День святого Валентина
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
День святого Валентина | |
---|---|
Тип | Любовный |
Иначе | Валентинов день |
Также | День всех влюблённых |
Установлен | в честь Валентина Римского |
Отмечается | Влюблёнными |
Традиции | Валентинки, свидания, признания в любви |
День свято́го Валенти́на (также Валентинов день), или День всех влюблённых — праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. Назван по имени одного из двух раннехристианских мучеников с именем Валентин — Валентин Интерамнский и Валентин Римский[1][2].
Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям подарки и особые открытки (часто в форме сердечка) со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.
История
Содержимое этой статьи нуждается в чистке. |
Луперкалии Древнего Рима
Согласно гипотезе, впервые высказанной в XVII веке французским церковным историком Тиллемоном, праздник восходит к луперкалиям Древнего Рима. Луперкалии — праздник плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля.[3].
В Древнем мире детская смертность была очень высока. В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождённых и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению. Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян святым. Каждый год 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур делали бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин[4]. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды[4]. Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Есть свидетельства, что даже Марк Антоний бывал луперком. В конце женщины тоже раздевались догола.
В 494 году римский папа Геласий I попытался запретить Луперкалии[1].
По мнению авторов Православной энциклопедии, «более вероятным представляется то, что празднование дня святого Валентина заменило собой луперкалии[1].
Историки Уильям Френд и Джек Оруч считают, что гипотеза о древнеримских языческих корнях Дня святого Валентина не имеет особых оснований. Представление о том, что произошла замена языческого культа христианским празднованием, является догадкой, возникшей лишь в XVIII веке у антикваров Албана Батлера, который занимался составлением «Батлерова жития святых» (англ. The Lives of the Fathers, Martyrs and Other Principal Saints), и Франциска Сальского из-за полного отсутствия достоверных данных о Валентине, поэтому была сделана попытка искусственно связать сочинения XIV века с событиями, происходившими в III веке[2]. Учёные Майкл Кэйлор[5] и Генри Келли[6] считают, что нет доказательств, указывающих на связь между современными романтическими повествованиями и римским фестивалем.
Андрей Кураев по данному поводу замечает, что:
Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на 14 февраля — неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки библейского канона. И всё же я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что «в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюблённых, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых»[4].
Легенды о святом Валентине
В позднем Средневековье во Франции и Англии житие святого Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, а затем казнили 14 февраля 269 года[2].
Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин, как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин написал им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей.
Влияние Джефри Чосера
Традиция празднования дня Святого Валентина как «дня влюблённых» закрепилась под влиянием английской литературы с конца XIV века. Народное поверье, нашедшее отражение в творчестве «отца английского литературного языка» Джефри Чосера в его знаменитой поэме «Птичий парламент», а также в 34-й и 35-й балладах другого английского поэта Джона Гауэра, в этот день птицы начинают поиск своей пары[1].
Поэма была написана в честь помолвки Ричарда II с Анной Чешской[7]. Сама помолвка состоялась 2 мая 1381 года[8]. (Когда они поженились 8 месяцев спустя, обоим было только 15 лет.)
У Джефри Чосера в «Птичьем парламенте» есть следующие строки, посвящённые романтическому воспеванию Дня всех влюблённых:
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]
For this was on seynt Volantynys day
Whan euery bryd comyth there to chese his make.
["For this was on Saint Valentine's Day, when every bird cometh there to choose his mate."]
Джек Орач отмечает, что до появления чосеровской поэзии не было ни одного литературного произведения, романтически преподносящего День святого Валентина[9].
Российская империя
В Российской империи день святого Валентина существовал и так же праздновался 14 февраля, несмотря на неодобрение Православной церковью[10][неавторитетный источник?]. Он был популярен среди российского дворянства. Девушки делали «валентинки» из шёлка, кружевные, пахнущие духами, с засушенными или живыми цветами, чтобы затем тайком подложить её в карман пальто избранника, передать с посыльным мальчиком или вручить лично[10][неавторитетный источник?]. Так же в этот день было принято устраивать балы, особенно если в доме были девушки на выданье. Тогда ещё приглашали и потенциальных женихов[11][неавторитетный источник?].
На балах в честь праздника была популярна игра. Ведущий брал две шляпы — мужскую и женскую, затем девушки и мужчины писали записки со своими именами и складывали их в эти шляпы (женщины в женскую, мужчины в мужскую), после этого тянули записки — женщины из мужской шляпы, мужчины из женской[12][неавторитетный источник?]. Таким образом образовывались пары, которые не должны были расставаться весь вечер. Часто после праздника играли много свадеб[11][неавторитетный источник?].
Валентинка — символ праздника
Валентинка — открытка, обычно в форме сердца, которую принято дарить любимым людям в День святого Валентина. Традиционный цвет валентинки — красный или розовый. Они символизируют любовь и преданность.
Самая старая валентинка была найдена в одной из английских библиотек[13]. Она была написана в 1477 году. В любовном послании девушка просит молодого человека доказать свою любовь и сообщает, что она во что бы то ни стало добьётся для них приданого от матери.
Создание первой «валентинки» приписывают также герцогу Орлеанскому в 1415 году. Он сидел в темнице и таким образом, возможно, боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене.
Современное состояние
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» сообщает, что 14 февраля в Англии и Шотландии «в старину» проводился следующий ритуал:
Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», также как и он её «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца»[14].
П. Д. Сахаров пишет, что день святого Валентина «отмечается 14 февраля согласно календарям ряда западных христианских церквей», и отмечает, что «в Римско-католической церкви память св. Валентина (мученика, пострадавшего в Риме в сер. 3 в.) чтилась в этот день в качестве обязательной до литургической реформы 1960 — 70-х гг.»[15].
В 1969 году празднование дня памяти святого Валентина как общецерковного святого было прекращено, а имя его удалено Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых, по причине того, что о данном мученике нет никаких точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом[16].
В настоящее время Католическая церковь отмечает в этот день память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а указанный праздник перешёл в разряд необязательных[2].
В Православной церкви память Валентина, пресвитера Римского, с именем которого обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля (старого стиля — в старостильных церквях, нового стиля — в новостильных)[2][17].
В России
В России праздник носит светский характер и отмечается с начала 90-х годов XX века. По данным ВЦИОМ, наиболее популярен этот праздник был среди молодёжи. Более 81 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет отмечали этот праздник. Есть и те, кто готов бороться с «чуждой» традицией празднования этого дня[18].
В число подарков входят: сувенирные сердечки, цветы, открытки и т. д. Основную массу покупателей, по статистике, составляет молодёжь[2]. Распространены также подарки, сделанные своими руками[19].
Отношение Католической и Православной церквей к этому празднику неоднозначное[4].
Католичество
Римско-католическая церковь никаких особых праздничных богослужений в день святого Валентина официально не проводит, считая его празднование народной, а не церковной традицией.
Генсек Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сообщил РИА Новости, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюблённых», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным»[20].
Православие
Неодобрительно относятся к празднику в Русской православной церкви[21].
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко в 2011 году дал поручение запретить празднование Дня святого Валентина в рамках плана «мероприятий по обеспечению духовной безопасности»[22].
В то же время в защиту Дня святого Валентина высказывался Андрей Кураев, считавший, что, несмотря на зарождение традиции празднования в католической культуре, День святого Валентина имеет и православные корни тоже. В качестве примеров Кураев приводит историю возникновения празднования Рождества, дня Николая Чудотворца, а также принятие Русской православной церковью 9 мая — Дня Победы[4].
Ислам
Представители исламского духовенства выступали с негативными оценками праздника[23].
Коммерциализация праздника
В связи с ростом спроса на подарочные изделия высказывается отрицательное отношение к коммерциализации праздника в обществе, ибо то же самое происходит с такими религиозными праздниками, как Рождество Христово и Пасха[2].
Публицист Татьяна Фёдорова по поводу этого замечает, что происходит «создание специфического, достаточно дурновкусного антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви — рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов, на любовь-„эрос“». В то же время она замечает, что нет ничего плохого в том, чтобы, используя опыт иной традиции, воплощать ценности любви, совершая «маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей», а также, что каждый человек сам решает, «поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то своё, собственное»[2].
Востоковед Пётр Сахаров отмечает, что сегодня «традиция празднования дня св. Валентина сохраняется в ряде регионов, однако Россия не входит в их число» и что «в России в последние годы празднование дня святого Валентина стало входить в моду преимущественно в среде молодёжи и школьников», однако оно носит исключительно светский характер и является одним из многочисленных проявлений вестернизации молодёжной культуры[24].
Европа
В Европе традиция празднования восходит к XII—XIII веку.
Отправление валентинок было модным в Великобритании XIX века. Британские девушки в этот день гадали на суженого, глядя в окно.
В Дании принято дарить любимым засушенные белые цветы.
В Австрии принято дарить свежие красные розы.
В Германии принято дарить красные цветы.
В Испании принято дарить любимые цветы.
Во Франции принято дарить драгоценности.
Северная Америка
В США впервые День святого Валентина праздновался в 1777 году.
В 1847 году Эстер Хоуланд открыла успешное дело по ручному изготовлению валентинок по британским образцам в своём доме в городе Вустер, штат Массачусетс. С XIX века самодельные валентинки почти совсем уступили место поздравительным открыткам массового производства. Популярность таких открыток в Америке XIX века была предвестником последующей коммерциализации праздников в США.
В XX веке в моду вошло в качестве подарка покупать дорогостоящие марципаны. Считалось дурным тоном не подарить марципаны невесте на свадьбу.
По данным Ассоциации поздравительных открыток в США, валентинки — самые популярные праздничные открытки после рождественских[25].
В Канаде День святого Валентина отмечается с начала XIX века, принято дарить засушенные белые цветы.
Азия
Саудовская Аравия
В Саудовской Аравии празднование Дня святого Валентина запрещено под угрозой больших штрафов.
Япония
В Японии День святого Валентина отмечается с 30-х годов XX века. Первоначально у японцев было принято дарить в этот праздник друг другу сладкие подарки. Впоследствии сильная коммерциализация значительно изменила обычай. Сегодня наиболее популярным подарком является шоколад, причём подарки должна преподносить девушка как своему избранному, так и своим друзьям. Во втором случае подарок называется гири-тёко (вежливый шоколад). Подарок от мужчины в этот день считается не мужественным. Ответный подарок, как правило, в виде белого шоколада, избранный мужчина делает через месяц в так называемый «белый день».[источник не указан 3572 дня]
Австралия
В Австралии День всех влюблённых имеет свои собственные традиции. Так, считается, что когда во времена золотой лихорадки благодаря крупным запасам в шахтах Балларат золотоискатели стали очень богатыми, мужчины, стараясь показать, насколько они богаты, заказывали своим дамам «валентинки», которые могли стоить несколько тысяч фунтов[26].
См. также
- Святой Валентин
- День любви
- Всемирный день поцелуя
- День объятий
- Валентинка моряка
- День Петра и Февронии
- Белый день (Япония)
- Чёрный день (праздник)
- Символ сердца
- День стейка и минета
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Зайцев Д. В., Бугаевская Л. А. Валентин // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 522. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Татьяна Фёдорова. День святого Валентина - история праздника, обычаи и традиции . Православие и мир (12 февраля 2013). Архивировано 4 февраля 2017 года.
- ↑ L. Schmitz. Lupercalia // A Dictionary of Greek and Roman Antiquities / William Smith, D.C.L., LL.D.. — London: John Murray, 1875. — P. 718.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 А. Кураев. 14 февраля — День святого Валентина? (недоступная ссылка). «Православие в Татарстане» (14 февраля 2009). Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ M. M. Kaylor. Secreted Desires: The Major Uranians: Hopkins, Pater and Wilde. — electronic ed.. — Masaryk University Press, 2006. — ISBN 80-210-4126-9.
- ↑ H. A. Kelly. The Valentines of February // Chaucer and the cult of Saint Valentine. — Leiden: E.J. Brill, 1986. — P. 58—63. — (Davis medieval texts and studies, 5). — ISBN 978-90-04-07849-9.
- ↑ Meg Sullivan. Henry Ansgar Kelly, Valentine’s Day (англ.) (недоступная ссылка). UCLA Spotlight (1 февраля 2001). Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано 3 апреля 2017 года.
- ↑ Dr. Michael Delahoyde. The Parliament of Fowls (англ.). Chaucer. Washington State University. Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано 21 января 2017 года.
- ↑ Jack B. Oruch. St. Valentine, Chaucer, and Spring in February (англ.) // Speculum. — The University of Chicago Press, 1981. — July (vol. 56, no. 3). — P. 534—565.
- ↑ 10,0 10,1 Традиции празднования Дня святого Валентина. ("За науку" №5 от 11 февраля 2006) . mipt.ru. Дата обращения: 14 февраля 2020. Архивировано 6 февраля 2021 года.
- ↑ 11,0 11,1 День святого Валентина (День всех влюбленных) в России — 14 февраля . pozdrav.a-angel.ru. Дата обращения: 14 февраля 2020. Архивировано 6 февраля 2021 года.
- ↑ День святого Валентина: история и традиции | Sochi24.tv - все новости города . sochi24.tv. Дата обращения: 14 февраля 2020. Архивировано 6 февраля 2021 года.
- ↑ Lenta.Ru — Самой старой «валентинке» — 500 лет (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 февраля 2007. Архивировано 16 февраля 2007 года.
- ↑ Валентинов день // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Сахаров, 2002, с. 58.
- ↑ Calendarium Romanum ex Decreto Sacrosancti Œcumenici Concilii Vaticani II Instauratum Auctoritate Pauli PP. VI Promulgatum. — Typis Polyglottis Vaticanis, MCMLXIX. — P. 117.
- ↑ Мельников В. Правда о святом Валентине (недоступная ссылка). Официальный сайт прихода вмч. и целителя Пантелеимона Новосибирской епархии РПЦ. Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано 14 сентября 2012 года.
- ↑ Е. Добрынина. Половина россиян не будет отмечать День Святого Валентина . Российская газета (14 февраля 2012). Архивировано 14 февраля 2017 года.
- ↑ Идеи самых лучших подарков ко Дню святого Валентина (недоступная ссылка). nn.ru (9 февраля 2013). Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано 14 октября 2016 года.
- ↑ О. Липич. Церковь не отмечает День влюбленных . РИА Новости (14 февраля 2008). Архивировано 17 апреля 2013 года.
- ↑ М. Титова. День Святого Валентина: история праздника (недоступная ссылка). BCM.ru (3 февраля 2010). Архивировано 14 февраля 2017 года.
- ↑ Губернатор Белгородской обл. запретил День святого Валентина . РБК (3 февраля 2011). Архивировано 14 февраля 2017 года.
- ↑ Муфтий Ибрагим Десаи. Почему нельзя праздновать день св. Валентина? . Askimam.ru (14 февраля 2009). Архивировано 9 июля 2012 года.
- ↑ Сахаров, 2002, с. 58—59.
- ↑ Valentine’s Day Card Sales Hold Steady for 2012 (англ.). Stationery Trends (24 января 2012). Архивировано 14 февраля 2017 года.
- ↑ День Святого Валентина особенности и обычаи Архивная копия от 15 февраля 2018 на Wayback Machine // Арсеньевские вести. № 7 (726) от 14 февраля 2007
Литература
- Валентинов день // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сахаров П. Д. Валентина св. день // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., и доп. — М.: Республика, 2002. — С. 58—59. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1.
- Kelly H. A. Chaucer and the cult of Saint Valentine. — BRILL, 1986. — 185 p. — ISBN 978-90-04-07849-9.