Вакханалия
Вакхана́лия (лат. bacchanalia) — оргиастические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока через Грецию и распространившиеся сначала на юг Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.
В расширительном толковании — любое разгульное пиршество, оргия; в переносном смысле — широкий спектр состояний беспорядка, от мелкой локальной неорганизованности до газетной гиперболы, характеризующей широкомасштабный разгул своеволия, буйства и зачастую насилия в широких общественных масштабах.
История
Первоначально мистерии вакханалий проводились под покровом ночи, их посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентинского холма 16-го и 17-го марта[1]. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц. Празднества эти соединялись с диким разгулом и нередко сопровождались элементами насилия.
Римский Сенат выступал в качестве противника вакханалий в рамках многовековой римской политики по противодействию тайным и подозрительным мистическим сборищам любого толка (не только участникам вакханалий, но позже также христианам и т. д.)[2]. Это нашло своё отражение в сенатском постановлении 186 года до н. э. Senatus consultum de Bacchanalibus[англ.], которое было найдено в виде надписи на бронзовой табличке в Калабрии в 1640 году и ныне хранится в Вене. Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений[3]. Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, окончательно вакханалии так и не были искоренены, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время, а имя их надолго осталось для обозначения шумных торжеств, и в этом смысле употребляется и в России.
См. также
Примечания
- ↑ Patricia Monaghan. Encyclopedia of Goddesses and Heroines (англ.). — ABC-CLIO, 2009. — P. 419. — ISBN 978-0-313-34989-8. Архивная копия от 2 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ В переводе сенатского постановления на английский: No one in a company of more than five persons altogether, men and women, shall observe the sacred rites, nor in that company shall there be present more than 2 men or 3 women, unless in accordance with the opinion of the praetor urbanus and the senate as written above. То есть проблема виделась Сенату в первую очередь в таинственности сборищ как таковой, а не в конкретных аспектах их содержания.
- ↑ Тит Ливий. История от основания города. — Кн. XXXIX. — 8-18 Архивная копия от 25 декабря 2019 на Wayback Machine.
Литература
- Бодянский П. Н. "Римские вакханалии и преследования их в VI веке от основания города. — К., 1882.
- Вакханалии // Буковые — Варле. — М. : Советская энциклопедия, 1927. — Стб. 611. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 8).
- Вакханалии // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Доддс Э. Р. Вакханалии в культуре Древней Греции // Греки и иррациональное. — СПб., 2000. — С. 387—406.
- Еврипид. Вакханки.
- Покровский А. И. Вакханалия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Шустер Г. Дионисии, дионисиевы религиозные братства и римские вакханалии // Тайные общества, союзы и ордена = Die Geheimen Gesellschaften, Verbindungen und Orden. — СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1905. — Т. I. — С. 97—100. — 312 с.
- Шюре Э. Великие посвящённые: Очерк эзотеризма религий = Les Grands Initiés. — 2-е изд. — Калуга: Тип. Губ. Земской Управы, 1914. — С. 180—181. — 421 с.
- Элиаде М. Еврипид и оргиастический культ Диониса // История веры и религиозных идей. — М.: Критерион, 2001. — Т. I. От каменного века до Элевсинских мистерий. — С. 330—335. — 463 с. — 1000 экз. — ISBN 5-901337-03-04.