Бекфорд, Джеймс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Джеймс Бекфорд»)
Дже́ймс А́ртур Бе́кфорд
англ. James Arthur Beckford
Дата рождения 1 декабря 1942(1942-12-01)
Дата смерти 10 мая 2022(2022-05-10) (79 лет)
Страна Флаг Великобритании
Научная сфера социология религии
Место работы Редингский университет,
Даремский университет и Чикагский университет Лойолы  (англ.)
Уорикский университет
Альма-матер Редингский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по социологии
доктор гуманитарных наук  (англ.) по социологии
Учёное звание профессор
Известен как социолог религии, автор книг и статьями, посвящённых теме новых религиозных движений и реакции общества на них, а также по теме ислама в среде тюремных заключённых

Дже́ймс «Джим» А́ртур Бе́кфорд (англ. James «Jim» Arthur Beckford; 1 декабря 1942 — 10 мая 2022) — британский социолог религии,[1] профессор-эмерит социологии Уорикского университета, член Британской академии.[2]

В 1988—1989 годы был президентом Ассоциации социологии религии  (англ.),[3] а с 1999 по 2003 год — президентом Международного общества социологии религии  (англ.).[2][4] Председатель Руководящего комитета и заместитель председателя Совета управляющих Информационного сетевого центра религиозных движений (англ. INFORM, англ. Information Network Focus on Religious Movements).[2][3][5]

Бекфорд известен своими книгами и статьями, посвящёнными теме новых религиозных движений и реакции общества на них. Также писал на тему религии, в частности — ислама, в среде тюремных заключённых.

Биография

В 1965 году получил бакалавра гуманитарных наук по французским исследованиям с отличием (англ. First-class honours) в Редингском университете[6] В 1972 году и 1985 году там же получил доктора философии (PhD) по социологии и доктора гуманитарных наук  (англ.) (D.Litt.) по социологии соответственно.[6]

В 1966—1973 годах был преподавателем социологии в Редингском университете, в 1973—1978 годах — преподавателем и в 1978—1988 годах — старшим преподавателем социологии в Даремском университете, а в 1988—1989 годах был профессором социологии в Чикагском университете Лойолы  (англ.).[6][1]

В 1975 году Бекфорд создал Исследовательскую группу социологии религии в составе Британской социологической ассоциации  (англ.), и был её главой в 1978—1983 годах.[1] В 1982—1983 годах был ведущим исследователем по программе Фулбрайта в Калифорнийском университете в Беркли.[3] В 1982—1986 годах Бекфорд занимал должность председателя Исследовательского комитета Международной социологической ассоциации, а в 1988—1989 годах был президентом Ассоциации социологии религии  (англ.)[1][3] В 1994—1998 годах Бекфорд был вице-президентом Британской социологической ассоциации  (англ.) по издательским вопросам.[1][7] В 1999—2003 годах был президентом Международного общества социологии религии  (англ.).[2]

В 1980—1987 годах Бекфорд был редактором социологического журнала Current Sociology  (англ.)[1][7] С 1998 года является членом редакционного совета журнала British Journal of Sociology  (англ.).[1][7]

С 1989 года — профессор социологии, а с 2008 года — профессор-эмерит социологии Уорикского университета.[6][7] Также Бекфорд был приглашённым профессором во Франции в Высшей школе социальных наук в 2001 году, и Высшей школе практических занятий  (англ.) в 2004 году.[7]

Скончался 10 мая 2022 года[8].

Научная деятельность

Докторская диссертация Бекфорда стала первым крупным вкладом в социологическое изучение свидетелей Иеговы и вышла в 1975 году в виде отдельной монографии под названием «Возвещатель пророчества: социологический анализ свидетелей Иеговы».[1] Затем область его научных интересов сместилась в сторону феномена деструктивных культов и новых религиозных движений и реакции общества на них.[1][7] На основе эмпирических исследований антикультового движения в Великобритании, Франции и Германии Бекфорд пришёл к выводу, что сами по себе новые религиозные движения показывают, в каком состоянии находится всё общество в целом[1]. В дальнейшем он исследовал эту тему в своей работе «Споры о культах: общественный отклик на новые религиозные движения» (англ. Cult Controversies: Societal Responses to New Religious Movements), где выделил различные способы связей между членами и бывшими членами друг с другом и с окружающим обществом, и высказал мнение, что данные различия могут стать основой для новой модели классификации новых религиозных движений[1].

В 1989 году в своей работе «Религия и развитое индустриальное общество» Бекфорд исследует смежные социологические области, и призывает социологов религии выйти из замкнутого круга и обратиться к другим социологическим дисциплинам, считая, что таким образом удастся вернуть религиоведение на своё законное место[1].

Обращаясь к теме ислама в современном мире, Бекфорд замечает, что пренебрежительное отношение к религиозным потребностям мусульман, находящихся в тюремном заключении, как например неспособность уголовно-исполнительной системы Франции обеспечить ежедневный рацион мусульман халяльным мясом, приводит к возрастанию общественного недовольства и радикализации исламского сообщества: «Подобные вещи просачиваются за пределы мест заключения в мусульманское сообщество, которое, услышав о подобных происшествиях, начинает бурлить. Это усиливает чувство отчуждённости»[9]. Он также отметил важность Интернета для мусульманского сообщества, поскольку он является «замечательным устройством (для связи) мусульман во всём мире, особенно мусульман в диаспоре. Чем-то вроде (Facebook), способным воодушевить или сплотить общины, которые уже находятся на месте».[10]

Автор более 150 публикаций, включающих монографии и научные статьи[11].

В 2008 году в честь Бекфорда вышел сборник работ его коллег под редакцией Айлин Баркер под названием «Главенство религии в жизни общества. Очерки в честь Джеймса А. Бекфорда» (англ. The Centrality of Religion in Social Life. Essays in Honour of James A. Beckford).[12]

Личная жизнь

Женат, имеет двух дочерей-близнецов (род 1973) и сына (род. 1975)[6].

Библиография

Монографии

Научная редакция

Статьи

  • Hampshire A. P., Beckford J. A. Religious sects and the concept of deviance: The Mormons and the Moonies // British Journal of Sociology  (англ.). 1983. Vol. 34:2. P. 208—229

Публицистика

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Barker E. Beckford, James A. // Encyclopedia of religion and society / William H. Swatos, Jr., editor; Peter Kivisto, associate editor; Barbara J. Denison, James McClenon, assistant editors. — Walnut Creek, Calif.: AltaMira Press, 1998. — P. 44. — xiv, 590 p. — ISBN 0-7619-8956-0.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Beckford, James A.; Demerath, Nicholas Jay. The SAGE Handbook of the Sociology of Religion, SAGE 2007, p. x, ISBN 978-1-4129-1195-5
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Beckford’s page Архивная копия от 3 августа 2009 на Wayback Machine at the University of Warwick’s Department of Sociology website
  4. Swain, Harriet (1999-10-29). Glittering Prizes Архивная копия от 8 сентября 2012 на Wayback Machine, Times Higher Education.
  5. Who We Are Архивная копия от 21 апреля 2017 на Wayback Machine // INFORM website
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Curriculum vitae
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Beckford’s page Архивировано 25 января 2010 года. at the Warwick Religions and Education Research Unit website
  8. James Beckford Obituary
  9. Smith, Craig S. «Islam in Jail: Europe’s Neglect Breeds Angry Radicals» Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine // New York Times, 8 December 2004
  10. «British Muslims put their faith in Facebook» Архивная копия от 6 ноября 2012 на Wayback Machine // Sydney Morning Herald, 21 February 2008
  11. List of publications Архивировано 8 октября 2012 года. by James A. Beckford on the University of Warwick website
  12. Barker, Eileen (ed.). The Centrality of Religion in Social Life: Essays in Honour of James A. Beckford, Ashgate Publishing 2008, ISBN 978-0-7546-6515-1

Ссылки