Брахманы

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Брамин»)
Брахман из Тамилнада, приверженец смарты. 1837 г.

Бра́хманы[1], брахма́ны[2] или брами́ны (от санскритского слова IAST IAST: Brāhmaṇa; дев. ब्राह्मण) — члены высшей варны индуистского общества.

Брахманы — это варна, или социальная группа, существующая во всех штатах Индии.

Формирование

Хотя разделение на священников, воинов и простой народ однозначно существовало ещё во времена «Ригведы», однако нет единого мнения, были ли на тот момент закрыты браки между этими группами и существовал ли запрет на смену деятельности. Касты в современном понимании оформляются уже в поздний ведический период, причём в «Рамаяне» и «Махабхарате» кшатриям уделяется большее внимание, чем брахманам[3].

Постепенно брахманы монополизировали проведение ритуалов для других варн. БВ раннеиндийских государствах, где власть принадлежала союзам воинской знати (ганы и сангхи), брахманы не играли особой роли, однако их влияние было сильно в государствах царей-кшатриев[4].

Мирча Элиаде, рассуждая о трёхчастной структуре арийского общества, сопоставлял с варной брахманов верховного хранителя справедливости, судью-вседержителя Варуну[5].

Убийство брахмана определялось как наитягчайшее преступление в Древней Индии и расценивается как таковое в индуизме.

Обязанности и запреты

Брахманам предписывалось учить и учиться, проводить жертвоприношения для себя и для других. Одной из обязанностей брахманов было раздавать и получать дары[6], поскольку считалось, что они могут принимать приношения, не оскверняясь передаваемым с ними грехом[4]. При этом существует однозначный запрет на употребление пищи, приготовленной не брахманами[7].

Брахману полагается соблюдать множество запретов, связанных с едой. Например, вишнуистские брахманы придерживаются вегетарианства, а шиваиты в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, которые едят нижние касты[7].

Правители советовались с брахманами, а при дворах царей был ответственный для применение законов дхармы к политике родовой жрец-брахман, называемый словом пурохита[4].

Позднее брахманы полностью монополизировали сферы интеллектуальной деятельности и управления[6], а также стали специалистами по индийской традиционной науке. В числе учёных-брахманов были даже специалисты по военному делу[4].

Современное положение

Брахманы в большей мере, чем представители остальных варн, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, учёные, учителя и чиновники. Ещё в первой половине XX века в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей[7].

Исторически брахманы были жрецами, а также учителями, монахами, учёными; в эпоху феодализма большинство представителей брахманов было уже судьями, чиновниками, землевладельцами[2]. Считались высшей варной. Сейчас численность брахманов не превышает 6 % населения Индии[6]. В 1931 году они составляли 4,32 % всего населения Британской Индии.

Внутреннее деление

В Средние века, подобно другим варнам, брахманы разделились на большое количество джати (каст)[4], которые формируют иерархию. Статус джати различается по месту происхождения, по практикуемому культу, по роли в проводимых обрядах, а некоторые некоторых брахманов считают таковыми лишь с оговорками[6]. При этом даже самые низкие из брахманских каст считаются выше представителей всех остальных варн[7].

Члены каждой брахманской касты вступают в браки лишь в своем кругу, хотя разрешено также брать невесту из семьи, которая относится к схожей касте из соседней местности[7].

Подкастами брахманов являются баджпеи и сукул, они считаются выше просто брахманов[8].

См. также

Примечания

  1. Алаев, 2006, с. 108.
  2. 2,0 2,1 Ильин, 1971.
  3. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии / Перевод с англ. Степанова Л. В., Ястребовой И. П. и Княжинской Л. А.; Редакция и предисл. Антоновой К. А.. — М.: Издательство иностранной литературы, 1954. — С. 41—45.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Я. В. Васильков. БРАХМАНЫ // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 220-221. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  5. Трёхсоставная индоевропейская идеология // Элиаде М. История веры и религиозных идей. — М., 2002.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Алаев Леонид Борисович. Брахманы. Большая российская энциклопедия.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 КАСТЫ // Энциклопедия Кольера.
  8. Прем Чанд. Жертвенная корова. — М.: Гос. изд-во худ. лит, 1956. — С. 372.

Литература