Давид III Куропалат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Давид III»)
Давид III Великий
დავით III დიდი
Прижизненное изображение царя Давида III, из грузинского православного собора ОшкиПрижизненное изображение царя Давида III, из грузинского православного собора Ошки
994 — 31 марта 1000[1]/1001[2]
Предшественник Адарнасе V
Преемник Гурген II

Дата рождения 930(0930)
Дата смерти 31 марта 1000 или 1001
Род Багратиони
Отец Адарнасе V
Отношение к религии Православие, грузинская церковь

Давид III Куропалат (груз. დავით III კუროპალატი, Давит’ III Куропалати, ок. 930 — 31 мая 1000, по другим данным — 1001[2]) или Давид III Великий (груз. დავით III დიდი, Давит’ III Диди), также известный как Давид II — царь Тао-Кларджети (Юго-Западная Грузия)[3].

Биография

Происхождение

Давид III — сын куропалата Адарнасе, представитель рода Багратионов. В составленной сирийский клириком анонимной хронике 1234 года, в разделе о Закавказье приведены сведения о деятельности Давида-армянина, под которым, очевидно, понимается Давид Куропалат[4].

Правление

Титул

Давид III в 973 году упоминается магистром[5], в 977 году, — курапалатом[5].

Взаимоотношения с Византийской империей

Экономика

В 966 году после смерти своего брата и соправителя эриставт-эристава Баграта Давид стал единоличным правителем Верхнего Тао. С твердым намерением объединить все грузинские земли[нет в источнике], Давид около 975 г. сделал своим наследником Баграта III[6][7][8] – будущего царя объединенной Грузии

В 976 году в Византии восстал малоазиатский вельможа Варда Склир. Вскоре он занял почти все малоазийские провинции империи. Императоры Василий II и его брат Константин VIII не имели достаточно сил для борьбы с мятежом. Македонская династия оказалась в большой опасности. Для подавления восстания был послан Варда Фока Младший, но этого было недостаточно. Оставалось надеяться на помощь извне. В такой ситуации византийские власти были вынуждены обратиться к Давиду. Царь Давид направил в Византию 12 000 всадников под предводительством Иоанна-Торникия и Джоджика. Варда Склир был разгромлен и бежал к арабам.

Реконструкция серебряной монеты Давида III Куропалата (реверс) с изображением Животворящего Креста воздвигнутым на четырехступенчатом постаменте, посередине ветвей которого помещены четыре знака Асомтаврули — «ႩႮႲႨ» (Куропалат)[9].

В благодарность за участие в подавлении восстания Варды Склира Давид III получил от Византии Феодосиополь и прилегающие области. После смерти Давида эти земли должны были быть возвращены Византийской империи. Такое условие не устраивало Давида, поскольку он планировал присоединить пожалованные земли к своему царству, чтобы потом передать их своему наследнику — приёмному сыну Баграту III. Поэтому Давид принял сторону восставшего против императоров Варды Фоки (987), от которого он ждал поддержки. По всей вероятности, Фока обещал ему передать пожалованные земли в полную собственность. Но в борьбе с императорскими войсками Варда Фока потерпел поражение и погиб. Император направил войско против Давида III Курапалата. Не видя выхода из создавшегося положения, Давид завещал все свои владения и царство императору. Вероятно, он хотел выиграть время, чтобы спасти страну от разорения.

Войны с мусульманами

В 996 году Давид III Куропалат отнял у мусульман Маназкерт и поставил там свой гарнизон. Соседние мусульманские эмиры, раздражённые успехами Давида, выступили против него объединёнными силами под начальством Мамлана, арабо-курдского Раввадидского владетеля Азербайджана. Призвав на помощь царя Армении Гагика I, совместная армяно-грузинская коалиция в 998 году разбила неприятельское войско.

Армянский историк Степанос Таронский об Давиде[10]:

Великий куропалат Давид превосходил всех государей нашего времени своим сердоболием и миролюбием. Давид установил мир и добронравие во всех восточных странах, особенно в Армении и Грузии. Он положил конец беспрестанно возникавшим войнам и победил все живущие вокруг народы

Итоги правления

В 1000 или 1001 году Давид III Великий скончался, как повествуют историки, вследствие отравления. После смерти Давида все его армянские владения[1] были присоединены к Византийской империи.

Давид известен как ревностный покровитель грузинской[2] и армянской[11] письменности и просвещения. По его предложению св. Евфимий-грузин перевёл в Афоне с греческого много рукописей и прислал их в Грузию. При Давиде III было воздвигнуто несколько величественных храмов, украшающих и теперь южную Грузию[2].

До нас дошли монеты этого царя, чеканенные по типу византийских монет Василия II и Иоанна Цимисхия[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Cyril Toumanoff. Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History. — Cambridge, 1966. — Т. IV: The Byzantine Empire, part I, chapter XIV. — P. 593—637.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Давид, грузинские цари // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Давид III Куропалат — статья из Большой советской энциклопедии
  4. Гусейнов, Р. А. (1974) Сирийские источники по истории Закавказья X—XIV веков. Историко-филологический журнал, № 2 . pp. 47—54.
  5. 5,0 5,1 Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах. — Тбилиси: Мецниереба, 1979. Архивная копия от 16 июля 2020 на Wayback Machine
  6. Toumanoff, Cyril. Studies in Christian Caucasian history. — Washington : Georgetown University Press, 1963.
  7. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (2018). «К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ТИТУЛА КУРОПАЛАТА ПРАВИТЕЛЕМ ТАО-КЛАРДЖЕТИ ДАВИДОМ III». Античная древность и средние века (46): 90–101. doi:10.15826/adsv.2018.46.005.
  8. Stephen H. Rapp, Jr. Caucasia and the Second Byzantine Commonwealth: Byzantinization in the Context of Regional Coherence // An NCEEER Working Paper. — 2012. — С. 2.
  9. Online English-Georgian Catalogue of Georgian Numismatics. Online English-Georgian Catalogue of Georgian Numismatics. Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 15 января 2022 года.
  10. Николай Бердзенишвили. История Грузии. — Тбилиси: Цодна, 1962. Архивная копия от 20 ноября 2020 на Wayback Machine
  11. Sergio La Porta. Conflicted coexistence: Christian-Muslim interaction and its representation in medieval Armenia // Contextualizing the Muslim Other in Medieval Christian Discourse / Edited by Jerold C. Frakes.. — Palgrave Macmillan, 2011. — 106 с.