Де Соуза, Максимино Барбоза

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ди Соуза, Максимиано Барбоза»)
Максимино Барбоза де Соуза
порт. Maximino Barbosa de Sousa
Имя при рождении Максимино Барбоза де Соуза
Псевдонимы Падре Макс (Padre Max)
Гражданство  Португалия
Род деятельности священник, политик
Вероисповедание католик
Партия Народно-демократический союз
Основные идеи ультралевый социализм, маоизм

Максими́но Барбо́за де Со́уза (порт. Maximino Barbosa de Sousa; Рибейра-ди-Пена, 1943, Рибейра-ди-Пена — 3 апреля 1976, Кумиейра), более известен как Падре Макс (Padre Max, Отец Макс) — португальский католический священник и крайне левый политик. Активист маоистского Народно-демократического союза. Погиб в результате ультраправого теракта 2 апреля 1976 года.

Левый священник при правом режиме

Родился в семье португальских реэмигрантов дворянского происхождения — его родители переехали во Францию, но вернулись на родину после нацистской оккупации. Отец Максимино был местным администратором, активным членом салазаровского Национального союза и сотрудничал с ПИДЕ[1].

Сам Максимино дружил с детьми из бедных семей, рано увлёкся социальными и этическими проблемами. Принял сан католического священника, стал именоваться Падре Макс. Участвовал в деятельности католических организаций, преподавал в Лиссабоне и Сетубале. Затем переехал на приход в Вила-Реал.

Максимино де Соуза придерживался левых политических взглядов, с энтузиазмом воспринял французские события 1968 года. Публично выступал против салазаровского режима, неоднократно задерживался полицией.

Революционный радикал на консервативном севере

Падре Макс был активным сторонником Португальской революции 1974. Он вступил в маоистский Народно-демократический союз (НДС). Выступал с проповедями и призывами к радикальному развитию революционного процесса. Одновременно работал школьным учителем, читал лекции для рабочей молодёжи, участвовал в производственно-трудовых конфликтах.

Вила-Реал расположен на Севере Португалии. В этом регионе преобладали консервативные и ультраправые настроения. Падре Макс был популярен у части своих прихожан, в изолированных группах рабочих и учащихся. Но в целом он был окружён враждебной социальной средой. Раздражение и ненависть вызывали не только его взгляды, но и раскованные манеры, «несовместимые с саном» — ношение джинсов, «панибратское» общение с молодёжью и т. д. Его обвиняли в пропаганде маоизма и «свободной любви», в моральном разложении, в сожительстве с 19-летней студенткой-единомышленницей Марией де Лурдеш Перрейра.

Падре Макс постоянно подвергался давлению и угрозам. Представители влиятельных семей, родительские комитеты требовали лишить его права преподавания, духовенство — извергнуть из сана. Молодые активисты консервативной партии Социально-демократический центр (СДЦ) забрасывали его бутылками (при том, что в Лиссабоне консерваторы сами становились жертвами коммунистического насилия). Жёсткие предупреждения поступали от Рамиру Морейры[2] — руководителя службы безопасности правой Народно-демократической партии (НДП) и личного друга каноника Мелу Пейшоту, лидера католического антикоммунизма северной Португалии.

Противостояние достигло апогея в июле-августе 1975 года. Демократическое движение за освобождение Португалии (МДЛП) при поддержке НДП, СДЦ, духовенства и консервативного крестьянства развернуло мощную кампанию антикоммунистических протестов, погромов и терактов. Падре Макс постоянно был на виду как леворадикальный агитатор. Нападение на него стало вопросом времени.

Теракт и двойное убийство

Вечером 2 апреля 1976 года Максимино Барбоза де Соуза возвращался в Вила-Реал из посёлка Кумиейра, где читал рабочим лекции о целях и задачах НДС. С ним была Мария де Лурдеш. Вскоре после выезда в автомобиле сработало взрывное устройство, заложенное в винную бутылку.

Мария де Лурдеш Перрейра погибла почти сразу. Максимино Барбоза де Соуза прожил ещё несколько часов.

Подложили бомбу в машину, но ничего. Это португальская демократия… Не дожить мне до возраста Христа.
Падре Макс

Максимино де Соуза скончался в больнице рано утром 3 апреля 1976 года. В похоронах 5 апреля участвовало более 20 тысяч человек. Символично, что в день похорон активиста португальской маоистской партии в Пекине произошло массовое антимаоистское выступление на площади Тяньаньмэнь.

Безрезультатность расследования

Расследование убийства не привело к практическим результатам. Первоначально полиция преимущественно рассматривала «бытовую версию», связанную с отношениями Максимино и Марии. Однако от этой версии пришлось отказаться: политический характер убийства был слишком очевиден.

Основные подозрения возлагались на боевиков МДЛП, связанных с Рамиро Морейрой и Жуакином Феррейра Торрешем[1]. Не исключалась причастность самого Эдуарду Мелу Пейшоту (левые радикалы до сих пор намекают[3], а иногда прямо обвиняют каноника в этом убийстве[4]). Однако сформировать конкретную доказательную базу не удалось.

Процесс в 1977 завершился оправданием подсудимых. В 1989 слушания были возобновлены в суде Порту. В качестве обвиняемых привлекались активисты МДЛП Карлуш Пайшан, Альфреду Виторину, Вальтер душ Сантуш и Алькидеш Перейра[5]. Аккуратно говорилось о «моральной ответственности» каноника Мелу. Однако в 1996 процесс завершился прежним вердиктом, ни один из подсудимых не был осуждён. В феврале 1999 обвиняемые были окончательно оправданы[6]. Обвинение в адрес Эдуарду Мелу было снято ещё раньше, в 1992[7].

В 2006 — 30-я годовщина смерти Падре Макса — коалиция Левый блок, в которую входит НДС, вновь потребовала возобновить расследование и наконец наказать убийц[8].

Память

30 сентября 2013 года представители Левого блока в муниципальном совете Вила-Реала предложили назвать одну из городских улиц именем Падре Макса — Rua Padre Max[9]. Предложение было принято и утверждено администрацией в апреле 2014. Считается символичным, что улица Падре Макса расположена невдалеке от улицы Жайме Невиша[10] — видного деятели португальской революции и послереволюционной борьбы.

В апреле 2016, к 40-летию его гибели, на улице Падре Макса состоялось торжественно-траурное мероприятие[11].

Символический смысл судьбы

Максимино Барбоза де Соуза не был сторонником коммунистической диктатуры, не разделял сталинистской идеологии ПКП. Он вдохновлялся иными идеями «Красного мая-1968»[12]. Однако в португальских условиях середины 1970-х сам факт членства в НДС ставил Падре Макса на определённую сторону противостояния и превращал в объект атаки. Важным фактором риска был также ситуационистский стиль поведения в консервативно-католической среде.

Убийство Падре Макса вошло в историю Португалии как знаковое событие, самый яркий пример общественного ожесточения революционных времён[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Miguel Carvalho. Quando Portugal Ardeu — Histórias e segredos da violência política no pós-25 de Abril / Oficina do livro — Sociedade Editorial, Lda, 2017.
  2. Padre Max — 35 anos. Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 23 марта 2014 года.
  3. Cónego Melo (hoje falecido) e Padre Max (assassinado há 33 anos)…. Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 30 декабря 2017 года.
  4. PNR lembra que o cónego Melo 'nunca foi condenado por qualquer crime'. Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 17 августа 2013 года.
  5. Maximiano de Sousa foi vítima da explosão de uma bomba colocada no seu automóvel. Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  6. CASO PADRE MAX: TRIBUNAIS DE «NEGLIGÊNCIA E INCOMPETÊNCIA». Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 24 марта 2014 года.
  7. Coração trai Cónego Melo no Santuário de Fátima. Дата обращения: 24 марта 2014. Архивировано 24 марта 2014 года.
  8. Caso Padre Max: Louçã acusa tribunais de «negligência e incompetência». Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  9. Proposta de Recomendação. Alteração de toponímia — Atribuição de nome de rua Padre Max. Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 23 марта 2014 года.
  10. Padre Max dá nome a rua de Vila Real. Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано 16 апреля 2022 года.
  11. «Recordar Max e Lurdes é defender a Constituição». Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано 7 октября 2019 года.
  12. Porque mataram o Padre Max. Дата обращения: 23 марта 2014. Архивировано 23 марта 2014 года.
  13. Падре и Каноник Португалии. Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано 27 сентября 2020 года.