Железная дорога Ижевск — Балезино

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Линия Ижевск — Балезино
Общая информация
Состояние действующая
Обслуживание
Дата открытия 1943
Технические данные
Протяжённость 146 км

Железная дорога Иже́вск — Балезино́ — однопутная железная дорога, на участке Ижевск — Балезино, с тепловозной тягой в Удмуртии[1], построенная в годы Великой Отечественной войны. Фактически заканчивается на станции Пибаньшур, а не Балезино.

В настоящее время является частью Ижевского отделения Горьковской железной дороги. Железная дорога проходит по территории города Ижевска, Завьяловского, Якшур-Бодьинского, Игринского и Балезинского районов Удмуртии.

История

Железная дорога Ижевск — Балезино (Европейская часть России)
Красная точка
Ижевск
Красная точка
Балезино
Памятник строителям дороги на станции Балезино.

Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 года и приказу Наркома путей сообщения СССР, от 30 ноября 1941 года[2], с 1 января 1942 года. Целью строительства было сокращение времени транспортировки угля и древесины с севера на оборонные заводы. Так как к началу строительства большинство мужчин было призвано в армию, дорогу строили в основном женщины и подростки. К строительству в порядке трудовой повинности были привлечены колхозники — 12 000 человек пеших и 4 000 конных[3]. В соответствии с постановлением Совнаркома УАССР и бюро Удмуртского обкома ВКП(б), от 25 декабря 1941 года, первые секретари районных комитетов ВКП(б) и председатели исполнительных комитетов районных советов были обязаны организовать вывод рабочей силы, а также обеспечить строителей инструментами (пилы, топоры, лопаты, ломы, кирки и клинья), продуктами питания, тёплой одеждой, а лошадей — фуражом.

Строительство

Строительство началось в январе 1942 года. Основной рабочей силой были мобилизованные на строительство колхозники, в строительстве принимали участие 29 районов Удмуртской АССР. Строительство в основном велось вручную, на всём участке работало только два экскаватора[4], основным транспортом служили лошади. Работать приходилось в очень трудных условиях. Сначала прорубалась просека, выкорчёвывались пни, затем в зависимости от рельефа насыпалась насыпь или выкапывалась выемка. Всего за время строительства было выполнено более 3 миллионов кубометров земляных работ, произведённых в основном вручную.

Максимальный выход работников был организован в июне и июле 1942 года, когда на трассе ежедневно трудилось до 24 тысяч пеших работников и 7,5 тысяч подвод. В марте 1943 года было открыто рабочее движение, а окончательно строительство завершено в 1944 году. В период с 1943 по 1944 годы по дороге перевезено 1,6 миллионов тонн различных грузов[4].

Условия труда

Из рапорта строителей железной дороги Ижевск — Балезино, колхозников Удмуртской АССР И. В. Сталину от 6 октября 1943 года[2]:

… Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание — работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…

Из воспоминаний М. Е. Сабуровой[4]:

… Поселились мы в огромном логу, вблизи от села. Построили временное жильё — подобие землянок. В вырытые ямы поставили столбы, сверху накидали жердей и укрыли всё это хвойными лапами. Внутри выкопали нары и укрыли их так же, как и крышу… Работали весь световой день… Техники никакой не было, а работали за кусок хлеба… В бане ни разу не мылись… одежда и обувь превратились в лохмотья…

Особенно трудно приходилось в зимние месяцы, когда промерзшую землю с трудом брали ломы. Из-за отсутствия нормального жилья, негде было просушить одежду. За работу строители получали по 800 граммов хлеба в день, денег не платили. В результате изнурительного труда, голода, болезней и несчастных случаев многие работники погибли[источник не указан 2189 дней].

Современное состояние

В настоящее время по дороге ходит один пригородный поезд: Ижевск — Балезино, пассажирские поезда Пермь — Новороссийск, Пермь — Адлер, Ижевск — Санкт Петербург и так далее, а также товарные составы.

С 1960-х годов неоднократно обсуждался вопрос об электрификации дороги, но окончательное решение так и не принято[источник не указан 2189 дней].

Перейти к шаблону «Агрыз — Пибаньшур» 
ул. Карла Маркса
1087,3
00,0
Агрыз I
2,1
Горочный пост
4,0
4 км
Из Кичево
6,0
6 км
5,0
5 км
8,8
9 км
11,4
Юски
16,6
17 км
19,9
Совхозный
22,3
Лудзя
26,6
27 км
31,0
31 км
Улица Пойма
Ранжирный парк
33,3
144,3
Ижевск
≈25кВ
нет
Улица Голублева
34,3
Ижевск парк II
ст. Пробный
ОАО «Ижсталь»
ул. Голублёва
р. Иж
←ул. Партизанская
Красноармейская→
ул. Володарского
39,2
Позимь
←Линейный пер.
Мельничная ул.→]]
45,0
45 км
94А-1
51.5
линии ЗАО «ИППЖТ»  
94Н-198
50,0
50 км
+12
Осень 
депо ЗАО «ИППЖТ»
+10
Карлутка
+9
Заря
Копровый проезд
недостроенный путепровод
+7
Старки
+6
Тонково
(ТЭЦ-2)
Литейная
+2
Восход
51.5
94Н-198
53,5
Вожой
IJK
94Р-1
ст. Долгушка
Завьяловский район
Воткинский район
57,5
58 км
61,0
61 км
94Н-103
63,5
Июль
р. Июль
94Н-108
70,0
70 км
74,2
Болгуры
78,0
78 км
на Волковский карьер
и Воткинский гидроузел
94Р-3
86,4
Кварса
94Р-4
95,0
95 км
0
Камская
(1) 94Р-4
депо
ул. Локомотивная
Красноармейская ул.
Метляки94Н-110
10
Фертики
11
14
Беркуты
18
Галёво
97,2
Воткинск
94Н-110
94Р-4
99,8
ВНГРЭ «Удмуртнефть»
Улица Азина
Кирпичная улица
ОАО «Ижсталь»
Улица Телегина
МеталлКомплект
14-я улица
Улица Баранова
«Увинский» вокзал
Пер. Инвентарный
Постольская УЖД
Ул. Лесозаводская
ЗЯБ №8
?
Лесозаводская
135,2
Заводская
ул. Дачная
р. Люк
На Ува I
23,3
121,0
Люкшудья
115,0
Пестовка
УЖД т/пр «Чернушка-Вожойка»
110,7
Угловой
Угловая УЖД
105,0
105 км
р. Чур
99,9
Чур
91,6
Кекоран
88,0
88 км
Лумповская УЖД
82,0
Пастухово
77,0
Лынга
УЖД Пастуховского ЛПХ
69,5
Лоза
УЖД Лозинского ЛПХ
63,0
63 км
57,7
Кушья
49,0
49 км
р. Годекшурка
44,4
Игра
Игринская УЖД
35,1
Меньил
УЖД с/з «Факел»
р. Люк
23,0
Люк
УЖД Верхнелюкского л/п
12,1
Андрейшур
4,5
5 км
УЖД Поломского т/пр
2,4
Зилай
1213,2
Пибаньшур
Перейти к шаблону «Свеча — Чепца» 
Свеча — Чепца
↓↑≈25кВ Буй
816,8
Свеча
819,4
819,3
СЕВ ЖД
ГОР ЖД
820,9
821 км
824,9
Юма
р. Юма
832,8
Капиданцы
838.0
838 км
841,8
Ацвеж
846,0
846 км
853,5
Ронжино
856,9
857 км
860,2
Даровица
861,8
862 км
Даровская улица 33К-005
↓↑≈25кВ На Нижний Новгород
868,8
809,0
Котельнич I
Советская улица
873,5
Белая
875,6
Мокрицы
879,4
Васёвка
887,7
Марадыковский
891,5
892 км
894,2
Быстряги
900,1
901 км
902,8
Шалегово
906,6
907 км
914,3
Оричи
920,3
Социалистическая
927,8
Стрижи
929,9
930 км
Победиловский тракт 33Р-120
932,2
932 км
934,8
Цапели
?
Лянгасово парк А
?
Лянгасово парк Б
?
Лянгасово-депо
?
Лянгасово-Сорт.
941,3
00,0
Лянгасово-Пасс.
На Матанцы
943,6
Дачная
947,6
Чухломинский
950,6
Ломовская
Советский тракт 33Р-008
На Котлас-Южный
955,9
00,0
Киров-Пасс.
962,4
Красносельский
967,5
Поздино
975,9
Полой
982,2
Мутница
Каркинская дорога
+10,9
Чепецкая
992,0
00,0
Бумкомбинат
1002,2
Просница
1010,0
Конып
1012,0
1012 км
1018,1
Луговой
1020,3
1021 км
1025,0
1025 км
1028,1
Ардаши
1032,1
Береговой
1040,7
Рехино
1046,0
1046 км
1050,5
Кордяга
1054,0
1054 км
1059,7
Зуевка
1069,3
Коса
1076,1
Черноус
1083,5
Леваны
1091,3
Фалёнки
1096,0
1096 км
1099,0
1099 км
1101,1
Князи
р. Сада
Кировская область
Удмуртия
1107,9
Сада
1113.0
1113 км
1115,1
Бачумово
1120,0
1120 км
На Крутоборку
200,0
Лесная
198,0
Полевой
195,0
Заводская
193,0
Сорда
181,0
Верхнекамская
179,0
180,0
Г-К ЖД
ГОР ЖД
172,0
173 км
166,5
о.п. Фосфоритная
155,0
Светлополянск
144,9
Кирс
137,2
Гарь
123,4
Пещёра
117,1
Котчиха
108,1
Шлаковая
101
Лесные Поляны
91,0
92 км
84,8
Тонкино
73,2
Озёрница-Кировская
60,8
Стальная
44,2
Шахровский
28,6
Струговской
Кировская область
Удмуртия
29,5
Перелом
22,0
23 км
15,1
Пудемский
7,0
8 км
1,9
Яр парк В
На Верхнекамская
1125,3
00,0
Яр
1127,0
1127 км
1130,0
Дизьмино
1135,0
Балышур
1142,9
Кожиль
1147,0
1147 км
1149,5
1150 км
1151,9
Убыть
Кировская улица
улица Циолковского
1162,1
Глазов
Красногорский тракт
1169,0
1169 км
1173,9
Безум
1176,6
1177 км
1180,5
Туктым
1185,1
1186 км
1189,0
1189 км
1192,2
Балезино
~25 кВ
=3 кВ
1198,0
Диньшур
р. Кеп
1207,1
Шур
1213,2
Пибаньшур
На Ижевск
1217,6
Пост 1217 км
1221,9
1222,0
ГОР ЖД
СВРД ЖД
1223,0
Чепца
Пермь II

Примечания

  1. Железнодорожный транспорт Удмуртии, на сайте Министерства промышленности и транспорта УР (недоступная ссылка)
  2. 2,0 2,1 Е. М. Ушакова. Дорога Ижевск — Балезино: историческая правда. Государственная архивная служба Удмуртской Республики. Дата обращения: 14 декабря 2012. Архивировано 10 марта 2009 года.
  3. ЦДНИ Удмуртской Республики, ф. 16, оп. 1, д. 3281, л.7 — 11.
  4. 4,0 4,1 4,2 История Удмуртии: XX век / О. И. Васильева, П. Н. Дмитриев, К. И. Куликов, Л. Н. Бехтерева, И. К. Калинин, Н. А. Родионов, В. С. Воронцов, С. Л. Бехтерев — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7691-1649-8

Ссылки

  • ЦДНИ Удмуртской Республики, ф. 16, оп. 1, д. 3281, л.7 — 11.