Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна
Прежние названия

Харьковский Краснозаводской рабочий украинский театр, Сталинский государственный украинский драматический театр, Донецкий областной украинский музыкально-драматический театр имени Артема,

Донецкий музыкально-драматический театр имени Марка Матвеевича Бровуна
Основан в 1927 году
Награды
Сайт http://muzdrama.ru/

Государственное бюджетное учреждение «Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна» — драматический театр в городе Донецке. Театр является организатором проведения регионального театрального фестиваля «Театральный Донбасс» (с 1992 года) и Открытого фестиваля спектаклей и концертных программ для детей и юношества «Золотой ключик» (с 1997 года), Международного театрального фестиваля малых форм «Мизансцена» (с 2017 г.). Лучшие спектакли театра неоднократно отмечались высшими наградами этих форумов.

Художественным руководителем с 1994 по 2012 год был Марк Матвеевич Бровун, народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. С 2012 г. генеральный директор-художественный руководитель театра — Волкова Наталья Марковна, заслуженный деятель искусств Украины[1].

История

Творческая биография театра началась 7 ноября 1927 года, когда в Червонозаводском районе Харькова (тогда столицы Украины) был создан украинский рабочий театр, который должен был выполнять культурно-просветительскую миссию на востоке Украины. Основу труппы составили актёры Харьковского государственного народного театра и знаменитого театра «Березиль». Первым руководителем стал воспитанник В. Немировича-Данченко, известный режиссёр А. Загаров, а через год художественным руководителем был назначен ученик Л. Курбаса, выдающийся режиссёр, в будущем — народный артист Украины В. Василько.

В 1930 году в рамках Всесоюзной олимпиады искусств состоялись гастроли коллектива в Москве, где Украину представляли лишь два театра, среди которых и Червонозаводской.

В 1933 году, по предложению Народного комиссариата образования Украины, уже зрелый на то время творческий коллектив был переведен в Донецк (тогда ещё Сталино), где открыл свой первый сезон 7 ноября 1933 года премьерой драмы И. Микитенко «Бастилия божьей матери».

Театр стал ведущим коллективом Донбасса и одним из лучших театров Украины, чему значительно способствовали оригинальность и разнообразие репертуара, общая высокая культура и самобытность творческого коллектива. Основу труппы того периода составляли: Л. Гаккебуш, Г. Чайка, М. Ильченко, Р. Чалишенко, С. Левченко, Ю. Розумовская, Г. Петровская, В. Добровольский, Е. Чупилко, И. Савускан, В. Грипак, О. Воронцов, К. Евтимович, Е. Винников, Д. Лазуренко, В. Довбищенко, а также ученики В. Василько, будущие режиссёры М. Смирнов, И. Сикало, П. Ковтуненко, В. Гаккебуш. Лучшими спектаклями того периода были признаны: «Марко в аду», «Песня о Свечке» И. Кочерги, «Леон Кутюрье» по Б. Лавреневу, «Гайдамаки» Л. Курбаса по Т. Шевченко, «Диктатура» И. Микитенко, «Макбет» У. Шекспира, «Васса Железнова» М. Горького, «Платон Кречет» А. Корнийчука. Именно в Донбассе в репертуаре театра появляются музыкальные спектакли — от народной оперы «Наталка-Полтавка» до трагедии «Борис Годунов».

За первые 10 лет творческой деятельности театр посетил не только большие города Донбасса (Ворошиловград, Мариуполь, Горловка, Артемовск, Макеевка, Славянск), но и Баку, Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Ленинград, Горький, Ростов-на-Дону, Киев.

Директор театра Наталья Волкова, 2017 г.

Начало Великой Отечественной войны прервало творческую работу. Сталинский театр не был полностью эвакуирован: большинство членов коллектива пошли на фронт. Небольшая группа актёров слилась с остатками труппы Артемовского театра и была эвакуирована в Кзил-Орду (Казахская ССР). Первый спектакль вновь созданного Театра музыкальной комедии и драмы имени Артема был показан 11 октября 1941 года. Другая, несколько большая группа, по пути в Среднюю Азию объединилась с Горловским театром и под названием Сталинский драматический театр работала в г. Джелал-Абад Киргизской ССР.

После освобождения Донбасса, в январе и марте 1944 года обе труппы вернулись к Сталино. Формируется окончательный состав труппы Сталинского государственного украинского музыкально-драматического театра им. Артема. В это время ядро труппы составляли опытные мастера сцены: С. Коханый, И. Корж, П. Полевая, К. Даценко, К. Рябцев, Т. Кужель, режиссёры Л. Южанский и В. Гаккебуш, талантливая актёрская молодежь — В. Загаевский, М. Адамская, М. Протасенко, Х. Негримовский, Ю. Галинский, Л. Усатенко, А. Малич. А впоследствии труппу пополнили Н. Харченко, Т. Авдиенко, А. Бобина, М. Бондаренко, И. Молошников, А. Акимов, Л. Зайцева — Долгих, А. Бурлюк, Г. Горшков, Н. Крамар, Н. Гладнев, Н. Крутюк, Е. Воробьева, Е. Колодько и другие актёры.

Этот период отмечен такими знаковыми для театра постановками: «Роксолана» П. Загребельного, «Народный Малахий» Н. Кулиша, «Эмигранты» С. Мрожека, «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, «За двумя зайцами» по М. Старицкому, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолом-Алейхему, «Ревизор» Н. Гоголя, «Энеида» по И. Котляревскому, «В джазе только девушки» А. Аркадина-Школьника и другими.

За выдающиеся достижения в развитии театрального искусства Донецкому областному украинскому музыкально-драматическому театру впервые в истории независимой Украины 28 сентября 2001 года был присвоен почетный статус академического.

24 февраля 2003 года коллектив театра удостоен Почётной грамоты Кабинета Министров Украины за весомый вклад в развитие национального театрального искусства и высокое профессиональное мастерство[2].

26 ноября 2009 года Указом Президента Украины театру присвоен статус национального[3].

В 2015-м Донецкий музыкально-драматический театр получил статус государственного.

С 2015 г. при муздраме начала работу детская театральная школа-студия «Перспектива», ученики которой принимают участие в репертуарных постановках театра и других зрелищных мероприятиях.

В декабре 2017 г. Указом первого Главы ДНР театру было присвоено имя выдающегося реформатора театра Марка Матвеевича Бровуна, который служил здесь на протяжении 36 лет, пройдя путь от администратора до генерального директора-художественного руководителя.

Здание

Драмтеатр в 1979 году

Долгое время не имея собственного здания, театр работал в помещении Донецкого музыкального театра (с 1947 г. — Донецкий театр оперы и балета).

Здание театра было построено в 1961 году. Архитектор — Чечик Елизавета Натановна. Театр за исключением сценической части выполнен в виде древнегреческого храма[4].

Театр находится в самой высокой точке поперечной оси площади Ленина, являющейся продолжением проспекта Ильича[4]. На этом месте планировалась постройка нового здания Дома Советов, но в план формирования общественного центра города были внесены изменения.

В архитектурном проекте театра, сделанном в 1958 году, планировалась фронтонная фигура, но при строительстве театра от неё отказались из-за постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Во время реконструкции театра было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке, был выбран новый образ. На Донецком драмтеатре установили статую Мельпомены. Им стала муза трагедии Мельпомена из древнегреческой мифологии. Она изображена с пальмовой ветвью в руках. У Донецка появилась своя Мельпомена. Высота скульптуры — 3,5 метра (высота вычислялась исходя из пропорций всего архитектурного ансамбля театра), вес — около тонны. Автор — скульптор Юрий Иванович Балдин. Скульптура была отлита из бронзы и установлена 14 марта 2005 года.

В 2005 году завершена реконструкция здания театра и обустройство прилегающей территории, которая осуществлялась без перерыва творческой деятельности коллектива, в результате чего в Донбассе появился театральный комплекс с пятью сценами. Проект реконструкции театра выполнило ППП «Донбассреконструкция», главный архитектор проекта Бучек Владимир Степанович, главный инженер проекта Краснокутский Юрий Владимирович. В мае 2017 года на крыльце парадного входа в здание была установлена памятная гранитная плита с изображением фасада театра. Мемориал был передан коллективу театра в дар по случаю празднования 90-летнего юбилея театра.

Труппа

В театре, помимо артистов драмы, работает оркестр под руководством главного дирижера А. Свириденко, группа артистов-вокалистов под руководством главного хормейстера, заслуженного деятеля искусств Украины Т. Пащук, укомплектована профессиональная балетная группа под руководством главного балетмейстера З. Маслий.

В составе администрации также работают: Василий Маслий, заместитель генерального директора, заслуженный деятель искусств Украины, Руслан Фадиенко, главный художник, заслуженный работник культуры ДНР, Михаил Хохлов, композитор, заслуженный работник культуры ДНР.

В одном из спектаклей театра был занят Сергей Крутиков — музыкант, лидер группы «Михей и Джуманджи».

В группе театра работают народные и заслуженные артисты ДНР, заслуженные артисты РФ, заслуженные работники культуры ДНР, а также народные и заслуженные артисты Украины.

Ряд артистов имеют почетные звания:

  • Мария Марченко, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка ДНР
  • Дмитрий Федоров, народный  артист ДНР, заслуженный артист Украины
  • Владимир Швец, народный  артист ДНР, заслуженный артист Украины
  • Алла Ульянова, народная артистка ДНР, заслуженная артистка Украины
  • Елена Мартынова, заслуженная артистка ДНР
  • Анна Якубовская, заслуженная артистка ДНР
  • Александр Филатов, заслуженный артист ДНР
  • Наталья Качура, заслуженная артистка ДНР
  • Маргарита Лисовина, заслуженная артистка ДНР
  • Татьяна Романюк, заслуженная артистка Украины
  • Руслан Слабунов, заслуженный артист Украины

Творчество

Театр стал центром музыкально-драматического искусства Донбасса. На донецкой сцене шли: «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Калигула» А. Камю, «Ревизор», «Рождественская ночь», «Сорочинская ярмарка» Н. Гоголя ,«Наталка Полтавка», «Москаль-волшебник», «Энеида» И.Котляревского, «Сватанье на Гончаровке», «Шельменко-денщик», «Ведьма» Г. Квитки-Основьяненко, «Маты-наймычка», «Думы мои…» по Т.Шевченко, «Суета», «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого, «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолом-Алейхему, «Милый друг» Ги де Мопассана, «Двойная жизнь, или Мадемуазель-проказница» по оперетте Ф. Эрве, «Дамский мастер» Ж. Фейдо, «Коломба» Ж. Ануя, «Зойкина квартира», «Полоумный Журден» М. Булгакова, «По ревизии», «Оказались в дураках», «По щучьему велению» М. Кропивницкого, «Зелье» по О. Кобылянской, «За двумя зайцами», «Цыганка Аза», «Майская ночь» М. Старицкого, «Суженая-неогуженная» Елены Пчилки, «Оргия», «Кассандра» Леси Украинки, «Закон» В. Винниченко, «Свадьба Свечки», «Фея горького миндаля» И. Кочерги, «Народный Малахий», «Тетя Мотя приехала…» по пьесе «Мина Мазайло» Н. Кулиша, «Роксолана» П. Загребельного, «Свидание во времени» по В. Стусу, «Осторожно, злой лев!», «Любовь в стиле барокко» Я. Стельмаха, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Маркиза де Сад» Ю. Месими, «Учитель танцев» Лопе де Веги, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта на либретто Л. да Понте и другие постановки.

Значительным событием в творческой жизни коллектива стало открытие Малой сцены, созданной в процессе реконструкции театра. Эта площадка для творческих поисков и смелых экспериментов завоевала благосклонность многих зрителей. Здесь уже увидели жизнь спектакли: «Три шутки» («Медведь. Предложение. Юбилей.») А. Чехова, «Анекдоты» А.Вампилова, «Девять ночей… Девять жизней» М. Вишнека, «Холодильники» М. Фратти, «Любофь» М. Шизгала, «Думы мои…» по Т. Шевченко, «Кавказская рулетка» В. Мережко, «Контрабас» П. Зюскинда, «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби, «Вивисекция» Алексея Коломийцева, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Холостяки и холостячки» Х. Левина, «Осенняя соната» И. Бергмана, «… и превратились в белых журавлей» А. Селина и другие.

Новая сцена – создана в октябре 2016 года. Сцена-конструктор позволяет на каждую проблему взглянуть с нового ракурса. На Новой сцене уютно уживаются как постановки для взрослых, так и сказки для малышей. Эта площадка под самой крышей театра легко подстраивается под каждую постановку, делая ее неожиданно точной и глубокой по восприятию.

Пятая сценическая площадка МДТ имени М. М. Бровуна – Сцена на Садовом –  разместилась в уникальном историческом месте – старинном здании на Кобозева 62, созданном еще в начале прошлого века братьями Тудоровскими. Торжественное открытие Сцены на Садовом состоялось 14 декабря 2019 года и стало новой вехой в летописи муздрамы. Небольшой и очень уютный зрительный зал, оформленный в приятных зеленых тонах, дает ощущение единства со сценой и вовлеченности в процесс. 31 марта в здании Сцены на Садовом МДТ имени М.М. Бровуна состоялось открытие еще одной площадки муздрамы – Гостиной на Садовом. Она расположилась в старинной части здания на Кобозева, 62. Ранее здесь находился исторический вход в Театр Тудоровских и музыкальное фойе.

Большое внимание театр уделяет воспитанию юных зрителей, для них ставились сказки: «Василиса Прекрасная», «Кот в сапогах» С. Прокофьевой, Г. Сабгир, «Аленький цветочек» Л. Браусевич, И. Карнаухова, «Катигорошек» А. Шияна, «Щелкунчик» по А. Гофману, «Марья краса — золота коса» А. Вербеца, «Осторожно, злой лев!», «Аладдин» Я. Стельмаха, «Трям, здравствуй!» С. Козлова, «Все мыши любят сыр» Д. Урбана, «Принцесса-невидимка» В. Зимина, «Приключения Буратино» по А. Толстому, «Волшебники страны Оз» по Л.-Ф. Бауму, «День рождения кота Леопольда» А. Хайта, А. Левенбука, «Храброе сердце» В. Понизова, «Крашенный лис» по И. Франко «Пеппи Длинный чулок» по А. Линдгрен, «Морозко» по народной сказке, «Мэри Поппинс» по Памелы Линдон Трэверс, «Волшебное кольцо» по мотивам народной сказки и другие.

На сегодня в репертуаре МДТ имени М.М. Бровуна насчитывается 60 репертуарных спектаклей. Постоянные аншлаги являются показателем экономического успеха, зрительской любви и востребованности театра, а активная гастрольная и фестивальная деятельность способствует его популяризации далеко за пределами Донбасса.

См. также

Примечания

  1. Указ Президента Украины от 24.08.2013 № 448, которым было присвоено Н.Волковой почётное звание. Дата обращения: 12 января 2018. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  2. Постановление Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2003 года № 224-2003-п «О награждении коллектива Донецкого областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Артёма Почётной грамотой Кабинета Министров Украины». Дата обращения: 25 июня 2022. Архивировано 10 июня 2022 года.
  3. О присвоении театру статуса «национальный». Дата обращения: 12 января 2018. Архивировано 13 января 2018 года.
  4. 4,0 4,1 Килессо С. К., Кишкань В. П., Петренко В. Ф. и др. Донецк. Архитектурно-исторический очерк. — Киев: Будівельник, 1982. — 152 с. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2011. Архивировано 25 декабря 2010 года.

Библиография

  • Театр, устремленный в будущее [ Текст ] : [творческие итоги и перспективы Донец. акад. укр. муз.-драм. театра] / В.Герланец // УДАЧНЫЙ ВЫБОР. 2009. № 1/2 (№ 72/73). — С.28-29.
  • Донецкий музыкально-драматический театр [ Текст ] // Донецк сегодня : информ.-реклам. каталог. '2008 . 2008 . 167 с. : ил. + СD. — С.134.

Ссылки