Гестиея Александрийская

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Гестиэя»)
Гестиея Александрийская

Гестиея Александрийская, также известная как Гестиея, — древнегреческая учёная, написавшая трактат об «Илиаде» Гомера, в котором исследовала вопрос о том, велась ли Троянская война недалеко от города, который тогда назывался Илион. Её позиция нашла поддержку в труде Деметрия Скеп­сий­ского[англ.]. Ни одна из работ Гестиеи не сохранилась.

Биография

Гестиея, предположительно, жила в древнегреческом городе Александрия Троадская, располагавшемся на берегу Эгейского моря на территории современной Турции, или в Александрии в Египте[1][2].

Гестиея выдвинула справедливую гипотезу о том, что равнина, лежащая между Илионом и Средиземным морем, являлась сравнительно недавним геологическим образованием. Таким образом, она подвергла сомнению гомеровское представление о том, что эта равнина служила полем сражения во время Троянской войны[1]. Её вывод повлиял на позицию Деметрия Скепсийского, в своей работе сославшегося на неё как на источник[1]. По словам исследователя наследия Гомера Дж. В. Люса, написавшего в своей книге Celebrating Homer’s Landscapes: Troy and Ithaca Revisited, ни Гестия, ни Деметрий не согласились бы с мнением жителей Илиона о том, что их город находится на месте легендарной Трои[1].

Страбон упоминает Гестиею в своей «Географии»:

Демет­рий при­во­дит свиде­тель­ство Гести­еи из Алек­сан­дрии, кото­рая напи­са­ла сочи­не­ние об „Илиа­де“ Гоме­ра и иссле­до­ва­ла вопрос о том, про­ис­хо­ди­ла ли вой­на око­ло совре­мен­но­го горо­да Или­о­на и Тро­ян­ской рав­ни­ны, кото­рую поэт поме­ща­ет меж­ду горо­дом и морем; ведь, по её сло­вам, рав­ни­на, кото­рая вид­на теперь перед совре­мен­ным горо­дом, явля­ет­ся позд­ней­шим нано­сом рек[1].

В средневековых комментариях к «Илиаде» Гомера и «Трудам и дням» Гесиода её также цитировали как одно из нескольких объяснений поэтического эпитета «золотая Афродита»[3]: «Грамматик Гестиея говорит, что равнина, на которой стоит храм Афродиты, называется Золотой: вот почему это „храм Золотой Афродиты“»[4].

Кроме этих трёх коротких отсылок от трактата Гестиеи об «Илиаде» ничего не сохранилось[1].

В популярной культуре

Гестиея — одна из 1038 женщин, представленных в художественной композиции Джуди Чикаго «Званый ужин», где она включена в «Этаж наследия».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 J. V. Luce. Celebrating Homer's Landscapes: Troy and Ithaca Revisited. — Yale University Press. — P. 132. — ISBN 978-0-300-07411-6. Архивная копия от 4 апреля 2022 на Wayback Machine
  2. Sarah B. Pomeroy. Women in Hellenistic Egypt: From Alexander to Cleopatra. — Wayne State University Press. — P. 61. — ISBN 978-0-8143-2230-7. Архивная копия от 4 апреля 2022 на Wayback Machine
  3. A. Pertusi, ed., Scholia vetera in Hesiodi opera et dies (Milan: Vita e Pensiero, 1955) line 65.
  4. From the so-called D-scholia or pseudo-Didymus. C. G. Heyne, ed., Homeri Ilias (Oxford, 1834) book 3 line 64