Перейти к содержанию

Ладыженский, Ефим Бенционович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ефим Бенционович
Ладыженский
Ефим ЛадыженскийЕфим Ладыженский
Дата рождения 1911(1911)
Место рождения Одесса
Дата смерти 1982(1982)
Место смерти Иерусалим

Ефим Бенционович Ладыженский (1911, Одесса, Российская империя — 1982, Иерусалим, Израиль) — советский театральный художник, живописец.

Учился на театральном отделении Одесского художественного института (1927—1931), в том числе рисунку — у Ю. Р. Бершадского.

Работал художником в театрах Краснодара, Ташкента, Ашхабада и Москвы.

В Москве жил и работал с 1936 года.

Художественный оформитель спектаклей (свыше 70), в том числе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, «Женитьба» Н. В. Гоголя, постановки пьес А. Н. Арбузова, В. С. Розова и других драматургов, эскизы декораций и костюмов к неосуществленным постановкам: «Закат» Исаака Бабеля, комедии В. В. Маяковского, опера на либретто Эдуарда Багрицкого «Дума про Опанаса».

С 1939 года в составе Союза советских художников.

Автор художественных циклов: трагический, посвященный людям, пережившим Гражданскую войну «Бабель — Конармия», лирический и ностальгический «Одесса — город моего детства», включивший картины «Кафе Бывший Фанкони», «Привоз», «Ресторан на бульваре Фельдмана», «Толчок», «Засолка скумбрии», «Наш театр горит» и многие другие, цикл, посвященный писателю Исааку Бабелю. Кроме И. Бабеля Ефим Ладыженский иллюстрировал С. Маршака, В. Катаева, Э. Багрицкого, цикл «Каркасы», написанный в 1970-е обнажает трагическое восприятие художника.

В 1978 году Ефим Ладыженский репатриировался в Израиль. Перед выездом он уничтожил около двух тысяч работ из-за невозможности оплатить их вывоз, а 30 картин из цикла «Бабель — Конармия» (повторенных позднее в графике) передано Министерству культуры Советского Союза в обмен на разрешение вывезти некоторые произведения последних лет.

За четыре года работы в Израиле Ладыженский завершил циклы «Вечный жид», «Автопортреты» (полные щемящих сюрреалистических сопоставлений) и другие, создал ряд отдельных работ, в том числе «Колючку» — портрет самого жизнестойкого растения. Его три персональные выставки были высоко оценены израильскими критиками, отмечавшими виртуозное мастерство и откровенность самовыражения художника.

Покончил жизнь самоубийством.

Альбомы

  • Е.Ладыженский. Город моего детства, М., 1975
  • Ефим Ладыженский. Личность и творчество, Москва, 2007
  • Ефим Ладыженский. Рисунок, акварель, темперв, Израиль, 2009

Ссылки