Ческе-Будеёвице
Статутный город | |
Ческе-Будеёвице | |
---|---|
чеш. České Budějovice | |
48°58′30″ с. ш. 14°28′30″ в. д.HGЯO | |
Страна | Чехия |
Край | Южночешский |
Район | Ческе-Будеёвице |
Приматор | Йиржи Свобода |
История и география | |
Основан | 1265 |
Прежние названия | Будвайс |
Часовой пояс | UTC+1:00, летом UTC+2:00 |
Плотность | 1698,83 чел./км² |
Прочее | |
Карта района Ческе-Будеёвице | |
|
|
c-budejovice.cz (англ.) (чешск.) (нем.) |
|
|
|
Че́ске-Бу́деёвице (чеш. České Budějovice, МФА (чешск.): [ˈtʃɛskɛː ˈbudʲɛjovɪtsɛ]; нем. Böhmisch Budweis; допускается также транскрипция в форме Че́ске-Бу́дейовице, в литературе встречается также Чешские Будейовицы) — статутный город на юге Чехии, муниципалитет с расширенными полномочиями, административный центр Южночешского края и района Ческе-Будеёвице.
Расположен у слияния рек Влтава и Малше. Население — 95 245 (2004).
История города
Город Будеёвице основан в 1265 году чешским королём Пржемыслом Оттокаром II (чеш. Přemysl Otakar II). Город быстро строился и экономически развивался благодаря своему статусу королевского города и расположению на пересечении торговых путей. Чтобы укрепить верность жителей города королевской власти, Будеёвице наделялся королём различными привилегиями.
В конце XIII — начале XIV века в городе были возведены 2 католических храма, а сам город окружён крепостной стеной. В течение следующего XV столетия Будеёвице, в котором были сильны позиции католической церкви, являлся оплотом борьбы против гуситов. В городе насчитывалось 4000 жителей, и он был одним из наиболее крупных и значимых городов Чешского королевства.
В XVI веке город переживает сильный экономический подъём, связанный, прежде всего, с добычей серебра, а также с развитием рыболовства и торговли солью. Строительство зданий в Будеёвице в этот период подчинено канонам архитектуры Ренессанса. В 1569 году в Будеёвице основан монетный двор, где чеканились монеты из серебра, добываемого в окрестностях города.
Тридцатилетняя война не причинила большого ущерба городу, однако в июле 1641 года произошёл крупный пожар, который уничтожил больше половины домов. Восстановление города продолжалось несколько десятилетий. Эпоха барокко значительно изменила вид города, в этот период был построен ряд религиозных объектов, а также фонтан Самсона на центральной площади, являющийся одним из символов города.
В XVIII веке росту культурного значения города способствовало основание здесь латинской гимназии, городского театра и философского института. При императоре Иосифе II в 1785 году было основано Будвайзерское епископство.
В XIX веке технический прогресс затронул многие стороны жизни города. Конная железная дорога, построенная в период между 1825 и 1832 годами и связавшая Ческе-Будеёвице с Линцем, была первым таким сооружением в Европе. В этот же период на реке Влтаве развивалось торговое судоходство. Развитие транспорта тесно связано с ростом промышленности и торговли. В 1847 году компания «Хардтмут» (производитель канцелярских товаров марки «Кох-и-ноор») из Вены перенесла в Будеёвице производство карандашей и керамических изделий, в связи с чем в городе появилась первая большая фабрика. В 1895 году была основана Чешская акционерная пивоварня, известная ныне пивоварня «Budweiser Budvar» («Будвайзер Будвар»).
До конца XIX века население города и окрестных сёл в основном составляли немцы, однако постепенно чешское население стало преобладать. Тем не менее, до 1918 года бургомистрами города были немцы. В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, будвайзерские немцы были депортированы в Западную Германию и Австрию.
В XX веке Ческе-Будеёвице стал экономической и культурной столицей Южной Чехии. С 1991 года в Ческе Будеёвице действует Южночешский университет, а с 2000 года в городе располагается администрация Южночешского края Чехии.
Транспорт
Город Ческе-Будеёвице расположен на пересечении транспортных осей Прага — Линц и Вена — Ческе-Будеёвице — Пльзень. С севера на юг через город проходит скоростная трасса R3 / E55, соединяющая столицу Чехии Прагу с городом Линц в Верхней Австрии. Другая значимая транспортная магистраль проходит с запада на восток и соединяет Вену с городом Пльзень (скоростная трасса R20 / E49). Помимо автомобильных дорог оба этих направления связывают также железнодорожные магистрали. В начале 2006 года городу передан для гражданского использования бывший военный аэродром Плана (Planá) на юго-западной окраине Ческе-Будеёвиц. По существующему проекту развития на базе этого аэродрома будет создан международный аэропорт Ческе-Будеёвице, способный принимать самолёты типа «Боинг 737» и «Аэробус 318» и ежегодно обслуживать примерно 600 000 пассажиров.
Городской транспорт представлен автобусами и троллейбусами.
Спорт
В городе существует профессиональный хоккейный клуб «Маунтфилд Ческе Будеёвице». Стадион клуба — Budvar Arena.
Также имеется футбольный клуб «Динамо Ческе-Будеевице». Стадион клуба — Střelecký ostrov.
Достопримечательности
- Квадратная городская площадь со статуей Самсона (фонтан Самсона) в стиле барокко
- Ратуша на городской площади построена в 1727—1730 гг. с тремя башенками и статуями, олицетворяющими четыре гражданские добродетели: Справедливость, Мужество, Мудрость и Осмотрительность[1]
- Чёрная башня (чеш. Černá Věž) — 72-метровая башня в центре города
- Собор Святого Николая (чеш. katedrála Sv. Mikuláše) в историческом центре города
- Доминиканский монастырь (чеш. Dominikánský klášter)
- Башня Железная Дева (чеш. Železná panna) с частью сохранившихся городских укреплений (крепостной стены)
В Ческе-Будеёвице расположены Южночешский театр оперы и балета, современный концертный зал, музей Южной Чехии, музей мотоциклов, музей энергетики. Недалеко от города расположен популярный среди туристов замок в неоготическом стиле Глубока-над-Влтавой.
Город упоминается в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» как место локализации маршевого батальона, в который герой романа шёл не самой короткой дорогой.
Среди почётных граждан города вплоть до 2017 года был Иосиф Сталин[2]. 15 мая 2017 года Сталин вместе с Клементом Готвальдом был лишён этого звания.
Население
1869 | 1880 | 1890 | 1900 | 1910 | 1921 | 1930 |
---|---|---|---|---|---|---|
17 413 | 23 845 | 32 134 | 45 524 | 54 786 | 57 557 | 43 788 |
1950 | 1961 | 1970 | 1980 | 1991 | 2001 | 2014 |
56 832 | 64 785 | 76 699 | 90 415 | 97 243 | 97 339 | 93 253 |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
93 513 | 93 470 | 93 863 | 94 014 | 94 463 | 95 664 | 93 426 |
2023 | 2024 | |||||
96 417 | 97 377 |
-
Площадь Пржемысла Оттокара II с Чёрной Башни
-
Чёрная Башня, фонтан Самсона и Собор Святого Микулаша
-
Фонтан Самсона и ратуша
-
Ратуша
-
Рабенштейнская Башня
-
Башня «Железная Дева»
-
Музей конно-железной дороги Ческе-Будеёвице — Линц
-
Вокзал
-
Здание крайского суда
-
Южночешский театр
-
Пешеходная зона — улица Ланны
-
Гостиница «Гомель»
-
Микрорайон «Влтава»
-
Пиво «Будвайзер Будвар»
-
Карандаши «Кохинур Хардмут»
Известные уроженцы
Города-побратимы
Примечания
- ↑ Южная Чехия. Ческе-Будеёвице, 2002. с.9. ISBN 80-86141-71-3
- ↑ АПН-НН :: Контекст :: 06-04-2007 :: Гитлер, Сталин и сложности с историей (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 февраля 2010. Архивировано 20 апреля 2013 года.
- ↑ Wikidata:Q16506. Дата обращения: 24 июля 2024
Ссылки
- c-budejovice.cz (чеш.) — официальный сайт Ческе-Будеёвице
- Виртуальная экскурсия по Ческе-Будеёвице (чешск.) (англ.)