Боттезини, Джованни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Джованни Боттезини»)
Джованни Боттезини
Giovanni Bottesini
Основная информация
Место рождения Крема, Австрийская империя
Место смерти Парма, Королевство Италия
Профессии исполнитель, дирижёр, композитор
Инструменты контрабас
Жанры классическая музыка
Сайт bottesini.com

Джова́нни Боттези́ни (итал. Giovanni Bottesini; 22 декабря 1821, Крема7 июля 1889, Парма) ― итальянский контрабасист, дирижёр и композитор.

Биография

Родился в семье кларнетиста Пьетро Боттезини, который и преподал ему первые уроки музыки. До одиннадцатилетнего возраста юный Боттезини пел в хоре и играл на литаврах в театрах Кремы и соседних городов, затем начал осваивать игру на скрипке под руководством Карло Кольяти. В 1835 году отец направляет его учиться в Миланскую консерваторию, однако там свободные места имелись только в классах фагота и контрабаса. Боттезини выбирает контрабас, и, пройдя собеседования, поступает в класс Луиджи Росси. В консерватории он также изучает гармонию, контрапункт и занимается композицией у Никола Ваккаи и Франческо Базили.

В 1839 Боттезини блестяще оканчивает консерваторию и начинает сольную карьеру. На полученные в качестве премии триста франков он приобретает инструмент работы Карло Антонио Тесторе, на котором он в дальнейшем будет играть до конца жизни. Уже в 1840 концерты Боттезини в его родном городе Креме пользуются огромным успехом, и молодому музыканту предлагают работу во многих городах Италии и в Вене. Боттезини становится концертмейстером группы контрабасов театра Сан-Бенедетто в Венеции, где он знакомится с Джузеппе Верди, чья опера «Двое Фоскари» ставилась в этом театре.

Помимо сольной карьеры, Боттезини также получает известность как композитор. В 1846 вместе со скрипачом Луиджи Ардити он отправляется в Гавану, где дирижирует своей первой оперой ― «Христофор Колумб». В последующие годы Боттезини выступает в Новом Орлеане, Нью-Йорке, и других городах. Настоящую сенсацию произвёл его концерт в Лондоне 26 июня 1849 года, после которого музыкальные критики назвали Боттезини «Паганини контрабаса».

В 1855―1857 Боттезини работал в качестве дирижёра Итальянской оперы в Париже (здесь была поставлена вторая его опера ― «Осада Флоренции»), в антрактах нередко исполняя на контрабасе собственные импровизации на оперные темы. Сезон 1861―1862 Боттезини провёл в Палермо, затем работал в Барселоне и Мадриде. С начала 1860-х дирижирование и композиция занимают уже бо́льшую часть его творчества, чем исполнение на контрабасе. Успехом пользуются его Струнный квартет D-dur, оперы «Винчигерра» и «Али Баба». 24 декабря 1871 года Боттезини дирижировал премьерой оперы Верди «Аида», состоявшейся в Каире. В этом городе Боттезини провёл ближайшие несколько лет.

В начале 1880-х Боттезини отправляется в Южную Америку, выступает в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, после чего возвращается на родину и работает в Королевском театре Турина. В 1887 Боттезини в последний раз в жизни посетил Англию, где была исполнена его оратория «Гефсиманский сад». По рекомендации Верди в начале 1889 Боттезини получает место директора Пармской консерватории, но всего через полгода он умирает. По завещанию музыканта, его похоронили рядом с могилой Паганини.

Творчество

Несмотря на то, что при жизни Боттезини пользовался большой известностью как дирижёр и композитор, он прежде всего считается одним из наиболее выдающихся контрабасистов-виртуозов (наряду с Драгонетти и Шпергером). Боттезини играл на трёхструнном контрабасе, который настраивал на один тон выше обычного строя, и использовал «французскую» постановку смычка (держа смычок наподобие виолончельного), что по тем временам было достаточной редкостью. Многочисленные сочинения Боттезини, написанные для контрабаса, до сих пор входят в репертуар исполнителей на этом инструменте.

Оперы

  • Колумб на Кубе (Colón en Cuba), опера в одном акте (испанское либретто Рамона де Пальмы): премьера Théâtre Tacón de La Havane (31 января 1848). Партитура утеряна.
  • Осада Флоренции (L’assedio di Florenze) (Париж, 1856)
  • Ночной дьявол (Il Diavolo della Notte), опера-буффа (Милан, 1858)
  • Марион Делорм (Marion Delorme) (Палермо, 1862)
  • Любовь по-баварски (Un amour en Bavière)
  • Винчигерра-бандит (Vinciguerra il bandito) оперетта (Париж, 1870)
  • Али-Баба (Alì Babà) (Лондон, 1871)
  • Геро и Леандр (Ero e Leandro) (Либретто Арриго Бойто — постановка : Турин, 1879)
  • Кедр (Cedar) (1880)
  • Королева Непала (La regina del Nepal) (Турин, 1880)
  • Нерина (Nerina)
  • Дочь ангела или Азаель (La figlia dell’angelo o Azäele)
  • Бабель (Babele)
  • Асир (Le Asher del greato)

Примечания

Ссылки