Перейти к содержанию

Нушич, Бранислав

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бранислав Нушич»)
Бранислав Нушич
серб. Бранислав Нушић
Дата рождения 20 октября 1864
Место рождения Белград
Дата смерти 19 января 1938
Место смерти Белград
Род деятельности писатель, драматург

Бранисла́в Ну́шич (серб. Бранислав Нушић) (1864, Белград — 1938, Белград) — сербский писатель и драматург.

Академик Сербской Академии Наук (с 1933 года).

Биография

Памятник Б. Нушичу в Белграде.

Настоящее имя — Алкивиад Нуша (Alkibijad Nuša, арум. Alchiviadi al Nuşa, греч. Αλκιβιάδης Νούσας). Родился в семье торговца, сербизированного фессалоникийского аромуна с корнями в Османской Македонии, и сербской домохозяйки родом из Боснии. Окончив гимназию, поступил в университет в Граце, затем получил юридическое образование в Белградском университете.

В 1883 году выступил с первой комедией «Народный депутат» (серб. «Народни посланик»), разрешённой к постановке лишь в 1896 году и опубликованной только в 1924 году. Нушич был участником сербско-болгарской войны 1885 года, что отразилось в его «Рассказах капрала» (серб. «Приповетке једног каплара»), проникнутых антивоенными настроениями. В 1887 году за сатирическую песню «Два раба», направленную против короля Милана Обреновича, был заключён в тюрьму, где написал «Записки» (серб. «Листићи») и комедию «Протекция» (серб. «Протекција»).

Амнистированный через год, Нушич затем занимал различные должности: дипломатического чиновника, начальника уезда и др.

В книгах этих лет — «У берегов Охридского озера» (серб. «Крај обала Охридског језера»), «Косово» (серб. «Косово, Опис земље и народа», 1902—1903) Нушич выступал как публицист, этнограф, историк. Экзотике Востока посвящены рассказы «Рамазанские вечера» (серб. «Рамазанске вечери», 1898) и повесть «Ташула» (1902). С 1900 года Нушич — заместитель директора Народного театра в Белграде и редактор «Театральной газеты» («Позоришни лист»). В 1904—1905 годах — директор Народного театра в городе Нови-Сад, в 1913—1915 годах — директор театра в Скопле, затем — заместитель драматурга Народного театра в Белграде.

В эти же годы почти ежедневно появляются его фельетоны в газете «Политика» за подписью Бен Акиба. В 1908 году после аннексии Австрией Боснии и Герцеговины Нушич участвовал в патриотическом движении, охватившем всю Сербию. Сыну, погибшему в годы Первой мировой войны, Нушич посвятил книгу «Тысяча девятьсот пятнадцатый» (серб. «Девет-сто петнаеста»), в которой звучит протест против войны, боль и гнев патриота. В 1915—1918-х жил в эмиграции — Италии, Швейцарии, Франции. После создания в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев Нушич возвратился на родину и служил в министерстве культуры до 1923 года, затем возглавлял Народный театр в Сараеве. В 30-е годы сотрудничал с журналом «Наша действительность» (серб. «Наша стварност»), вокруг которого группировались антифашистские силы.

Творчество

Почтовая марка Сербии 2010 года, посвящённая Браниславу Нушичу
Почтовая марка Сербии, посвящённая 150-летию со дня рождения Б. Нушича. 2014 г.

В течение более чем 50-летнего творчества Нушич создал многочисленные сатирические комедии, сыгравшие выдающуюся роль в истории югославской драматургии и театра. Он был прежде всего юмористом, талантливым импровизатором комических ситуаций, однако комические эффекты в лучших его произведениях имели глубокие корни в реальной действительности. Остроумие, шутка, анекдот, карикатура были для Нушича формами политической сатиры.

Талант его складывался под воздействием сербского народного творчества, реалистических тенденций предшествующей сербской драматургии (Й. Стерия-Попович, К. Трифкович) и русской литературы, в особенности Н. В. Гоголя. Нушич писал в предисловии к комедии «Подозрительная личность» (серб. «Сумњиво лице») (первоначальный подзаголовок — «Гоголиада в двух действиях»):

«Гоголь был кумиром тогдашней молодёжи… гоголевский „Ревизор“ был самым любимым её произведением… Все мои пьесы восьмидесятых годов: „Народный депутат“, „Протекция“, а в первую очередь, „Подозрительная личность“ — написаны под большим влиянием „Ревизора“»[1]

Творчество Нушича разделяют на три периода.

Первый период

В первый (1883—1903) созданы сатирические комедии: «Народный депутат», «Подозрительная личность», «Протекция», «Обыкновенный человек» (серб. «Обичан човек», 1899) и др. В них он высмеивает буржуазный парламентаризм, фальшь выборов депутатов, полицейский бюрократизм и коррупцию властей.

Второй период

Во второй период (1903—1914) в его творчестве наметился спад остро сатирических мотивов. В Белградском театре с огромным успехом шла героическая драма «Хаджи Лойя» (серб. «Хаџи Лоја», 1908), явившаяся откликом на захватнические действия Австрии. В эту пору написаны комедии «Свет» (1906), «Кругосветное путешествие» (серб. «Пут око света», 1910), драмы «Дань кровью» (серб. «Данак у крви»), «За спиной у бога» (серб. «Иза божјих леђа») и др.

Третий период

В третий период (1914—1938) с новой силой раскрылся драматургический талант Нушича. В 1924-м он опубликовал юмористическую повесть «Автобиография» (серб. «Аутобиографија»), полную сатирических намёков на политические порядки и общественные нравы буржуазной Югославии. С конца 20-х и в 30-е годы Нушич создал цикл комедий, удививших современников сатирическим размахом, калейдоскопическим разнообразием, национальным колоритом: «Госпожа министерша» (серб. «Госпођа министарка», 1929), «Мистер Доллар» (серб. «Мистер Долар», 1932), «Опечаленная семья» (серб. «Ожалошћена породица», 1935), «Д-р»[2] (серб. «Др.», 1936), «Покойник» (серб. «Покојник», 1937).

Позднее творчество Нушича развёртывалось в обстановке серьёзных социальных сдвигов в послевоенной Сербии. В эти годы драматург снова обратился к темам, которые были предметом сатиры в его первых «гоголевских» комедиях. Наступление фашизма в 30-х годах усилило интерес Нушича к большим социальным проблемам. Он бичует тупое и злобное мещанство, обывательскую ограниченность, не знающее меры тщеславие и честолюбие. Описание нравов буржуазного общества в «Госпоже министерше» превращается в политическую сатиру, близкую по манере художественному гротеску Салтыкова-Щедрина. В пьесе «Покойник» обличение становится страшным и мрачным. Драматургия Нушича, перейдя национальные границы, вошла в золотой фонд мировой литературы.

Издания в России и СССР

  • В сборнике «Сербские рассказы. Из провинциальной жизни», СПб, 1903.
  • Избранное. М, 1958.
  • Дитя общины. М, 1975.
  • Голова сахара. Сербская классическая сатира и юмор. М, 1985.
  • Сатира и юмор. М, 1987.

Примечания

  1. «Дела», кн. 4, Београд, 1960 с. 141—42)
  2. В русском переводе известна как «Доктор философии»

Литература

  • Жуков Д. Бранислав Нушич. - М.: Искусство, 1972. - 378 с.; 20 с. ил.
  • Мудрова О. В. Первый отклик в России на творчество Бранислава Нушича // Вестник Московского университета, Серия 10. Журналистика. 1982. — № 3. — С. 89—90

См. также

Ссылки

Спектакль "Две комедии Бранислава Нушича" (Театр Сатиры, 1969г.), по комедиям "Два вора" и "Насморк"