Даниеле да Вольтерра

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Даниэле да Вольтерра»)
Даниеле да Вольтерра
итал. Daniele da Volterra
Портрет из «Жизнеописаний» Дж. Вазари (1568)Портрет из «Жизнеописаний» Дж. Вазари (1568)
Имя при рождении Даниеле Риччарелли
Daniele Ricciarelli
Дата рождения 1509(1509)
Место рождения Вольтерра (Тоскана)
Дата смерти 4 апреля 1566(1566-04-04)
Место смерти Рим
Стиль маньеризм

Дание́ле да Вольте́рра[1], настоящее имя Дание́ле Риччьяре́лли (итал. Daniele da Volterra, Daniele Ricciarelli; 1509, Вольтерра, Тоскана — 4 апреля 1566, Рим) — итальянский живописец и скульптор, значительную часть жизни работавший в Риме. Видный представитель итальянского Ренессанса, его позднего, переходного к маньеризму этапа; друг, ученик и подражатель Микеланджело, автор ряда его портретов.

Биография

Даниэле Риччьярелли родился в Вольтерре (современная Тоскана). Мальчиком учился у сиенских художников Содомы и Бальдассаре Перуцци. Возможно, он в 1535 году сопровождал последнего в Рим. Затем стал учеником Перино дель Вага. С 1538 по 1541 год Даниеле помогал Перино в росписи фресок на вилле кардинала Тривуцио в Салоне.

Позднее работал с Микеланджело в Риме и благодаря его протекции стал его преемником и куратором живописных работ в Ватикане. Микеланджело использовал своё влияние на папу Павла III, чтобы обеспечить Даниеле комиссионные и должность «суперинтенданта» (superintendente) работ, которую он сохранял до смерти папы в 1549 году.

Микеланджело помогал ему своими советами и, вероятно, предоставлял ему свои эскизы, в частности, для «Снятия с креста» в капелле Лукреции делла Ровере римской церкви Тринита-деи-Монти (1541) и в капелле Pаспятия в церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо. Даниеле также получил заказ на роспись фриза в главном салоне Палаццо Массимо-алле-Колонне с изображением сцен из жизни Фабия Максима[2].

Даниеле да Вольтерра потерял своё положение при папе Юлии III, посвятил себя скульптуре и позднее переехал во Флоренцию, потом опять вернулся в Рим, где по заказу папы Пия IV в 1565 году, после того как Тридентский собор осудил наготу в церковном искусстве, «прикрывал неприглядную наготу» фигур на фреске «Страшный Суд» Микеланджело в на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, за что и получил ироническое прозвище «Il Braghettone» («Штанишник»)[3].

Он умер в Риме в 1566 году. Среди его учеников был Джулио Маццони из Пьяченцы. Леонардо Риччарелли был его племянником.

Творчество

Самая известная картина Даниеле да Вольтерра — «Снятие с креста» в римской церкви Тринита-деи-Монти (1541) — создана, возможно, по рисункам Микеланджело. Из-за чрезмерных похвал в своё время эту работу упоминали наряду с «Преображением» Рафаэля и «Последним причастием святого Иеронима» Доменикино как одну из самых известных картин в Риме. Ныне её считают характерным произведением маньеризма «в манере Микеланджело»[4]. Показательно, что «беспокойная динамика» этой композиции, типичная для итальянского маньеризма, стала предметом восторгов Питера Пауля Рубенса, выдающегося художника фламандского барокко[5]. Другими известными картинами Даниеле да Вольтерра считаются «Юстиция» во Дворце приоров Вольтерры и «Вифлеемское избиение младенцев» в Уффици, Флоренция (1557). В обоих произведениях очевидно подражание Микеланджело в изображении фигур.

Двусторонняя картина Даниеле, написанная на сланцевой пластине, изображающая Давида, убивающего Голиафа (Лувр, Париж), также основана на рисунках Микеланджело. Долгое время это произведение приписывали самому Буонарроти.

Из скульптурных работ да Вольтерра наиболее известны бюст Микеланджело, сделанный им с посмертной маски великого художника, статуя Клеопатры у фонтана в Бельведере Ватикана. Из Франции Даниеле да Вольтерра получил заказ на конную статую короля Генриха II, но успел выполнить только модель коня, которую позднее использовали для конной статуи Людовика XIII на Площади Вогезов (Королевской площади) в Париже (реконструкция скульптора Шарля Дюпати, 1829).

Дж. Вильямсон в «Католической энциклопедии» (1912) приводит следующую характеристику творчества Даниеле да Вольтерра:

«Его работы отличаются красотой колорита, ясностью, прекрасной композицией, энергичной правдой и причудливыми противопоставлениями света и тени. Там, где он близко подходит к Микеланджело, он художник большой важности; там, где он вкушает сладость Содомы, он становится полон манерности и обладает некоторой преувеличенной привлекательностью. Один недавний автор мудро сказал: „Он преувеличивает особенности Микеланджело, ступает на опасные высоты величия и, не обладая спокойной манерой своего учителя, склонен сползать вниз“. Его положение в современной критике весьма отлична от той, что была дана ему поколение назад, и более приближается к правдивому взгляду на его искусство»[6]

Галерея

Примечания

  1. БРЭ, 2007, с. 281.
  2. Ciardi R. P., Moreschini B. Daniele Ricciarelli. Da Volterra a Roma. — Volterra: Cassa di risparmio di Volterra, 2004. — P. 131
  3. Вазари Дж. Жизнеописание Даниэлло Риччарелли // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих [1]
  4. Власов В. Г. Санта Тринита деи Монти // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 557
  5. Власов В. Г. Даниэле да Вольтерра, Даниэле Риччьярелли // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 285. — ISBN-5-88737-005-X
  6. Williamson G. Daniele da Volterra // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company. — Retrieved September 26, 2022 from New Advent [2]

Литература

Основные исследования
  • Barolsky P. Daniele da Volterra : [англ.] : a catalogue raisonné / Paul Barolsky. — New York : Garland, 1979. — xv, 162 p., [62] p. fig. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 130). — ISBN 0-82409-811-0. — OCLC 569125118.
  • Levie S. H. Der Maler Daniele da Volterra, 1509-1566 : [нем.] : Diss. ... der Univ. Basel / vorgelegt von Simon H. Levie. — Köln, 1962. — 233 S. — OCLC 901054213.
Каталог выставки
  • Romani V. Daniele da Volterra : amico di Michelangelo : [catalogo] / red. Vittoria Romani. — Firenze : Mandragora,, 2003. — 198, [1] p. — ISBN 88-7461-019-X. — OCLC 54501891.
Словари и энциклопедии
Справочные издания
  • Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 431. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Ссылки