Венский метрополитен
Венский метрополитен | |||
---|---|---|---|
Описание | |||
Страна | Австрия | ||
Расположение | Вена | ||
Дата открытия | 8 мая 1976 года | ||
Дневной пассажиропоток | 1,31 млн. | ||
Годовой пассажиропоток | 440 млн. (2015) | ||
Маршрутная сеть | |||
Число линий | 5 | ||
Число станций | 109 | ||
Длина сети | 83,1 км | ||
Технические данные | |||
|
Ве́нский метрополите́н (нем. Wiener U-Bahn) — система линий метрополитена в Вене, состоящая из пяти линий. Является, наряду с S-Bahnом, трамваем и автобусной сетью, важной составляющей общественного транспорта столицы Австрии.
Современный Венский метрополитен принято считать открывшимся 8 мая 1976 года. В то же время, у метрополитена в Вене есть богатая предыстория, ведущаяся с конца XIX века. Нынешняя сеть включает в себя ряд участков городской железной дороги, построенных в 1898—1901 годах.
Система связана с венскими скоростными железными дорогами. Билеты в метро подходят также и для автобусов и трамваев.
Сеть метро состоит из 5 линий общей длиной 78,5 километра со 104 станциями. Линии не имеют названий, а упоминаются по номерам с буквой U (от U-Bahn), от U1 до U6 (многочисленные проекты линии U5 до сих пор не реализованы). Кроме того, каждая линия имеет свой цвет. В Венском метрополитене действует линейный принцип движения поездов с десятью пересадочными станциями. Венский метрополитен обслуживается фирмой Wiener Linien GmbH & Co KG, принадлежащей Wiener Stadtwerke AG, сто процентов акций которой находится во владении города.
Метрополитен работает с 5 утра до полуночи и, с сентября 2010 года, по ночам перед праздничными и выходными днями. Решение о продлении времени работы по ночам было принято на городском референдуме в феврале 2010 года.
Линии
Линия | Конечные станции | Строительство | Длина (км) | Станций | Среднее расстояние между соседними станциями | Маршрутная карта |
---|---|---|---|---|---|---|
U1 | Oberlaa (Оберлаа)
↔ Leopoldau (Леопольдау) |
1978—2017 | 19,200 | 24 | 808 м | |
U2 | Karlsplatz (Карлсплатц)
↔ Seestadt (Зеештадт) |
1980—2013 (частично с 1966 как линия скоростного подземного трамвая) | 16,848 | 20 | 887 м | |
U3 | Ottakring (Оттакринг)
↔ Simmering (Зиммеринг) |
1991—2000 | 13,402 | 21 | 670 м | |
U4 | Hütteldorf (Хюттельдорф)
↔ Heiligenstadt (Хайлигенштадт) |
1976—1981 (с 1898 как Stadtbahn) | 16,361 | 20 | 861 м | |
U6 | Siebenhirten (Зибенхиртен)
↔ Floridsdorf (Флоридсдорф) |
1989—1996 (частично с 1898 как Stadtbahn) | 17,347 | 24 | 754 м |
Линия U1
U1 Oberlaa ↔ Leopoldau
(Оберлаа) ↔ (Леопольдау) |
Сооружение первой линии началось в 1969.
Первая секция, Ройманнплац — Карлсплац, открылась 25 февраля 1978 года. Изначально планировалось строительство от Ройманнплац до Пратерштерна, с более поздним продлением линии через Дунай до Каграна. Однако из-за обрушения моста Райхсбрюке в 1976 году, это продление началось раньше запланированного срока и завершилось в сентябре 1982 года.
В 2000 году началось строительство отрезка до Леопольдау, который открылся 2 сентября 2006.
Первое продление линии на юг города состоялось 2 сентября 2017 года, когда были открыты 5 новых станций, от Ройманнплац до Оберлаа.
На станции Кайзермюллен-ВИК (выход в сторону Венского международного центра) установлена мемориальная доска в честь одного из советских соединений, участвовавших в освобождении Вены в 1945 году.
Линия U2
U2 Karlsplatz ↔ Seestadt
(Карлплатц) ↔ (Зеештадт) |
Вторая линия, в основном, состоит из переоборудованного трамвайного туннеля, построенного в 1960-х годах. Линия была продлена в обе стороны, так что теперь поезда ходят от Зеештадт до Карлсплац. Из-за ограничений, накладываемых конструкцией бывшего трамвайного туннеля, а также из-за коротких перегонов линия U2 является ещё и самой медленной.
10 мая 2008 года, к Чемпионату Европы по футболу, открыты пять станций. Открыт отрезок Шоттенринг-Штадион.
2 октября 2010 года открыто шесть станций. Линия была продлена до станции Аспернштрассе.
5 октября 2013 года открыто три станции. Линия была продлена до станции Зеештадт. До продления линии U1 2 сентября 2017 являлась второй по длине линией метро.
Линия U3
U3 Ottakring ↔ Simmering
(Оттакринг) ↔ (Зиммеринг) |
Третья линия была построена в пять этапов между 1989 и 2000 годами. Все станции кроме двух — подземные. U3 является самой короткой линией Венского метрополитена.
Линия U4
U4 Hütteldorf ↔ Heiligenstadt
(Хюттельдорф) ↔ (Хайлигенштадт) |
Линия U4 основана на модернизированной линии WD городской железной дороги[англ.], которая была открыта ещё в 1898—1901 годах.
Первый участок от Хайлигенштадта до Фриденсбрюке был сдан 8 мая 1976 года, а переоборудование остальной части WD продлилось до 1981.
Большинство станций наземные.
Линия U4 пересекается со всеми остальными линиями, причём со всеми, кроме U3, — дважды.
Сокращение WD означало Wiental—Donaukanal, то есть маршрут линии: по отгороженному участку русла реки Вены, а затем вдоль Донауканала на север, до Хайлигенштадта.
Линия U6
U6 Floridsdorf ↔ Siebenhirten
(Флоридсдорф) ↔ (Зибенхиртен) |
Шестая линия является самой длинной в Венском метрополитене.
На участке от Лэнгенфельдгассе до Шпиттелау она проходит по бывшей эстакаде городской железной дороги[англ.].
В отличие от U4, большинство станций на шестой линии не были перестроены, поэтому U6 использует иной тип подвижного состава - трамвайный подвижной состав.
От Лэнгенфельдгассе до вокзала Майдлинг пути проходят под землёй. Эта часть линии была открыта в 1989 году. Южный участок — от Зибенхиртена до Филадельфиабрюке, открытый в 1995 году, — основан на эстакаде для скоростного трамвая, построенной в конце 1970-х.
Через год была завершена и северная часть линии от Шпиттелау до Флоридсдорфа. Здесь есть как наземные, так и подземные станции.
В отличие от остальных линий Венского метрополитена, U6 не проходит через центр города. Линия не имеет пересадочных станций с U1 и U2.
Основная часть линии проходит по эстакаде на Гюртеле.
Особенности
Особенностью Венского метрополитена является комбинация двух систем подачи тока: на линиях от U1 до U4 используется классическая система с третьим рельсом, на линии U6 используется система с контактным проводом и токоприёмниками трамвайного типа.
Линия U5 в нумерации отсутствует: существовавшие во множестве вариантов планы по её строительству не были воплощены. Её строительство было утверждено в 2018 году. Открытие первого участка линии U5 намечено на 2026 год.
Хронология
Дата | Линия | Открытый / |
---|---|---|
08.05.1976 | U4 | Heiligenstadt-Friedensbrücke |
25.02.1978 | U1 | Reumannplatz-Karlsplatz |
03.04.1978 | U4 | Friedensbrücke-Schottenring |
15.08.1978 | Schottenring-Schwedenplatz-Karlsplatz | |
18.11.1978 | U1 | Karlsplatz-Stephansplatz |
24.11.1979 | Stephansplatz-Nestroyplatz | |
30.08.1980 | U2 | Schottenring-Rathaus-Karlsplatz |
26.10.1980 | U4 | Karlsplatz-Meidling Hauptstraße |
28.02.1981 | U1 | Nestroyplatz-Praterstern |
31.08.1981 | U4 | Meidling Hauptstraße-Hietzing |
20.12.1981 | Hietzing-Hütteldorf | |
03.09.1982 | U1 | Praterstern-Kagran |
07.10.1989 | U6 | Philadelphiabrücke-Nußdorfer Straße-Heiligenstadt/Friedensbrücke |
04.03.1991 | ||
06.04.1991 | U3 | Erdberg-Volkstheater |
04.09.1993 | Volkstheater-Westbahnhof | |
03.09.1994 | Westbahnhof-Johnstraße | |
15.04.1995 | U6 | Philadelphiabrücke-Siebenhirten |
04.05.1996 | Nußdorfer Straße-Floridsdorf; | |
05.12.1998 | U3 | Johnstraße-Ottakring |
02.12.2000 | Erdberg-Simmering | |
02.09.2006 | U1 | Kagran-Leopoldau |
10.05.2008 | U2 | Schottenring-Praterstern-Stadion |
02.10.2010 | Stadion-Aspernstraße | |
05.10.2013 | Aspernstraße-Seestadt | |
02.09.2017 | U1 | Reumannplatz-Oberlaa |
Стоимость и контроль оплаты проезда
Стоимость одной поездки продолжительностью не более часа Einzelkarte (включающая метро и наземный транспорт) на час — 2,40 евро. Проездной, действительный 24 часа, стоит 8 евро, 48 часов — 14,10 евро, 72 часа — 17,10 евро. Проездной, дающий право на неограниченное число поездок на неделю, стоит 17,10 евро (действителен только с 00 часов понедельника - по 9.00 следующего понедельника). Стоимость месячного проездного составляет 51 евро. Годовой проездной стоит 365 евро при единовременной оплате, либо 396 евро в ежемесячную рассрочку.
Входной и выходной билетный контроль в метрополитене отсутствуют, валидация карт свободная, проверка билетов осуществляется редко и выборочно непосредственно в подвижном составе или при выходе со станций, штраф за безбилетный проезд — 105 евро[1].
См. также
Примечания
- ↑ Wiener Linien . Дата обращения: 1 августа 2014. Архивировано 25 июня 2014 года.
Ссылки
- Венское метро на сайте Wiener Untergrund (нем.)
- Wiener Linien — фирма, эксплуатирующая Венский метрополитен
- Транспорт Вены