Вентцель, Константин Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Константин Николаевич Вентцель
Константин Ромео Александр Вентцель
Дата рождения 24 ноября (6 декабря) 1857(1857-12-06)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 10 марта 1947(1947-03-10) (89 лет)
Место смерти Москва
Страна  Российская империя,  СССР
Научная сфера педагогика
Альма-матер Петербургский университет
Известен как педагог

Константи́н Никола́евич Ве́нтцель (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября (6 декабря1857, Санкт-Петербург — 10 марта 1947, Москва) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Брат писателя Николая Вентцеля.

Биография

Отец, Николай Адольфович Вентцель (1827—1908) — прибалтийский немец, дослужился до чина действительного статского советника. Семья из-за перемещений отца по службе жила в Одессе, Варшаве, Вильне. В Санкт-Петербурге Н. А. Вентцель служил столоначальником в канцелярии петербургского генерал-губернатора.

После гимназии и реального училища Константин Вентцель поступил в 1876 году в Санкт-Петербургский технологический институт, но спустя год перешёл в Петербургский университет, на юридический факультет.

В начале 1880-х годов увлёкся революционной деятельностью: сначала примкнул к «Народной воле», затем его взгляды стали более умеренными, он стал изучать работы Г. Спенсера. В 1885 году Вентцель арестован в Воронеже — при обыске у его бывших единомышленников вместе с народовольческой литературой нашли сочиненное им ранее воззвание к рабочим. Через месяц была арестована его жена: из переписки с мужем «было видно её знание о его участии в революционной деятельности». Пробыв тринадцать месяцев в тюрьме, он вместе с женой был выслан в город Бобров Воронежской губернии под гласный надзор полиции. В это период обозначилось его расхождение с русскими марксистами.

 Я безусловно против всякого насильного братства и потому против того коммунизма, который отрицает право личности на продукт своего труда. Прежде всего должно быть обеспечено это право, что же касается другой, более высокой в нравственном отношении экономической формы, построенной на принципе: «Труд по силам, распределение по потребностям», то она должна быть, по-моему, результатом свободного соглашения людей между собой, свободного общественного договора.

В ссылке Вентцель сочинял статьи о свободе воли, переписывался с В. Г. Короленко, который, прочитав рукопись статьи Вентцеля «Мораль жизни и свободного идеала», заметил: «…я уже довольно давно не удовлетворяюсь так называемыми рациональными системами нравственности».

После ссылки Вентцелю было позволено жить в Москве; с 1891 года он работал в статистическом отделении Московской городской управы, заведовал редакцией журнала «Известия Московской городской думы». В 1896 году вышел его труд «Основные задачи нравственного воспитания», ставший началом создания им теории свободного воспитания. В 1906 году появились его работы: «Как создать свободную школу» и «Освобождение ребёнка». Вентцель пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906—1909), близко сошёлся с выдающимся толстовцем И. И. Горбуновым-Посадовым, издателем и редактором журнала «Свободное воспитание». Но в 1908 году Вентцель неожиданно резко отходит от идей Толстого, единомышленником которого его всегда считали. Он отрицает «внушение добра», считая это тонким насилием взамен грубого. И. И. Горбунов-Посадов отказался печатать его статью.

Вскоре вышло собрание сочинений К. Н. Вентцеля в двух томах: 1-й том — «Этика творческой личности», 2-й — «Педагогика творческой личности». На Всероссийском съезде по семейному воспитанию в 1913 году Вентцель прочитал доклад «Свободное воспитание и семья».

В годы Первой мировой войны Вентцель выступал против милитаризма и шовинизма; в «Открытом письмо ко всем людям и всем народам» призвал к «военной забастовке» для прекращения насилия.

После Октябрьской революции, когда большинство учителей отказалось сотрудничать с новой властью, Наркомпрос пригласил специалистов в области свободного воспитания (в их числе и Вентцеля), обещая «создать свободную народную школу». Однако, в отличие от большевиков, Вентцель полагал, что «школа не должна служить орудием для осуществления тех или других преходящих политических задач». Вскоре заговорили о проникновении в советскую школу мелкобуржуазных толстовских идей и Вентцель был вынужден уехать в Воронеж. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования, заведующим научно-методической секцией Губоно.

С 1922 года — в Москве, где в Доме отдыха ветеранов революции имени Ильича по вторникам и пятницам проходят «вечера интимной музыки пианиста К. Н. Вентцеля». К преподаванию его не допускают, работы не печатают.

Умер 10 марта 1947 года в Москве.

Цели воспитания

Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания — выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

Основные педагогические идеи

Общечеловеческие ценности К. Н. Вентцель ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал «Декларацию прав ребёнка» (1917) — одна из первых в мире[1]. В декларации провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права.

Он считал, что основой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок. Он обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагогики: основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель — воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной[2]

К. Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления.

Для целей свободного искания детьми высшей личной нравственности и свободной выработки в детях независимых нравственных воззрений лица, поставленные обстоятельствами в качестве руководителей детей, должны стремиться доставить последним возможно более широкий и полный материал из области поисков человечеством высших форм нравственности.

В противном случае нравственность становится дрессировкой, что, например, «любовь к родине превращает в кичливое национальное самохвальство, в драчливый национализм и пошлый шовинизм». Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

Особое внимание К. Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К. Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребёнка». Объединённые общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учёба как часть трудовой деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда, когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребёнок может самостоятельно добывать знания. По мысли К. Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример.[3]

Семья

  • Первая жена — Надежда Яковлевна, урождённая Ростовцева (1857—1898)
  • Вторая жена — Софья Александровна, урождённая Станюкович (1871—1945), племянница писателя К. М. Станюковича, внучка скульптора П. К. Клодта
    • Сын — Александр (1899—1963).
    • Дочь — Надежда (1900—1998), скульптор.
    • Сын — Арий (1904—1979)

Библиография

Примечания

  1. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 344.
  2. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М.,2003. — С. 140.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

Источники

Литература