Доссо Досси
Доссо Досси | |
---|---|
итал. Dosso Dossi | |
Имя при рождении | Джованни Франческо ди Николо Ди Лютери (Джованни Лютери) |
Дата рождения | ок. 1490 |
Место рождения | Сан-Джованни-дель-Доссо, Мантуя |
Дата смерти | 1542 |
Место смерти | Феррара |
Жанр |
историческая живопись пейзаж |
Учёба | Лоренцо Коста |
Стиль | феррарская школа живописи |
Покровители | Альфонсо I д’Эсте, Эрколе II д’Эсте |
Доссо Досси (итал. Dosso Dossi, настоящее имя итал. Giovanni di Niccolò de Luteri; ок. 1490, Мантуя — 1542, Феррара) — итальянский живописец и гравёр эпохи Позднего Возрождения, крупнейший представитель феррарской школы.
Биография и творчество
Учился у Лоренцо Косты и в мастерской Джорджоне, сложился как живописец под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини, Тицианом, Романино. С 1516 года — официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизни провел на службе у герцогов Эсте: Альфонсо I д’Эсте, Эрколе II д’Эсте, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. Вместе с братом Батистой он писал для герцогов мифологические композиции, портреты, создавал декоративные фрески и росписи стен дворцов и замков. Росписей и фресок к настоящему моменту практически не сохранилось. Наиболее интересной стороной в творчестве Досси является его интерес к развернутому пейзажному фону, подчас занимающему господствующее положение в картине («Мелисса», 1515, Галерея Боргезе). Доссо Досси принадлежит также ряд законченных пейзажных композиций, представляющих для того времени большую редкость, образцом которых может служить «Пейзаж с фигурами святых» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
В 1520 году с братом (ит.) посетил Рим и встретился с Рафаэлем. Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы. Иллюстрировал Ариосто, оставил его портрет, упомянут им в поэме «Неистовый Роланд».
В портрете Альфонсо д’Эсте ясно различается влияние Тициана. Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо, в творчество братьев Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Сохранились их станковые картины и портреты, свидетельствующие о том, что Доссо значительно превосходил брата талантом (он считался одним из ведущих представителей феррарской школы живописи).
Объединяя традиции феррарской и венецианской школ живописи, писал отмеченные повышенной эмоциональностью и романтичной взволнованностью картины с мифологическими, аллегорическими, религиозными сценами, часто помещенными на фоне поэтически-сказочного, проникнутого движением пейзажа («Аполлон и Дафна», 1530-е годы, Галерея Боргезе, «Юпитер, Меркурий и Добродетель», 1518, Музей Истории искусства, Вена; «Бахус», 1524, Частное собрание; «Поэт и муза», Лондонская Национальная галерея). Большинство композиций зрелого Досси отличает блестящая холодная живопись, мощь несколько тяжеловесных фигур, перегрузка декоративными деталями («Правосудие», Дрезденская картинная галерея, «Святой Себастьян»; Пинакотека Брера, Милан).
Досси работал также в области монументально-декоративной живописи (росписи виллы Империале близ Пезаро, 1530).
Полотна
- Пейзаж с фигурами святых, ГМИИ, Москва;
- Колдовство, Галерея Питти, Флоренция.
- Святое семейство и два донатора, 1514, Музей искусства Филадельфия
- Эней в Елисейских полях, 1518—1521, Национальная галерея Канады, Оттава
- Кондотьер, 1520, Гарвардский художественный музей, Кембридж (Массачусетс)
- Явление Пресвятой Девы Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, 1520-е, Галерея Уффици, Флоренция
- Юпитер, Меркурий и Добродетель, 1524, Вавельский замок, Краков
- Мифологическая сцена, около 1524; Масло, холст, 164 x 145 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес
- Аллегория Фортуны, ок. 1530; холст, масло, 178 x 216.5 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес
- Сельская идиллия; 77.5 x 11.8 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Эней, Художественный институт Барбера, Бирмингем
- Геркулес и пигмеи, Старая галерея Йоханнеум, Грац
- Аллегория музыки, Музей Хорн, Флоренция
- Выбор Геркулеса между пороком и добродетелью, Галерея Уффици, Флоренция
- Архангел Михаил, Картинная галерея, Дрезден
- Святой Георгий и Дракон, Картинная галерея, Дрезден
- Портрет воина, Галерея Уффици, Флоренция
- Портрет девушки, портрет Лукреции Борджиа, Национальная галерея Виктории
- Сивилла, Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
«Венера, разбуженная Купидоном», около 1500 г. Сент-Джеймсский дворец, Лондон
-
«Цирцея», около 1507 г. Галерея Боргезе, Рим
-
«Цирцея и её любимцы на природе», 1514-1516 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон
-
«Юпитер, Меркурий и Добродетель», 1524 г. Музей истории искусства, Вена
-
«Кондотьер», 1520 г. Гарвардский художественный музей, Кембридж (Массачусетс)
Примечания
Литература
- Puppi L. Dosso Dossi. Milano: Fabbri, 1965
- Humfrey P. a.o. Dosso Dossi: pittore di corte a Ferrara nel Rinascimento. Ferrara: Ferrara arte, 1998
- Campbell S.J., Welch E.S. Artists at court: image-making and identity, 1300—1550. Boston: Isabella Stewart Gardner Museum, 2004
- Macioce S. L’incantesimo di Circe: temi di magia nella pittura da Dosso Dossi a Salvator Rosa. Roma: Logart Press, 2004
- Алешин П.А. "Пейзаж со сценами из жизни святых" Доссо Досси из ГМИИ им. А.С. Пушкина // Искусствознание 3\4. 2013. С.336-353: http://sias.ru/upload/art/2013_3-4_336-353-aleshin.pdf
Ссылки
- Работы в музеях мира
- Доссо Досси на Census of Ferrarese Paintings and Drawings
- Gibbons, Felton. Dosso and Battista Dossi; court painters at Ferrara (англ.). — Princeton, NJ: Princeton University Press, 1968.
- Francis P. Smyth and John P. O'Neill (Editors in Chief. The Age of Correggio and the Carracci: Emilian Painting of the 16th and 17th Centuries (англ.) / National Gallery of Art, Washington D. C.. — 1986. — P. 111—128.
- Freedberg, Sydney J. Painting in Italy, 1500-1600 (неопр.) / Pelican History of Art. — 1993. — С. 315—322 Penguin Books Ltd.
- Ciammitti, Luisa; Steven F. Ostrow; Salvatore Settis. Dosso's fate: painting and court culture in Renaissance Italy (англ.). — Los Angeles: Getty Research Institute[англ.] for the History of Art and the Humanities, 1998. — ISBN 0-89236-505-6.