Ведрин, Жюль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Жюль Ведрин»)
Жюль Ведрин
Jules Charles Toussaint Védrines
Имя при рождении Шарль Тусен Ведрин
Дата рождения 29 декабря 1881(1881-12-29)
Место рождения Сен-Дени, Франция.
Дата смерти 21 апреля 1919(1919-04-21) (37 лет)
Место смерти Сен-Рамбер-д'Альбон, Франция.
Страна Флаг Франции Франция
Род деятельности лётчик
Отец Франсуа Ведрин (фр. François Védrines)
Мать Ирма Виктуар Трико (фр. Irma Victoire Tricot)
Супруга Мелани Амели Лежен (фр. Amélie Mélanie Lejeune)
Дети Жанна Ведрин, Анри Ведрин, Сюзанна Ведрин, Эмиль Ведрин
Автограф

Жюль Шарль Тусен Ведрин (фр. Jules Charles Toussaint Védrines; 29 декабря 1881, Сен-Дени — 21 апреля 1919 Сен-Рамбер-д’Альбон, Франция) — лётчик, один из самых известных пионеров французский авиации, рекордсмен мира по скорости, один из родоначальников транспортной авиации.

Шарль Ведрин родился 29 декабря 1881 года в 10 часов утра, в Сен-Дени, 93 Сен-Сен-Дени (согласно акту № 1325).

В детстве он получил прозвище «маленький Жюль», которое фактически стало его официальным именем.

Биография

Ранние годы

Детство Жюль провёл в рабочем предместье Парижа по адресу: Сен-Дени, № 71, авеню де Пари. Там сложился его твёрдый и упрямый характер, сделавший авиатора любимцем публики. Недаром он получил прозвища «Возвышенный Гаврош» и «Дерзкий Парижанин». Его отец Франсуа работал кровельщиком, мать Ирма Виктуар Трико — прачкой. В семье было восемь детей, жили крайне бедно. Трое сыновей стали авиаторами, все рано погибли в роковом апреле: Эмиль в апреле 1914 ; Жюль — 21 апреля 1919 ; Фернан — 18 апреля 1928 года[1].

Жюль всегда верил в себя, обладал почти сверхъестественной волей и «инстинктом птицы». Три года он учился в школе Искусств и Ремесел (фр. École Nationale Supérieure d’Arts et Métiers) Лилля.

По окончании школы работал чертёжником в мастерских Персан-Бомон в Париже, затем наладчиком моторов и токарем-механиком в Ножан-сюр-Марн, позже — у Шётана в Ла-Мальтурне.

Его страсть к авиации, ставшая призванием, вспыхнула в 1908 году, когда он узнал о достижениях Анри Фармана. Хорошо зарекомендовав себя, он поехал на полгода в Англию механиком к британскому актёру и пилоту Роберту Лорейну.

По возвращении поступил учеником в лётную школу Луи Блерио в По. За обучение Ведрин заплатил, продав всё своё имущество. Молодую жену, маленькую дочку и тестя с тёщей пришлось поселить в деревянном бараке в Аньере. После четырёх занятий деньги кончились, но Жюль оказался очень способным учеником и смог сдать экзамен, вызвав изумление у Блерио. 7 декабря 1910 года Ведрин получил официальное пилотское свидетельство «бреве» Аэроклуба Франции за № 312.

Время рекордов

С этого времени Ведрин стал активно участвовать в авиационных состязаниях и устанавливать рекорды.

«Русское слово» 26 (13) апреля 1911 года Пролёт Ведрина

Париж, 12(25),IV. Авиатор Ведрин совершил на приз воздухоплавательного клуба блестящий полёт из Парижа в По, на расстоянии 355 километров по прямой линии. В некоторых местах Ведрин летел со скоростью 150 километров в час.

21—22 мая 1911 года состоялся первый авиационный перелёт Париж — Мадрид, в котором Жюль Ведрин стал победителем и единственным, кто финишировал. Ему удалось пройти этот сложный маршрут на «Моране» за двадцать семь часов. Он пролетел над Пиренеями, преодолев вихревые порывы ветра.

Жюль Ведрин. 1911 год

В июне 1911 участвовал в гонке: Париж-Льеж-Спа-Льеж-Утрехт-Брюссель-Рубо-Кале-Лондон-Дувр-Кале-Париж.

Встреча Жюля Ведрина в Сен-Дени 6 августа 1911 года

В марте 1912 года Ведрин совершил попытку баллотироваться в депутаты. Избирательную кампанию он начал сбрасыванием листовок с самолёта, но нужного количества голосов не набрал. Без особого сожаления Ведрин продолжил карьеру лётчика.

31 марта 1912 года в Сент-Этьене Ведрин поделился с публикой своей пылкой страстью «плавать в лазури небес»:

«У человека достаточно воли и энергии, чтобы изменить свою судьбу».

29 апреля 1912 года самолёт Жюля Ведрина разбился недалеко от железной дороги Норд-Эпине-сюр-Сен, зацепившись за телеграфные провода. О его смерти уже было объявлено в информационном сообщении, были подготовлены национальные флаги с траурным крепом и место на кладбище Сен-Мартен. Но, благодаря искусству врача, авиатор выжил.

Осенью 1912 года во время одного из демонстрационных полётов Ведрин поднял в небо на аэродроме в Амберье двенадцатилетнего мальчика, будущего знаменитого писателя и лётчика — Антуана де Сент-Экзюпери, невольно определив его судьбу[2][3].

9 сентября 1912 года на авиационном Кубке Гордона-Беннета в Чикаго на своем самолете «Депердюссен монокок» «La Vache» («Корова») Ведрин установил мировой рекорд скорости, достигнув 167,8 км/час.

Затем побил новые рекорды скорости: 170,777 километра в час, потом — 174, позже — 197 километров в час.

В 1913 году французский аэроклуб и газета «Le Matin» организовали авиационный перелёт Париж — Каир. Участие в соревнованиях приняли 4 авиатора на трёх самолетах. Жюль Ведрин на своем моноплане «Блерио XI» с мотором «Гном» стартовал 20 ноября в Нанси и, преодолев в общей сложности более 5600 километров, завершил гонку 29 декабря в Каире. Он стал победителем и выиграл главный приз.

Об этом перелёте восторженно, но не всегда точно писала русская пресса.

Журнал «Искры» № 48, Воскресенье, 8 декабря 1913 г.

Авиатор Ведрин. Журнал «Искры», 1913

Вокруг света. Знаменитый авиатор Ведрин совершенно случайно начал первый кругосветный полёт на аэроплане. Сначала он хотел просто сделать прогулку по Восточной Франции и Германии, но в Нанси, где он опустился взять бензин, ему сообщили, что в Германии воспрещено перелетать границу. Тогда назло немцам он решил пролететь прямо в Белград. Однако стоявшие густые туманы принудили его опуститься сначала в Праге, а затем в Вене. Из Белграда Ведрин пролетел через Софию в Константинополь.

Дальнейший его маршрут — Багдад — Бомбей — Калькутта — Сидней — Мельбурн. Оттуда он на пароходе отправится в Америку. Таким образом, из маленького каприза, из желания посмеяться над запретом немцев, выросло грандиозное мероприятие — первый перелёт вокруг земного шара.

«Раннее УТРО», 10 января (28 декабря) 1914 года

(20) 7 ноября Ведрин начал из Нанси свой поистине мировой полёт. Направляясь через Вену, Белград, Софию и Константинополь, Ведрин скоро достиг местностей, население которых никогда ещё не видало аэроплана. Из Яффы он перелетел в Египет и благополучно достиг Гелиополиса в окрестностях Каира. Но неутомимый и отважный француз не удовольствовался этим: он предпринимает полёт к о. Цейлону в надежде достичь через Малайский архипелаг Австралии.

В начале 1914 года Ведрин встретил в Париже известного русского авиатора Харитона Славороссова. Жюль и Ролан Гаррос помогли Славороссову устроиться «гастролирующим пилотом» в фирмы Кодрон и Моран-Солнье. Ведрин высоко ценил мастерство и отвагу русского лётчика, оба они были артистичными натурами и стали друзьями[4].

Жюль Ведрин

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны Ведрин вступил в военную авиацию. 28 августа 1914 года он назначается в только что созданную (в июне 1914 года) эскадрилью DO 22, вооружённую бронированными «Доранами» (Do.1). Но Ведрин воюет на своём уникальном «антицеппелиновом» самолёте фирмы «Блерио».

2 сентября 1914 года Ведрин со своим механиком и по совместительству воздушным стрелком Рене Викером над областью Сюипп сбили немецкий самолет. Но французское командование отказалось признать эту первую победу авиаторов, полностью списав её на зенитный огонь пехоты. Такое решение можно объяснить тем, что у Ведрина сложились крайне напряжённые отношения с командиром эскадрильи капитаном Полем Леклером. Ведрин ещё до войны успел настолько серьёзно поссориться со многими офицерами-авиаторами, что в части его едва терпели. Вскоре его переводят в другое подразделение.

С 12 марта 1915 года Жюль Ведрин — в эскадрилье MS 3 (с 20 сентября 1915 года — N 3) Феликса Брокара.[5][6]

Человек вполне штатский, Ведрин был на редкость бесстрашен. Ему было поручено осуществлять специальные задания. Задания были сложными и смертельно опасными: доставлять в глубокий немецкий тыл разведчиков и диверсантов, а потом в назначенное время возвращать их обратно. Трудности были связаны с перелётом линии фронта и посадкой в безлюдном месте, поскольку при поимке пилота ждал бы неминуемый расстрел на месте. Ведрин первым отважился на такое задание. Он и его пассажир были в штатском, без документов, — чтобы избежать казни в случае пленения. Жюль Ведрин выполнил семь таких спецзаданий. В трёх случаях пришлось находить разведчиков во вражеском тылу и возвращать во Францию. Его «Моран» стал на фронте легендарным. За голову Ведрина немцы назначили большую награду, но ни разу им не удалось его поймать[7].

Ведрин рассказывал об этих рейсах:

«Чтобы выполнить успешно специальное задание, нужно прежде всего заставить замолчать инстинкт самосохранения. Я отправлялся с лёгким сердцем, думая о своих детях. Это моя защита. Я думал о бедняге пассажире, которого вёз. При восхищении им моё сознание настоящей опасности ослабевало… Перелетая пограничную линию, старался сбить с толку неприятельское наблюдение и устраивался так, чтобы сделать посадку за какой-нибудь рощицей, где моего самолёта не было бы видно. И мой пассажир имел там больше шансов поспешно скрыться… Я имел случай исполнять специальное задание с Гинемером, который был тогда моим учеником, и с Наварром, который был уже великим Наварром… В 1917 году я предложил Генеральному штабу отправиться бомбардировать Берлин… Должен был лететь на французском биплане „бреге“. Тренировался в полётах днём и ночью, изучил немецкий язык, если бы пришлось там сесть. Я даже отрастил себе бороду, чтобы стать неузнаваемым.

Лететь собирался из Бурже в Дюнкерк, откуда поднялся бы уже окончательно. Ничто не мешало успеху моего предприятия, как вдруг приходит приказ с запрещением бомбардировать Берлин. Испугались ответных репрессий. Однако спустя несколько недель германские самолёты „готта“ избрали Париж своей мишенью»[4].

Французские лётчики. Третий справа — Жюль Ведрин, третий слева — Жорж Гинемер

Эскадрилья «Аистов» прославила себя на весь мир целым созвездием великолепных асов: Брокар, Ведрин, Гаррос, Гинемер, Герто, Дорм, Деллэн. Рядом с ними сражались русские лётчики: Е. Н. Крутень, И. А. Орлов, В. Г. Федоров.

[Из послужного списка Жюля Ведрина в эскадрилье MS 3 («Аисты»):

«Ловкий и смелый пилот, набрал 100 лётных часов с начала кампании. Всегда добровольно принимал участие в самых опасных операциях. Успешно выполнял рискованные и сложные миссии. С момента вступления в эскадрилью постоянно вызывался выполнять самые опасные полёты. В мае и июне 1915 года им было блестяще выполнено пять специальных заданий, особенно опасных и трудных. Отличился, в частности, в операциях с 5 по 15 июня 1915 года»[5].

Жюль Ведрин. 1914 год. Приказ о назначении сержанта Жюля Ведрина в эскадрилью MS 3 с 12 марта 1915 года. Жюль Ведрин, 1916. Жюль Ведрин со своим механиком Гийеном перед последним вылетом 21 апреля 1919 года.

В 1919 году Ведрин демобилизовался.

19 января 1919 года Ведрин совершил невероятный трюк впервые в истории авиации. Несмотря на запрет префектуры Парижа, он посадил свой самолёт «Кодрон» на крышу крупнейшего магазина «Галерея Лафайет». Это было сделано в качестве рекламной акции (приз 25000 франков). Стоявшие на крыше помощники должны были ухватиться за крылья аэроплана и не дать ему упасть на зрителей, столпившихся на площади Оперы. Им это удалось, но только благодаря тому, что они развернули аэроплан и направили его прямо на кирпичную надстройку, в которой размещался механизм лифта. Аэроплан разбился, но пилот выбрался из-под обломков в целости и сохранности[8][3]. Весь мир был изумлён смелостью и виртуозностью воздушного нарушителя.

Жюль Ведрин отдал дань кинематографу и принимал участие в съёмках нескольких фильмов, в одном вместе со знаменитым киноактёром Максом Линдером.

Еженедельно, с 1910 по 1914 год, публиковал материалы за своей подписью (всего 126 глав), позже собранные в книгу «Жюль Ведрин. Жизнь летчика. Сам о себе» («La Vie d’un Aviateur»)[9].


Открытка 1912 года в память о посещении Жюлем Ведрином Лиму. «Кодрон» Жюля Ведрина на крыше «Галереи Лафайет». Жюль Ведрин. «Жизнь лётчика. Сам о себе»..

Последний полёт

В 10 часов 30 минут 21 апреля 1919 года (согласно акту № 15) Жюль Ведрин погиб недалеко от муниципалитета Сен-Рамбер-д’Альбон вместе со своим механиком, совершая почтовый рейс на двухмоторном самолете «Кодрон C-23» по маршруту Париж — Рим — Константинополь. У самолёта отказал двигатель, и при вынужденной посадке произошла катастрофа.

Похоронен знаменитый авиатор с большими почестями на парижском кладбище Пантен в семейной могиле. Там лежат все три брата Ведрин.

Семья

  • Жена — Мелани Амели Ноэми Лежен
  • Дочь — Жанна Ведрин (Балета), учительница
  • Сын — Анри Ведрин (1911—1995), французский политический деятель. До войны — генеральный секретарь ВКТ (металлургия). Во время Второй мировой войны попал в плен. В концлагере организовал группу сопротивления из числа активных коммунистов. После освобождения, стал депутатом от КПФ в департаменте Алье, — с 1945 до 1958 года, затем — с 1968 по 1973 год.
  • Дочь — Сюзанна Ведрин
  • Сын — Эмиль Ведрин

Памятники

  • В коммуне Бюсьер-Дюнуаз возведена памятная гранитная стела в честь Жюля Ведрина, который приземлился там 2 апреля 1911 года во время перелёта Париж-По из-за тумана и из-за желания повидать свою семью. Его жена была оттуда родом и отдыхала там с дочерью.

Стела создана 20 марта 1990 года по эскизу Андре Фремонта (Frémont). Она представляет собой крыло «Морана». Была открыта 31 октября 1991 года в присутствии мэра, муниципальных советников, общественных деятелей, прессы, а также дочери авиатора Жанны Балета (урождённой Ведрин), её дочери и внучки.


  • В 1921 году на террасе магазина «Галерея Лафайет» был установлен мемориальный обелиск в честь Жюля Ведрина, совершившего первую посадку самолета на крышу здания.
  • На месте гибели Жюля Ведрина, в Сен-Рамбер-д’Альбон (Дром) установлен памятный камень.
  • 9 апреля 2011 года имя Жюля Ведрина было присвоено транспортной развязке аэропорта Сальваза в Каркасоне.
  • В мае 2011 года в городе Кинтанапалья (Испания) установлен бюст Жюля Ведрина на месте его приземления из-за неисправности во время перелёта Париж-Мадрид в 1911 году.
Камень на месте гибели Жюля Ведрина в Сен-Рамбер-д’Альбон. Мемориальный обелиск на террасе магазина «Галерея Лафайет». Надгробие братьев Ведрин Бюст в память о Жюле Ведрине в Кинтанапалье.

Фильмография

  • 1910 — В воздухе (фр. Dans les airs).
  • 1912 — Похищение на гидроаэроплане (фр. Un enlèvement en hydroaéroplane).
  • 1913 — Обручённые с воздухом (фр. Les fiancés de l’air).
  • 1916 — Макс в воздухе (фр. Max dans les airs)

Примечания

  1. Le Magazine du Carcassonnais et de l'Ouest Audois, numéro 23. Charles Toussaint Védrines, dit Jules. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2019. Архивировано 28 апреля 2016 года.
  2. Куртис Кейт. Антуан де Сент-Экзюпери. Небесная птица с земной судьбой. — Litres, 2017-09-05. — 864 с. — ISBN 5457025616. Архивная копия от 10 октября 2017 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 Криворучко А. П. , Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства. — "Издательство ""Проспект""", 2017-02-22. — 667 с. — ISBN 9785392219612. Архивная копия от 10 октября 2017 на Wayback Machine
  4. 4,0 4,1 Гальперин, Ю. М. Воздушный казак Вердена. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 332 с. — ISBN 5-235-00997-5. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2015. Архивировано 5 мая 2015 года.
  5. 5,0 5,1 Эскадрилья MS 3. Из истории.. Дата обращения: 29 апреля 2015. Архивировано 19 февраля 2015 года.
  6. Эскадрилья DO 22. Из истории.. Дата обращения: 30 апреля 2015. Архивировано 12 мая 2015 года.
  7. Маркуша, А. М. Собрание сочинений, т.3. — М.: Издательский Дом «Вестник Воздушного флота», 2002. — 607 с. — ISBN 5-901808-04-5.
  8. Билл Брайсон. Беспокойное лето 1927. — Litres, 2017-10-01. — 616 с. — ISBN 9785040766789. Архивная копия от 10 октября 2017 на Wayback Machine
  9. Jules Vedrines. La Vie d'un Aviateur. — Batzendorf, France, 2002. — 586 с. — (L'officine Biographie). — ISBN 2-914614-20-9.

Литература

Ссылки