашений и документов по вопросам, затрагивающим международное судоходство.
В 1978 году IMO учредила Всемирный день моря с целью привлечь внимание к проблеме безопасности на море и сохранения морских биоресурсов.
Другие меры, разработанные ИМО, касались безопасности контейнеров, насыпных грузов, танкеров, предназначенных для перевозки сжиженного газа, а также других типов судов.
Специальное внимание было уделено стандартам обучения членов экипажа, включая принятие специальной Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ), англ. International Convention for the Standards of Training, Certification and Watchkeeping (STCW), принятой в 1978 году и вступившей в силу 28 апреля 1984 года. В 1995 году Конвенция ПДМНВ была значительно переработана. Значительные изменения в содержание конвенции ПДМНВ были внесены и позднее, в том числе в 2010 году на конференции в г. Манила (Филиппины). В настоящее время рекомендовано именовать конвенцию «ПДМНВ с поправками» (англ. STCW as amended).
В 1983 году ИМО в Мальмё (Швеция) был основан Всемирный морской университет[англ.], обеспечивающий повышение квалификации руководителей, преподавателей и других специалистов в области судоходства. В 1989 году в Валетте (Мальта) был создан Международный институт морского права ИМО (англ. International Maritime Law Institute), который готовит юристов в области международного морского права. Тогда же в Триесте (Италия) была основана Международная морская академия (англ. International Maritime Academy), проводящая специализированные краткосрочные курсы по различным морским дисциплинам, в том числе, процедуры расследования морских аварий, обращение с опасными насыпными и жидкими грузами в портах, имплементация прав государства флага, портовая и прибрежная гидрография (уровень B) и управление гидрографическими данными[6].
См. также
- Международный морской комитет
- Стандартные фразы морской коммуникации[англ.], разработанные ИМО в целях повышения безопасности на море.
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС)
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78)
- Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью
- Международные Правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)
Комментарии
- ↑ И Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
- ↑ Конвенция о Международной морской спутниковой организации (англ. Convention on the International Maritime Satellite Organization).
- ↑ Первоначально — некоммерческая межправительственная организация, в настоящее время — международная компания спутниковой связи.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Member States Архивная копия от 13 мая 2019 на Wayback Machine // www.imo.org (Дата обращения: 9 июля 2020)
- ↑ 2,0 2,1 Proposed Amendments to the Convention on the International Mobile Satellite Organization (IMSO), International Civil Aviation Organization, 14 May 2003, <http://www.icao.int/ICDB/HTML/English/Representative%20Bodies/Council/Working%20Papers%20by%20Session/169/C.169.WP.12002.EN/C.169.WP.12002.EN.HTM> Архивная копия от 7 июня 2011 на Wayback Machine
- ↑ Sagar, David. The privatisation of INMARSAT: Special problems // International Organisations and Space Law, Proceedings of the Third ECSL Colloquium, Perugia, Italy, 6–7 May 1999 / Harris, R. A.. — 1999. — С. 127—142. — .
- ↑ Information on the activities of international intergovernmental and non-governmental organizations relating to space law, United Nations General Assembly Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, Legal Subcommittee, 49th session, 8 March 2010, <http://www.oosa.unvienna.org/pdf/limited/c2/AC105_C2_L278Add1E.pdf> Архивная копия от 16 июня 2013 на Wayback Machine
- ↑ Jonathan Higgins, "Satellite Newsgathering", Focal Press, 2007, p. 204 ISBN 978-0-240-51973-9
- ↑ International Maritime Academy, Trieste, Italy (недоступная ссылка). // Официальный сайт Международной морскаой организации (www.imo.org). Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 4 апреля 2002 года.
Литература
- Международное морское право : Учебное пособие / Под ред. С. А. Гуреева. — М.: «Юридическая литература», 2003.
- Myron H. Nordquist, John Norton Moore. International Maritime Organization. — University of Virginia. Center for Oceans Law and Policy. 1999 (англ.)
- Kenneth R. Simmonds. The International Maritime Organization. — Simmonds & Hill Pub., 1994 (англ.)
- Constantinos Kyprou Hadjistassou. International maritime organization: rethinking marine environmental policy. — Massachusetts Institute of Technology. Dept. of Ocean Engineering. 2005 (англ.)
Ссылки
- Официальный веб-сайт Международной морской организации (ИМО) (www.imo.org): информация о деятельности, целях, задачах, конвенциях и других официальных документах ИМО (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 июля 2020. Архивировано 13 апреля 2020 года.
- Сайт ООН о Международной морской организации (www.un.org) (Дата обращения: 19 ноября 2017)
- Юридический Комитет ИМО на сайте «МИМО.com.ua» (Дата обращения: 19 ноября 2017)
- Сайт Министерства транспорта Российской Федерации (www.mintrans.ru) о Международной морской организации (Дата обращения: 19 ноября 2017)