Сеанс (журнал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Журнал «Сеанс»»)
Сеанс
Специализация киноведческий журнал
Периодичность ежеквартальный
Язык русский
Адрес редакции 197101, Санкт-Петербург,
Каменноостровский проспект, 10
Главный редактор Василий Степанов
Страна  СССР
 Россия
Издатель «Сеанс»
Дата основания 1990
ISSN печатной версии 0136-0108
Веб-сайт seance.ru

«Сеанс» — чёрно-белый журнал о кино, издаётся в Санкт-Петербурге. Основан в 1989 году Любовью Аркус и Александром Голутвой. Выходил два раза в год с 1990 года, с 1997 по 2004 год выпуск издания был приостановлен. С 2017 года выходит ежеквартально. С 2020 года главным редактором является Василий Степанов.

История

Журнал «Сеанс» был создан в 1989 году по инициативе Любови Аркус при поддержке директора киностудии «Ленфильм» Александра Голутвы[1][2].

Первый номер вышел в мае 1990 года[1]. С 1994 года «Сеанс» начал издательскую, а с 1997 года — научно-исследовательскую деятельность. Издание журнала было приостановлено на 6 лет и возобновилось в 2004 году.

По предложению Константина Эрнста с 2006 по 2013 год «Сеанс» являлся соавтором и консультантом программы «Закрытый показ» Александра Гордона[3].

С 2008 года «Сеанс» совместно с продюсером Артёмом Васильевым инициировал работу над проектом «Кино открытого действия» — серией роликов социальной рекламы, посвященной детям, находящимся в различных группах риска. Были проведены съёмки трех пилотов[неизвестный термин], которые осуществили продюсер Артём Васильев, режиссёры Сергей Бодров-старший, Павел Костомаров и Александр Расторгуев, операторы Алишер Хамидходжаев и Фёдор Лясс, звукорежиссёр Максим Беловолов, актеры Артур Смольянинов и Максим Лагашкин[4].

В апреле 2014 года «Сеанс» провёл первую в Санкт-Петербурге Ретроспективу Стэнли Кубрика, в рамках которой в кинотеатре «Аврора» было показано четыре фильма Кубрика, а гостем Ретроспективы стал продюсер Ян Харлан[5]. В сентябре 2014 года «Сеанс» совместно с CoolConnections организовал в рамках кинофестиваля «Амфест» первую в России Ретроспективу Уэса Андерсона, которая прошла в пяти городах[6].

Главный редактор «Сеанс» Василий Степанов в Ельцин-центре, 9 октября 2022 года

В июле 2020 года был выпущен юбилейный 75-й номер журнала[7]. Параллельно с печатной версией в формате толстых черно-белых тематических двойных номеров «Сеанс» существует в режиме онлайн: Seance.ru — ежедневный портал о кино и культуре. В качестве приложения к сайту и печатному номеру с 2012 года начали активно развиваться паблики журнала «Сеанс» в социальных сетях.

Темы и авторы

По характеристике кинокритика Зинаиды Пронченко, «если в середине 2010-х „Сеанс“ казался слишком хитро устроенным для здравого смысла», то в 2020-х он оказался на передовой борьбы за здравый смысл[8].

Статьи в журнале посвящены актуальным событиям в российском и мировом кино, а через их интерпретацию — в современном обществе и культуре[1].

Авторы журнала — Аркадий Ипполитов, Олег Ковалов, Татьяна Москвина, Константин Мурзенко, Андрей Плахов, Дмитрий Савельев, Авдотья Смирнова, Михаил Трофименков, Илья Осколков-Ценципер, Алексей Гусев, Константин Шавловский, Василий Степанов, Лилия Шитенбург, Мария Кувшинова, Борис Нелепо, Алексей Васильев. Среди авторов не только профессиональные киноведы и кинокритики, но и философы, искусствоведы, литературоведы и писатели. Статьи для «Сеанса» писали Михаил Ямпольский, Виктор Топоров, Александр Секацкий, Наталья Трауберг, Екатерина Андреева, Елена Фанайлова, Самуил Лурье, Дмитрий Быков и другие[2].

Журнал быстро зарекомендовал себя как серьёзное искусствоведческое издание. Подводя итоги последнего десятилетия XX века, Дмитрий Быков назвал «Сеанс» «главным синефильским журналом 90-х» и охарактеризовал позицию его авторов как «исключительно эстетскую», поскольку «для них жизнь — только тема искусства и существует в их сознании лишь в той степени, в какой этим искусством запечатлена»[9]. По мнению Глеба Морева, «Сеанс» «объединил новую кино- и арт-критику с новой литературой и журналистикой» и оказался «едва ли не единственным журнальным проектом 90-х, сочетавшим петербургскую разборчивость с доскональным знанием контекста и ясным пониманием задач»[10].

Издательство

В 1993 году при журнале было основано издательство «Сеанс», выпускающее сборники сценариев (серия «Библиотека кинодраматурга»), монографии о режиссёрах, книги о кино.

В 1994 году вышла первая книга — «Сокуров»[11] — сборник творческих материалов и критических статей, посвящённый работам режиссёра Александра Сокурова.

В 2000—2005 годах усилиями «Сеанса» была создана семитомная энциклопедия «Новейшая история отечественного кино», охватывающая «переходный период от Горбачёва до Путина»[1].

С 2004 по 2014 год издательством «Сеанс» было выпущено более 50 книг о кино, искусстве и истории[12]. К 2020-му число опубликованных изданий превысило 100[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Елена Фанайлова. Сеанс длится 20 лет. Радио «Свобода» (14 марта 2010). Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Редакция журнала «Сеанс». «Сеанс». Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  3. Телеведущий Александр Гордон: «Хватит доставлять зрителю удовольствие!». Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 11 мая 2013 года.
  4. Кино открытого действия. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 19 декабря 2011 года.
  5. Официальный сайт Ретроспективы Стэнли Кубрика (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 20 июля 2014 года.
  6. Официальный сайт Ретроспективы Уэса Андерсона (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  7. «Мы делаем “Сеанс” для себя». Lenizdat (23 августа 2020). Дата обращения: 2 декабря 2022.
  8. Анисимова, Е., Пронченко, З. «Без "Сеанса" не было бы любви» — кинокритик Зинаида Пронченко о лучшем черно-белом журнале о кино. «Собака» (5 августа 2021). Дата обращения: 1 декабря 2022.
  9. Дмитрий Быков. 90-е. Сады скорпиона. «Искусство кино» (№ 1, январь 2001). Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  10. Глеб Морев. На фоне глянца. «Русский журнал» (24 апреля 2000). Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 9 июня 2011 года.
  11. Книга «Сокуров», 1994. Дата обращения: 2 июля 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
  12. Книги издательства «Сеанс». «Сеанс». Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  13. «Искусство кино» VS «Сеанс»: кто стал главным киножурналом в России?. SygMa (18 июня 2020). Дата обращения: 1 декабря 2022.

Ссылки