Мадерна, Бруно

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бруно Мадерна»)
Бруно Мадерна
Основная информация
Полное имя итал. Bruno Maderna
Дата рождения 21 апреля 1920(1920-04-21)
Место рождения Венеция, Италия
Дата смерти 13 ноября 1973(1973-11-13) (53 года)
Место смерти Дармштадт, Германия
Страна  Германия
Профессии композитор, дирижёр

Бруно Мадерна (итал. Bruno Maderna, 21 апреля 1920, Венеция — 13 ноября 1973, Дармштадт) — итальянский и немецкий композитор и дирижёр.

Биография

«Чудо-ребёнок», в 4-летнем возрасте учился игре на скрипке, в восемь лет дирижировал оркестрами миланского театра Ла Скала и веронской Арены. Продолжал обучение музыке в Милане, Венеции, Риме, где закончил в 1940 Академию Святой Цецилии. Обучался композиции у Джанфранческо Малипьеро, дирижёрскому искусству — у Германа Шерхена.

Во время Второй мировой войны участвовал в партизанском движении, был в концлагере. В 19471950 преподавал композицию в Венеции, в его классе занимался Луиджи Ноно. Карл Амадеус Хартманн пригласил его дирижировать концертом на фестивале «Musica Viva» в Мюнхене, с этого времени начинается международная слава Мадерны как дирижёра, он дирижировал сочинениями Пёрселла, Вагнера, Дебюсси, Равеля.

В 1951 в Дармштадтской международной летней школе новой музыки познакомился с Мессианом, Булезом, Штокхаузеном, Кейджем. Вместе с Лучано Берио в 1955 основал Студию музыкальной фонологии Итальянского радио и телевидения. В 19571958 преподавал додекафонную технику в Миланской консерватории.

С 1963 — гражданин ФРГ[источник не указан 2399 дней]. В 19671970 руководил Зальцбургским Моцартеумом, в 19711972 — директор Тэнглвудского музыкального центра (Массачусетс). Умер, работая над постановкой оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Булез написал на его смерть «Ритуал памяти Бруно Мадерны» (1974), сочинения его памяти оставили также Лучано Берио, Франко Донатони и др.

Сочинения

  • Струнный квартет (1946)
  • Реквием для солистов, хора и оркестра (1946)
  • Серенада для 11 инструментов (1946, переработано 1954)
  • Концерт для двух фортепиано и инструментального оркестра (1948)
  • 3 греческие песни для флейты пикколо, сопрано и инструментального оркестра (1948)
  • Вариации на тему B.A.C.H. для двух фортепиано (1949)
  • Композиция № 1 для оркестра (19481949)
  • Il mio cuore è nel sud, радиобаллада (1949)
  • Композиция № 1 для оркестра (1950)
  • Штудии на тему «Процесса» Кафки для чтеца, сопрано и расширенного оркестра (1950)
  • Импровизация № 1 для оркестра (19511952)
  • Musica su due dimensioni (1952)
  • Импровизация № 2 для оркестра (1953)
  • Концерт для флейты (1954)
  • Композиция в трех частях для оркестра (1954)
  • Струнный квартет в двух частях (1955)
  • Ноктюрн, электронная композиция (1956)
  • Dark rapture crawl для оркестра (1957)
  • Syntaxis, электронная композиция (1957)
  • Continuo, электронная композиция (1957)
  • Серенада для 13 инструментов (1957)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1959)
  • Серенада III (1961)
  • Серенада IV (1961)
  • Концерт для гобоя и камерного ансамбля (1962)
  • Дон Перлимплин, радиоопера по пьесе Ф. Гарсиа Лорки (1962)
  • Dimensioni III для оркестра и флейты (19631965)
  • Арии для сопрано, флейты и оркестра на текст Ф. Гёльдерлина (1964)
  • Dimensioni IV для флейты и камерного ансамбля (1964)
  • Hyperion. Lirica in forma di spettacolo, опера на тексты Гёльдерлина (1964)
  • Stele per Diotima для оркестра (1965)
  • Aulodia per Lothar для флейты и гитары ad libitum (1965)
  • Amanda для камерного оркестра (1966)
  • Widmung для скрипки соло (1967)
  • Второй концерт для гобоя (1967)
  • Hyperion en het Geweld, опера по либретто Хьюго Клауса (1968)
  • Quadrivium для четырёх ударников и 4 оркестровых групп (1969)
  • From A to Z, музыка для телевизионной оперы (1969)
  • Ritratto di Erasmo, радиодрама (1969)
  • Концерт для скрипки (1969)
  • Serenata per un satellite (1969)
  • Большая авлодия для флейты, гобоя и оркестра (1970)
  • Tempo libero для магнитофона (19711972)
  • Juilliard Serenade (= Tempo libero II) для оркестра и магнитофона (1971)
  • Viola для альта (1971)
  • Y Dispués для гитары (1971)
  • Диалодия для двух скрипок (1971)
  • Solo для мюзетты, гобоя, гобоя д’амур и английского рожка (1971)
  • Pièce pour Ivry для скрипки (1971)
  • Ausstrahlung для женского голоса, флейты, гобоя, расширенного оркестра и магнитофона (1971)
  • Диалодия для двух флейт, двух гобоев и расширенного инструментального состава (1972)
  • Venetian Journal для тенора, инструментального ансамбля и магнитофона на текст Джеймса Босуэлла (1972)
  • Aura для оркестра (1972)
  • Biogramma для расширенного оркестра (1972)
  • Giardino religioso для маленького оркестра (1972)
  • Ständchen für Tini для скрипки и альта (1972)
  • Ages. Радиоинвенция для солистов, хора и оркестра на слова Шекспира (1973)
  • Satyrikon, одноактная опера по книге Петрония (1973)
  • Третий концерт для гобоя (1973)

Литература

  • Mila M. Maderna musicista europeo. Torino: G. Einaudi, 1976
  • Dalmonte R. Bruno Maderna: Biografia e catalogo delle opere. Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 1986
  • Fearn R. Bruno Maderna. Chur; New York: Harwood Academic Publishers, 1990
  • Verzina N. Bruno Maderna : etude historique critique. Paris: L’Harmattan, 2003
  • Bruno Maderna, studi e testimonianze/ Rossana Dalmonte, Marco Russo, eds. Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2004

Ссылки