Закон Грузии об оккупированных территориях
закон Грузии | |
Закон «Об оккупированных территориях» | |
---|---|
груз. საქართველოს კანონი ოკუპირებული ტერიტორიების შესახებ | |
Вид | закон Грузии |
Государство | Грузия |
Номер | 431 |
Принятие | Парламентом Грузии 23 октября 2008 года |
Подписание |
Президентом Грузии Михаилом Саакашвили 31 октября 2008 года |
Вступление в силу | 31 октября 2008 года |
Зако́н «Об оккупи́рованных террито́риях» (груз. საქართველოს კანონი ოკუპირებული ტერიტორიების შესახებ) — законодательный акт Грузии, устанавливающий особый правовой режим на территориях Абхазии и Южной Осетии, фигурирующих в законе как Абхазская Автономная Республика и Цхинвальский регион, а также прилегающих к ним зонах.
История принятия закона
После распада СССР и преобразования Грузинской ССР в современную Грузию, в результате ряда вооружённых конфликтов (Южноосетинская война (1991—1992), Война в Абхазии (1992—1993)) образовались два неподконтрольных тбилисскому правительству непризнанных государства — Абхазия и Южная Осетия, претендовавших на территории бывшей Абхазской АССР и Юго-Осетинской АО соответственно. Грузия получила международно-правовое признание большинства стран мира в 1992 году, Абхазия и Южная Осетия же долгое время оставались непризнанными. После вооружённого конфликта 2008 года между Грузией и Южной Осетией (в котором на стороне Южной Осетии также выступили Абхазия и Россия) Россия и ещё несколько стран признали Абхазию и Южную Осетию в качестве суверенных независимых государств. C точки зрения законодательства Грузии, неподконтрольные её правительству территории рассматриваются как оккупированные Россией[1].
23 октября 2008 года парламентом Грузии был принят закон «Об оккупированных территориях». 31 октября 2008 года закон был подписан президентом Грузии Михаилом Саакашвили[2].
В августе 2009 года было объявлено, что в закон будет внесены поправки, направленные на допущение транзитного движения через Абхазию и Южную Осетию для лиц, ищущих в Грузии политического убежища[3].
В феврале 2013 года правительство Грузии внесло в парламент поправки, смягчающие этот закон. Согласно этим поправкам, первое нарушение закона «об оккупированных территориях» квалифицируется как административное правонарушение, караемое штрафом в размере 400 лари. Лишь повторное и последующие нарушения относятся к категории уголовных преступлений. В этом случае к нарушителям может применяться штраф или лишение свободы на срок до года[4]. В мае 2013 года Парламент Грузии с четвёртой попытки принял эти поправки в первом чтении[5].
Основные положения
- Положения закона распространяются на территорию Абхазской Автономной Республики и Цхинвальского региона (территория бывшей Юго-Осетинской автономной области), а также акваторию Чёрного моря от реки Псоу до реки Ингури, село Переви Сачхерского муниципалитета, территории Куртского, Ередвского, Ажарского и Ахалгорского муниципалитетов.
- Для граждан иностранных государств и лиц без гражданства въезд на территорию Абхазской Автономной Республики допускается только со стороны Зугдиди, на территорию Цхинвальского региона — только со стороны Гори. В отдельных случаях может быть выдано специальное разрешение на въезд с других направлений.
- Любые сделки, совершённые на обозначенных территориях и не оформленные в соответствии с законодательством Грузии, считаются недействительными. Обретение права на имущество допускается только через получение наследства.
- На обозначенных территориях запрещается любая экономическая деятельность, требующая лицензирования или подтверждения. В отдельных случаях может быть выдано специальное разрешение на осуществление подобной деятельности.
- Запрещаются международное воздушное, морское и железнодорожное сообщение, а также международные перевозки автомобильным транспортом.
- Запрещаются пользование государственными ресурсами, денежные переводы, а также финансирование деятельности, указанной в законе.
- Российская Федерация объявляется государством, осуществляющим военную оккупацию — на него возлагается ответственность за нарушение определённых Конституцией Грузии общепризнанных прав человека, причинение материального и морального вреда, причиненного на обозначенных территориях гражданам Грузии, лицам без гражданства и находящимся в Грузии и легально перешедшим на обозначенные территории гражданам иностранных государств, охрану культурного наследия.
- Вне закона объявляются все органы, не созданные в порядке, установленном законодательством Грузии и (или) фактически осуществляющие в какой-либо форме законодательные, исполнительные или судебные функции либо иную деятельность, отнесенные к функциям государственных органов Грузии или органов местного самоуправления.
- Нарушители закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Грузии.
- Закон имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие с 1990 года.
Некоторые фактические последствия
- С точки зрения грузинского законодательства, граждане иностранных государств и лица без гражданства фактически не имеют возможности легально следовать из России и в Россию через Абхазию и Южную Осетию: в первом случае фиксируется незаконное пересечение государственной границы (при въезде на территорию, контролируемую Грузией), во втором в документе, в котором ставятся отметки о въезде/выезде, остаётся незакрытое посещение Грузии, что влечёт за собой существенные осложнения при въезде во многие государства.
- Для граждан государств, не входящих в СНГ, посещение Грузии в случае предыдущего посещения Абхазии или Южной Осетии практически невозможно, поскольку в документе, удостоверяющем личность, имеется штамп пограничной службы Абхазии или Южной Осетии, что рассматривается как свидетельство незаконного пересечения государственной границы. С октября 2009 года данный штамп ставится в паспорт только по запросу въезжающей/выезжающей стороны. Априори штамп в паспорт не ставится, его заменяет страховой полис обязательного страхования, который иностранное лицо обязано иметь при себе от момента въезда до момента выезда из Абхазии (Южной Осетии).
- Экономическая деятельность фактически возможна только либо в пределах Абхазии и Южной Осетии, либо осуществляемая через Россию.
Реакция официальных лиц
- Министерства иностранных дел Белоруссии, Азербайджана и Украины призвали своих граждан учитывать требования грузинского законодательства при посещении Абхазии и Южной Осетии[6][7][8].
Прецеденты
- 17 февраля 2012 в аэропорту Тбилиси был задержан российский предприниматель Константин Родионов. Ему было предъявлено обвинение в незаконном посещении оккупированных грузинских территорий[9]. 10 апреля 2012 он был освобождён из-под стражи в результате процессуального соглашения[10].
- В мае 2017 года грузинские власти внесли бывшего мэра г. Москвы Юрия Лужкова в список «нежелательных лиц» из-за его предыдущих посещений Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. В связи с этим МИД России счёл необходимым «вновь привлечь внимание российских граждан к необходимости тщательно взвешивать риски, связанные с поездками в Грузию», поскольку российские граждане в аналогичной ситуации неоднократно подвергались штрафам и даже тюремному заключению. В МИД напомнили, что закон (на тот момент) предусматривал в качестве наказания штраф до 3 тыс. долл. США или тюремное заключение сроком до 4 лет: «Следует учитывать, что в отсутствие дипломатических отношений, разорванных грузинской стороной, Секция интересов России при Посольстве Швейцарии в Тбилиси располагает весьма ограниченными возможностями по защите сограждан от произвола»[11].
- В начале июля 2021 года в Швейцарии (страна-посредник между Россией и Грузией) состоялись очередные переговоры в Женевском формате, на которых представители Грузии ещё раз напомнили, что так закон «об оккупированных территориях» продолжает действовать[12].
См. также
- Министерство по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению (Грузия)
- Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», принятый в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации в 2014 году
Примечания
- ↑ Текст закона (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 сентября 2009. Архивировано 3 февраля 2016 года.
- ↑ Саакашвили подписал закон об оккупированных территориях (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 сентября 2009. Архивировано 7 июня 2011 года.
- ↑ В Закон «Об оккупированных территориях» войдут поправки . Дата обращения: 4 сентября 2009. Архивировано 23 сентября 2015 года.
- ↑ РИА Новости: «Грузия не будет упразднять закон „об оккупированных территориях“» Архивная копия от 17 ноября 2014 на Wayback Machine, 17 апреля 2013
- ↑ PanARMENIAN.Net: Парламент Грузии с четвертой попытки принял поправки в закон об оккупированных территориях Архивная копия от 22 июля 2013 на Wayback Machine
- ↑ МИД Беларуси предупреждает граждан об особенностях посещения Абхазии и Южной Осетии
- ↑ Азербайджан призвал ездить в Абхазию по грузинским законам
- ↑ МИД Украины рекомендует гражданам не посещать Абхазию и Южную Осетию (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.
- ↑ Россия занимается выяснением обстоятельств задержания в Грузии российского гражданина . ИТАР-ТАСС (27 марта 2012). Дата обращения: 27 марта 2012. Архивировано 9 июня 2012 года.
- ↑ Беслан Кмузов. В Грузии суд освободил российского гражданина Константина Родионова . Кавказский узел (10 апреля 2012). Дата обращения: 5 августа 2013. Архивировано 27 августа 2013 года.
- ↑ Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с очередным применением Грузией так называемого «Закона об оккупированных территориях». 1 мая 2017 года
- ↑ Российским туристам после поездки в Абхазию грозит крупный штраф в Грузии: помните про «закон об оккупированных территориях». 2 июля 2021