Шарун, Ганс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ганс Шарун»)
Ганс Шарун

Бернхард Ганс Генри Шарун (нем. Bernhard Hans Henry Scharoun; 20 сентября 1893, Бремен — 25 ноября 1972, Берлин) — немецкий архитектор, один из ведущих представителей Нового строительства и органической архитектуры.

Здание Берлинской филармонии — одна из самых известных работ Ганса Шаруна

Биография

1893—1924 годы

Окончив школу, в 1912—1914 годах Шарун изучал архитектуру в Высшей технической школе Берлина (в то время Высшей королевской технической школе в Шарлоттенбурге), но так никогда и не окончил его. Его интерес к архитектуре проявился ещё в школьные годы: в 16 лет он создал свои первые проекты, в 18 лет он впервые принял участие в архитектурном конкурсе на новую церковь в Бремерхафене. В 1915 году Шарун был призван в армию, но на фронт не попал, а работал на восстановлении разрушенной Восточной Пруссии. Там же после Первой мировой войны, в Инстербурге, он основал собственное архитектурное бюро[1], реализовал несколько своих проектов и организовывал художественные выставки, в том числе первую в Восточной Пруссии выставку экспрессионистской художественной группы «Мост». Сохранился жилой комплекс «Пёстрый ряд», единственная его работа на территории России.

Дома Шаруна в посёлке Сименсштадт

1925—1932 годы

В 1925 году Шарун получил профессуру в Государственной академии художеств и ремёсел в Бреслау, где преподавал вплоть до её закрытия в 1932 году. Ещё в 1919 году Шарун вошёл в круг архитекторов-экспрессионистов «Стеклянная цепь» под руководством Бруно Таута. В 1926 году он вступил в архитектурное объединение «Кольцо» (нем. Der Ring). В 1927 году Шарун построил жилой дом в штутгартском выставочном поселении Нового строительства Вайсенхоф, а в конце 1920-х гг. построил поселение Сименсштадт в Берлине. Исходя из теории Хуго Херинга о «новой архитектуре», Ганс Шарун представлял архитектурное направление, провозгласившее освобождение от формального «рационализма» заранее известных простых геометрических форм и схем. Его приоритетом было создание особого функционального характера архитектурного сооружения, в котором центральную роль играет оформление социального жилого пространства. Принцип организации жилых помещений, использованный в проекте общежития для холостых (Бреслау, 1929 год), напоминает использованные советским архитектором Гинзбургом в проекте московского дома Наркомфина многоярусные жилые ячейки[2].

1933—1945 годы

К моменту прихода к власти нацистов Шарун уже считался чрезвычайно успешным и известным зодчим («Дом Шминке» в саксонском Лёбау [1933])[3]. В отличие от многих друзей и коллег по «Стеклянной цепи» и «Кольцу», уехавших в эмиграцию, он остался в Германии; последующее десятилетие он строил виллы для узкого круга знакомых, родственников и сочувствующих. Внешне его работы в это время соответствовали всем действовавшим в те времена предписаниям почвеннического характера, а внутренняя планировка оставалась типичной для Шаруна. С 1932 года до его бомбардировки в 1943 году его офис находился на Пассауэр-штрассе, недалеко от Тауентзенштрассе[4]. Во время войны Шарун участвовал в устранении разрушений от авианалётов. Свои архитектурные идеи и взгляды Шарун тайком фиксировал на многочисленных акварельных рисунках. Создавая в своём воображении эти архитектурные сооружения, он готовил себя к новому этапу своего творчества после национал-социализма.

Высотные дома «Ромео» и «Джульета» в Штутгарте

1946—1972 годы

После Второй мировой войны Ганс Шарун был назначен союзнической администрацией советником по градостроительству и руководителем отдела магистратуры по строительству и жилью. На выставке «Берлин проектирует — первый отчёт», проходившей в залах ещё не снесённого берлинского Городского дворца (Шарун выступал за его спасение), его «проектный коллектив» представил свои идеи по восстановлению Берлина в новом духе «городского ландшафта». Но идеи не были восприняты, и первые выборы магистрата лишили Шаруна его поста.

В 1946 году Шарун стал профессором кафедры градостроительства архитектурного факультета созданного на базе Высшей технической школы Технического университета Берлина. В 1947-1950 годах возглавлял Институт гражданского строительства (Institut für Bauwesen) Немецкой академии наук в Берлине[5].

В послевоенное время Шарун строит много и разнообразно: комплекс высотных домов «Ромео» и «Джульетта» в Штутгарте (1954—1959), гимназию имени Шоллей в Люнене (1956-62), знаменитое здание Берлинской филармонии (1956—1963) и другие. Берлинская филармония, считающаяся одним из самых ярких архитектурных объектов этого рода, была первым концертным залом нового времени, где оркестр и дирижёр располагаются посреди, а не напротив слушателей. Зал копируют до сих пор (Лос-Анджелес, Копенгаген, Париж, Гамбург). Он считается шедевром в творчестве Ганса Шаруна.

Здание посольства Германии в Бразилии, построенное в 1963-69 годах, является единственным творением архитектора за пределами Германии.

С 1955 по 1968 годы был президентом Берлинской академии искусств (Западный Берлин), в 1968 стал почётным президентом.

Умер в 1972 году, в Западном Берлине.

Могила Ганса Шаруна на Лесном кладбище в берлинском районе Целендорф

После 1972 года

Несколько известных работ Шаруна увидели свет лишь после его смерти: здание Немецкого музея судоходства в родном городе архитектора Бремерхафене, Городского театра в Вольфсбурге и Государственной библиотеки в берлинском Культурфоруме.

Согласно концепции Шаруна, рядом с Берлинской филармонией его ученик и партнёр по бюро Эдгар Висниевски возвёл здания Зала камерной музыки и Государственного института музыковедения с Музеем музыкальных инструментов. Свой золотистый цвет, задуманный ещё Шаруном, фасад филармонии приобрёл в 80-е годы после отделки алюминиевыми пластинами, покрашенными в золотой цвет, а вначале из соображений экономии он был окрашен охрой.

Примечания

  1. Nils Aschenbeck: Lasst Farben sprechen. Graues Erbe: In Tschernjachowsk, einst Insterburg, verfallen Bauten Hans Scharouns. In: Frankfurter Allgemeine Zeitung vom 6. Juli 2013, S. 34.
  2. Васильев Н. Короткий период архитектурного лидерства // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2012. — № 18. — С. 10—13.
  3. Stiftung Haus Schminke, Fotos und Text
  4. Johann Friedrich Geist, Klaus Kürvers, Dieter Rausch: Hans Scharoun. Chronik zu Leben und Werk. ISBN 3-88331-974-0, Akademie der Künste (Berlin), Berlin 1993, S. 84 & 148.
  5. Hans Scharoun Архивная копия от 27 мая 2016 на Wayback Machine Wrocławska Rewitalizacja

Литература

  • Bürkle, J. Christoph: «Hans Scharoun und die Moderne — Ideen, Projekte, Theaterbau», Frankfurt am Main 1986
  • Janofske, Eckehard: «Architektur-Räume, Idee und Gestalt bei Hans Scharoun», Braunschweig 1984
  • Jones, Peter Blundell: «Hans Scharoun — Eine Monographie», Stuttgart 1980
  • Jones, Peter Blundell: «Hans Scharoun», London 1995
  • Kirschenmann, Jörg C. und Syring, Eberhard: «Hans Scharoun — Außenseiter der Moderne», Taschen, Köln 2004, ISBN 3-8228-2449-6
  • Kirschenmann, Jörg C. und Syring, Eberhard: «Hans Scharoun — Die Forderung des Unvollendeten», Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart 1993, ISBN 3-421-03048-0
  • Pfankuch, Peter (Hrsg.): «Hans Scharoun — Bauten, Entwürfe, Texte», Schriftenreihe der Akademie der Künste Band 10, Berlin 1974, Neuauflage 1993, ISBN 3-88331-971-6
  • Roters, Eberhard: Galerie Ferdinand Möller. — Berlin: Mann, 1984, ISBN 3-7861-1181-2
  • Ruby, Andreas und Ilka: Hans Scharoun. Haus Möller. Köln 2004.
  • Wendschuh, Achim (Hrsg.): «Hans Scharoun — Zeichnungen, Aquarelle, Texte», Schriftenreihe der Akademie der Künste Band 22, Berlin 1993, ISBN 3-88331-972-4
  • Wisniewski, Edgar: «Die Berliner Philharmonie und ihr Kammermusiksaal. Der Konzertsaal als Zentralraum», Berlin 1993

Ссылки