Бретонцы
Бретонцы | |
---|---|
Современное самоназвание | Bretoned/Breizhiz |
Численность | 6—8 миллионов |
Расселение |
Франция: 2,2 млн (2014) Канада: 14,3 тыс. (2011) США: 0,3 тыс. (2000) |
Язык | бретонский язык, французский язык |
Религия | католицизм |
Входит в | кельтские народы |
Родственные народы |
Корнцы Валлийцы Ирландцы |
Происхождение | бритты |
Брето́нцы (фр. bretons, брет. Brezhoned) — народ, коренное население области Бретань на северо-западе Франции (ранее независимое герцогство). Живут также в окрестностях Парижа и долине Луары, а также в Канаде, США и других странах. Численность — примерно 2,2 млн по оценке 2014 года. Основные языки — французский, галло (диалект французского языка, Восточная Бретань) и бретонский (Западная Бретань). Вероисповедание — в основном католическое[1].
История и культура
Важная часть культуры бретонцев связана с их кельтским происхождением: начиная с IV века в Бретань переселялись кельты из Британии (в основном с юго-запада нынешней Англии и с юга Уэльса), вытесняемые англосаксами. Ещё в IX веке бретонцы занимали весь полуостров от устья Луары на юге до бухты Мон-Сен-Мишель на севере.
Музыка
Одним из старейших и древнейших инструментов является арфа (теленн), известная с древнейших времён и у других кельтских народов. Арфа была инструментом бардов, в Средневековье бретонские арфисты выступали при дворе французских и королей, хотя они могли выступать и за рубежом, так, английский король Ричард Львиное Сердце на свою коронацию в 1189 году пригласил арфистов из Бретани. В Позднем Средневековье арфа у бретноцев вышла из употребления, но в начале XX века под влиянием ирландцев традиция игры на арфе была возрождена.
Другими музыкальными инструментами является волынка биню-коз (брет. biniou, biniou-kozh) и аккомпанирующая ей жалейка-бомбарда, когда волынки играют бурдон, а бомбарды — мелодию. Такая техника называется «кан-а-дискан» (фр. kan ha diskan).
Среди песен известны одноголосые исторические баллады и плясовые.
Традиционные поселения
Поселения разбросанной планировки, включает в себя несколько усадеб-ферм.
Архитектура
Преобладающим строительным материалом служил гранит. Во многих городах Бретани сохранились фахверковые постройки, наиболее распространённый тип городских зданий в Средние Века.
Традиционное жилище бретонцев близко к жилищу других кельтских народов и относится к северофранцузскому типу дома. Оно является наиболее архаичным вариантом этого типа. В простейшем варианте оно представляет собой низкое строение прямоугольной формы с двумя дымоходами по обоим концам крыши, служащими продолжением фронтонной стены. Стены возводятся из крупных гранитных блоков, щели между которыми заполняются мелким известняком. В некоторых областях Бретани угловые камни скрепляют цементом, им придают форму выступающих закраин. Стены белятся, гранит выступает в перекладинах окон и пролётах.
Однокамерные постройки без хозяйственных помещений встречались в Бретани ещё в середине XX века главным образом у рыбаков на побережье. Прибрежные дома хорошо приспособлены к бретонскому климату: его западная и северная стороны, выходящие к морю и принимающие на себя приморский ветер, не имеют окон и дверей. Вход в однокамерный дом, прикрывающийся дверью, располагается у широкой стороны дома. Со фронтонной стороны располагается камин.
Жилище внутренней части Бретани выше, чем на побережье, оно является многокамерным: под одной крышей (ранее крывшейся соломой, а с XX века — шифером) располагаются жилая комната и стойла для скота с конюшней. Появление многокамерных домов связано с усовершенствованием однокамерного жилища, в котором жили и хозяева, и скот: сначала помещение для скота стало огораживаться перегородкой, иногда не доходящей до потолка (ещё в начале XX века в таких домах жили беднейшие крестьяне), а впоследствии — капитальной стеной, тогда же хлев получил отдельный вход. На разделении жилой части и стойл развитие традиционного бретонского жилища не закончилось: первоначально однокамерное помещение разделялось на кухню и спальню/парадную комнату с помощью перегородок. Крыша крутая, под ней располагается чердак, зачастую используемый в качестве амбара, на который ведёт внешняя каменная лестница, расположенная у фронтонной стороны дома. В отличие от стойл и конюшен, такие хозяйственные помещения, как свинарник, амбар и сарай, являются пристройками к дому или отдельными постройками, располагающимися во дворе.
Камин во верхнебретонских домах расположен перпендикулярно окну.
Пол изначально был земляной, в бретонской глубинке дома с земляными полами попадались ещё в середине XX века.
Современные бретонские дома, как правило, двухэтажные (в том числе старые дома с чердаком, переоборудованным под спальни-мансарды). В современных домах между кухней и жилой комнатой нередко присутствует коридор, из которого налево и направо идут входы в кухню и парадную комнату. Часть коридора используется в качестве чулана, в его глубине находится лестница, ведущая на чердак.
Мебель
Традиционная бретонская мебель, равно как и мебель многих других регионов Франции, характеризуется массивностью и архаичностью. Так, столы, по сути, представляли собой ларь, высоко поднятый на ножках, его толстая крышка выдвигалась, и в ларь складывалось продовольствие. Иногда в крышке могли быть небольшие углубления, служившие в качестве тарелок. К столу приставлялись скамьи со спинками на четырёх или шести ножках, как и со спинками, так и без (подобная ситуация также была и в Эльзасе). Одним из самых узнаваемых атрибутов бретонского традиционного жилища является кровать-шкаф (фр. lit clos), представлявшая собой конструкцию в виде ящика из деревянных досок с лежанкой и открытым с одной стороны, закрывавшейся на занавески и двери. Они располагались сначала в общей комнате, а затем — в спальне, в одном из углов комнаты слева или справа от камина или вдоль стены напротив фасадной. Кровати обильно украшались резьбой (преобладали растительные и религиозные мотивы) и росписью. Ложе кроватей-шкафов располагалось довольно высоко, из-за чего, для того, чтобы было удобно взбираться, под ними располагались сундуки. Зачастую с кроватями расставляли и другие предметы мебели — шкафы, часы, образуя таким образом непрерывный ряд мебели. Существовали и двухэтажные кровати-шкафы, на нижнем ярусе которых спали старики, а на верхнем — молодёжь. Другим известным предметом бретонской мебели является ларь-скамья, который также мог располагаться перед кроватью, чтобы было удобно забираться. Сидением служила крышка ларя, также он мог обладать небольшими крышками с передней стороны, по бокам могли присутствовать подлокотники в виде ящичков с крышкой, там хранились табак и свечи. В ларях-скамьях хранилось бельё. Помимо Бретани, лари-скамьи были характерны для Оверни и Эльзаса. Стулья, как и по всей Франции, появились на селе в начале XIX века.
Народный костюм
Народный костюм бретонцев характеризуется своей самобытностью и выделяется среди других регионов Франции. Для него характерно преобладание тёмных цветов — чёрного, коричневого, серого, что вкупе с белыми женскими головными уборами придаёт неброскую красоту[2]. В то же время бретонский народный костюм сильно дифференцирован в зависимости от места, региональные различия стали явственными после Великой французской революции. На востоке Бретани костюм был больше подвержен общефранцузскому и городскому влиянию, в то время как на западе он сохранял архаичные черты.
Мужчины-бретонцы носили рубаху, штаны, опоясывавшиеся суконным или кожаным поясом, двубортный жилет, прямую незастёгивавшуюся куртку, а на голове — широкополую шляпу, которая могла украшаться спадавшими сзади ленточками. На востоке Бретани мужчины носили узкие и длинные штаны, а на западе до начала XX века — брагу-бра (брет. bragou-braz): широкие и короткие, до колен штаны, с собиравшимися у пояса складкам и затем свободно распускавшимися, либо со складками гармоникой, собранными на поясе и закрепленными выше колена, где их стягивали шнуром с помпонами. С брагу-бра носили гетры из той же ткани. На юге Бретани костюм отличался от других областей, здесь носили льняные или полотняные куртки особого покроя, с басками и складками. На юго-западе Бретани такие куртки носились до 1930-х годов. По одной из версий, тельняшка как предмет одежды появился среди бретонских рыбаков.
Женский костюм отличается ещё большим многообразием, чем мужской: этнографы выделяют 66 региональных вариантов. Самым большим разнообразием обладают костюмы западной Бретани, где область распространения какого-нибудь варианта совпадает с границами исторической области или границами распространения определённых диалектных различий. В целом народный женский костюм состоит из кофты, юбки, корсажа, передника с нагрудником, и кружевного воротника. Пожилые бретонки и в середине XX века (если не сейчас) носили одежду преимущественно чёрного цвета: чёрные юбки, чёрные туфли, чёрные чулки, вязаные кофты и шали чёрного же цвета. Женскими головными уборами являются кружевные чепцы разных форм. Самым известным является высокий бигуден из одноимённой области. Многие из чепцов некоторые пожилые бретонки повседневно носят и по сей день, хотя их количество резко уменьшилось по сравнению с XX веком.
Обувью служили сабо — деревянные башмаки, во многих деревнях их носили ещё в середине XX века.
Народный костюм сохранялся до начала-середины XX века. Сейчас народный костюм надевается по праздникам, на многих из них проводятся конкурсы на лучший народный костюм.
-
Участники ансамбля народной музыки «Bleuniadur» (Сен-Поль-де-Леон, департамент Финистер) в народных костюмах
-
Женский костюм из окрестностей Кемпера (Pays Glazik, департамент Финистер), XIX век
-
Мужской костюм Pays Glazik
-
Жители Плоневе-Борзе (департамент Финистер) в народных костюмах, открытка ок. 1930 г.; обратите внимание на брагу-бра
-
Костюм коммуны Ландюдаль (департамент Финистер)
-
Участники народного ансамбля из Кемпера в народных костюмах
-
Народный костюм Нанта
-
Ансамбль из Ла-Тюрбаль в народных костюмах
-
Костюм деревни Трескалан (фр. Trescalan), коммуна Ла-Тюрбаль
-
Народный костюм области Бигуден, обратите внимание на характерные женские головные уборы
-
Вышивальщики и вышивальщицы из Пон-л’Аббе (Бигуден) в народных костюмах, открытка 1909 г.
-
Пара из Пон-л’Аббе, ок. 1870 г.
Известные бретонцы
- Робер Сюркуф — французский корсар и капер начала XIX века;
- Шатобриан — французский писатель, политик и дипломат.
- Джек Керуак — американский писатель;
- Денез Прижан — певец;
- Алан Стивелл — известный фолк-музыкант;
- Ян Тьерсен — музыкант, композитор;
- Ив Роше — промышленник, основатель одноименной косметической фирмы;
- Кристиан Гуркюфф — французский футболист и футбольный тренер;
- Йоанн Гуркюфф — французский футболист, полузащитник. Игрок клуба «Лион» и сборной Франции;
- Луиза Бургуэн — французская актриса.
- Марион Котийяр — французская актриса.
Примечания
- ↑ Бретонцы // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды . — М.: Academia, 2001. — 184 с. — ISBN 5-294-00016-4. Архивная копия от 7 ноября 2022 на Wayback Machine
Литература
- Жио Пьер-Ролан. Бретонцы. Романтики моря / Пер. с англ. Т. Е. Любовской. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. — 224 с. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-1678-0.
- Покровская Л. В. Французское крестьянское жилище // Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы / Отв. ред. Токарёв, С. А. и др.. — М.: Наука, 1968. — С. 241—264. — 376 с.
- Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х т. — М.: Наука, 1965. — Т. 2. — 999 с. — (Народы мира. Этнографические очерки).
- Бретонцы / М. К. Любарт; Я. Гардзоньо (устное творчество) // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |