Мухаммад-кади Акушинский
Мухаммад ал-Акуши ад-Дарги[1] | |
---|---|
дарг. МухIяммад Кьади | |
1811 — 1819; 1827 — 1847 | |
Предшественник | Абакар |
Наиб Акуши
|
|
1844—1845 | |
|
|
Отец | Абакар (кадий) |
Дети | Абакар-Хаджи (наиб), Иса |
Отношение к религии | ислам суннитского толка |
Мухаммад-кади также Магомед-кади или Мамед-кадий — кадий Акуша-Дарго[2], участник Кавказской войны, наиб имама Шамиля в Акуше[3]. Учёный и общественный деятель[4].
До 1819 был настроен против Российской империи, но был смещён с должности генералом Ермоловым. После возвращения к власти в 1827 году придерживался пророссийского нейтралитета вплоть до восстания в 1843 году, после которого Акуша-Дарго вошло в состав Имамата Шамиля.
Биография
Мухаммад родился в семье акушинского кадия Абакар-хаджи[2].
После гибели Абакара-хаджи кадием Акуша-Дарго стал Зухум, но тот вскоре добровольно отказался от титула в пользу сына Абакара — Мухаммада[2].
Мухаммад-кади участвовал в качестве одного из руководителей повстанческого движения в битве у Башлы.
В 1819 году из-за широкой антироссийской деятельности и пособничества акушинцев Шейх-Али-хану Александр Ермолов совершает поход в Акушу, следствием которого стали смещение с должности Мухаммада и обратное назначение Зухума[5].

В 1827 году из-за старости кадий Зухум был освобождён по собственной просьбе, на должность акушинского кадия снова был назначен Мухаммад[5].
Имам Гази-Мухаммад писал письмо Мухаммад-кадию с пожеланием посетить Акушу с целью распространения шариата. Кадий ответил, что акушинский народ и так придерживаются шариатских законов, а прибытие имама в Акушу просил отложить. Аслан-Хан Кази-Кумухский в письме к российскому командованию писал, что акушинцы и цудахарцы примкнули к имаму[6]. 500 цудахарцев с небольшим числом акушинцев участвовали в осаде Гази-Мухаммадом крепости Внезапной[7].
В 1832 году имам планировал организовать поход в Акушу и с помощью местных жителей пойти на Кайтаг, однако этого не случилось, и важную роль в этом сыграл Мухаммад-кади. Кадий считал бесперспективной борьбу имама против России, русские власти к нему лояльно относились, и он не хотел никаких перемен. Кадий объявил народу, что тех, кто не станет участвовать в противодействии Гази-Мухаммаду, наложат штраф 22 рубля, а на тех, кто примкнёт к имаму, наложат штраф в 44 рубля. Даже несмотря на это, имам Гази-Мухаммад всё же надеялся вдохновить акушинцев на борьбу[6]. Он планировал идти к Акуше через Салты, но там его не пропустили. Тогда он повёл отряд на село Куппа, а его сподвижник Хамзат-бек — на Цудахар. Кадии Куппы и Цудахара приняли их. Тут стало известно, что Мухаммад-кади с ополчением приближается к ним. Гази-Мухаммад оставил сёла и отступил в Гергебиль[8]. Кадий для сохранения единства союза решил не облагать штрафом куппинцев[9].
В 1833 году пророссийский хан Мехтулы Ахмет-хан в наказание жителей Гергебиля за принятие у себя имама Хамзат-бека отбил у них до 800 баранов. Хамзат, узнав об этом, со своими людьми явился в село, где у него случился конфликт с местными жителями. Завязалась масштабная перестрелка. В продолжение перестрелки прибыли Мухаммад-кадий и цудахарский кадий Аслан с небольшими отрядами. Акушинский кадий, помирив Хамзат-бека с жителями Гергебиля, отправился обратно к себе[10]. Кадий спас имама из тяжёлого положения, где он мог бы погибнуть[11].
В 1834 году Хамзат-бек во главе 15-тысячного отряда занял село Куппа и потребовал от акушинцев и цудахарцев, чтобы они присоединились к нему, угрожая им в противном случае физическим истреблением[12]. Предложение было отвергнуто. Произошло столкновение, в итоге которой Хамзат вынужден был отступить в Хунзах[13][12]. За оказание Хамзату сопротивления Мухаммаду, Аслану и Зухуму были пожалованы русским командованием почётные собольи шубы и единовременно по 100 рублей серебром каждому[14].
В 1841 году в Андалале проходили антироссийские беспорядки. Несмотря на ожидания русского командования, Мухаммад не принимал никаких решительно средств для замирения восставших[15].
В 1842 году при движении имама Шамиля в Казикумух кадий Акуши с Аслан-кадием Цудахарским явились к царскому командованию с уверением их преданности[16]. Однако при возвращении Шамиля из похода акушинцы предоставили ему свободный путь через свои земли[17]. В конце года кадию был пожалован чин майора[18]. В 1843 году Мухаммад получает письмо от Шамиля с просьбой не препятствовать продвижению его отряда, так как готовится поход в Средний Дагестан с целью вывоза местных жителей на земли Имамата по их желанию[19].
Восстание Акуша-Дарго
Осенью 1843 года ополчение Акушинского и Цудахарского союзов приняло участие в походе имама Шамиля на Аварию. Акушинские ополченцы в числе до 3 000 собрались в селе Овали. Мухаммад отказался прибыть в Охли на встречу с российским генералом. 5 ноября прошёл совет акушинцев и цудахарцев в Хаджал-Махи, большинством голосов решили мюридов не принимать, однако общее волнение увлекло их под знамёна Шамиля. Впервые в источниках упоминается сын Мухаммада Абакар-Хаджи, который был послан к Шамилю[20]. Имам пообещал акушинцам и цудахарцам всю добычу от взятия Гергебиля, а также направил их на штурм укрепления, 6 и 7 ноября штурмы проводились крупными скопищами с сильным ожесточением[21]. После взятия Гергебиля Шамиль задержался в Дженгутае, где встретился в кадием Мухаммадом[22].
8 ноября акушинское войско вышло на плато Тарки-Тау. Жители Тарки перешли на их сторону, и 10 числа войска вошли в Тарки и началась осада крепости Низовое. Шамхал бежал в Темир-Хан-Шуру. Ополченцы устремились к пристани. Захват, делёж и перевозка добычи заняли 3 дня. За это время русский гарнизон получил подкрепление. После отклонённого предложения Мухаммада-кади гарнизону сдаться пошли попытки штурма[23]. 11 дней шла блокада, которую сорвал генерал-майор Фрейтаг, подошедший своим на помощь[21]. Горцы отступили[23].
Восстание Акуша-Дарго наглухо отрезало Темир-Хан-Шуру от позиций в Южном Дагестане[24].
4 декабря 1844 года русское командование получает от Мухаммад-кадия письмо с требованием убрать царские войска из Дагестана[24][25].
Русский государь не имеет намерение завладеть Дагестаном по бедности здешнего края и неимению пользоносной руды, между тем, по возникшим тогда между нашими князьями и жителями спора и неудовольствия, обиженная из них часть просила у русского государя защиты, а потому войска русские пришли в Дагестан частями для подачи просителям помощи и через сие были построены здесь укрепления, с обложением здешних обывателей повинностями, которые жители не в состоянии были отбывать и вынуждены были прибегнуть под защиту имама Шамиля с обещанием твердо придерживаться шариату магометанского закона и невозвратно удалиться от русской службы; а потому теперь народ Дагестана решительным образом приготовился действовать против русских, согласно повелению бога.
Наконец, теперь цель нашего желания состоит в том, что бы вы оставили Дагестан и возвратились в Россию, иначе беспрестанно и упорно будем продолжать с вами войну, до тех пор пока будем живы. В заключение же сего ожидаем на сие вашего ответа
29 декабря стало известно, что Мухаммад-кадий прибыл в Ая-махи, с отрядами занял сёла Кичи-Гамри, Мюрего, Бурдеки и Мамааул с намерением атаковать русский отряд в Каякенте. Он приказал башлинцам в случае отступления русских в Дербент занять для засады леса, через которые пролегает дорога из Каякента в Джемикент[26]. Мухаммад с войсками переместился в Мекеги, башлынцы отправили семьи в горы, в селе остались только те, кто владеет оружием. 12 января башлынский Якша-кадий с отрядом присоединился к Мухаммаду. 13 числа они атаковали дербентский отряд, расположенный в Берикее. По русским данным, нападение горцев удалось отразить, те отступили в Джемикент. Послав казаков с правой стороны и вытеснив горцев из леса, генерал Ранненкампф атаковал тремя ротами само селение. Якша-кадий после упорного сопротивления оставил Джемикент и бежал в Башлы[27].
Зимой 1844 года Шамиль отправил письмо акушинцам с просьбой более активно участвовать в борьбе[28]. Бывший кадий Зухум отговаривал Мухаммада от враждебных по отношению к России действий, напоминая ему о наказании 1819 года, но нынешний кадий его не послушал. В случае неудачи антироссийского восстания Мухаммад планировал переселиться в столицу Имамата Дарго[29].
В феврале 1844 Шамиль призывает ополчение из Акуши для присоединения к походу Магомеда-эфенди Гуйминского в Кайтаг. Во главе акушинского отряда пошёл сын Мухаммада Абакар-Хаджи[30].
15 марта 1844 года генерал Лидерс в своём письме к акушинцам и цудахарцам обвиняет тех в набеге на Шамхальское владение и попытку набега на Низовое укрепление. Далее он уговаривает жителей добровольно прекратить восстание и выдать зачинщиков Мухаммада и Аслан-кадия, в ином же случае последует жестокое наказание[31]. В марте на равнинных кутанах начались аресты скота[32].
Началась подготовка к отражению похода царских войск на Акушу. Отряды Абакар-Хаджи, Мухаммад-кади и Аслан-кади подошли к Кадару. 2 июня 1844 года горцы заняли Кака-Шуру[33]. 3 июня рано утром в 3-х верстах от Кака-Шуры на открытом поле случилось сражение. Несмотря на стратегические манёвры горцев, русский авангард выстоял. Горцы отошли в Кака-Шуру. Ночью они отошли к горам. Но русский отряд не был в состоянии атаковать. Из-за активизации чеченцев и салатавцев, часть отряда пришлось перебросить. Обе стороны накапливали силы[34].
Примерно в это же время Шамиль прибыл в Акуша с 4-х тысячной конницей и 10 наибами из Гимры. Имам остановился в доме кадия. В этом же доме состоялся съезд наибов Дагестана. Обсуждался вопрос о движении войск генералов Лидерса и Аргутинского к Акуша-Дарго[35].
Дойдя по позиций у Параула, русские внезапно узнали, что ополченцы оставили позиции и отступили к урминкой речке, а позже — к Левашам. Русские войска, придя в Леваши, обнаружили пустые сёла и принялись их разграблять и сжигать. Шамиль и Мухаммад-кади на совете решили не давать бой и отступить. Люди, жившие в округе (Леваши, Какамахи, Наскент и др.) переселились на земли Имамата[36]. 25 июня отряд двинулся на Акушу. Шамиль так же сдал Акушу и отступил в Цудахар, видя неудачные для обороны позиции[37]. Позже мюриды отступили к Салтам. Из-за военных неудач и требования покинуть родную землю акушинцы по большей части разочаровались в имаме[38]. Акуша признала русскую власть[39].
После восстания

В Акушу был назначен приставом майор Оленич. Его задачей было удержать союз от дальнейших восстаний. Для этой цели он начал сближаться с правящей верхушкой. Ему понравился дочь Мухаммад-кадия, он пытался посвататься. Кадий в достойной форме отказал, объяснив, что мусульманка не может выйти за иноверца. Но Оленич был настойчив и не угомонился. Всё кончилось тем, что сын кадия — брат девушки — Иса в феврале 1845 года убил Оленича. Оба сына кадия — Иса и Абакар-Хаджи — ушли в Имамат к Шамилю. Такие волнения и опасения наказания русских властей подтолкнули жителей к Шамилю[40]. По другим сведениям — майор был зарезан кадием, у которого нашли письмо, констатирующее его связи с Шамилем[41].
В то же время военные успехи мюридов вдохновляли их сторонников в акушинском обществе. Узнав об этом, русские отряды двинулись к Акуше, 5 марта они были уже в Наскенте. Кадий бежал из Акуши, боясь репрессий за убийство пристава. Но вскоре добровольно явился к русским. Его отправили в Тифлис, где он провёл недолгое время был возвращён в Акушу. Кадием был назначен Зухум[40].
В 1846 Шамиль одерживал стремительные победы, что оживляло его сторонников со всего Дагестана. Наблюдательные русские солдаты заметили, что в этом году подозрительно мало акушинцев отогнали скот на равнину, это свидетельствует о заговоре сторонников имама. Осенью Шамиль занял Кутиша, Хаджи-Мурат занял Уллу-ая. Захвачен был и Цудахар. Имам назначил в Цудахаре кадием Ису — сына Мухаммада. Шамиль снова побывал в Акуше, в нему туда явились делегаты со многих сёл Шамхальства[42]. Зухум был взят в плен, но отпущен в силу возраста.
В 1847 Мухаммад-кадий занял враждебную к имаму Шамилю позицию, он написал ему письмо, где обвинял его в том, что он устроил в Дагестане бойню, разрешает убивать мусульман[43]:
Правил Мухаммад-кади союзом Акуша-Дарго до 1847 года, когда его сместили, а кадием назначили Шабан Зухума из Уллу-ая[5].
Сослан русским командованием в Сибирь. Умер по пути в ссылку[1].
Оценки правления
Его суть — сохранение равновесия и традиционного устройства Дагестана, который не должен исчезнуть, превратившись в одну из губерний империи либо унитарное теократическое государство. Мне кажется, политический идеал Магомед-кади можно упрощенно выразить известной формулой: "Живи и жить давай другим!" Нетрудно заметить, что его долголетняя политическая политика нейтралитета вполне соответствует и его линии в 1833 г. Но нести эту линию акушинскому кадию было нелегко: он балансировал между имамом и империей, стремившимися как раз не к сохранению традиционного лица Странцы гор, а к её необратимому изменению на свой образецПрофессор Расул Магомедов[11]
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: дагестанские ученые X-XX вв. и их сочинения. — 2012. — С. 95.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Алиев, 1986, с. 167.
- ↑ Мухаммад Тахир ал-Карахи, 1941, с. 322.
- ↑ Магомедов Р. М. Два столетия с Шамилем. — Махачкала, 1997. — С. 54. — 75 с. Архивная копия от 18 мая 2022 на Wayback Machine
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Алиев, 1986, с. 168.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 Доного Х. -М. Сверкающий газават. Имам гази-мухаммад. — Махачкала, 2007. — 168 с. Архивная копия от 13 февраля 2019 на Wayback Machine
- ↑ Чернявский. Кавказский сборник. Т.XVI. — Тифлис: Типография Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1895. — С. 413. — 485 с.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 363.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 364.
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 131.
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 Магомедов, 1999, с. 368.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 Магомедов Р. М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. — Махачкала, 1991. — С. 58. — 134 с.
- ↑ Дадаев, 2006, с. 104.
- ↑ Материалы по истории Дагестана и Чечни.Т.III. Часть 1.1801-1839 гг / Магомедов Р. М. — Махачкала, 1940. — С. 350. — 472 с. Архивная копия от 18 мая 2022 на Wayback Machine
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 309.
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 343.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 403.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 399.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 401.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 405.
- ↑ Перейти обратно: 21,0 21,1 Карпеев И. В. Страна гор обретает свободу . www.gazavat.ru (4 Августа 2011). Дата обращения: 18 мая 2022. Архивировано 24 сентября 2021 года.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 406.
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 Магомедов, 1999, с. 407.
- ↑ Перейти обратно: 24,0 24,1 Магомедов, 1999, с. 408.
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 428.
- ↑ Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Том IX. . runivers.ru 803. Дата обращения: 18 мая 2022. Архивировано 18 мая 2022 года.
- ↑ Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Том IX. . runivers.ru 806. Дата обращения: 18 мая 2022. Архивировано 18 мая 2022 года.
- ↑ Дадаев, 2006, с. 376.
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 450.
- ↑ Мухаммад Тахир ал-Карахи, 1941, с. 169.
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 456.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 418.
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 477.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 425.
- ↑ Дадаев, 2006, с. 225.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 426.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 428.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 429.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 430.
- ↑ Перейти обратно: 40,0 40,1 Магомедов, 1999, с. 435.
- ↑ Георгий Мамулиа. Имам Шамиль и национально-освободительная борьба горцев Северо-Восточного кавказа в сообщениях французских консулов из Тифлиса. — Тбилиси, 2022. — С. 176.
- ↑ Магомедов, 1999, с. 438.
- ↑ Гаджиев, Рамазанов, 1959, с. 561-563.
Литература
- Алиев Б. Г. Кадии акушинские // Источниковедение средневекового Дагестана. — 1986.
- Дадаев Ю. У. Государство Шамиля: социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления. — Ихлас, 2006. — 504 с.
- Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20–50-х гг. XIX в.: Сборник документов / Сост. В. Г. Гаджиев, Х. Х. Рамазанов. — Махачкала, 1959. — 788 с.
- Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1999. — Т. II. — 3000 экз. — ISBN 5-297-00577-9.
- Мухаммад Тахир ал-Карахи. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи: о дагестанских войнах в период Шамиля / пер. с араб. А. М. Барабанова ; предисл. акад. И. Ю. Крачковского. — Москва; Ленинград: АН СССР, 1941.