Деций Траян
Гай Мессий Квинт Траян Деций | |
---|---|
лат. Gaius Messius Quintus Traianus Decius | |
249 — 1 июля 251 | |
Совместно с | Геренний Этруск (251 — 1 июля 251) |
Предшественник | Филипп Араб |
Преемник | Требониан Галл и Гостилиан |
|
|
Дата рождения | около 201 |
Место рождения | Будалия, Паннония, Римская империя |
Дата смерти | 1 июля 251 |
Место смерти | Абриттус, Мёзия, Римская империя |
Супруга | Герения Этрусцилла |
Дети |
1) Гостилиан 2) Геренний Этруск |
Отношение к религии | Древнеримская религия |
Гай Ме́ссий Квинт Трая́н Де́ций (лат. Gaius Messius Quintus Traianus Decius), более известный в римской историографии как Деций Траян или Деций — римский император в 249—251 годах.
Деций происходил из Паннонии. Будучи сенатором, в 249 году он был послан императором Филиппом Арабом в Паннонию и Мёзию, где восстали местные гарнизоны, для восстановления порядка и поддержания дисциплины, однако вскоре подчинёнными ему войсками был провозглашён императором. Выступивший против Деция Филипп был разбит при Вероне.
Получив власть, Деций организовал во всём государстве первое систематическое преследование христиан. 1 июля 251 года он погиб в битве с племенами карпов и готов у Абриттуса (современный город Разград) в Мёзии вместе с сыном и соправителем Гереннием Этруском[1][2].
Деций Траян носил следующие победные титулы: «Дакийский Величайший», «Парфянский Величайший», «Восстановитель Дакии», «Германский Величайший» с 250 года[1].
Жизнь до принятия власти
Гай Мессий Квинт Деций был первым среди многочисленных римских императоров, происходивших из балканских провинций[3]. Он родился в паннонской деревне Будалия неподалёку от Сирмия[4]. Точная дата его рождения неизвестна, но из сообщений Полемия Сильвия и Псевдо-Аврелия Виктора, согласно которым на момент смерти Децию было пятьдесят лет, можно сделать вывод, что он родился в 201 году[5]. Иногда рождение императора датируют 195[6] или 190 годом[1].
О родителях Деция ничего не известно; в отличие от большинства более поздних императоров, происходивших из Паннонии, он стал сенатором и консулом[3], поэтому можно предположить, что он был сыном служившего в Будалии военного из местной аристократической семьи[7]. О том, что отец Деция был итальянского происхождения, можно судить по преноменам императора: Деций и Мессий — древние осканские имена[3]. Возможно, прокуратор Дакии Квинт Деций Виндекс был его отцом или родственником[8]. По всей видимости, семья Деция имела родственные связи в Италии и располагала крупными земельными владениями[1].
К моменту провозглашения императором Деций уже сделал блестящую карьеру. Примерно между 215 и 225 годами он занимал должность квестора и был включён в состав сената[3]. В 234 году Деций был наместником Нижней Мёзии и, вероятно, приблизительно в это время также находился на посту консула-суффекта[9]. В 238 году он занимал должность наместника Тарраконской Испании[10]. Во время гражданской войны 238 года между Максимином Фракийцем и ставленниками сената, Гордианами, а затем Бальбином и Пупиеном, он остался верен Максимину[8]. Деций отказался признать Максимина и его сына «врагами народа», а также принял все возможные меры для подготовки обороны вверенной ему провинции от предполагаемого вторжения армии сената[11]. После поражения и гибели Максимина он впал в немилость и был смещён с поста наместника Тарраконской Испании[11]. Тем не менее, лояльность Деция к врагу сената, очевидно, не ставилась ему в вину в трудах античных историков — даже в просенатски настроенных источниках он всегда оценивался положительно[3]. Это также относится и к будущему императору Валериану I, который встал на сторону кандидатов сената в 238 году, но, как говорили, был близким соратником Деция после восхождения того на престол и сделал при нём хорошую карьеру[12][3]. Жена Деция, Геренния Купрессения Этрусцилла, происходила из старинного этрусского рода; в правление своего мужа она получила почётный титул «Матери лагерей» и, вероятно, сопровождала его в некоторых кампаниях[3]. От этого брака родились два сына: Гай Валент Гостилиан Мессий Квинт и Квинт Геренний Этруск Мессий Деций[13].
На политическую арену Деций вернулся, скорее всего, уже после смерти Гордиана III — вероятно, в результате проведённой Филиппом амнистии[11]. Кроме того, император назначал Деция префектом города Рима, что было явным знаком доверия[11].
Восхождение на престол
К середине III века римские границы стали менее стабильными, чем прежде. Приблизительно в конце зимы или ранней весной 249 года император Филипп I Араб столкнулся сразу с несколькими одновременно вспыхнувшими восстаниями[3]. Одно из них разгорелось в восточных провинциях и было возглавлено Иотапианом, а другое началось в Паннонии под предводительством местного военачальника Пакациана[3]. Будучи в растерянности относительно дальнейших действий, Филипп созвал заседание сената[14]. Единственным выступившим сенатором был Деций, который сказал, что эти восстания недолговечны, а их предводители вскоре падут от рук собственных подчинённых. Вскоре это предсказание исполнилось[14].
В то же время гепиды начали тревожить римские границы[5]. Филипп, впечатлённый выступлением Деция и по-прежнему опасавшийся мятежных настроений в легионах Мёзии и Паннонии, попросил Деция отправиться туда лично и привести дела в порядок, назначив его главнокомандующим легионов обеих провинций[3]. Выбор императора был обусловлен тем, что Деций, по всей видимости, пользовался популярностью в сенате, а также его происхождением — он был знаком с тонкостями политической жизни в регионе, куда его отправили[4]. Вскоре после прибытия Деция в Паннонию местные войска провозгласили его императором, поскольку осознавали неспособность Филиппа справиться с кризисом на границах и помнили, что он, возможно, виновен в смерти Гордиана III[5]. Несмотря на это, Деций пытался примириться с императором, сообщая ему в письме, что он не был ответствен за выбор, сделанный солдатами[14]. Филипп не поверил ему; несмотря на болезнь, он повёл свою армию на север и встретился с Децием неподалёку от Вероны летом 249 года. О подробностях боя в источниках не говорится, но известно, что Филипп располагал большей армией, чем Деций[3]. Сам Филипп погиб в бою; его сын или погиб вместе с ним, или был убит преторианской гвардией в Риме вскоре после сражения[15].
По всей видимости, историография этих событий чересчур идеализировала личность Деция[3]. Известный историк Рональд Сайм отметил, что Деций является «превосходным образцом узурпатора поневоле»[16]. Нумизматические свидетельства, однако, не подтверждают версию, что Деций действовал стремительно[3]. Они показывают, что при выезде из Рима Деций не собирался поднимать восстание, так как по его прибытии монетный двор в Виминациуме продолжал чеканку монет с портретом Филиппа[3]. Литературные источники не дают никаких точных дат этих событий. Тем не менее, по надписям, папирусам и опубликованным законам общий их ход может быть восстановлен. Первое указание на враждебные действия Деция по отношению к Филиппу содержится в надписи от 28 мая 249 года, в которой X Парному легиону присвоен почётный титул «Дециев» (лат. Deciana)[17]. Датировка закона в кодексе Юстиниана показывает, что Филипп ещё был в Риме 17 июня 249 года[18]. Кроме того, существуют отчеканенные после 29 августа монеты Филиппа, доказывающие, что он всё ещё был тогда императором[3]. Закон в кодексе Юстиниана под именем Деция свидетельствует о том, что 16 октября 249 года он уже был императором[18].
Правление
Внутренняя политика
Новый император, без сомнения, знал об опасности своего положения; поэтому он приступил к реализации весьма консервативной программы имперской пропаганды, чтобы обеспечить себе поддержку римской аристократии и военных, которым он был обязан восхождением на престол[5]. Почти сразу после вступления в Рим в октябре 249 года Деций принял тронное имя Траяна[19]. Траян был образцом идеального императора, лучшим принцепсом, правившим в полном согласии с сенатом и уважавшим его свободу[19]. Претендовать на какое-либо родство с этим популярным правителем Деций не мог[19]. Поэтому он решил действовать по примеру Септимия Севера, который принял имя Пертинакса и претендовал на продолжение его политики, и Марка Аврелия[20]. Подобным образом поступил и Деций, однако он избрал более отдалённую во времени и более популярную фигуру — Траяна, тем самым демонстрируя, что его главной задачей было возвращение к методам правления «лучшего принцепса». Такой шаг обеспечил Децию широкую поддержку в Риме, особенно в сенате. Принятием этого имени он ясно указывал, что видел своей целью восстановление славы империи, весьма поблёкшей в свете неудач последних лет[21]. Кроме того, Деций раздал римским гражданам конгиарий монетами, на которых было отчеканено слово «Libertas» (рус. Свобода)[3]. В том же месяце он отправил в отставку группу ветеранов флота после того, как они прослужили 28 лет[22]. В 251 году император даже попытался возродить давно забытую должность цензора, якобы предложив её будущему императору Валериану I, который был в то время принцепсом сената, но тот отказался от этого звания[23]. Спустя год Деций назначил своих сыновей Геренния Этруска и Гостилиана цезарями, а старшего вскоре повысил до августа[5]. Несомненно, Деций стремился создать собственную династию.
В конце 249 года, когда Деций вернулся в Рим, он развернул в столице масштабное строительство[5]. Он отреставрировал Колизей, пострадавший от разрушительного пожара[5], а позже начал возведение терм на Авентине[5]. Предположительно в его правление был построен Дециев портик[5]. До этого новые строительные работы в Риме не предпринимались в течение двадцати лет. При помощи этих архитектурных проектов (в том числе за счёт стиля, в котором возводились здания) Деций стремился напомнить горожанам о славе прошлых времён[5].
Император уделял существенное внимание налоговой политике — характерно то, что первый изданный им закон касался именно налогов[24]. Деций отменил ряд постановлений налоговой реформы Филиппа I Араба в Египте, где снова вернулись к устоям эпохи правления династии Северов[25]. На Востоке причиной восстания Иотапиана была жёсткая налоговая политика Гая Юлия Приска, брата Филиппа, управлявшего восточными провинциями[26]; вполне вероятно, что именно отмена Децием налоговой реформы Филиппа привела к завершению восстания[25]. Недаром Деция прославляли как восстановителя свободы (лат. restitutor libertatis)[25]. Если учитывать тяжёлую ситуацию на Востоке и то, что Деций сразу же обратил внимание на налоговую политику, можно предположить, что он продумал этот шаг ещё до восхождения на престол[25].
Интересна выпущенная в правление Деция Траяна серия монет с изображениями и именами «divi» (обожествлённых императоров), включающая Октавиана Августа, Веспасиана, Тита, Нерву, Траяна, Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия, Коммода, Септимия Севера и Александра Севера[27]. Тем самым Деций включал себя в общий ряд императоров, представляя своё правление как логичное продолжение римской истории[21]. Этот список практически идентичен с перечнем лучших императоров в биографии Аврелиана в «Истории Августов», в котором отсутствует только Коммод[21]. Однако серия не включает всех обожествлённых императоров. Известно, что обожествлены были Клавдий, Пертинакс, три Гордиана, а также, по сообщению Евтропия[28], и оба Филиппа[21]. Интересно, что все эти монеты были отчеканены не в Риме, а в Медиолане, и предназначались для выплаты жалования солдатам[25]. Из этого следует, что пропаганда Децием своих знаменитых предшественников была направлена не столько на граждан, сколько на армию[25]. По всей видимости, император хотел напомнить легионерам о великих деяниях прежних императоров и повысить их боевой дух[25].
Религиозная политика. Гонения на христиан
Одним из важнейших направлений внутренней политики Деция был контроль над религией[29]. В древнеримском религиозном сознании важное место занимало представление о «pax deorum» — божьем мире: римляне почитали богов согласно традиционным ритуалам, принося им жертвоприношения, а боги, в свою очередь, не только охраняли Рим, но и гарантировали ему власть над всем миром[29]. Отказ от жертвоприношения богам считался нарушением pax deorum, что якобы влекло за собой катастрофические последствия[29]. Поэтому Деций решил восстановить почитание традиционных богов и возродить древние культы. Многие надписи называют императора «восстановителем святынь»[14]. В некоторых случаях, как это было в этрусском городе Козе, это почётное звание подразумевало, что Деций провёл реконструкцию храмов[30]. В других случаях оно означало, что по его приказу были построены новые святилища. Например, по велению Деция жители Аквилеи отреставрировали статую Нептуна[30]. Кроме того, император подчёркивал необходимость почитания именно отеческих богов — так, в послании к жителям Афродисиаса он просил отметить молитвами и жертвоприношениями его правление ради богини, в честь которой был назван город[31].
Другим нарушением «божьего мира» было пренебрежение традиционными жертвоприношениями — вплоть до полного отказа от них[30]. Начали появляться язычники, не совершавшие жертвоприношений[30]. Наибольшую опасность для «божьего мира» представляли христиане, общины которых распространились почти по всей империи, а церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться языческим богам. С точки зрения римских консерваторов, к которым относился и сам император, это следовало немедленно прекратить[30]. По всей видимости, была и ещё одна важная причина обращения Деция к восстановлению «божьего мира»: веротерпимость предшественника Деция Филиппа Араба, по мнению императора, могла оскорбить богов[32]. Установление pax deorum отвечало интересам довольно широких кругов римского общества, особенно сенаторской знати — консервативные предпочтения всегда были достаточно сильными[32].
Есть несколько точек зрения относительно истинных причин антихристианской кампании Деция. По мнению Евсевия Кесарийского, император начал гонения из-за ненависти к Филиппу, который якобы был тайным христианином[33]. По сообщению Иоанна Зонары, императора подстрекал к гонениям Валериан[34]. Известно, что Деций не ставил своей целью ни уничтожение христианства как религии, ни Церкви как организации[35]. Многим арестованным христианам даже разрешалось принимать единоверцев, в том числе пресвитеров, или вести переписку[35]. В отличие от поздних императоров, Деций не требовал выдавать священные книги[35]. Неизвестно, распространялся ли указ Деция на иудеев и манихеев[36].
Не позже января 250 года (скорее всего, ещё в конце предыдущего года)[37] Деций издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ (лат. libellus), удостоверявший этот акт[32]. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь[32]. Оригинальный указ Деция утерян, но в распоряжении историков есть свидетельства Евсевия и Лактанция, сохранившиеся до нашего времени, а папирологисты обнаружили ряд «libelli»[3]. Из «libelli» удалось многое узнать о природе указа, что дало историкам возможность представить цель Деция[38]. Вот пример либелла[3]:
«Комиссариям, призванным к наблюдению за (правильностью) принесения жертв. От Аврелия Асесиса, сына Серена, из деревни Феадельфии что в Египте. Я всегда и беспрестанно приносил жертвы богам, и ныне в присутствии вашем в соответствии с буквой указа совершил возлияние, и принес жертву и отведал часть от жертвенного (животного), что прошу вас ныне засвидетельствовать. Прощайте. Я, Асесис, 32 лет от роду, раненый…»
До открытия «libelli» предполагалось, что указ применялся только к христианам или, возможно, людям, подозреваемым в приверженности к христианству[3]. В результате исследования было выяснено, что слово «христианин» не появляется ни в одном из известных «libelli»[3], равно как и имя императора[3]. Последнее указывает, что жертвы и молитвы не следует рассматривать как возношение непосредственно в его пользу[3]. Кроме того, в «libelli» ни разу не было упомянуто конкретное божество. Таким образом, вероятнее всего, Деций просил что-то сродни римскому «supplicatio», где молитвы и жертвы предлагались от имени всех богов, имевших свои храмы в столице[3]. Тексты «libelli», по-видимому, были основаны на стереотипных формулировках[3]. Они, по существу являются ходатайствами, которые утверждаются подписью и датой[3]. Если лицо, получавшее «libellus», было неграмотным, документ заверялся писцом или, возможно, членом комиссии[3]. Так как Римская империя была крупным государством, условия выполнения приказа были разными[3]. Возможно, составлялись списки лиц, которые должны были в определённый день принести жертвы во избежание длинных очередей[3].
Сразу же после издания эдикта началось первое крупное гонение на христиан[39]. Оно оказалось для последних полной неожиданностью[39]. Пострадали не только христиане, приговорённые к тюремному заключению, но и многие другие из их числа, которые покинули свои дома и стали жертвами бандитов, голода или варваров[40]. Во время гонений погиб Папа Фабиан, а некоторые епископы, например, Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский, бежали и руководили христианами из укрытий[19]. Ещё одной проблемой для Церкви стало большое количество христиан, которые либо выполнили указ, либо получили «libellus» при помощи взяток, но потом раскаялись[3]. Эта ситуация привела к расколу в Церкви — представители партии во главе с религиозным лидером Новацианом утверждали, что поклонение идолам было непростительным грехом и что Церковь не имеет права на повторное обращение в христианство людей, один раз отказавшихся от него[3]. Положение дел осложнилось ещё сильнее, когда Новациан провозгласил себя Папой, противостоя официальному Папе Корнелию, преемнику Фабиана. Новациан был объявлен еретиком, но его учение продолжало существовать вплоть до VII века[3]. Неизвестно точно, когда действия против христиан закончились. Пик репрессий, по всей видимости, пришелся на июнь-июль 250 года[19]. Скорее всего, Деций прекратил гонения, потому что столкнулся с серьёзными проблемами в балканских провинциях[41].
Известными мученики времён правления Деция Траяна стали епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, епископ Евдемон, Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский, епископ Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, Парамон Вифинский с 370 мучениками, Максим из Малой Азии, святой Трифон, Агата, и многие другие[42].
Война с готами и гибель
- Основная статья: Скифская война III века
Зимой 250 года, возможно, воспользовавшись заледенением Дуная и ослаблением гарнизонов (существенная часть римских войск ещё находилось у Вероны), племена карпов и готов под предводительством короля Книвы вторглись в Мёзию[3]. Затем они разделились на две армии — одна, численностью 70 тысяч, осадила Новы, а вторая двинулась на юг и осадила наместника Мёзии Луция Приска в Филиппополе (примерно в 160 км к северу от Эгейского моря)[43]. Деций, получив сообщение о нашествии варваров, отправил своего сына Геренния Этруска, возведённого в ранг цезаря, в Мёзию во главе армии, а затем и сам начал собирать войска[3]. Отъезд императора был отмечен чеканкой монет с легендами «EXERCITU ILLLYRICUS» (рус. Иллирийские войска) и «GENIUS EXERCITUS ILLYRICIANA ET PANNONIAE» (рус. Гений иллирийских и паннонских войск)[43].
Тем временем силы Книвы были отброшены Требонианом Галлом, наместником Верхней и Нижней Паннонии. Готы повернули на юг, к Никополю[3]. В конце весны 250 года карпы и даки совершили набег на Мёзию[44]. В разгар войны (в июне или июле 250 года) Деций поспешил покинуть Рим, чтобы присоединиться к армии[3]. Перед отъездом он назначил будущего императора Валериана на неизвестный пост, связанный с финансами и внутренними делами государства[45]. Прибыв на место событий, Деций успешно повёл военные действия и вскоре обеспечил стабильность в регионе. Никополь был освобождён, а карпы выбиты из провинции; в честь победы были отчеканены монеты с легендами «Dacicus Maximus» (рус. Дакийский Величайший) и «Restitutor daciarum» (рус. Восстановитель Дакии)[46]. Кроме того, император восстановил воинскую дисциплину и основал военные поселения в Паннонии и Мёзии[3], а также приказал отремонтировать дороги в придунайских провинциях[3]. На западе было подавлено некое восстание и одержана победа над варварами[47]. Известно, что в это время был завершён грандиозный проект восстановления дорог, мостов и пограничных укреплений. Многие мильные камни из провинций Британия, Африка, Галатия, Палестина, Сирия, Паннония свидетельствуют об этой работе[3].
В конце 250 года, после всех этих успехов, Деций решил атаковать войско Книвы[3]. Подробности дальнейших событий неизвестны. Возможно, император проявил излишнюю самоуверенность или допустил иную ошибку[3]. Так или иначе, когда римская армия расположилась на отдых у Августы Траяны Берое, воины Книвы напали на неё и почти полностью уничтожили[48]. Деций с остатками армии отступил и присоединился к Требониану Галлу[49]. В это время Приск (возможно, находившийся в сговоре с готами) провозгласил себя императором в Филиппополе. Неизвестно, пытался ли Приск использовать готов для своей поддержки или, напротив, готы использовали Приска, но в результате Филиппополь был взят штурмом, а его население вырезано. С этого момента Приск сходит со страниц истории[50]. Известно, что сенат объявил Приска «врагом отечества»[51]. В то же время другой мятеж вспыхнул в Риме, где сенатор Юлий Валент Лициниан, заручившись поддержкой плебса и, возможно, некоторой части сената[51], предпринял попытку государственного переворота. Однако восстание было быстро подавлено (вероятно, Валерианом)[52]. Весной 251 года Деций и Галл решили возобновить кампанию против Книвы, который отступал к Дунаю[3]. В самом начале поход казался успешным для римлян. Однако в ходе боевых действий Геренний Этруск, возведённый в ранг августа, был убит стрелой[53]. По рассказу Иордана, после этого император обратился к павшим духом солдатам со словами: «Пусть никто не печалится; потеря одного воина не есть ущерб для государства»[53]. Зосим сообщает, что во время этих событий Требониан Галл замыслил заговор против Деция и обратился к готам за помощью в его реализации. Готы охотно согласились[54]. Они разделили своё войско на три части и стали у болотистой местности неподалёку от Абритта[55]. Битва состоялась 1 июля[5]. Когда Деций разгромил два корпуса вражеской армии и углубился в болота, на римлян напала третья часть готского войска; в сражении при Абритте римляне потерпели сокрушительное поражение и понесли значительные потери[5]. Деций тоже погиб, по сообщению Аммиана Марцеллина император Деций во время бегства утонул в болоте, и его тело так и не было найдено[5]:
«Подобная несчастная судьба постигла, как известно, Цезаря Деция, который в жестокой сече с варварами был сброшен на землю падением взбесившейся лошади, удержать которую он не смог. Попав в болото, он не мог оттуда выбраться, и потом нельзя было отыскать его тело».[56]
Он стал первым римским императором, погибшим в бою во время войны с внешним врагом[3]. После гибели Деция Требониан Галл, провозглашённый императором, заключил позорный мир с готами и поспешил вернуться в Рим, где в течение короткого времени правил совместно с Гостилианом, единственным выжившим сыном Деция[50]. Вскоре Гостилиан скончался от чумы. Интересна посмертная память Деция: его сначала обожествили, затем предали проклятию памяти, а после снова обожествили[3].
Внешность и личные качества
Псевдо-Аврелий Виктор писал о Деции Траяне следующее:
«Он обладал разнообразными знаниями и многими добродетелями, в мирных условиях был мягок и общителен, в военных — очень энергичен»[57].
На известном мраморном бюсте из Капитолийского музея в Риме Деций изображён в состоянии неуверенности и тревоги, словно он обеспокоен обстановкой, сложившейся в Римской империи во время его правления[58]. Скульптор подчеркнул морщины и складки на лице, глубоко сидящие глаза, тоскливо смотрящие вперёд, и старческий рот[58].
Итоги правления
Правление Деция Траяна было недолгим — оно длилось всего лишь около двух лет (по сообщению Хронографа 354 года — 1 год, 11 месяцев и 18 дней[59]). После восхождения на престол целью императора стало возрождение былой мощи Римского государства, а также возвращение к старинным традициям[60]. По всей видимости, получив власть, Деций приступил к реализации некой программы, направленной на восстановление славы Рима[60].
В религиозной политике Деций проводил курс на возвращение к старому «божьему миру», к обыкновенному принесению жертв богам; официальной идеологией его правления было следование традициям великих римских императоров[60]. Возможно, он хотел восстановить цензуры как орган, обеспечивавший связь между императором, сенатом и народом[60], однако эти попытки окончились крахом из-за полного их несоответствия нуждам быстро изменяющегося государства[61].
По мнению историка Ю. Б. Циркина, все начинания императора «оказались столь же утопичными, как и попытка сената в 238 году вернуть себе почти полную власть»[60]. У античных историков мнения о Деции разделяются: христианские авторы относятся к нему отрицательно, а язычники — положительно[3]. Ему было суждено принять правление империей в трудный для Рима период, но даже за короткий срок своего правления Деций показал себя деятельным и энергичным монархом. В то же время, по мнению христианских историков его религиозная политика нанесла ущерб стране[5], однако подобные оценки должны рассматриваться непредвзято.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Грант, 1998.
- ↑ Вус О. В. Гибель Дециев. Разгром римской армии у Абритуса как кульминация Скифской войны 250—251 гг // МАИАСП. — 2018. — Вып. 10. — С. 237—258. — ISSN 2219-8857.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 3,29 3,30 3,31 3,32 3,33 3,34 3,35 3,36 3,37 3,38 3,39 3,40 3,41 3,42 3,43 McMahon, 1999.
- ↑ 4,0 4,1 Аврелий Виктор. О цезарях. XXIX. 1.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 Nathan, 1999.
- ↑ Jona Lendering. Decius (англ.). Дата обращения: 2 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
- ↑ Wittig, 1932, p. 1250.
- ↑ 8,0 8,1 Syme, 1971, pp. 195—196.
- ↑ Wittig, 1932, pp. 1251—1252.
- ↑ Syme, 1971, pp. 196—197.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Циркин, 2009, с. 324.
- ↑ Циркин, 2009, с. 325.
- ↑ Wittig, 1932, pp. 1261—1267.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 Southern, 2001, p. 74.
- ↑ Potter, 2004, p. 241.
- ↑ Syme, 1971, p. 196.
- ↑ Corpus Inscriptionum Latinarum 3, 4558
- ↑ 18,0 18,1 Кодекс Юстиниана. X. 16. 3.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Циркин, 2009, с. 320.
- ↑ Potter, 2004, p. 109—110.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 Циркин, 2009, с. 321.
- ↑ Corpus Inscriptionum Latinarum 11, 373
- ↑ Требеллий Поллион. История Августов. Двое Валерианов. V—VII.
- ↑ Циркин, 2009, с. 313.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 25,5 25,6 Циркин, 2009, с. 322.
- ↑ Зосим. Новая история. I. 20. 2.
- ↑ Potter, 2004, p. 244.
- ↑ Евтропий. Бревиарий от основания Города. IX. 3.
- ↑ 29,0 29,1 29,2 Циркин, 2009, с. 315.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 Циркин, 2009, с. 316.
- ↑ Potter, 2004, p. 243.
- ↑ 32,0 32,1 32,2 32,3 Циркин, 2009, с. 317.
- ↑ Евсевий Кесарийский. Церковная история. VI. 39.
- ↑ Иоанн Зонара. Сокращение истории. XII. 20.
- ↑ 35,0 35,1 35,2 Циркин, 2009, с. 318.
- ↑ Циркин, 2009, с. 318—319.
- ↑ Wittig, 1932, p. 1281.
- ↑ Rives, 1999, pp. 135—154.
- ↑ 39,0 39,1 Циркин, 2009, с. 319.
- ↑ Евсевий Кесарийский. Церковная история. VI. 43.
- ↑ Rives, 1999, p. 154.
- ↑ Гонения на христиан в Римской империи . Православная энциклопедия (10.5.2011). Дата обращения: 1 декабря 2024. Архивировано 5 августа 2012 года.
- ↑ 43,0 43,1 Wittig, 1932, p. 1269.
- ↑ Bowman, 2004, p. 38.
- ↑ Syme, 1971, p. 215.
- ↑ Wittig, 1932, p. 1270.
- ↑ Wittig, 1932, pp. 1268—1269.
- ↑ Иордан. Гетика. 101.
- ↑ Wittig, 1932, pp. 1270—1273.
- ↑ 50,0 50,1 Wittig, 1932, p. 1271.
- ↑ 51,0 51,1 Циркин, 2009, с. 323.
- ↑ Wittig, 1932, p. 1272.
- ↑ 53,0 53,1 Иордан. Гетика. 103.
- ↑ Зосим. Новая история. I. 23. 2.
- ↑ Зосим. Новая история. I. 23. 3.
- ↑ Аммиан Марцеллин. Деяния. XXXI. 13.
- ↑ Псевдо-Аврелий Виктор. Извлечения о нравах и жизни римских императоров. XXIX. 2.
- ↑ 58,0 58,1 Бритова, 1975, с. 80.
- ↑ Хронограф 354 года. Часть 16.
- ↑ 60,0 60,1 60,2 60,3 60,4 Циркин, 2009, с. 328.
- ↑ Syme, 1971, p. 199.
Литература
Источники
- Аврелий Виктор. Деций // О цезарях.
- Евтропий. Бревиарий от основания Города.
- Зосим. Новая История // Книга I.
- Евсевий Кесарийский. Церковная история // Книга VI.
Литература
- Wittig K. Decius. Paulys Real-Encyclopedie der classischen Altertumswissenschaft. Vol 5. — Stuttgart, 1932. — 1244—1284 p.
- Syme R. Emperors and Biography: Studies in the Historia Augusta. — Oxford, 1971.
- Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет. — М.: Искусство, 1975.
- Вус О. В. Гибель Дециев. Разгром римской армии у Абритуса как кульминация Скифской войны 250—251 гг. // МАИАСК. 2018. Вып. 10. ISSN 2219-8857. https://www.academia.edu/85589214/Death_of_Decii_Defeat_of_the_Roman_Army_near_Abritus_as_the_Culmination_of_the_Scythian_War_of_250_251
- Scarre C. Chronicle of the Roman Emperors. — Thames and Hudson Ltd., 1995.
- Грант, М. Римские императоры. Деций Траян. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998.
- Rives J. B. The Decree of Decius and the Religion of Empire // Journal of Roman Studies. — 1999. — № 89. — С. 135—154.
- Southern P. The Roman Empire from Severus to Constantine. — London, New York: Routledge, 2001.
- Bowman A. K. The Cambridge Ancient History: The Crisis of Empire, A.D. 193-337. — Cambridge University Press, 2004.
- Potter D. S. The Roman Empire at Bay, AD 180-395. — Routledge, 2004.
- Nathan G. Trajan Decius (249—251 A.D.) and Usurpers During His Reign (англ.). An Online Encyclopedia of Roman Emperors. 2009. Архивировано 5 августа 2012 года.
- McMahon R. Another View of Trajan Decius (англ.). An Online Encyclopedia of Roman Emperors. 2009. Архивировано 5 августа 2012 года.
- Циркин Ю. Б. Император Деций: попытка возрождения Рима . Исследования и публикации по истории античного мира. 2009. Архивировано 5 августа 2012 года.
Ссылки
- Монеты Деция Траяна (англ.). Дата обращения: 31 августа 2012.