Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) | |
---|---|
Международное название | State Scientific Research Institute of Civil Aviation (GosNII GA) |
Прежнее название | Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ) |
Основан | 1930 |
Директор | Максименко, Андрей Вячеславович |
Аспирантура | Есть |
Расположение | Россия, Москва |
Юридический адрес | 125438, Москва, ул. Михалковская, д.67, корп.1 |
Сайт | gosniiga.ru |
Награды | (1973) |
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) — институт, осуществляющий научные исследования и испытания в области создания, сертификации и сопровождения эксплуатации воздушных судов гражданской авиации (ГА). До 1954 года назывался Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ)[1][2].
История
Институт был создан приказом № 94 Главной инспекции гражданского воздушного флота 4 октября 1930 года[3], расположен в Москве[1]. Первым начальником института был назначен И. Р. Гроза[4][5].
Важную роль в создании института сыграли Александр Путилов и Роберт Бартини. В 1931 году под руководством Путилова в институте, на базе авиамастерских Всероссийского общества «Добролёт», был построен первый отечественный цельнометаллический самолёт Сталь-2, затем Сталь-3, а позднее, уже под руководством Бартини, самолёты Сталь-6 и Сталь-7[6]. Интересно отметить, что ведущим инженером по самолету «Сталь-2» был Пётр Дементьев – будущий министр авиационной промышленности СССР[7] В 1938 году на самолёте Сталь-7 экипажем Н. П. Шебанова был осуществлен рекордный скоростной беспосадочный перелет Москва - Батуми - Одесса (3800 км были пройдены за 11 ч 4 мин)[8].
С первых своих дней НИИ ГВФ занимался всеми практическими вопросами деятельности ГА. В 1962 году ГосНИИ ГВФ был определён головным НИИ в гражданской авиации СССР[9]. Проектирование воздушных судов и определение требований к их летной годности, отработки методик по практическому применению авиации в народном хозяйстве, участие в сертификационных испытаниях и полеты в Антарктиду, расследование авиационных происшествий и исследование отказавших агрегатов авиационной техники, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта и практическая разработка документации по технической эксплуатации ВС - это лишь отдельные участки из обширной сферы деятельности института.
Направления деятельности
Институт обеспечивает научное сопровождение летной и технической эксплуатации воздушных судов, внедрение эффективных методов и средств использования воздушного пространства, функционирование наземной инфраструктуры воздушного транспорта. Научные исследования проводятся по следующим основным направлениям:
- Сертификация воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового оборудования, беспилотных авиационных систем и тренажеров, исследования перспектив развития гражданской авиации.
- Летные испытания и летно-исследовательские работы.
- Поддержание летной годности воздушных судов.
- Мониторинг летной годности ВС. Оценка аутентичности компонентов ВС.
- Организация аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
- Обеспечение транспортной и авиационной безопасности.
- Аэропортовая деятельность.
- Совершенствование эксплуатации ВС в части авиаГСМ и сертификация горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей.
- Научное обеспечение государственной политики в области гражданской авиации.
- Метрология и стандартизация в области гражданской авиации.
- Добровольная сертификация объектов гражданской авиации.
- Образовательная деятельность.
Руководители
Этот раздел не завершён. |
- И. Р. Гроза (1930-?)
- Михаил Маркелович Кулик (?-1964)
- Радий Владимирович Сакач (1973-1985)[7]
- Виталий Андрианович Горячев (1988-2003)
- Владимир Иванович Люлько (2003-2006)[7]
- Василий Сергеевич Шапкин (2006-2018)[10]
- Вадим Леонидович Филиппов (2018-2021)
- Андрей Вячеславович Максименко (с 2021 года)[11]
Награды
Библиография
- Список публикаций ГосНИИ ГА в каталоге Российской национальной библиотеки
- ГосНИИ ГА - 80 : воспоминания ветеранов / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — ГосНИИ ГА, 2010. — 188 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903865-04-8.
- Институт издает научный журнал «Научный вестник ГосНИИ ГА»[12]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ГосНИИ ГА) // Авиация : Энциклопедия / гл. ред. Г. П. Свищёв. — М.: Большая российская энциклопедия : ЦАГИ, 1994. — С. [186] (стб. 2). — 735 с. — 25 000 экз. — ISBN 585270086X.
- ↑ Об утверждении устава федерального государственного унитарного предприятия Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (с изменениями на 30 января 2017 года), Распоряжение Минтранса России от 07 августа 2014 года №МС-100-р . docs.cntd.ru. Дата обращения: 20 сентября 2018. Архивировано 20 сентября 2018 года.
- ↑ Москва — Ленинград — самолетом или поездом? . Regnum (3-01-2016). Дата обращения: 22 апреля 2016. Архивировано 20 апреля 2016 года.
- ↑ Гражданская авиация России - день за днем : 85-летию гражданской авиации России посвящается / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — Воздушный транспорт, 2008. — С. 255. — 361 с. — ISBN 978-5-88821-072-7.
- ↑ Мазурук И. П., Лебедев А. А. Летчики-испытатели Аэрофлота. — Машиностроение, 1991. — 190 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-01372-9.
- ↑ ГосНИИ ГА - 80 : воспоминания ветеранов / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — ГосНИИ ГА, 2010. — С. 7-8. — 188 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903865-04-8.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Василий Шапкин. ГосНИИ ГА – история, традиции и перспективы // Авиасоюз : журнал. — 2010.
- ↑ Гражданская авиация России - день за днем : 85-летию гражданской авиации России посвящается / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — Воздушный транспорт, 2008. — С. 256. — 361 с. — ISBN 978-5-88821-072-7.
- ↑ Гражданская авиация России - день за днем : 85-летию гражданской авиации России посвящается / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — Воздушный транспорт, 2008. — С. 293. — 361 с. — ISBN 978-5-88821-072-7.
- ↑ Илья Вайсберг. Василий Шапкин: Славная история, надежная репутация . Журнал "АвиаСоюз" (30.09.15). Дата обращения: 22 апреля 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года.
- ↑ О возложении исполнения обязанностей на А. В. Максименко . ФГУП ГосНИИ ГА (3 февраля 2021). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано 20 ноября 2021 года.
- ↑ ISSN 2309-2998 (Print) | Naučnyj vestnik GosNII GA . ISSN Portal. Дата обращения: 23 октября 2022. Архивировано 23 октября 2022 года.
Литература
- Гражданская авиация России - день за днем : 85-летию гражданской авиации России посвящается / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — Воздушный транспорт, 2008. — С. 255, 256, 293. — 361 с. — ISBN 978-5-88821-072-7.