Костаки, Георгий Дионисович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Георгий Костаки»)
Георгий Костаки
греч. Γεώργιος Κωστάκης
Род деятельности коллекционер
Супруга Зинаида Семёновна Костаки
Дети Алики Костаки
Наталья Костаки
Александр Костакис
Инна Костаки

Гео́ргий Диони́сович Коста́ки (греч. Γεώργιος Κωστάκης, прозвище — Грек; 20 июня [3 июля] 1913, Москва — 9 марта 1990, Афины) — советский коллекционер греческого происхождения и подданства; крупнейший коллекционер русского авангарда.

Биография

Родился в 1913 году в Москве в семье греческого коммерсанта, эммигранта с острова Закинф Дионисия Спиридоновича Костаки и Елены Эммануиловны Костаки. Был третьим из пяти детей[1]. Имел греческое подданство. Работая в 1930-е годы шофёром в греческом посольстве, возил дипломатических работников в антикварные магазины и постепенно сам втянулся в коллекционирование[2].

Я собирал и старых голландцев, и фарфор, и русское серебро, и ковры, и ткани. Но я всё время думал о том, что если буду продолжать всё в том же духе, то ничего нового в искусство не принесу. Всё то, что я собирал, уже было и в Лувре, и в Эрмитаже, да, пожалуй, и в каждом большом музее любой страны, и даже в частных собраниях. Продолжая в том же духе, я мог бы разбогатеть, но… не больше. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное.
Как-то совершенно случайно попал я в одну московскую квартиру… Там я впервые увидел два или три холста авангардистов, один из них — Ольги Розановой[3]… Работы произвели на меня сильнейшее впечатление. <…> И вот я купил картины авангардистов, принёс их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и в них ворвалось солнце. С этого времени я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году[2].

С 1940 года он был шофёром в английском посольстве. Затем перешёл в посольство Канады, где в течение 37 лет, с 1942 по 1979 год работал завхозом. Заведовал местной советской прислугой посольства: шоферами, садовниками, поварами и горничными, ежедневно отчитываясь перед самым младшим чиновником посольства. Имел высокую зарплату и дипломатический статус.[1]

Собрал большую коллекцию живописи. Она хранилась и выставлялась прямо в квартирах Костаки: сначала на Ленин­ском проспекте, потом на проспекте Вернадского. Здесь собирались большие компании — художники, поэты, музы­канты. В гостях у Костаки в разное время побывали Лев Ландау, Марк Шагал, Гленн Гульд, Игорь Стравинский, Микеланджело Антониони, Дэвид Рокфеллер[4].

Владел также коллекцией старинной русской игрушки, которую выкупил у наследников актера Николая Церетелли[1].

В 1973 году ездил по миру с серией лекций по русскому искусству, в том числе 9 октября 1973 выступил с лекцией в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке[5].

В 1977 году уехал со своей семьёй из СССР в Грецию[6]. При этом меньшую часть коллекции вывез с собой, большую был вынужден подарить Третьяковской галерее, музею имени Андрея Рублева (коллекцию икон), музею-заповеднику «Царицыно»[7].

В 1988 году находился на лечении в Стокгольме, так как не доверял греческим больницам, так же как ранее советским. Скончался в 1990 году. После его смерти греческое государство выкупило часть коллекции Костаки и поместило её в основанном в 1997 году Государственном музее современного искусства в Салониках[8].

Семья

  • Жена — Зинаида Семёновна Костаки.

Отец сам не пел, но он играл на гитаре и часто аккомпанировал маме. Она действительно была очень красива, её даже когда-то приглашали сниматься в кино. Папа влюбился в неё с первого взгляда и чуть ли не через месяц знакомства предложил выйти за него замуж. Когда они поженились, им было по девятнадцать лет, в двадцать лет мама уже родила первого ребёнка. Детей в семье было четверо, три дочери и сын. Конечно, мама, вспоминая иногда, что папа не дал ей закончить медицинский техникум и засадил основательно на всю жизнь дома, переживала об этом. Но у неё была другая стезя, другая миссия — она была женой коллекционера и поддерживала своего мужа. Она беспрекословно выполняла то, о чем он её просил. Доходило до того, что когда ему нужно было расплачиваться за какую-нибудь картину, а денег не было, он говорил: «Зина, снимай шубу». Сколько раз так было, что он привозил ей из-за границы шубу и через какое-то время эту шубу забирал, «конфисковывал» для новых художественных приобретений, в том числе и картин молодых авторов, которых впоследствии прозвали нонконформистами[2].

  • Дети:
    • Костаки (Дымова), Инна Георгиевна
    • Костаки, Алики Георгиевна (р. 1939) — греческий галерист, искусствовед. Член совета директоров Музея современного искусства в Салониках[9].
    • Костаки, Наталья Георгиевна — греческий и российский художник.
    • Костакис, Александр Георгиевич
  • Внуки:
    • Страментова-Костаки, Катерина (дочь Алики Костаки) — греческий дизайнер, антиквар[9].
    • Денис Александрович Костакис (сын Александра)
    • Елена Ильинична Дымова (дочь Инны)
    • Георгий Валерьевич Нечаев (сын Натальи)
    • Дария Владимировна Зажирей (дочь Натальи)
    • Дмитрий Владимирович Зажирей (сын Натальи)
    • Зинаида Владимировна Зажирей (дочь Натальи)

Коллекция русского авангарда

«Зелёная полоса» Ольги Розановой, с которой якобы началась коллекция Костаки, была подделкой

На обороте картины Климента Редько «Восстание» (1925), купленной у вдовы художника Татьяны Фёдоровны Редько, Костаки незадолго до передачи картины Третьяковской галерее написал: «Картина века, самое великое произведение революционной России. Георгий Костаки. Москва, 14 апреля 77 года»[10].

Коллекция включала живопись и графику представителей русского и советского авангар­да: Поповой, Родченко, Малевича, Шагала, Кандинского, Клюна, Клуциса, Древина, Редько, Татлина, Пуни, Эндеров, Матюшина, Чашника, Эль Лисиц­кого, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Лидии Мастерковой[4].

Коллекция русских икон

Большой вклад в нынешнюю экспозицию внес художник-антиквар Шитиков Евгений Петрович, который на протяжении многих лет пополнял коллекцию Костаки. Пополнение коллекции происходило не на платной основе — целью антикваров была сохранность русской темперной живописи — благодаря этому многие бесценные иконы сохранены в идеальном состоянии и представляются на многих выставках мира.[источник не указан 3264 дня]

Коллекция нонконформистов

По правде сказать, вести три линии — авангард, икону и молодых художников — финансово было трудновато. <…> В 50-е годы была сравнительно небольшая группа — 10—12 человек — людей очень талантливых: Рабин, Краснопевцев, Плавинский, Вейсберг и многие другие. На протяжении ряда лет каждый год я покупал по одной, по две вещи у каждого из этих художников. Многие мне дарили свои работы. Так составилась коллекция[2].

Библиография

Иконография (живопись)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Драма на $100 млн: история коллекционера Георгия Костаки. Forbes.ru. Дата обращения: 19 февраля 2021. Архивировано 1 сентября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Костаки Наталья, Зажирей Владимир. Георгий Костаки Архивная копия от 11 февраля 2010 на Wayback Machine // Русское искусство. — 2008.
  3. Картина Ольги Розановой «Зелёная полоса» (1917).
  4. 4,0 4,1 «Нам казалось — мы в раю»: воспоминания о доме легендарного коллекционера Георгия Костаки • Arzamas (рус.) ?. Arzamas. Дата обращения: 19 февраля 2021. Архивировано 23 января 2021 года.
  5. Solomon R. Guggenheim Museum Archives. (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 марта 2011. Архивировано 29 апреля 2011 года.
  6. Avant-Garde. Masterpieces of the Costakis Collection / Editor Miltiades Papanikolaou. — Thessaloniki, 2001. — ISBN 960-86806-1-1.
  7. Выбор Костаки. museum-az.com. Дата обращения: 19 февраля 2021. Архивировано 18 января 2021 года.
  8. Государственный музей современного искусства в Салониках.. Дата обращения: 12 марта 2011. Архивировано 10 марта 2011 года.
  9. 9,0 9,1 Алики Георгиевна Костаки на сайте Союза русских эмигрантов в Греции (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 марта 2011. Архивировано 17 ноября 2014 года.
  10. Лебедева Ирина. Художник Климент Редько и картина «Восстание» — одно из самых загадочных произведений, посвященных Октябрьской революции Архивная копия от 7 октября 2013 на Wayback Machine. Передача радио «Эхо Москвы» «Собрание Третьяковки». 3 февраля 2008 года.
  11. Зверев Анатолий Тимофеевич (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 марта 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
  12. Кандауров Отари. Портрет Георгия Костаки Архивная копия от 23 июля 2011 на Wayback Machine. Х., м. 80х82.
  13. Зверев и Костаки // Радио Культура. — 15 декабря 2005 года.

Литература

Ссылки