Равенских, Борис Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Борис Иванович Равенских»)
Борис Равенских
Имя при рождении Борис Иванович Равенских
Дата рождения 14 (27) июня 1912(1912-06-27)
Дата смерти 10 января 1980(1980-01-10) (67 лет)
Профессия театральный режиссёр,
театральный педагог
Театр МАДТ имени А. С. Пушкина,
ГАМТ
Награды
Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени
Народный артист СССР — 1968 Народный артист РСФСР— 1964 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1957 Сталинская премия — 1951 Государственная премия СССР — 1972

Бори́с Ива́нович Раве́нских (Ровенских) (14 [27] июня 1912[1][2], Санкт-Петербург10 января 1980, Москва) — советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр МАДТ имени А. С. Пушкина (1960—1970) и Малого театра (1970—1976), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) и Государственной премии СССР (1972); народный артист СССР (1968)[3][4].

Биография

Ранние годы

Родился в Санкт-Петербурге в семье хорового певчего Ивана Васильевича и Александры Епифаиловны Ровенских[5]. Был младшим, пятым ребёнком. По официальным данным, он появился на свет в 1912 году, однако официальные данные и источники указывают другую дату рождения 1914 год[6][7][8][9][10]. С его фамилией также не было определённости («был он, кстати, и Ровенский, и Ровёнский, и Равенский, и Ровенских»[11]), однако наибольшую известность получил как Равенских.

После Гражданской войны отец перевёз семью на свою малую родину в село Юшково Курской губернии. В селе не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Как актёр участвовал в спектаклях молодёжного хора, организованного его отцом, однако ему хотелось не играть, а помогать другим актёрам и самому ставить спектакли. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству»[5][12].

В конце 1920-х годов вернулся в Ленинград[13]. С третьей попытки поступил в Техникум сценических искусств на актёрский факультет, но из-за нехватки общего образования его отправили на вспомогательные курсы[5]. Там, под руководством Михаила Сокольского он работал в Ленинградском театре рабочей молодёжи (впоследствии режиссёр часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях)[14]. Спустя два года получил рекомендацию на режиссёрский факультет, где занимался в мастерской ленинградских учеников и сподвижников Всеволода МейерхольдаНиколая Петрова и Владимира Соловьёва, которую окончил в 1935 году[5][15].

Работа в театре

В 1934 году, за полгода до выпуска, сам Мейерхольд после просмотра студенческих работ сказал, указывая на Равенских: «Этого паренька я возьму с собой». В том же году он уже ставил «Пиковую даму» в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в качестве ассистента режиссёра, а в 1935 году был зачислен в труппу Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где служил вплоть до его закрытия в январе 1938 года[5][15].

В 1938 году осуществил свою первую самостоятельную постановку — «Галина» Исидора Штока в московском «Современном театре». В 1939 году после ареста Мейерхольда начались проверки людей из его круга. Зимой к Равенских пришёл Эраст Гарин и увёз его из города, спрятав в подмосковных лесах у знакомого лесника, где они жили до лета 1940 года[10].

В 1940—1941 годах, заручившись покровительством Владимира Немировича-Данченко, проходил практику во МХАТе, затем служил режиссёром Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского вплоть до 1950 года[10][14]. Как ученик Мейерхольда в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле.

В 1949 году в Московском театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноимённой пьесе Николая Дьяконова, ставший одним из первых советских мюзиклов. Спектакль шёл на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на киноплёнку.

В 1951—1960 годах Равенских служил режиссёром Малого театра. Наиболее значительной его работой того периода стала «Власть тьмы» (1956), в которой он отказался от традиционного толкования пьесы, поставив её «как высокую трагедию, стремился к раскрытию светлого начала в душе русского человека... обострял характеры, вносил в действие напряжённый динамизм, широко использовал музыку, свет»[1]. Член КПСС с 1954 года.

Спектакль «Сердце девичье затуманилось» (1959) по пьесе Виктора Курочкина, поставленный в Театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нём режиссёр достиг своей цели: представил внутреннее духовное состояние человека через музыку[3].

В 1960 — 1970 годах служил главным режиссёром МАДТ имени А. С. Пушкина, создав ряд значительных для своего времени работ[6][15].

В 1970 занял пост главного режиссёра Малого театра, куда привёл с собой своих актёров-единомышленников — Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика[6]. Самая значительная работа этого периода — «Царь Фёдор Иоаннович» (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений[6][16]. В 1976 году покинул пост, продолжив работу как режиссёр-постановщик.

Режиссёр не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достаёт того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания»[5]. Он говорил, в частности:

«...Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу — музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Фёдору», я знаю, что в ней есть всё, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка — самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка — это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» — музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален...»

Борис Иванович Равенских[5]

В 1978 году покинул Малый театр и пришёл в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году поставил оперу «Снегурочка»[6].

Преподавал в ГИТИСе, профессор кафедры режиссуры драмы (1977)[5][15]. Среди его учеников — Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева.

Смерть

В начале января 1980 года получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников[15].

Но мечте режиссёра не суждено было осуществиться: 10 января 1980 года Борис Равенских умер на 68-м году жизни[6]. Произошло это внезапно: он взбежал по лестнице в своём подъезде и упал, схватившись за сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, участок № 9[17].

Семья

Театральные постановки

Оперно-драматическая студия имени К. С. Станиславского
Московский драматический театр имени К. С. Станиславского
Московский театр сатиры
Московский драматический театр на Малой Бронной
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
Малый театр
Большой театр

Режиссёр телефильмов

  • 1953Свадьба с приданым (совместно с Татьяной Лукашевич)
  • 1961 — Иван Рыбаков (совместно с Еленой Скачко)
  • 1971 — Дни нашей жизни (совместно с Ольгой Викландт, Галиной Холоповой)
  • 1971 — Поднятая целина (совместно с Валерием Горбацевичем)
  • 1973 — Самый последний день (совместно с Виталием Ивановым)
  • 1974 — Птицы нашей молодости (руководитель постановки)
  • 1978 — Власть тьмы (совместно с Феликсом Глямшиным)
  • 1979 — Возвращение на круги своя (совместно с Майей Марковой)
  • 1979 — Русские люди (совместно с Майей Марковой)
  • 1981 — Царь Фёдор Иоаннович

Награды и звания

Память

  • 2008 — документальный фильм «Драматическая песня. Борис Равенских» (Россия, 2008 год, производство телеканала «Россия-Культура», режиссёр — К. Орозалиев) о Борисе Ивановиче Равенских, с именем которого связан значительный период в истории русского театра[23].
  • 2012 — книга «Режиссёр Борис Равенских» Александры Борисовны Равенских, дочери режиссёра, выпущенная к столетию со дня его рождения (сборник статей, воспоминаний, выступлений режиссёра и пятидесяти его современников)[24].
  • 2016 — Старооскольскому театру для детей и молодёжи присвоили имя Бориса Равенских[25].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Велехова Н. А. Равенских Борис Иванович // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: «Советская энциклопедия», 1961—1965. — Т. 4.
  2. Равенских Борис Иванович. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. 3,0 3,1 Борис Иванович Равенских. // Энциклопедия «Кругосвет».
  4. РАВЕНСКИХ // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка», выпуск № 3 за 2013 год, стр. 9-19 (ежеквартальное научное издание ГИТИСа, основанное в 2008 году). — Театр. Б. И. Равенских. «О себе». Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine Официальный сайт Российского института театрального искусства — ГИТИСа // gitis.net
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 История. Режиссёры. Равенских Борис Иванович. Народный артист СССР. — Творческая биография. Официальный сайт Государственного академического Малого театра России // maly.ru. Дата обращения: 7 сентября 2015. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  7. Новости культуры. 100 лет со дня рождения режиссёра Бориса Равенских. Архивная копия от 5 августа 2020 на Wayback Machine Официальный сайт телеканала «Россия-Культура» // tvkultura.ru (27 июня 2012 года)
  8. Новодевичье кладбище — Ровенских Борис Иванович (1912—1980). Архивная копия от 13 июня 2013 на Wayback Machine // devichka.ru
  9. Личное дело Равенских (Ровенских) Бориса Ивановича, режиссера, 1912 г. р.. РГАЛИ. Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 13 мая 2019 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 Велехова Н. А. Одна жизнь, или История режиссёра Бориса Равенских. — М.: Искусство, 1990. — С. 6—12, 57. — 284 с. — ISBN 5-210-00244-6.
  11. Весник Е. Я. Дарю, что помню. — М.: Вагриус, 1997. — С. 111. — 368 с. — ISBN 5-7027-0154-2.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 12,8 Записала Ирина Зайчик. Александра Равенских: «Вера Васильева любила моего отца всю жизнь...». Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine Журнал «Караван историй», 8 марта 2016 года. // 7days.ru
  13. 13,0 13,1 Владимир Бабич. Старооскольскому театру хотят присвоить имя советского режиссёра Бориса Равенских. Сетевое издание «БелПресса» // belpressa.ru (18 декабря 2015). Дата обращения: 11 февраля 2016. Архивировано 16 февраля 2016 года.
  14. 14,0 14,1 «Русский драматический театр: Энциклопедия» / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Равенских Борис Иванович. Биография, постановки в театре. Архивная копия от 24 августа 2019 на Wayback Machine Официальный сайт Московского драматического театра имени А. С. Пушкина // teatrpushkin.ru
  16. Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по одноимённой пьесе А. К. Толстого. — Постановка народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Б. И. Равенских. Премьера — 29 мая 1973 года. Репертуар Малого театра 1970—1980 гг.. Официальный сайт Государственного академического Малого театра России // maly.ru. Дата обращения: 18 августа 2015. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  17. Могила. Новодевичье кладбище. Дата обращения: 13 мая 2019. Архивировано 21 мая 2019 года.
  18. История театра. Актёры. Кирюшина Галина Александровна, народная артистка РСФСР. — Краткая биография. Роли, сыгранные на сцене Малого театра, в кино и на радио. Официальный сайт Государственного академического Малого театра России // maly.ru. Дата обращения: 10 сентября 2012. Архивировано 12 мая 2012 года.
  19. Труппа театра. Равенских Александра Борисовна. Заслуженная артистка Российской Федерации. Биография, участие в спектаклях. Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine Официальный сайт Московского академического театра имени Владимира Маяковского // mayakovsky.ru
  20. Телешоу «Гонщики» привело победителя в команду «Porcshe». — Победитель реалити-шоу «Гонщики» Дмитрий Полонский после окончания сезона посоревновался на знаменитом «Нюрбургринге» и получил приглашение работать в команду «Porsche». Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine «Независимая газета» // ng.ru (28 января 2015 года)
  21. Михаил Зубов. Новая звезда автоспорта родилась благодаря телешоу «Гонщики». Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine Газета «Московский комсомолец» // mk.ru (4 февраля 2015 года)
  22. Владимир Башмаков. Большое интервью: Дмитрий Полонский, победитель первого сезона реалити-шоу «Гонщики». Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine // autosport.com.ru (23 ноября 2015 года)
  23. О проекте. Документальный фильм «Драматическая песня. Борис Равенских» (Россия, 2008 год, режиссёр — К. Орозалиев). Архивная копия от 20 сентября 2019 на Wayback Machine Официальный сайт телеканала «Россия-Культура» // tvkultura.ru (27 июня 2012 года)
  24. Анна Кузнецова, театральный критик. «По справедливости». — О книге «Режиссёр Борис Равенских» (автор — Александра Борисовна Равенских. — М., 2012. – 376 с. – 500 экз.). Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine «Литературная газета» // lgz.ru (26 декабря 2012 года)
  25. Владимир Бабич. Старооскольскому театру для детей и молодёжи присвоили имя Бориса Равенских. Сетевое издание «БелПресса» // belpressa.ru (18 марта 2016). Дата обращения: 18 марта 2016. Архивировано 21 декабря 2016 года.