Венский метрополитен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Венское метро»)
Венский метрополитен
Описание
Страна Флаг Австрии Австрия
Расположение Флаг Вены Вена
Дата открытия 8 мая 1976 года
Дневной пассажиропоток 1,31 млн.
Годовой пассажиропоток 440 млн. (2015)
Маршрутная сеть
Число линий 5
Число станций 109
Длина сети 83,1 км
Технические данные
Схема линий

Расположение на местности
Система венского Штадтбана (1918)
Многие станции венского метро оформлены в модном на рубеже XIX и XX веков стиле модерн (Jugendstil)
Поезд метро над Дунаем

Ве́нский метрополите́н (нем. Wiener U-Bahn) — система линий метрополитена в Вене, состоящая из пяти линий. Является, наряду с S-Bahnом, трамваем и автобусной сетью, важной составляющей общественного транспорта столицы Австрии.

Современный Венский метрополитен принято считать открывшимся 8 мая 1976 года. В то же время, у метрополитена в Вене есть богатая предыстория, ведущаяся с конца XIX века. Нынешняя сеть включает в себя ряд участков городской железной дороги, построенных в 18981901 годах.

Система связана с венскими скоростными железными дорогами. Билеты в метро подходят также и для автобусов и трамваев.

Сеть метро состоит из 5 линий общей длиной 78,5 километра со 104 станциями. Линии не имеют названий, а упоминаются по номерам с буквой U (от U-Bahn), от U1 до U6 (многочисленные проекты линии U5 до сих пор не реализованы). Кроме того, каждая линия имеет свой цвет. В Венском метрополитене действует линейный принцип движения поездов с десятью пересадочными станциями. Венский метрополитен обслуживается фирмой Wiener Linien GmbH & Co KG, принадлежащей Wiener Stadtwerke AG, сто процентов акций которой находится во владении города.

Метрополитен работает с 5 утра до полуночи и, с сентября 2010 года, по ночам перед праздничными и выходными днями. Решение о продлении времени работы по ночам было принято на городском референдуме в феврале 2010 года.

Линии

Линия Конечные станции Строительство Длина (км) Станций Среднее расстояние между соседними станциями Маршрутная карта
U1 Oberlaa (Оберлаа)

Leopoldau (Леопольдау)

1978—2017 19,200 24 808 м
Линия
Перейти к шаблону «Линия U1 (Вена)» 
депо Леопольдау
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Леопольдау
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Гросфельдзидлунг
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Адерклаер Штрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Реннбанвег
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кагранер Плац
бывшее депо Кагран
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кагран
Мост через Старый Дунай
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Альте Донау
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кайзермюллен
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Донауинзель
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Форгартенштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Пратерштерн
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Нестройплац
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шведенплац
ССВ на линии и
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Штефансплац
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Карлсплац
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Таубштумменгассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Зюдтиролер Плац - Хауптбанхоф
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кеплерплац
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ройманнплац
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Троцтштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Альтес Ландгут
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Алаудагассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Нойлаа
депо Нойлаа
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Оберлаа
оборотные тупики
U2 Karlsplatz (Карлсплатц)

Seestadt (Зеештадт)

1980—2013 (частично с 1966 как линия скоростного подземного трамвая) 16,848 20 887 м
Линия
Перейти к шаблону «Линия U2 (Вена)» 
Депо Асперн
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Зеештадт
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Асперн Норд
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Хаусфельдштрассе
Ан Дер Альтен Шанцен
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Аспернштрассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Донаушпиталь
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Хардеггассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Штадлау
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Донауштадтбрюке
мост Донауштадт через Дунай
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Донаумарина
ветка к депо Эрдберг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Стадион
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Криау
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Мессе-Пратер
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Пратерштерн
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Таборштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шоттенринг
ССВ на линию и
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шоттентор
будущая линия
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ратхаус
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Фолькстеатр
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Музеумсквартир
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Карлсплац
перекрёстный съезд
Нойбаугассе
Пильграмгассе
Райнпрехтсдорфер Штрассе
Матцлайнсдорфер Плац
оборотные тупики
U3 Ottakring (Оттакринг)

Simmering (Зиммеринг)

1991—2000 13,402 21 670 м
Линия
Перейти к шаблону «Линия U3 (Вена)» 
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Оттакринг
депо Оттакринг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кендлерштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Хюттельдорфер Штрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Йонштрассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Швеглерштрассе
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Вестбанхоф
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Циглергассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Нойбаугассе
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Фолькстеатр
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Херренгассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Штефансплац
ССВ на линию
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Штубентор
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ландштрассе
оборотный тупик
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Рохусгассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кардинал-Нагль-Плац
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шлахтхаусгассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Эрдберг
депо Эрдберг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Газометер
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ципперерштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Энкплац
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Зиммеринг
перекрёстный съезд
U4 Hütteldorf (Хюттельдорф)

Heiligenstadt (Хайлигенштадт)

1976—1981 (с 1898 как Stadtbahn) 16,361 20 861 м
Линия
Перейти к шаблону «Линия U4 (Вена)» 
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Хайлигенштадт
бывшая трасса линии
депо Вассерляйтунгсвайсе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шпиттелау
перекрёстный съезд
бывшая трасса линии
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Фриденсбрюке
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Розауэр Лэнде
ССВ на линию
ССВ на линию
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шоттенринг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шведенплац
ССВ на линию
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ландштрассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Штадтпарк
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Карлсплац
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кеттенбрюкегассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Пильграмгассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Маргаретенгюртель
пути отстоя составов
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ленгефельдгассе
ССВ на линию
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Майдлинг Хауптштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шёнбрунн
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Хитцинг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Брауншвайггассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Унтер Санкт-Файт
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Обер Санкт-Файт
депо Хюттельдорф
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Хюттельдорф
U6 Siebenhirten (Зибенхиртен)

Floridsdorf (Флоридсдорф)

1989—1996 (частично с 1898 как Stadtbahn) 17,347 24 754 м
Линия
Перейти к шаблону «Линия U6 (Вена)» 
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Флоридсдорф
перекрёстный съезд
мост через Старый Дунай
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Нойе Донау
мост Нордбанбрюке через Дунай
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Хандельскай
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Дрезднер Штрассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Йегерштрассе
бывшая трасса на Фриденсбрюке
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шпиттелау
бывшая трасса на Хайлигенштадт
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Нусдорфер Штрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Вэрингер Штрассе — Фольксопер
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Михельбойерн — Аллгемайнес Кранкенхаус
депо Михельбойерн
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Альзер Штрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Йозефштедтер Штрассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Талиаштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Бурггассе — Штадтхалле
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Вестбанхоф
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Гумпендорфер Штрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ленгефельдгассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Нидерхофштрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Банхоф Майдлинг
оборотный тупик
соединение с Wiener Lokalbahn
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Черттегассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ам Шёпфверк
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Альтерлаа
перекрёстный съезд
депо Рёсслергассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Эрлаер Штрассе
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Перфекташтрассе
перекрёстный съезд
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Зибенхиртен
перекрёстный съезд

Линия U1

Поезд в направлении «Леопольдау» на станции «Кагран»
Станция «Йозефштедтер Штрассе» линии U6
U1 OberlaaLeopoldau

(Оберлаа) ↔ (Леопольдау)

Цвет: красный

Сооружение первой линии началось в 1969.

Первая секция, Ройманнплац — Карлсплац, открылась 25 февраля 1978 года. Изначально планировалось строительство от Ройманнплац до Пратерштерна, с более поздним продлением линии через Дунай до Каграна. Однако из-за обрушения моста Райхсбрюке в 1976 году, это продление началось раньше запланированного срока и завершилось в сентябре 1982 года.

В 2000 году началось строительство отрезка до Леопольдау, который открылся 2 сентября 2006.

Первое продление линии на юг города состоялось 2 сентября 2017 года, когда были открыты 5 новых станций, от Ройманнплац до Оберлаа.

Станция «Фолькстеатер», находящаяся на линии U3
Мемориальная доска в честь советских воинов

На станции Кайзермюллен-ВИК (выход в сторону Венского международного центра) установлена мемориальная доска в честь одного из советских соединений, участвовавших в освобождении Вены в 1945 году.

Линия U2

U2 Karlsplatz ↔ Seestadt

(Карлплатц) ↔ (Зеештадт)

Цвет: фиолетовый

Вторая линия, в основном, состоит из переоборудованного трамвайного туннеля, построенного в 1960-х годах. Линия была продлена в обе стороны, так что теперь поезда ходят от Зеештадт до Карлсплац. Из-за ограничений, накладываемых конструкцией бывшего трамвайного туннеля, а также из-за коротких перегонов линия U2 является ещё и самой медленной.

10 мая 2008 года, к Чемпионату Европы по футболу, открыты пять станций. Открыт отрезок Шоттенринг-Штадион.

2 октября 2010 года открыто шесть станций. Линия была продлена до станции Аспернштрассе.

5 октября 2013 года открыто три станции. Линия была продлена до станции Зеештадт. До продления линии U1 2 сентября 2017 являлась второй по длине линией метро.

Линия U3

Поезд на линии U3
U3 Ottakring ↔ Simmering

(Оттакринг) ↔ (Зиммеринг)

Цвет: оранжевый

Третья линия была построена в пять этапов между 1989 и 2000 годами. Все станции кроме двух — подземные. U3 является самой короткой линией Венского метрополитена.

Линия U4

Поезда обеих систем Венского метрополитена (линии U4 и U6), покидающие станцию «Ленгенфельдгассе»
U4 Hütteldorf ↔ Heiligenstadt

(Хюттельдорф) ↔ (Хайлигенштадт)

Цвет: зелёный

Линия U4 основана на модернизированной линии WD городской железной дороги[англ.], которая была открыта ещё в 1898—1901 годах.

Первый участок от Хайлигенштадта до Фриденсбрюке был сдан 8 мая 1976 года, а переоборудование остальной части WD продлилось до 1981.

Большинство станций наземные.

Линия U4 пересекается со всеми остальными линиями, причём со всеми, кроме U3, — дважды.

Сокращение WD означало Wiental—Donaukanal, то есть маршрут линии: по отгороженному участку русла реки Вены, а затем вдоль Донауканала на север, до Хайлигенштадта.

Линия U6

Старые трамвайные вагоны, которые использовались на линии U6
U6 Floridsdorf ↔ Siebenhirten

(Флоридсдорф) ↔ (Зибенхиртен)

Цвет: коричневый

Шестая линия является самой длинной в Венском метрополитене.

На участке от Лэнгенфельдгассе до Шпиттелау она проходит по бывшей эстакаде городской железной дороги[англ.].

В отличие от U4, большинство станций на шестой линии не были перестроены, поэтому U6 использует иной тип подвижного состава - трамвайный подвижной состав.

От Лэнгенфельдгассе до вокзала Майдлинг пути проходят под землёй. Эта часть линии была открыта в 1989 году. Южный участок — от Зибенхиртена до Филадельфиабрюке, открытый в 1995 году, — основан на эстакаде для скоростного трамвая, построенной в конце 1970-х.

Через год была завершена и северная часть линии от Шпиттелау до Флоридсдорфа. Здесь есть как наземные, так и подземные станции.

В отличие от остальных линий Венского метрополитена, U6 не проходит через центр города. Линия не имеет пересадочных станций с U1 и U2.

Основная часть линии проходит по эстакаде на Гюртеле.

Особенности

Ручки для открытия дверей в вагонах старого типа

Особенностью Венского метрополитена является комбинация двух систем подачи тока: на линиях от U1 до U4 используется классическая система с третьим рельсом, на линии U6 используется система с контактным проводом и токоприёмниками трамвайного типа.

Линия U5 в нумерации отсутствует: существовавшие во множестве вариантов планы по её строительству не были воплощены. Её строительство было утверждено в 2018 году. Открытие первого участка линии U5 намечено на 2026 год.

Хронология

1982
2000
2010
2017
После 2023
После 2030
Дата Линия Открытый / закрытый участок
08.05.1976 U4 Heiligenstadt-Friedensbrücke
25.02.1978 U1 Reumannplatz-Karlsplatz
03.04.1978 U4 Friedensbrücke-Schottenring
15.08.1978 Schottenring-Schwedenplatz-Karlsplatz
18.11.1978 U1 Karlsplatz-Stephansplatz
24.11.1979 Stephansplatz-Nestroyplatz
30.08.1980 U2 Schottenring-Rathaus-Karlsplatz
26.10.1980 U4 Karlsplatz-Meidling Hauptstraße
28.02.1981 U1 Nestroyplatz-Praterstern
31.08.1981 U4 Meidling Hauptstraße-Hietzing
20.12.1981 Hietzing-Hütteldorf
03.09.1982 U1 Praterstern-Kagran
07.10.1989 U6 Philadelphiabrücke-Nußdorfer Straße-Heiligenstadt/Friedensbrücke
04.03.1991 Nußdorfer Straße-Friedensbrücke
06.04.1991 U3 Erdberg-Volkstheater
04.09.1993 Volkstheater-Westbahnhof
03.09.1994 Westbahnhof-Johnstraße
15.04.1995 U6 Philadelphiabrücke-Siebenhirten
04.05.1996 Nußdorfer Straße-Floridsdorf; Nußdorfer Straße-Heiligenstadt
05.12.1998 U3 Johnstraße-Ottakring
02.12.2000 Erdberg-Simmering
02.09.2006 U1 Kagran-Leopoldau
10.05.2008 U2 Schottenring-Praterstern-Stadion
02.10.2010 Stadion-Aspernstraße
05.10.2013 Aspernstraße-Seestadt
02.09.2017 U1 Reumannplatz-Oberlaa

Стоимость и контроль оплаты проезда

Стоимость одной поездки продолжительностью не более часа Einzelkarte (включающая метро и наземный транспорт) на час — 2,40 евро. Проездной, действительный 24 часа, стоит 8 евро, 48 часов — 14,10 евро, 72 часа — 17,10 евро. Проездной, дающий право на неограниченное число поездок на неделю, стоит 17,10 евро (действителен только с 00 часов понедельника - по 9.00 следующего понедельника). Стоимость месячного проездного составляет 51 евро. Годовой проездной стоит 365 евро при единовременной оплате, либо 396 евро в ежемесячную рассрочку.

Входной и выходной билетный контроль в метрополитене отсутствуют, валидация карт свободная, проверка билетов осуществляется редко и выборочно непосредственно в подвижном составе или при выходе со станций, штраф за безбилетный проезд — 105 евро[1].

См. также

Примечания

  1. Wiener Linien. Дата обращения: 1 августа 2014. Архивировано 25 июня 2014 года.

Ссылки