Перейти к содержанию

Кнеллер, Готфрид

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Годфри Кнеллер»)
Готфрид Кнеллер
нем. Gottfried Kneller
англ. Godfrey Kneller
Автопортрет. 1685 Холст, масло. 75,6 × 62,9 см Национальная портретная галерея, ЛондонАвтопортрет. 1685
Холст, масло. 75,6 × 62,9 см
Национальная портретная галерея, Лондон
Дата рождения 8 августа 1646(1646-08-08)
Место рождения Любек
Дата смерти 19 октября 1723(1723-10-19) (77 лет)
Место смерти Лондон
Подданство  Священная Римская империя
 Королевство Великобритания
Жанр портрет
Учёба Фердинанд Бол
Стиль барокко
Покровители Вильгельм III Оранский

Сэр Го́тфрид Кне́ллер (правильнее Книллер[1]), в английской традиции Годфри Неллер (нем. Gottfried Kniller, англ. Godfrey Kneller; 16481723) — немецкий живописец, наиболее популярный портретист Великобритании рубежа XVII–XVIII веков. Был посвящён в рыцари правителем Голландии и королём Англии Вильгельмом III. Георг I пожаловал ему достоинство баронета.

Биография

Готфрид Кнеллер родился 8 августа 1646 года в северогерманском городе Любеке, в семье живописца-портретиста Захариаса Книллера (Zacharias Kniller). Изучал математику в Лейдене, затем учился живописи в Голландии, у Фердинанда Бола и Рембрандта в Амстердаме. Его младший брат Андреас Кнеллер позднее стал композитором[2].

В начале 1670-х годов, Готфрид путешествовал со своим вторым братом Иоганном Захариасом Кнеллером (1644—1702), художником-орнаменталистом, в Рим и Венецию, изучал произведения Тициана и Тинторетто, работал в мастерской Карло Маратта. Затем переехал в Гамбург. После смерти отца в 1676 году эмигрировал в Великобританию.

Поселившись в Лондоне, Готфрид Кнеллер почти полностью сосредоточился на портретной живописи. До конца своей жизни он состоял королевским придворным живописцем и выполнял заказы, во множестве поступавшие к нему со стороны английской знати. В духе предприимчивости он основал студию, которая выпускала портреты почти в промышленных масштабах, полагаясь на краткий набросок лица с деталями, сделанным мастером и добавленным к шаблонной модели, чему способствовала мода джентльменов носить полные парики. Детали дописывали его ученики и помощники. Портреты мастерской Кнеллера установили образец, которому следовали другие художники вплоть до Уильяма Хогарта и Джошуа Рейнольдса[3].

Когда сэр Питер Лели умер в 1680 году, король Карл II назначил Кнеллера первым живописцем двора. Большой успех имели его портреты десяти красавиц двора Вильгельма III, созданные в подражание аналогичной серии его предшественника Лели. Для зала заседаний клуба партии виги «Кит-Кэт» (Kit-Cat Club) Кнеллер в течение почти двадцати лет писал портреты красавиц (всего он создал сорок восемь портретов), причём такого размера, чтобы они вписывались в пропорции комнаты, выстроенной специально для собраний членов клуба. С тех пор любой портрет размером чуть меньше поясного называется в Англии «кит-кэт»[4].

В 1690-х годах Кнеллер написал серию портретов «Красавиц Хэмптон-Корта» (Hampton Court Beauties), изображая самых модных фрейлин Королевского двора. За эту работу в 1692 году художник получил от короля Вильгельма III рыцарское звание. В 1695 году Готфрид Кнеллер получил в присутствии короля степень почётного доктора права Оксфордского университета. В 1700 году императором Леопольдом I он был удостоен звания рыцаря Священной Римской империи.

С 1711 по 1716 год Кнеллер был главой «Академии живописи и рисунка Кнеллера» (Kneller Academy of Painting and Drawing) на Грейт-Квин-стрит в Лондоне, среди директоров-основателей которой были такие художники, как Джеймс Гиббс.

Во время первого путешествия русского царя Петра Великого в 1698 году за границу в Утрехте знаменитый Кнеллер написал его портрет, не раз воспроизвёденный в гравюрах (оригинал находится во дворце Хэмптон-корт близ Лондона; копии Белли — в Санкт-Петербургском Эрмитаже). Это один из самых романтичных портретов молодого русского царя. В Эрмитаже также имеются и другие образцы работ этого художника: портреты философа Локка, стольника П. И. Потёмкина, английского резчика и скульптора Г. Гиббонса[5].

Король Великобритании Георг I сделал художника потомственным баронетом из Уиттона в графстве Миддлсекс 24 мая 1715 года. 23 января 1704 года Готфрид Кнеллер женился на вдове Сюзанне Грейв в церкви Святой Невесты (St Bride’s Church) в Лондоне. Невеста была дочерью преподобного Джона Коули, архидьякона Линкольна и старосты прихода. У пары не было детей[2].

Кнеллер скончался от лихорадки 19 октября 1723 года и был похоронен в лондонской церкви Святой Марии в Твикнеме (St Mary’s, Twickenham), в западном предместье Лондона. Эпитафия в Вестминстерском аббатстве увековечивает его память — единственная эпитафия художника в этой церкви.

На месте дома, построенного Кнеллером в 1709 году в Уиттоне, недалеко от Твикнема, в середине XIX века разместился Кнеллер-холл, где помещалась Королевская военная музыкальная школа. Учениками Кнеллера были Фридрих Вильгельм Вейдеман, придворный художник прусского принца, а затем короля Фридриха Вильгельма I, и его двоюродный брат Карл Эмиль Вейдеман, придворный художник прусской королевы Софии Доротеи.

Живший в это время в Лондоне менее знаменитый художник Шарль Дагар не имел привычки подписывать свои работы. В результате сходства в манере письма некоторые сделанные им портреты традиционно приписывались Готфриду Кнеллеру.[источник не указан 1102 дня]

Галерея

Примечания

  1. Cast, 1996, p. 692; БРЭ, 2013, с. 348.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Cokayne G. E. Complete Baronetage : [англ.] : in 5 vol. / edited by G. E. C., editor of the Complete Peerage. — Exeter : W. Pollard & Co., 1906. — Vol. V. — P. 27–28. — xiv, 480 p. — LCCN 06--23564. — OCLC 4736329.
  3. Stewart, 2004, p. 883.
  4. Heneage J. J. London: Its Celebrated Characters and Remarkable Places. — Vol. 3. — London, 1871. — P. 266
  5. Ренне Е. П. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. Государственный Эрмитаж. — СПб., 2009. — С. 144–148.

Литература

Документы и свидетельства современников
  • Vertue G. The Note-Books of George Vertue Relating to Artists and Collections in England (I) : [англ.] // The Walpole Society. — 1930. — Vol. 18. — JSTOR i40086539.
Основные исследования
Каталоги выставок
  • Stewart J. D. Sir Godfrey Kneller : [англ.] : [exhibition presented at the National Portrait Gallery from November 1971 to January 1972] / by J. Douglas Stewart. — London, Bell : National Portrait Gallery, 1971. — 82 p., XVIII p. fig. : facsimiles, portraits (some color). — ISBN 0-7135-1682-8. — LCCN 72-175245. — OCLC 928238240.
Дополнительные комментарии
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 203. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Ссылки