1000 имён Вишну

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Дургама»)

Список 1000 имён Вишну из «Вишну-сахасранамы»:

  1. Вишва — Тот, кто распространяется на всё сущее;
  2. Вишну — Всеохватный;
  3. Вашаткара — Тот, кому творят жертвенные восклицания;
  4. Бхутабхавьябхаватпрабху — Господь прошлого, настоящего и будущего;
  5. Бхутакрит — Создатель всего сущего;
  6. Бхутабхрит — Поддерживающий всё сущее;
  7. Бхава — Сущий;
  8. Бхутатма — Всеобщая душа;
  9. Бхутабхавана — Творец всего сущего;
  10. Путатма — Чистая душа;
  11. Параматма — Высшая душа;
  12. Муктанам парама гатих — Высшая цель освобождённых душ;
  13. Авьяя — Непреходящий;
  14. Пуруша — Наслаждающийся;
  15. Сакши — Свидетель;
  16. Кшетраджна — Знающий поле;
  17. Акшара — Неразрушимый;
  18. Йога — Тот, на ком сосредоточен ум во время йога-медитации;
  19. Йогавидамнета — Духовный проводник всех йогов;
  20. Прадханапуруша Ишвара — Господь как Прадханы (Пракрити), так и Пуруши;
  21. Нарасимхавапу — Тот, кто принимает форму человека с головой льва;
  22. Шриман — Господин Шри (или Тот, кто обладает прекрасными качествами и атрибутами);
  23. Кешава — Тот, кто убил демона Кеши;
  24. Пурушоттама — Высший Пуруша;
  25. Сарва — Воплощение всех вещей;
  26. Шарва — Убивающий стрелами (грешников);
  27. Шива — Милостивый;
  28. Стхану — Недвижимый;
  29. Бхутади — Начало всего сущего;
  30. Нидхиравьяя — Тот, в Ком растворяются все вещи во время разрушения вселенной;
  31. Самбхава — Источник;
  32. Бхавана — Рождающийся по собственному желанию;
  33. Бхарта — Всеобщий защитник;
  34. Прабхава — Источник первичных элементов;
  35. Прабху — Могущественный, Господин;
  36. Ишвара — Господь всего сущего;
  37. Сваямбху — Саморождённый;
  38. Шамху — Дающий счастье;
  39. Адитья — Тот, кто есть Пуруша золотого цвета в солнечном диске, сын Адити;
  40. Пушкаракша — Лотосоокий;
  41. Махасвана — Громогласный;
  42. Анадинидхана — Тот, кто не имеет ни начала, ни конца;
  43. Дхата — Поддерживающий вселенную;
  44. Видхата — Предопределяющий все действия и их плоды;
  45. Дхатуруттама — Высший Брахма;
  46. Апрамея — Неизмеримый;
  47. Хришикеша — Господь чувств;
  48. Падманабха — Тот, из чьего пупка растёт изначальный вселенский лотос;
  49. Амарапрабху — Господь богов (бессмертных);
  50. Вишвакарма — Ваятель вселенной;
  51. Ману — Священный текст (Тот, кто явил себя в форме Вед)
  52. Твашта — Тот, кто ослабляет или истощает все вещи;
  53. Стхавиштха — Широчайший;
  54. Стхавира Дхрува — Древний Дхрува (Стойкий);
  55. Аграхья — Неуловимый;
  56. Шашвата — Вечный;
  57. Кришна — Тёмный, иссиня-чёрный;
  58. Лохитакша — Красноглазый;
  59. Пратардана — Убивающий живые существа во время уничтожения вселенной;
  60. Прабхута — Богатый знанием, могуществом, и т. д.;
  61. Трикакубдхама — Тот, кто пребывает в трёх частях (верхней, средней и нижней) каждого существа;
  62. Павитра — Очищающий;
  63. Парамангала — Высшее благо;
  64. Ишана — Правящий;
  65. Пранада — Тот, кто побуждает действовать жизненное дыхание;
  66. Прана — Олицетворение жизненного дыхания;
  67. Джьештха — Величайший;
  68. Шрештха — Красивейший;
  69. Праджапати — Господь потомства;
  70. Хираньягарбха — Несущий золотой зародыш (вселенной) в своём чреве;
  71. Бхугарбха — Несущий Землю в своём чреве;
  72. Мадхава — Сладчайший, или Супруг богини процветания;
  73. Мадхусудана — Убийца демона Мадху;
  74. Ишвара — Всемогущий;
  75. Викрами — Доблестный;
  76. Дханви — Вооружённый луком;
  77. Медхави — Величайший учёный;
  78. Викрама — Путешествующий по вселенной (на Гаруде);
  79. Крама — Воплощение порядка;
  80. Ануттама — Непревзойдённый;
  81. Дурадхарша — Труднодостижимый;
  82. Критагья — Знающий все действия;
  83. Крити — Воплощение действия;
  84. Атмаван — Тот, кто пребывает в своём «Я»;
  85. Суреша — Господь всех богов (суров);
  86. Шаранам — Прибежище всего сущего;
  87. Шарма — Воплощение высочайшего блаженства;
  88. Вишварета — Тот, чьё семя — вселенная;
  89. Праджабхава — Источник всего сущего;
  90. Аха — Воплощение дня;
  91. Самватсара — Воплощение года;
  92. Вьяла — Змей (из-за того, что Он неохватный);
  93. Пратьяя — Воплощение веры;
  94. Сарвадаршана — Всевидящий;
  95. Аджа — Нерождённый;
  96. Сарвешвара — Всеобщий Господь;
  97. Сиддха — Совершенный;
  98. Сиддхи — Воплощение совершенства;
  99. Сарва-ади — Начало всего сущего;
  100. Ачьюта — Неразрушимый, вечный;
  101. Вришакапи — Человеко-обезьяна;
  102. Амеятма — Неизмеримая душа;
  103. Сарвайогавинихшрита — Стоящий в стороне от любых форм связи;
  104. Васу — Благостный, или Павака из 8 Васу (Бх. Г. 10.23);
  105. Васумана — Чистый умом (свободный от гнева, ненависти, гордости, и т. д.);
  106. Сатья — Истина;
  107. Саматма — Тот, чьи качества во всём равны друг другу;
  108. Асаммита — Неизмеримый;
  109. Сама — Неизменный;
  110. Амогха — Плодотворный;
  111. Пундарикакша — Тот, чьи глаза подобны лепесткам лотоса;
  112. Вришакарма — Справедливый;
  113. Вришакрити — Воплощение справедливости;
  114. Рудра — Ревущий, жертвенный огонь;
  115. Бахушира — Многоглавый;
  116. Бабхру — Коричневый, поддерживающий вселенную;
  117. Вишвайони — Источник вселенной;
  118. Шучишрава — Славный, знаменитый;
  119. Амрита — Бессмертный;
  120. Шашватастхану — Вечный и неизменный;
  121. Варароха — Безупречный всадник, или Лучший из высших;
  122. Махатапа — Великий аскет, или Тот, кто своим жаром побуждает Пракрити явить вселенную;
  123. Сарвага — Идущий во всех направлениях (пронизывающий вселенную);
  124. Сарвавидбхану — Всеобщий светоч знания;
  125. Вишваксена — Тот, чьи войска везде (в виде Его преданных), или Тот, кто своим взглядом разгоняет войска демонов во всех направлениях;
  126. Джанардана — Тот, о ком все думают, Восхищающий всех;
  127. Веда — Воплощение Веды;
  128. Ведавид — Знающий все Веды;
  129. Авьянга — Знающий все разделы (анги) Вед;
  130. Веданга — Воплощение Веданг (вспомогательных разделов Вед);
  131. Ведавит — Тот, кто даёт интерпретацию Вед;
  132. Кави — Мудрец, или Поэт;
  133. Локадхьякша — Управляющий всеми мирами;
  134. Сурадхьякша — Управляющий всеми богами (сурами);
  135. Дхармадхьякша — Управляющий всеми религиями;
  136. Критакрита — Тот, кто одновременно и причина, и следствие, или тот, кто одновременно и действие и бездействие;
  137. Чатуратма — Тот, у которого четыре «Я» (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха);
  138. Чатурвьюха — Имеющий четыре формы (перечисленные выше);
  139. Чатурдамштра — Тот, у кого четыре клыка (в форме Нрисимхи);
  140. Чатурбхуджа — Четырёхрукий;
  141. Бхраджишну — Сияющий;
  142. Бходжана — Дающий пищу;
  143. Бхокта — Питающий;
  144. Сахишну — Терпеливый, снисходительный;
  145. Джагададиджа — Тот, кто существовал до возникновения вселенной;
  146. Анагха — Безупречный, безгрешный;
  147. Виджая — Победоносный;
  148. Джета — Победитель;
  149. Вишвайони — Материальная причина появления вселенной;
  150. Пунарвасу — Восстанавливающий благо;
  151. Упендра — Младший брат индры;
  152. Вамана — Родившийся карликом;
  153. Прамшу — Гигант;
  154. Амогха — Тот, чьи действия никогда не бывают тщетными;
  155. Шучи — Очищающий;
  156. Урджита — Наделённый бесконечной мощью;
  157. Атиндра — Превосходящий индру во всех отношениях;
  158. Самграха — Принимающий всех (своих преданных);
  159. Сарга — Олицетворение творения;
  160. Дхритатма — Стойкий, неизменный;
  161. Нияма — Тот, то поддерживает все существа в их деяниях;
  162. Яма — Контролирующий сердца всех живых существ;
  163. Ведья — Тот, кого нужно познать;
  164. Вайдья — Высший целитель;
  165. Садайоги — Тот, кто всегда занят йогой;
  166. Вираха — Тот, кто сражает великих демонов, чтобы восстановить справедливость;
  167. Мадхава — Сладостный;
  168. Мадху — Мёд (для Его преданных);
  169. Атиндрия — Тот, кто за пределами материальных чувств;
  170. Махамайя — Обладающий великой силой иллюзии;
  171. Махотсаха — Обладающий неодолимой мощью;
  172. Махабала — Превосходящий всех силой;
  173. Махабуддхи — Превосходящий всех разумом;
  174. Махавирья — Превосходящий всех мощью;
  175. Махашакти — Превосходящий всех способностями;
  176. Махадьюти — Превосходящий всех сиянием или славой;
  177. Анирдешьявапу — Тот, чьё тело невозможно узреть (или ощутить другими материальными чувствами);
  178. Шриман — Господь Шри;
  179. Амеятма — Тот, чью душу не могут постичь ни люди, ни боги;
  180. Махадридхрик — Держащий великую гору (гору Мандара в форме Черепахи);
  181. Махешваса — Великий лучник;
  182. Махибхарта — Поддерживающий землю (на Своём клыке в образе Вепря);
  183. Шриниваса — Тот, на чьей груди пребывает Шри;
  184. Сатамгати — Прибежище праведных;
  185. Анируддха — Неуправляемый;
  186. Сурананда — источник блаженства богов;
  187. Говинда — Тот, кто наслаждается гимнами, которые поют Ему преданные;
  188. Говиндампати — Разрушающий несчастья тех, кто Его знает;
  189. Маричи — Полный сияния;
  190. Дамана — Смиритель, победитель;
  191. Хамса — Лебедь (принявший форму лебедя, чтобы поведать Брахме Веды);
  192. Супарна — Летающий на Прекраснокрылом, Гаруде;
  193. Бхуджаготамма — Высший из Змеев (Аната Шеша);
  194. Хираньянабха — Тот, чей пупок золотого цвета (из-за растущей из него вселенной);
  195. Сутапа — Великий аскет;
  196. Падманабха — Тот, чей пупок подобен лотосу, или Тот, из чьего пупка растёт вселенский лотос;
  197. Праджапати — Господь потомства, Господь всех живых существ;
  198. Амритью — Превосходящий смерть;
  199. Сарвадрик — Всевидящий;
  200. Симха — Герой, лев;
  201. Сандхата — Тот, кто соединяет людей с плодами их действий;
  202. Сандхиман — Тот, кто сам наслаждается плодами всех действий;
  203. Стхира — Крепкий, стойкий;
  204. Аджа — Тот, кто вечно пребывает в движении;
  205. Дурмаршана — Неуправляемый;
  206. Шаста — Воплощение предписаний;
  207. Вишрутатма — Наслаждающийся самим собой;
  208. Сурариха — Убивающий врагов богов (суров).
  209. Гуру — Всеобщий учитель;
  210. Гуру-уттама — Высший учитель (учитель даже для тех, кто сам есть учитель для мира, например, для Брахмы);
  211. Дхама — Место прибежища всех живых существ;
  212. Сатья — истина;
  213. Сатьяпаракрама — истинно отважный;
  214. Нимиша — Быстрый, как мигание в глазу;
  215. Анимиша — Немигающий (всегда видящий, что происходит);
  216. Срагви — Носящий гирлянду из неувядающих цветов;
  217. Вачаспатир-ударадхи — Мудрый господин речи;
  218. Аграни — Первейший;
  219. Грамани — Вождь;
  220. Шриман — Наделённый всей красотой;
  221. Ньяя — Тот, в кого возвращаются все вещи, Закон;
  222. Нета — Проводник;
  223. Самирана — Вызывающий действия, Ветер;
  224. Сахасрамурдха — Тысячеглавый;
  225. Вишватма — Душа вселенной;
  226. Сахасракша — Тысячеглазый;
  227. Сахасрапат — Тысяченогий;
  228. Авартана — Тот, кто по своему желанию заставляет вселенную вращаться;
  229. Нивриттатма — Необусловленная душа;
  230. Самврита — Скрытый (от людей, привязанных к мирскому);
  231. Сампрамардана — Сокрушающий своих врагов;
  232. Ахассамвартака — Тот, кто движет течение дня (персонификация Солнца);
  233. Вахни — Тот, кто доставляет жертвы богам (персонификация Агни);
  234. Анила — Воплощённый ветер;
  235. Дхаранидхара — поддерживающий Землю (в форме Шеши);
  236. Супрасада — Самый милостивый;
  237. Прасаннатма — Чистая душа;
  238. Вишвадхрик — Поддерживающий вселенную;
  239. Вишвабхуг — Наслаждающийся вселенной;
  240. Вибху — Тот, кто являет бесконечное могущество;
  241. Саткарта — Тот, кто чтит богов, Риши и своих преданных;
  242. Саткрита — Тот, кому поклоняются;
  243. Садху — Ведущий прямо к цели;
  244. Джахну — Тот, кто возвращает все вещи в себя во время растворения вселенной;
  245. Нараяна — Возлежащий на водах, или Всеобщее прибежище людей;
  246. Нара — Обладающий человеческой формой;
  247. Асамкхьея — С неисчислимым количеством форм;
  248. Апрамеятма — С неизмеримой душой;
  249. Вишишта — Отличный от всего;
  250. Шиштакрит — Обучающий;
  251. Шучи — Тот, кто очищает весь мир;
  252. Сиддхартха — Тот, кто наделяет успехом, удачей;
  253. Сиддхасамкалпа — Тот, чьи желания всегда исполняются;
  254. Сиддхида — Тот, кто наделяет блаженством;
  255. Сиддхисадхана — Тот, кто дарует совершенство тем, кто ему поклоняется;
  256. Вришахи — Тот, кто превосходит самого Индру своими качествами;
  257. Вришабха — Даритель наград;
  258. Вишну — Всепроникающий;
  259. Вришапарва — Крепко скроенный;
  260. Вришодара — С крепким животом (или Тот, кто защищает Индру, как мать ребёнка в утробе);
  261. Вардхана — Тот, кто увеличивает (блаженство в своих преданных);
  262. Вардхамана — Тот, кто увеличивается, чтобы стать широкой вселенной;
  263. Вивикта — Отделённый от всего;
  264. Шрутисагара — Вместилище океана Священных Писаний;
  265. Субхуджа — Прекраснорукий;
  266. Дурдхара — Тот, кого трудно носить или рожать матери;
  267. Вагми — С проникновенной речью;
  268. Махендра — Господь всех богов;
  269. Васуда — Дающий богатство;
  270. Васу — Превосходный;
  271. Наикарупа — Обладающий множеством форм;
  272. Брихадрупа — Обладающий гигантской (вселенской) формой;
  273. Шипивишта — Пронизанный лучами;
  274. Пракашана — Светящийся, или Тот, кто побуждает проявляться все вещи;
  275. Оджастеджодьютидхара — исполненный великой силы, энергии и сияния;
  276. Пракашатма — Видимый тем, кто Ему поклоняется;
  277. Пратапана — Сжигающий врагов своим жаром;
  278. Риддха — Богатый (качествами);
  279. Спашта-акшара — Тот, кто поведал Веды Брахме;
  280. Мантра — Воплощение мантр;
  281. Чандрамшу — Тот, кто умиротворяет своих почитателей, сжигаемых материальными привязанностями, подобно тому, как лучи Луны охлаждают всех живых существ;
  282. Бхаскарадьюти — Наполненный сверкающим сиянием, подобно Солнцу;
  283. Амритамшудбхава — Тот, из чьего ума явилась Луна;
  284. Бхану — Сияющий;
  285. Шашабинду — Тот, на ком есть знак зайца (олицетворение Луны);
  286. Сурешвара — Господь всех богов;
  287. Аушадха — Великое лекарство (для болезни материальной привязанности);
  288. Джагатас-сету — Причина вселенной;
  289. Сатьядхармапаракрама — Тот, кто исполнен правды, закона и отваги;
  290. Бхутабхавьябхаванатха — Защитник всех существ, в прошлом, настоящем и будущем;
  291. Павана — Спаситель;
  292. Павана — Чистый;
  293. Анала — Огонь;
  294. Камаха — Тот, кто гасит вожделение в своих преданных;
  295. Камакрит — Тот, кто создаёт вожделение;
  296. Канта — Самый приятный;
  297. Кама — Тот, кого желают все существа;
  298. Камапрадха — Тот, кто дарует исполнение всех желаний;
  299. Прабху — Величайший, Господь;
  300. Юга-адикрит — Тот, кто создал четыре юги;
  301. Югаварта — Тот, кто вызывает последовательную смену юг;
  302. Наикамайя — Обладающий различными видами иллюзии (или энергии);
  303. Махашана — Величайший из едоков (так как он «проглатывает» все вещи в конце каждой кальпы);
  304. Адришья — Невидимый (для тех, кто Ему не поклоняется);
  305. Вьяктарупа — Проявленная форма (в виде вселенной);
  306. Сахасра-джит — Тот, кто побеждает тысячи врагов;
  307. Ананта-джит — Тот, кто побеждает бесконечное число врагов.
  308. Вшта — Желанный, или Тот, кому творят жертвоприношения;
  309. Авишишта — Неразличимый (для тех, кто Ему не полоняется);
  310. Шиштаишта — Желанный для мудрецов;
  311. Шикханди — Носящий пучок павлиньих перьев в своей короне;
  312. Нахуша — Тот, кто поражает все живые существа своей иллюзией;
  313. Вриша — Воплощение дхармы (бык);
  314. Кродхаха — Тот, кто побеждает свой гнев, или Тот, кто уничтожает гнев поклоняющихся Ему;
  315. Кродхакриткарта — Тот, кто создаёт гнев в демонах и совершает все действия;
  316. Вишвабаху — Тот, кто держит вселенную в своих руках;
  317. Махидхара — Тот, кто поддерживает Землю;
  318. Ачьюта — Тот, кто не падает со своего положения;
  319. Пратхита — Знаменитый;
  320. Прана — Жизненное дыхание;
  321. Пранада — Тот, кто дарует жизнь;
  322. Васавануджа — Младший брат Васавы (индры);
  323. Апамнидхи — Резервуар всех вод вселенной;
  324. Адхиштхана — Всеобщая основа;
  325. Апраматта — Бдительный, внимательный;
  326. Пратиштхита — Покоящийся в самом себе;
  327. Сканда — Текущий нектаром;
  328. Скандадхара — Поддерживающий путь праведности;
  329. Дхурья — Несущий тяжесть вселенной;
  330. Варада — Дающий дары;
  331. Ваювахана — Несущийся на ветре;
  332. Васудева — Тот, кто пронизывает вселенную и играет в ней, или Сын Васудевы;
  333. Брихадбхану — Ярко сияющий;
  334. Адидева — Первый из богов (дэвов);
  335. Пурандара — Разрушитель городов;
  336. Ашока — Уносящий горе, печаль;
  337. Тарана — Перевозящий на другую сторону (океана материального существования);
  338. Тара — Спаситель;
  339. Шура — Храбрец;
  340. Шаури — Внук Шуры, отца Васудевы;
  341. Джанешвара — Господь всех живых существ;
  342. Анукула — Благосклонный, дружественный;
  343. Шатаварта — Нисходящий на землю сто раз, или Носящий сто локонов;
  344. Падми — Держащий в руке цветок лотоса;
  345. Падма-нибхекшана — Тот, чьи глаза подобны лепесткам лотоса;
  346. Падманабха — Тот, из чьего пупка растёт вселенский лотос;
  347. Аравиндакша — Лотосоокий;
  348. Падмагарбха — Покоящийся на лотосе;
  349. Шарирабхрит — Поддерживающий материальные тела живых существ;
  350. Махарддхи — Облагающий огромными богатствами;
  351. Риддха — Возрастающий;
  352. Вридхатма — Древняя душа;
  353. Махакша — Наделённый большими очами;
  354. Гаруда-дхваджа — Тот, у кого на знамени — Гаруда;
  355. Атула — Бесподобный, непревзойдённый;
  356. Шарабха — Шарабха (мифическое животное, обитающее в снежных горах, с восемью ногами, сильнее льва и слона);
  357. Бхима — Грозный;
  358. Самаяджна — Знающий все, что случилось во времени (в истории);
  359. Хавирхари — Уносящий (или принимающий) возлияния на жертвенный огонь;
  360. Сарвалакшана-лакшанья — Носитель всех благоприятных знаков или качеств;
  361. Лакшмиван — Тот, кто всегда с Лакшми, или Тот, на чьей груди всегда покоится удача;
  362. Самитиньджая — Всегда побеждающий в битвах;
  363. Викшара — Неубывающий, неисчезающий;
  364. Рохита — Тот, у кого красный цвет тела, или Тот, кто становится разъярённым ко врагам поклоняющихся Ему;
  365. Марга — Тот, кого всегда ищут, или Тот, кто является путём для своих преданных;
  366. Хету — изначальная причина;
  367. Дамодара — С верёвкой вокруг живота (когда Мама Яшода привязала Его к ступе);
  368. Саха — Терпеливый;
  369. Махидхара — Поддерживающий Землю;
  370. Махабхага — Великая удача;
  371. Вегаван — Очень быстрый;
  372. Амиташана — Поедающий бесконечное количество пищи, или Дающий всем существам неограниченное пропитание;
  373. Удбхава — источник творения;
  374. Кшобхана — Вызывающий эмоции, потрясающий;
  375. Дэва — Тот, кто великолепно сияет, или Тот, кто радостно играет;
  376. Шригарбха — Содержащий в себе Шри (в форме вселенной), или Сосуд всех прекрасных качеств;
  377. Парамешвара — Верховный Господь;
  378. Карана — Средство осуществления;
  379. Карана — Причина;
  380. Карта — Действующая сила;
  381. Викарта — Тот, кто вносит разнообразие во вселенную;
  382. Гахана — Тот, кого невозможно постичь;
  383. Гуха — Тайный, или Тот, кто скрывается от непреданных (за покровом иллюзии);
  384. Вьявасая — имеющий определённость, точно знающий сам себя;
  385. Вьявастхана — Основа;
  386. Самстхана — Тот, в ком все покоится во время растворения вселенной;
  387. Стханада — Дающий окончательное прибежище тем, кто Ему поклоняется;
  388. Дхрува — Твёрдый;
  389. Парарддхи — Наделённый благими качествами;
  390. Парамаспашта — Тот, чьё величие несомненно;
  391. Тушта — Удовлетворённый, полный счастья;
  392. Пушта — Лелеемый, или Совершенный;
  393. Шубхекшана — С благодатным взором;
  394. Рама — Радующий, вызывающий восторг;
  395. Вирама — Тот, перед кем все становятся бессильными;
  396. Вираджа — Чистый, Безупречный;
  397. Марга — Путь;
  398. Нея — Тот, кто позволяет собой управлять своим преданным;
  399. Ная — Воплощение мудрости или благородного поведения;
  400. Аная — Тот, кого невозможно совратить, заставить вести себя неблагородно;
  401. Вира — Герой;
  402. Шактиматам-шрештха — Величайший из наделённых мощью;
  403. Дхарма — Воплощение добродетели;
  404. Дхармавид-уттама — Величайший из знающих дхарму.
  405. Вайкунтха — Убирающий препятствия (на пути преданности);
  406. Пуруша — Первочеловек, источник вселенной;
  407. Прана — Жизненная сила;
  408. Пранада — Дарующий жизнь;
  409. Пранава — Тот, кому кланяются с почтением;
  410. Притху — Широкий, распространившийся на всю вселенную;
  411. Хираньягарбха — Несущий во чреве золотой зародыш вселенной;
  412. Шатрунгхна — Убийца врагов;
  413. Вьяпта — Наполненный (любовью и привязанностью к своим бхактам);
  414. Ваю — Тот, кто движется (к своим преданным);
  415. Адхокшаджа — Не ослабевающий;
  416. Риту — Олицетворение времен года;
  417. Сударшана — Тот, чья прекрасная внешность вызывает восторг у тех, кто Его видит;
  418. Кала — Тот, кто ослабляет всех, или Тот, кто ведёт счёт всему (олицетворение времени);
  419. Парамештхи — Стоящий во главе, высочайший;
  420. Париграха — Окружающий со всех сторон;
  421. Угра — Грозный;
  422. Самватсара — Тот, в ком все пребывает;
  423. Дакша — Способный, одарённый;
  424. Вишрама — Место отдыха, или Тот, кто дарует отдых всем живым существам;
  425. Вишвадакшина — Расположенный ко всем;
  426. Вистара — Тот, в ком распростёрта вселенная;
  427. Стхавара-стхану — Тот, кто покоится, и в ком покоятся все вещи;
  428. Прамана — Эталон, или Авторитет;
  429. Биджамавьяя — Неразрушимое семя;
  430. Артха — Цель, или Тот, о ком думают;
  431. Анартха — Тот, у кого нет цели (так как все Его желания исполняются);
  432. Махакоша — Великая сокровищница (любви);
  433. Махабхога — Великий источник наслаждения;
  434. Махадхана — Обладающий великим богатством;
  435. Анирвинна — Никогда не унывающий;
  436. Стхавиштха — Неизмеримый, огромный;
  437. Абху — Нерождённый;
  438. Дхармаюпа — Столп дхармы;
  439. Махамакха — Олицетворение великого жертвоприношения;
  440. Накшатра-неми — Понуждающий вращаться созвездия;
  441. Накшатри — Тот, в ком покоятся звезды (вселенская форма);
  442. Кшама — Терпеливый;
  443. Кшама — Сжигающий дотла (все вещи во время растворения вселенной);
  444. Самихана — Усердный;
  445. Яджна — Жертвоприношение;
  446. Иджья — Тот, кому поклоняются;
  447. Махеджья — Величайший из тех, кому поклоняются;
  448. Крату — Тот, кому поклоняются путём жертвоприношений-крату (когда на алтарь приносится жертвенное животное, типа ашвамедхи);
  449. Сатрам — Тот, кому поклоняются путём жертвоприношений-сатрам;
  450. Сатамгати — Прибежище верующих, или Путь верующих;
  451. Сарвадарши — Всевидящий;
  452. Вимуктатма — Тот, чья душа никогда не бывает связана узами материи;
  453. Сарваджна — Всеведущий;
  454. Джнанамуттамам — Тот, кто обладает величайшим знанием;
  455. Суврата — исполняющий прекрасные клятвы (защищать тех, кто сдаётся, и т. п.);
  456. Сумукха — Красивый ликом;
  457. Сукшма — Тонкий, труднопостижимый;
  458. Сугхоша — Тот, у кого приятный голос, или Тот, кто издаёт приятные звуки (играя на флейте);
  459. Сукхада — Дарующий счастье;
  460. Сухрит — Добросердечный;
  461. Манохара — Похищающий сердце;
  462. Джитакродха — Побеждающий гнев;
  463. Вирабаху — Тот, у кого сильные руки;
  464. Видарана — Рассекающий (демонов);
  465. Свапана — Погружающий в глубокий сон;
  466. Сваваша — Находящийся под контролем только самого себя, независимый;
  467. Вьяпи — Тот, кто пронизывает вселенную;
  468. Наикатма — Тот, у кого бесконечное количество форм;
  469. Наика-карма-крит — Тот, у кого бесконечное количество игр;
  470. Ватсара — Тот, кто живёт во всех существах;
  471. Ватсала — Тот, кто привязан к своим преданным;
  472. Ватси — Тот, у кого множество телят, или Тот, у кого множество детей, которых Он защищает, как телят;
  473. Ратнагарбха — Тот, у кого внутри множество сокровищ (олицетворение океана);
  474. Дханешвара — Господь всех богатств;
  475. Дхармагуп — Защитник дхармы;
  476. Дхармакрит — Создатель дхармы;
  477. Дхарми — Основа дхармы;
  478. Сат — Вечно сущий;
  479. Асат — Не существующий (в форме майи, иллюзии), или Не существующий для тех, кто Ему не поклоняется;
  480. Кшара — Тот, кто подвержен разрушению (в форме вселенной);
  481. Акшара — Неразрушимый;
  482. Авиджнята — Тот, кто наделяет невежеством обусловленные существа;
  483. Сахасрамшу — Тот, у кого тысяча лучей (олицетворение Солнца);
  484. Видхата — Тот, кто раздаёт, распределяет блага;
  485. Криталакшана — Создатель отличительных знаков или признаков;
  486. Гарбхастинеми — Тот, кто держит сияющий диск, сударшана-чакру, или Тот, кто является центром неисчислимых лучей света (олицетворение Солнца);
  487. Саттвастха — Тот, кто обитает в сердцах преданных, или Тот, кто пребывает во всех живых существах;
  488. Симха — Сильный, мощный (лев);
  489. Бхутамахешвара — Высший Господь всех живых существ;
  490. Адидева — Древнейший или первейший из богов (девов);
  491. Махадева — Великий Бог;
  492. Девеша — Правитель богов;
  493. Девабхритгуру — Учитель того, кто поддерживает богов (индры);
  494. Уттара — Высший, или Спаситель;
  495. Гопати — Защитник коров, или Защитник Вед;
  496. Гопта — Защитник, спаситель;
  497. Джняна-гамья — Тот, кого постигают знанием;
  498. Пуратана — Древний;
  499. Шарирабхутабхрит — Поддерживающий элементы, из которых состоит тело;
  500. Бхокта — Наслаждающийся;
  501. Капиндра — Царь обезьян (в форме Рамы);
  502. Бхури-дакшина — Раздающий обильные жертвенные дары (в виде освобождения).
  503. Сомапа — Пьющий сому на каждом жертвоприношении;
  504. Амритапа — Пьющий амриту;
  505. Сома — Олицетворение напитка сома или Луны;
  506. Пуруджит — Побеждающий множество врагов;
  507. Пурусаттама — Лучше всех;
  508. Виная — Карающий, или Лучший из правителей;
  509. Джая — Победитель, или Покорённый своими преданными;
  510. Сатьясамдха — Тот, чьи обещания всегда правдивы;
  511. Дашарха — Достойный даров, или Лучший из племени дашархов (ядавов);
  512. Саттватампати — Защитник племени саттватов (ядавов);
  513. Джива — Тот, кто поддерживает живые существа (дживы);
  514. Винайита-сакши — Видящий (усилия) проповедующих (бхакти);
  515. Мукунда — Освобождающий, дарующий мокшу;
  516. Амитавикрама — Тот, чьи шаги неизмеримы, бесконечны;
  517. Амбхонидхи — Тот, в ком покоятся воды (олицетворение океана);
  518. Анантатма — Бесконечная душа;
  519. Маходадхишая — Возлежащий на водах Великого океана;
  520. Антака — Кладущий конец вселенной;
  521. Аджа — Нерождённый;
  522. Махарха — Чрезвычайно ценный;
  523. Свабхавья — Самосущий;
  524. Джитамитра — Побеждающий недругов, или Тот, кто помогает преданным победить врагов бхакти (гнев, вожделение, и т. д.);
  525. Прамодана — Вызывающий радость, восторг у своих преданных;
  526. Ананда — Воплощение блаженства;
  527. Нандана — Наделяющий блаженством;
  528. Нанда — Обладающий тем, что вызывает блаженство;
  529. Сатьядхарма — Тот, кто истинно соблюдает дхарму;
  530. Тривикрама — Тот, кто тремя шагами покрыл вселенную, или Тот, кто пронизывает три Веды;
  531. Махарши Капилачарья — Великий провидец и учитель Капила (коричнево-красный);
  532. Критаджня — Тот, кто знает все, что совершается, или Тот, кто знает своё творение (вселенную);
  533. Мединипати — Защитник Земли;
  534. Трипада — Тот, чья форма — пранава-мантра, состоящая из трёх букв, или Тот, кто покорил вселенную тремя шагами, или Господь прошлого, настоящего и будущего;
  535. Тридашадхьякша — Спаситель тридцати трёх (богов);
  536. Махашринга — С большими клыками (в форме Варахи), или С большим рогом (в форме Матьси);
  537. Критантакрит — Создатель Кританты («Конца дел», имя Смерти);
  538. Махавараха — Великий Вепрь;
  539. Говинда — известный в Ведах;
  540. Сушена — Тот, у кого прекрасные дротики, или Тот, у кого прекрасное войско (в виде богов или преданных);
  541. Канакангади — Украшенный золотыми браслетами;
  542. Гухья — Скрытый;
  543. Габхира — Глубокий или тайный;
  544. Гахана — Непроницаемый, неизъяснимый;
  545. Гупта — Спрятанный, секретный;
  546. Чакрагададхара — Тот, кто держит диск (чакру) и булаву (гаду).
  547. Ведха — Создатель;
  548. Сванга — Пропорциональный, с красивыми членами тела;
  549. Аджита — Непобедимый;
  550. Кришна — Тот, кто всегда погружен в блаженство, или Кришна Двайпаяна Вьяса, разделивший Веды;
  551. Дридха — Твёрдый, прочный;
  552. Самкаршана-ачьюта — Вечный соединяющий или вспахивающий землю;
  553. Варуна — Тот, кто охватывает;
  554. Варуна — Сын Варуны (Васиштха или Агастья — оба аватары Вишну);
  555. Врикша — Тот, кто даёт прибежище своим преданным, подобно дереву, дающему тень путнику, или Твёрдый, как дерево;
  556. Пушкаракша — Лотосоокий;
  557. Махамана — Широких взглядов, остроумный, очень умный;
  558. Бхагаван — Достойный поклонения, или Наделённый шестью совершенствами;
  559. Бхагаха — Убийца демона Бхаги, или Тот, кто разрушает шесть совершенств во время пралайи;
  560. Ананди — Воплощение блаженства;
  561. Ванамали — Украшенный гирляндой из лесных цветов;
  562. Халаюдха — Держащий плуг в своей руке;
  563. Адитья — Сын Адити (в форме Ваманы), или Сын Деваки (которая была Адити в предыдущем воплощении);
  564. Джьотирадитья — Сияющий, как Солнце (Адитья);
  565. Сахишну — Терпеливый, снисходительный;
  566. Гатисаттама — Лучшее прибежище;
  567. Судханва — Вооружённый прекрасным луком;
  568. Кхандапарашу — Со сломанным топором (Парашурама);
  569. Даруна — Суровый, беспощадный (к тем, кто свернул с пути праведности);
  570. Дравинапрада — Наделяющий богатством;
  571. Дивахсприк — Касающийся небес;
  572. Сарвадрик Вьяса — Всевидящий Вьяса;
  573. Вачаспатир-айониджа — Властелин речи, не рождённый женщиной;
  574. Трисама — Воспеваемый в трёх лучших саманах;
  575. Самага — Поющий саманы (гимны Сама-Веды);
  576. Сама — Воплощение Сама-веды;
  577. Нирвана — Тот, кто разрушает мирские привязанности;
  578. Бхешаджа — Лекарство;
  579. Бхишак — Лекарь;
  580. Санньясакрит — Тот, кто учит пути санньясы для достижения мокши, или Тот, кто показывает путь шаранагати своему преданному;
  581. Шама — Воплощение смирения, или Тот, кто учит укрощать гнев своих преданных;
  582. Шанта — Тот, чей ум всегда спокоен;
  583. Ништха — Объект сосредоточения для преданных, или Стабильное прибежище для всего во время пралайи;
  584. Шанти — Мир;
  585. Параяна — Наилучшая цель;
  586. Шубханга — Прекрасно сложенный;
  587. Шантида — Дарующий мир душе;
  588. Срашта — Создатель;
  589. Кумуда — играющий с наслаждением в объятиях Земли (изображая человека в различных нара-лилах);
  590. Кувалешая — Возлежащий на водяной лилии;
  591. Гохита — Заботящийся о коровах, или Заботящийся о своих преданных;
  592. Гопати — Царь пастухов, или Господь;
  593. Гопта — Защитник коров, или Защитник своих преданных;
  594. Вришабхакша — Волоокий;
  595. Вришаприя — Любимый добродетельными;
  596. Аниварти — Никогда не отступающий;
  597. Нивриттатма — Душа, не привязанная к мирским объектам;
  598. Самкшепта — Тот, кто сворачивает все вещи в тонкое состояние во время пралайи;
  599. Кшемакрит — Дарующий покой или освобождение своим преданным;
  600. Шива — Благостный, счастливый;
  601. Шриватсавакша — Носящий дарующий благо знак шриватсы (завиток волос) на своей груди;
  602. Шриваса — Прибежище Шри;
  603. Шрипати — Супруг Шри;
  604. Шриматамвара — Лучший из обладающих богатством, или Лучший из знатоков Вед.
  605. Шрида — Дающий богатство и славу;
  606. Шриша — Господь богатства и славы, или Господь Шри;
  607. Шриниваса — Прибежище Шри, или Тот, кто всегда обитает в чистосердечных;
  608. Шринидхи — Океан богатства и славы;
  609. Шривибхавана — Наделяющий всех богатством и славой по их карме;
  610. Шридхара — Тот, кто держит Шри у себя на груди;
  611. Шрикара — Тот, кто создаёт богатство и славу;
  612. Шрея — Самый лучший;
  613. Шриман — Обладающий всеми видами богатств;
  614. Локатраяашрая — Прибежище всех трёх миров;
  615. Свакша — Прекрасноокий;
  616. Сванга — Тот, у кого красивые члены, хорошо сложенный;
  617. Шатананда — Тот, у кого бесконечное количество источников блаженства;
  618. Нанди — Воплощение высшего блаженства;
  619. Джьотирганешвара — господь всех светил;
  620. Виджитатма — Победивший свой ум, или Тот, чей ум побеждён Его преданными;
  621. Авидхеятма — Тот, кто ни перед кем не склоняется;
  622. Саткирти — истинно знаменитый;
  623. Чхиннасамшая — Тот, кто рассеивает все сомнения;
  624. Удирна — Возвышенный, или Высочайший;
  625. Сарваташчакшу — Видимый всеми (в форме вселенной), или Тот, кто видит во все стороны;
  626. Аниша — Тот, у кого нет господина;
  627. Шашватастхира — Вечно сущий, всегда стойкий;
  628. Бхушая — Покоящийся на земле (в форме мурти);
  629. Бхушана — Украшенный;
  630. Бхути — Богатство своих преданных;
  631. Вишока — Никогда не скорбящий;
  632. Шока-нашана — Уносящий все скорби своих преданных;
  633. Арчишман — Ярко сияющий;
  634. Арчита — Тот, кому поклоняются;
  635. Кумбха — Тот, в ком заключена вселенная (сосуд);
  636. Вишуддхатма — С чистой душой;
  637. Вишодхана — Очиститель;
  638. Анируддха — Свободный, не встречающий препятствий;
  639. Апратиратха — Тот, у кого нет равных соперников в битве;
  640. Прадьюмна — Наисильнейший;
  641. Амитавикрама — Тот, чьи шаги неизмеримы, бесконечны;
  642. Каланеминиха — Убийца демона Каланеми, или Разрушитель колеса времени;
  643. Вира — Герой;
  644. Шаури — Потомок племени Шура (ядавы);
  645. Шураджанешвара — Царь племени Шура, или Господь отважных;
  646. Трилокатма — Душа трёх миров;
  647. Трилокеша — Господь трёх миров;
  648. Кешава — Тот, чьи волосы ярко сияют;
  649. Кешиха — Убийца демона Кеши;
  650. Хариагха — Единый, кто разрушает самсару вместе с невежеством, являющимся её причиной[1]; С жёлтым или зелёным оттенком кожи, или Уносящий все грехи (преданных)
  651. Камадева — исполняющий все желания, или Тот, кого желают преданные;
  652. Камапала — Защитник желаний, или Защитник тех, кто Его желает;
  653. Ками — Олицетворение желания;
  654. Канта — Очаровательный;
  655. Критагама — Создатель Агам, Священных Писаний, или источник Крита-юги;
  656. Анирдешья-вапу — Тот, чью форму невозможно описать;
  657. Вишну — Всепроникающий, всеохватывающий;
  658. Вира — Быстро двигающийся;
  659. Ананта — Бесконечный;
  660. Дхананьджая — Завоеватель богатств, или Тот, кто воплотился, как Арджуна;
  661. Брахманья — Приверженный Священным Писаниям, или Дружелюбный к брахманам;
  662. Брахмакрит — Создатель молитв или Вед;
  663. Брахма — Господь Брахма;
  664. Брахма — Брахман;
  665. Брахма-вивардхана — Увеличивающий священное знание;
  666. Брахмавид — Знающий Священные Писания;
  667. Брахмана — Тот, кто воплощён в брахманах;
  668. Брахми — Тот, кто породил Господа Брахму;
  669. Брахмаджна — Знающий внутренний смысл Вед;
  670. Брахманаприя — Тот, кто дорожит брахманами, или Тот, кто дорог брахманам;
  671. Махакрама — Широко шагающий;
  672. Махакарма — Великий деятель;
  673. Махатеджа — Ярко сияющий;
  674. Махорага — Великий змей (Ананта, Васуки, и т. д.)
  675. Махакрату — Великое жертвоприношение;
  676. Махаяджва — Тот, кто проводит великие жертвоприношения;
  677. Махаяджня — Тот, кому поклоняются, проводя великие жертвоприношения;
  678. Махахави — Воплощение великого приношения, дара;
  679. Ставья — Тот, кого прославляют в гимнах (ставах);
  680. Ставаприя — Тот, кто любит гимны, в которых Его славят;
  681. Стотра — Воплощение восхваления;
  682. Стути — Воплощение воспевания;
  683. Стота — Восхваляющий тех, кто поёт или слагает Ему гимгы;
  684. Ранаприя — Любящий битвы;
  685. Пурна — Полный, целый, наполненный;
  686. Пурайита — Тот, кто наполняет, или удовлетворяет (своих преданных);
  687. Пунья — Очищающий;
  688. Пуньякирти — Тот, прославление кого очищает;
  689. Анамая — Устраняющий болезни;
  690. Маноджава — Быстрый, как мысль;
  691. Тиртхакара — источник всех святых вод или мест паломничества;
  692. Васурета — источник света, сияния;
  693. Васупрада — Дающий богатство;
  694. Васупрада — Дающий славу и знатность;
  695. Васудева — Сын Васудевы;
  696. Васу — Тот, в ком обитают все существа, или Тот, кто живёт в сердцах всех существ;
  697. Васумана — Тот, у кого благостный ум;
  698. Хави — Жертвенный дар;
  699. Садгати — Путь для добродетельных;
  700. Саткрити — Делающий добро;
  701. Сатта — Воплощение бытия;
  702. Садбхути — Единственный реально существующий;
  703. Сатпараяна — Высшая цель для благодетельных;
  704. Шурасена — Тот, у кого храброе войско, или Потомок шурасенов (ядавов);
  705. Ядушрештха — Самый выдающийся из ядавов;
  706. Санниваса — Прибежище добродетельных;
  707. Суямуна — Блаженно играющий на берегах Ямуны.
  708. Бхутаваса — Прибежище всех живых существ;
  709. Васудева — Благостный Бог;
  710. Сарвасунилая — Всеобщее прибежище и поддержка;
  711. Анала — Всепожирающий (олицетворение огня);
  712. Дарпаха — Разрушитель гордыни;
  713. Дарпада — Наделяющий гордостью (своих преданных);
  714. Дрипта — Олицетворение гордости;
  715. Дурдхара — Тот, кого трудно контролировать;
  716. Апараджита — Непобедимый;
  717. Вишвамурти — Тот, чья форма — вселенная;
  718. Махамурти — Тот, чья форма безмерна;
  719. Диптамурти — Тот, чья форма сияет;
  720. Амуртиман — Тот, у кого нет одной определённой формы;
  721. Анекамурти — Тот, кто являет различные формы;
  722. Авьякта — Непроявленный;
  723. Шатамурти — Тот, у кого сотни форм;
  724. Шата-анана — Тот, у кого множество лиц;
  725. Эка — Единственный, уникальный;
  726. Наика — Тот, кого много (посредством майи);
  727. Сава — Сок сомы, или Жертвоприношение, где выжимают такой сок;
  728. Ка — Сияющий;
  729. Ким — Тот, о ком задают вопросы искатели истины;
  730. Ят — Тот, из кого все произошло;
  731. Тат — Тот, кто разворачивает вселенную в видимую форму, или тот, кого Веды называют «Тот, То»;
  732. Падам-уттама — Высшая цель;
  733. Локабандху — Тот, кто обуславливает джив (своей энергией маха-майи);
  734. Локанатха — Защитник миров;
  735. Мадхава — Потомок племени Мадху (ядавов);
  736. Бхактаватсала — Привязанный к преданным;
  737. Суварнаварна — С золотистым цветом кожи;
  738. Хеманга — С золотистыми членами тела;
  739. Варанга — Тот, у кого красивые члены тела;
  740. Чанданангади — Украшенный сандаловой пастой и браслетами;
  741. Вираха — Сражающий героев в битве;
  742. Вишама — Тот, кому нет равного;
  743. Шунья — Лишённый недостатков;
  744. Гхриташи — Тот, кто орошает мир богатствами, или Воришка масла;
  745. Ачала — Непоколебимый;
  746. Чала — Подвижный (в форме ветра);
  747. Амани — Непостижимый умом;
  748. Манада — Дарующий духовное знание;
  749. Манья — Тот, кого все уважают;
  750. Локасвами — Господь миров;
  751. Трилока-дхрит — Поддерживающий три мира;
  752. Сумедха — Разумный, мудрый;
  753. Медхаджа — Рождённый в жертвоприношении;
  754. Дханья — Благостный;
  755. Сатьямедха — Честный, правдивый;
  756. Дхарадхара — Держащий гору (Говардхан);
  757. Теджовриша — Проливающий сияние;
  758. Дьютидхара — Наделённый величием;
  759. Сарва-шастра-бхритам-вара — Лучший из воинов, владеющих всеми видами оружия;
  760. Праграха — Милостиво принимающий (поклонение преданных);
  761. Ниграха — Смиряющий своих врагов;
  762. Вьягра — Бесконечный;
  763. Наикашринга — Многорогий (олицетворение солнца со множеством лучей);
  764. Гадаграджа — Старший брат Гады (Кришна);
  765. Чатурмурти — Тот, у которого четыре формы;
  766. Чатурбаху — Четырёхрукий;
  767. Чатурвьюха — Тот, из кого явились четыре Пуруши;
  768. Чатургати — Цель четырёх Варн и четырёх ашрамов;
  769. Чатуратма — Тот, у кого четыре души (или четыре «я»);
  770. Чатурбхава — источник четырёх (варн, ашрамов, пурушартх, и т. д.)
  771. Чатурведа-вид — Знаток четырёх Вед;
  772. Экапат — Тот, у кого живым существам видна только одна четверть;
  773. Самварта — Тот, кто являет творение снова и снова, циклично;
  774. Анивриттатма — Не отвращающийся ни от чего (так как Он вездесущ);
  775. Дурджая — Непобедимый;
  776. Дуратикрама — Непреодолимый;
  777. Дурлабха — Труднодостижимый;
  778. Дургама — Тот, до кого трудно добраться;
  779. Дурга — Тот, к кому трудно попасть;
  780. Дураваса — Тот, чьё местожительство труднодостижимо;
  781. Дурариха — Тот, кто сражает злонамеренных врагов, или Тот, кто рассеивает злые мысли своих преданных;
  782. Шубханга — С приятными членами тела;
  783. Локасаранга — Объект преданности миров;
  784. Сутанту — Тот, у кого достойное потомство;
  785. Тантувардхана — Тот, у кого множество потомков;
  786. индракарма — Тот, кто действует с пользой для индры;
  787. Махакарма — Тот, кто делает великие дела;
  788. Критакарма — Тот, кто раз за разом создаёт творение, и т. д.;
  789. Крита-агама — Создатель Священных Писаний;
  790. Удбхава — Рождающийся по собственному желанию;
  791. Сундара — Красивый;
  792. Сунда — Сочувствующий;
  793. Ратнанабха — С украшенным драгоценными камнями пупком;
  794. Сулочана — Тот, чьи глаза околдовывают;
  795. Арка — Тот, кого прославляют;
  796. Ваджасана — Тот, кто кормит все творение;
  797. Шринги — Тот, у кого есть рог (в форме Матьси);
  798. Джаянта — Завоеватель;
  799. Сарвавиджджаи — Завоеватель сердец всезнающих мудрецов;
  800. Суварнабинду — Тот, чьи члены тела подобны золоту;
  801. Акшобхья — Невозмутимый;
  802. Сарвавагишварешвара — Господь всех «господ речи»;
  803. Махахрада — Величайшее озеро;
  804. Махагарта — Обладатель великой колесницы;
  805. Махабхута — Величайшее существо;
  806. Маханидхи — Великое сокровище.
  807. Кумуда — Радующий землю, или Носящий гирлянду из синих лилий;
  808. Кундара — Тот, кто принимает подношения в виде цветов кунда;
  809. Кунда — Тот, кто красив, как цветок кунды;
  810. Парджанья — Проливающий, подобно дождевой туче, свою милость на преданных;
  811. Павана — Очищающий;
  812. Анила — Тот, у кого нет хозяина;
  813. Амритамша — Пьющий амриту;
  814. Амритавапу — Воплощение бессмертия;
  815. Сарваджня — Всеведающий;
  816. Сарватомукха — Тот, у кого лица обращены во все стороны;
  817. Сулабха — Легко достижимый;
  818. Суврата — Тот, кто всегда исполняет свои обеты;
  819. Сиддха — Достигший своей цели, совершенный;
  820. Шатруджит — Побеждающий врагов;
  821. Шатру-тапана — Карающий врагов;
  822. Ньягродха — «Растущий вниз» (священное дерево баньян (Fícus benghalénsis L.Фикус бенгальский), как олицетворение духовного мира, символ Вишну);
  823. Удумбара — Священное дерево удумбара (Fícus racemosa L. (1753)Фикус кистевидный);
  824. Ашваттха — Священное дерево ашваттха (Fícus religiosa L. (1753)Фикус священный), символ сансары;
  825. Чанурандхра-нишудана — Убийца борца Чануры и разрушитель страны андхров;
  826. Шахасрарчи — Тот, у кого тысячи лучей;
  827. Саптаджихва — Тот, у кого семь языков (в форме огня);
  828. Саптаидха — Сжигающий семь видов топлива (в форме огня);
  829. Саптавахана — Тот, в чьей колеснице — семь коней (в форме Солнца);
  830. Амурти — Тот, у кого нет (материальной) формы;
  831. Анагха — Безгрешный;
  832. Ачинтья — Непостижимый;
  833. Бхаякрит — Вызывающий страх (у врахов);
  834. Бхаянашана — Уничтожающий все страхи (у своих преданных);
  835. Ану — Мельчайший (в форме атома);
  836. Брихат — Величайший;
  837. Криша — Тончайший;
  838. Стхула — Огромный, широчайший;
  839. Гунабхрит — Поддерживающий три гунны материальной природы, или Наделённый всеми трансцендентными качествами;
  840. Ниргуна — Лишённый материальных качеств;
  841. Махан — Великий;
  842. Адхрита — Тот, у кого нет поддержки кроме него самого, или Неудержимый;
  843. Свадхрита — Поддерживающий сам себя;
  844. Свасья — Знаменитый;
  845. Прагвамша — Тот, от кого появилось самое первое в мире потомство;
  846. Вамшавардхана — Увеличивающий своё потомство;
  847. Бхарабхрит — Держащий тяжесть (планет на своих клобуках в виде Ананты);
  848. Катхита — Тот, о ком рассказывают (Священные Писания и преданные);
  849. Йоги — Связывающий всё, или Лучший из йогов;
  850. Йогиша — Господь практикующих йогу;
  851. Сарвакамада — исполняющий все желания;
  852. Ашрама — Место отдохновения для преданных;
  853. Шрамана — Тот, кто делает усилия ненапрасными (предоставляя возможность павшим йогам в следующей жизни продолжить с того места, где они остановились);
  854. Кшама — Терпеливый, выносливый;
  855. Супарна — Прекраснокрылый (в форме Хамсы, Гаруды, и т. д.)
  856. Ваювахана — Тот, чьё средство передвижения — ветер;
  857. Дханурдхара — Держащий лук;
  858. Дханурведа — В совершенстве знающий искусство сражения с луком;
  859. Данда — Наказание;
  860. Дамайита — Покоритель врагов;
  861. Дама — Смиритель врагов;
  862. Апараджита — Непобедимый;
  863. Сарвасаха — Превосходящий, побеждающий всех;
  864. Ниянта — Направляющий;
  865. Анияма — Тот, у кого нет вышестоящего;
  866. Аяма — Неподвластный Яме (смерти);
  867. Саттваван — контролирующий саттва-гуну;
  868. Саттвика — исполненный благости;
  869. Сатья — истинный, или Абсолютная истина;
  870. Сатья-дхарма-параяна — Конечная цель истинной религии;
  871. Абхипрая — Цель преданных;
  872. Приярха — Заслуживающий любви;
  873. Арха — Достойный поклонения;
  874. Приякрит — Тот, кто совершает желанные действия;
  875. Притивардхана — Увеличивающий блаженство своих преданных;
  876. Вихаясагати — Движущийся в небе (Солнце), или Путь к своему высшему прибежищу;
  877. Джьоти — Самосветящийся;
  878. Суручи — Прекрасно сияющий, или Великое блаженство;
  879. Хута-бхудж — Поедающий жертвенные дары (Агни);
  880. Вибху — Пребывающий везде;
  881. Рави — Солнце во время летнего солнцестояния;
  882. Вирочана — Сияющий;
  883. Сурья — Являющий всё, или Просвещающий;
  884. Савитар — Наделяющий жизнью, оживляющий;
  885. Рави-лочана — Тот, у кого глаз — Солнце;
  886. Ананта — Бесконечный;
  887. Хута-бхудж — Поедающий жертвенные дары;
  888. Бхокта — Наслаждающийся;
  889. Сукхада — Дарующий счастье;
  890. Наикаджа — Рождавшийся много раз;
  891. Аграджа — Рождённый в благородной или знатной семье;
  892. Анирвинна — Никогда не падающий духом;
  893. Садамарши — Терпеливый к ошибкам хороших людей;
  894. Локадхиштанам — Опора миров;
  895. Адбхута — изумительный;
  896. Санат — Воплощение времени или вечности;
  897. Санатанатама — Самый древний;
  898. Капила — С коричнево-жёлтым цветом тела;
  899. Капи — Принимающий форму обезьяны (Ханумана);
  900. Авьяя — Вечный;
  901. Свастида — Дарующий благо;
  902. Свастикрит — Творящий благо;
  903. Свасти — Воплощение блага;
  904. Свастибхук — Защитник блага;
  905. Свастидакшина — Дающий благо, как дакшину, своим преданным
  906. Араудра — Не гневающийся;
  907. Кундали — Украшенный серьгами;
  908. Чакри — Вооружённый чакрой (диском);
  909. Викрами — Отважный;
  910. Урджиташасана — Твёрдо наставляющий, или Твёрдо правящий;
  911. Шабдатига — Тот, кого невозможно описать словами;
  912. Шабдасаха — Несущий слова Священных Писаний (людям);
  913. Шишира — Освежающий, или Охлаждающий (гнев в своих преданных);
  914. Шарварикара — Создатель ночи;
  915. Акрура — Нежный;
  916. Пешала — Мягкий, деликатный;
  917. Дакша — Тот, в ком растёт вселенная;
  918. Дакшина — Приятный, привлекательный;
  919. Кшаминамвара — Лучший из прощающих;
  920. Видваттама — Лучший из знающих;
  921. Витабхая — Устраняющий страхи, или Лишённый страха;
  922. Пунья-шравана-киртана — Тот, слушание и воспевание чьих имен очищает;
  923. Уттарана — Переправляющий на другой берег океана материального существования;
  924. Душкритиха — Сражающий творящих зло;
  925. Пунья — Очиститель;
  926. Дух-свапна-насана — Устраняющий кошмары, плохие сны;
  927. Вираха — Сражающий героев в битве;
  928. Ракшана — Защитник;
  929. Санта — Щедро наделяющий, одаряющий;
  930. Дживана — Дающий жизнь;
  931. Параявастхита — Остающийся за пределами (материальной вселенной);
  932. Анантарупа — Тот, у кого бесчисленное количество форм;
  933. Ананташри — Бесконечно богатый или ставный;
  934. Джитаманью — Победивший свой гнев;
  935. Бхаяпаха — Разрушающий страхи;
  936. Чатурашра — искусный во всем (буквально: четырёхугольник, квадрат);
  937. Гамбхиратма — С глубокой натурой;
  938. Видиша — Распространяющийся во всех направлениях;
  939. Вьядиша — Назначающий различные роли в мироздании (согласно карме);
  940. Диша — Назначающий каждому действию соответствующий плод;
  941. Анади — Не имеющий начала;
  942. Бхурбхува — Поддерживающий ту, кто поддерживает всех (Землю);
  943. Лакшми — Удача;
  944. Сувира — Прекрасный герой;
  945. Ручирангада — Украшенный прекрасными ручными браслетами;
  946. Джанана — Создатель;
  947. Джана-джанмади — Причина появления всех существ;
  948. Бхима — Страшный (для демонов);
  949. Бхимапаракрама — Наделённый страшной мощью;
  950. Адхаранилая — Прибежище тех, кто поддерживает землю своими благими делами;
  951. Адхата — Не имеющий поддержки, кроме себя самого;
  952. Пушпахаса — Подобный цветущему цветку;
  953. Праджагара — Вечно бодрствующий;
  954. Урдхвага — Ведущий к высшей цели;
  955. Сатпатхачара — Ведущий правильным путём;
  956. Пранада — Дающий жизнь, или Воскрешающий мертвых;
  957. Пранава — Слог «ОМ»;
  958. Прана — Древний;
  959. Прамана — Законный авторитет;
  960. Прананилая — Прибежище жизненных сил;
  961. Пранабхрит — Поддерживающий жизненные силы;
  962. Пранадживана — Питающий жизненные силы;
  963. Таттва — Суть, квинтэссенция;
  964. Таттвавид — Знающий суть;
  965. Экатма — Единственная душа всего;
  966. Джанма-мритью-джаратига — Тот, кто за пределами рождения, старости и смерти;
  967. Бхур-бхувах-свас-тару — Дерево для жителей трёх миров;
  968. Тара — Спаситель;
  969. Савитар — Наделяющий жизнью, оживляющий;
  970. Прапитамаха — Пра-прародитель;
  971. Яджня — Жертовприношение;
  972. Яджняпати — Господь жертвоприношений;
  973. Яджва — Проводящий жертвоприношение;
  974. Яджнянга — Составляющие жертвоприношения;
  975. Яджнявахана — Тот, у кого жертвоприношение — средство передвижения;
  976. Яджнябхрит — Защищающий жертвоприношения;
  977. Яджнякрит — Создавший жертвоприношения;
  978. Яджни — Лучший из совершающих жертвоприношения;
  979. Яджнябхук — Наслаждающийся жертвоприношениями;
  980. Яджнясадхана — Вызывающий жертвоприношения;
  981. Яджнянтакрит — Завершающий жертвоприношения;
  982. Яджнягухья — Тайна жертвоприношений;
  983. Анна — Пища, поддерживающая живых существ;
  984. Аннада — Поедающий пищу;
  985. Атмайони — Тот, кто сам является причиной своего рождения, или источник душ;
  986. Сваямджата — Родивший самого себя;
  987. Ваикхана — Проникший внутрь земли;
  988. Самагаяна — Певец гимнов Сама Веды;
  989. Деваки-нандана — Радость Деваки;
  990. Срашта — Творец;
  991. Кшитиша — Господь Земли;
  992. Папанашана — Уничтожающий грехи своих преданных;
  993. Шанкхабхрит — Держащий раковину;
  994. Нандаки — Держащий меч «Нандаки» («Радующий») (Кришна);
  995. Чакри — Держащий чакру (диск);
  996. Шарнга-дхавнва — Держащий лук «Шарнга» (Кришна);
  997. Гададхара — Держащий булаву;
  998. Ратхангапани — Вооружённый колесом колесницы;
  999. Акшобхья — Невозмутимый;
  1000. Сарва-прахарана-юдха — Вооружённый всеми видами оружия.

Примечания

Ссылки