Культуризм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бодибилдер»)
«Мистер Олимпия» 2008 Декстер Джексон
Родоначальником культуризма считается[источник не указан 2346 дней] Евгений Сандов.

Культуризм (от фр. culturisme — культура тела), или бодибилдинг (англицизм от англ. bodybuilding — дословно «телостроительство», от body — тело и building — строительство[1]) — вид спорта. Процесс наращивания (гипертрофии скелетных мышц) и развития мышечной массы при сохранении качества и эстетики тела спортсмена, путём тренировок с отягощениями (обычно, в тренажёрном зале для выполнения физических упражнений с использованием штанги[2], гантелей, брусьев, турника и различных силовых тренажёров). Важная роль отводится правильному и специальному питанию. Это подразумевает и приём высокоэнергетического специального питания (с повышенным содержанием питательных веществ, в частности, белков). Третьим по важности фактором является восстановление организма после активной физической нагрузки.

Человека, тренирующегося с целью увеличения объёма мышц, называют культуристом или бодибилдером, в разговорной речи — качком. Соревнования по культуризму представляют собой конкурсы, на которых судьи оценивают мускулатуру позирующих участников определённой весовой категории на основании критериев отбора по объёму, эстетичности пропорций, а также симметрии и сбалансированности, и определяют культуриста с наиболее совершенным телом. Соревнования по культуризму, где атлеты демонстрировали свою мускулатуру, начали проводить с 1960 года

История культуризма

Ранние годы

Евгений Сандов в 1894 году

К раннему этапу существования культуризма обычно относят период с 1880 по 1953 гг.[источник не указан 2346 дней]

1950—1960-е годы

Культуризм приобрел большую популярность в 1950—1960-х годах. Наибольшую пропаганду оказал Чарльз Атлас, чья реклама в комиксах и в других публикациях на основе мускулистых супергероев заставила многих молодых людей начать изучать способы развития тела. Именно тогда появились самые известные конкурсы и соревнования, такие как «Мистер Вселенная» и «Мистер Америка». Именно эти соревнования проложили дорогу для других современных состязаний. Тогда же появились и многие журналы популяризирующие культуризм — «Strength & Health» и «Muscular Development». Съёмки некоторых культуристов в кино также только прибавили спорту популярности. Наибольшую популярность в кино получил Стив Ривз, сыгравший роли Геракла, Самсона и других легендарных героев.

1970-е годы — настоящее время

Использование анаболических стероидов

Несмотря на то, что анаболические стероиды появились давно, именно 1970-е годы называют «восстанием анаболических стероидов»[3], причём не только в культуризме, но и в других видах спорта. В культуризме это связано с резким скачком мышечных объёмов, начиная с Арнольда Шварценеггера, Франко Коломбо, Луи Фериньо, Дориана Йейтса, Ли Хейни и Пола ДеМайо, а также появлением таких спортсменов как Рич Гаспари и Андреас Мюнцер. Хотя в 1970-е началось открытое обсуждение использования анаболических стероидов, до 1990 года они были законными средствами. В 1990 году конгресс США внес анаболические стероиды в список «контролируемых веществ». В Канаде из-за скандала с Беном Джонсоном на олимпиаде в Сеуле в Уголовный кодекс Канады введена ответственность за использование стероидов. Стероиды отнесены к 6-му классу сильнодействующих веществ.

Всемирная федерация культуризма

Мистер Калифорния 2014 года демонстрирует свою программу.

В 1990 году реслинг-промоутер Винс Макмэн объявил о формировании новой организации World Bodybuilding Federation[англ.]. Таким образом, он хотел привнести в культуризм больше зрелищности и увеличить призовой фонд турниров. Однако в июле 1992 года WBF формально был распущен. Среди причин предполагают отсутствие доходов от платных трансляций конкурсов WBF, малые продажи журнала федерации «Bodybuilding Lifestyle» (который позднее стал журналом WDF), а также большие затраты на производство двух телешоу и выпуск ежемесячного журнала.

Культуризм как олимпийский вид спорта

В начале 2000 года International Federation of Bodybuilders & Fitness[англ.] пыталась придать культуризму статус олимпийского вида спорта, в связи с тем, что в 2000 году эта организация получила полноправное членство в Международном олимпийском комитете. Тем самым, IFBB стремилась утвердить культуризм в качестве полноправного вида на Олимпийских играх. Этого однако не произошло, так как многие не признают культуризм спортом, из-за соревновательного процесса, более сравнимого с конкурсом красоты нежели с турниром.

Культуризм в СССР и России

Традиционно демонстрация телосложения и силы в СССР была связана с цирком. Так, в 1948 году в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве был проведен конкурс красоты телосложения, победителем которого стал известный цирковой акробат Александр Ширай[4].

В СССР культуризм не был под запретом, однако и не имел государственной поддержки, поэтому в основном им занимались в так называемых «качалках» (любительских тренажёрных залах, обычно в подвальных помещениях, содержащихся энтузиастами). Первый культуристский зал в Советском Союзе открылся в 1962 году в Ленинграде, массово «качалки» стали открываться с конца 1960-х годов по всей стране[5][6][7]. При поддержке местного руководства, администрации спортивных залов и домов культуры проводились любительские турниры[8]. В 1968 году в Тюмени прошёл первый открытый «Всесибирский конкурс атлетизма», а второй конкурс в 1969 году стал первым в СССР с участием иностранцев[6].

В феврале 1971 года в Северодвинске прошёл первый неофициальный Чемпионат СССР, первое место занял северодвинский атлет Александр Лемехов, второе место — Владимир Дубинин из Ленинграда, третье — Владимир Хомулев из Северодвинска.

26—28 февраля 1972 года там же прошёл второй чемпионат СССР, состоявший из состязания в силовых дисциплинах и состязания по культуризму. Программа силовых состязаний, состоявшая из жима лежа и приседаний, закончилась следующими результатами:

место имя участника город жим, кг присед, кг
Категория до 168 см:
I Виктор Яшин Северодвинск 162,5 190
II Владимир Липьянен Ленинград
III Борис Житков Калининград
Категория до 175 см:
I Сергей Кизин Ленинград 165 220
II Валентин Смотряев Северодвинск 155 185
Категории свыше 175 см:
I Владимир Дубинин Ленинград 192,5 195
II Александр Лемехов Северодвинск 175 250
III Александр Черных Москва 182,5 230

Перед состязанием в культуризме участники должны были выплыть 50 метров вольным стилем за 45 секунд. Вольная программа и состязания по мышечному развитию проходили в соответствии с правилами соревнований федерации IFBB. Результаты следующие:

Категория до 168 см:
  1. Владимир Липьянен (Ленинград);
  2. Борис Житков (Калининград);
  3. Дмитрий Чанев (Северодвинск).
Категория до 175 см:
  1. Валдас Алабавичус (Вильнюс);
  2. Сергей Кизин (Ленинград), золотой медали его лишили за невыполнение норматива по плаванию;
  3. Александр Никифоров (Астрахань).
Категории свыше 175 см:
  1. Владимир Дубинин (Ленинград);
  2. Александр Лемехов (Северодвинск);
  3. Владимир Хомулев (Северодвинск).

В командном первенстве первое место получили хозяева турнира — команда Северодвинска, получив «Кубок Белого моря», второе — команда Ленинграда, третье — Москвы. Председатель федерации культуризма города Северодвинска Владимир Хомулев редакцией журнала «Спортивная жизнь России» был удостоен диплома «За пропаганду и развитие культуризма в СССР»[9].

С началом перестройки культуризм стал очень популярным, стремительно развивающимся видом спорта. 11 августа 1987 году была основана Федерация атлетизма СССР[10].

В 1988 году в Ленинграде под патронажем Госкомспорта СССР прошёл первый Кубок СССР по вольным упражнениям среди мужчин. Первый официальный чемпионат СССР по атлетизму прошёл 26—28 мая этого же года также в Ленинграде со следующими результатами: в весовой категории до 65 кг — Александр Шумлянский (Украина), до 70 кг — Валерий Богданович (Белоруссия), до 80 кг — Винцас Дубицкас (Литва), до 90 кг — Георгий Мосалев (Москва) и свыше 90 кг — Ричард Петраускас (Литва). В командном зачёте первое место завоевала сборная команда культуристов Украинской ССР, второе — литовские и третье — ленинградские атлеты[4].

В 1988 году на чемпионате мира по культуризму в Австралии впервые приняли участие атлеты из СССР: Валерий Богданович (Минск), Станислав Поляков (Рига) и Александр Васин (Ленинград), заняв четвёртое место в командном зачёте. Во время этих соревнований Советский Союз был принят в Международную федерацию культуризма IFBB[4]. В июне 1988 года СССР посетил президент IFBB Бен Уайдер, который отметил во время визита: «Я верю, что в силу особых национальных традиций культуризм станет доминирующим видом спорта в СССР. Когда это произойдет, советский культуризм превратится в главную движущую силу этого вида спорта во всем мире»[10].

В 1989 году к отечественному культуризму пришёл международный успех: белорус Николай Шило стал чемпионом Европы в категории до 65 кг, а до 70 кг пятым оказался русский Станислав Поляков, а советская команда дебютировала первым местом в командном позировании. В этом же году в Тюмени прошёл первый международный турнир «Гран-при „Тюмень-89“»[6][7].

26—29 апреля 1990 г. в Ленинграде прошёл чемпионат Европы по культуризму. Айн Пааво стал чемпионом Европы в категории до 90 кг. Первое место в командном позировании получила советская сборная[4].

Сейчас только три российских профессионала Алексей Лесуков, Сергей Шелестов и Евгений Мишин, принимают участие в международных турнирах высшей категории. В 2008 году Сергей Шелестов занял на конкурсе «Мистер Олимпия» 17 место. Его результат повторил Евгений Мишин в 2010 году. Другие профессионалы: турнир «Мистер Вселенная» (NABBA) — в 2005 г. победитель Сергей Огородников, в 2009 г. — Алексей Нетесанов. Среди любителей в 2014 году Алексей Юрченко — финалист — 5 место.

Разновидности культуризма

Восьмикратный «Мистер Олимпия» Ронни Коулмэн в 2009 году.

Профессиональный культуризм

В современной индустрии культуризма профессионалом обычно называют культуриста, победившего в квалификационных соревнованиях, как любитель, и заработавшего «Pro Card» от IFBB. Обладатели данной карты получают право выступать на профессиональных турнирах, например, «Арнольд Классик» и «Ночь Чемпионов». В свою очередь высокие результаты, показанные в таких соревнованиях дают им возможность участвовать в конкурсе «Мистер Олимпия». Титул «Мистер Олимпия» является высшей наградой в области профессионального культуризма.

Культуризм «без химии»

Существуют и организации, пропагандирующие так называемый «натуральный» культуризм. К ним относятся:

  • «North American Natural Bodybuilding Federation» (NANBF)[11];
  • «The International Natural Bodybuilding & Fitness Federation» (INBFF)[12];
  • «Australasian Natural Bodybuilding Association» (ANBA)[13];
  • «International Natural Bodybuilding Association» (INBA)[14];
  • «Natural Physique Association» (NPD);

Эти ассоциации пропагандируют культуризм без употребления анаболических стероидов и фармакологических средств. Приверженцы культуризма «без химии» считают, что их метод более ориентирован на здоровый образ жизни и естественную конкуренцию.

Женский культуризм

Первый американский женский национальный чемпионат «Phisique», был проведён в городе Кантон в Огайо в 1978 году благодаря Генри МакГи. Это был первый в мире женский конкурс, где участниц судили исключительно по мускулатуре. С тех пор проводится множество женских конкурсов, самым престижным из которых считается «Мисс Олимпия». Первым победителем конкурса, состоявшегося в 1980 году, стала Рэйчел Маклиш[15]. Оксана Гришина (Oksana Grishina) — российская спортсменка по бодибилдингу и фитнесу стала трехкратной чемпионкой «Арнольд Классик» в номинации «Фитнес» в США, также трехкратной в Испании, и однократной в Австралии.[16] Гришина первая и пока единственная женщина спортсменка в России, которая завоевала карту IFBB для участия в конкурсе «IFBB Olympia», а также ставшая чемпионкой на мировых конкурсах по бодибилдингу и фитнесу.

Рост мышц

Тренинг

На данный момент нет общепризнанной «идеальной» системы тренинга. Каждый спортсмен строит индивидуальные тренировки, опирающиеся на конфигурацию телосложения, генетически заданное распределение мышечных волокон по типам (гликолитические и окислительные), подвижность суставов и личные предпочтения (например нервно-мышечная связь во время выполнения конкретных упражнений).

Бодибилдинг — тренировка в зале.

Признаны конституциональные типы телосложения: Эндоморф (много жировой массы, низкий рост), Эктоморф (мало мышечной и жировой массы, высокий рост и длинные конечности), Мезоморф (много мышечной массы и атлетичные пропорции). Генетически заданное телосложение формируется из этих трех основных архетипов.

Питание

Высокие темпы восстановления и роста мышц требуют от культуристов соблюдения специализированной диеты. Культуристам требуется больше калорий, чем среднему человеку того же веса, чтобы обеспечить белком и энергией затраты на тренировки, восстановление и собственно рост мышц. Уменьшение уровня получаемой пищевой энергии в сочетании с сердечно-сосудистыми упражнениями позволяют культуристам терять лишний жир, что актуально в рамках подготовки к различным соревнованиям. Соотношение пищевой энергии, полученной из углеводов, белков и жиров может варьироваться в зависимости от целей культуриста.

Для правильного построения питания недостаточно определить только калорийность пищи, необходимо знать также какие пищевые вещества и в каком количестве могут обеспечить эту калорийность, то есть определить качественный состав пищи. При окислении в организме 1 грамма белков или углеводов образуется 4,1 ккал, а при окислении 1 грамма жира — 9,3 ккал. В случае необходимости углеводы и жиры частично могут заменять друг друга; что касается белковых веществ, то они не могут быть заменены никакими другими пищевыми веществами[17].

Приёмы пищи

Белковый коктейль (справа) на основе сывороточного белка[англ.] (в центре) и молока

В среднем обычный человек принимает пищу три раза в день. Культуристы же стараются принимать пищу 5—7 раз в день (каждые 2—3 часа). Этот метод преследует две цели: увеличение скорости обмена веществ, а также предотвращение излишней секреции инсулина, вызванной слишком большим единоразовым приёмом пищи. Многие культуристы всегда имеют при себе пластмассовый контейнер с едой, для минимизации нарушения режима приёма пищи. В качественном рационе соотношение должно быть следующим: углеводов — 50 %; белков — 30 %; жиров — 20 %

Белки

Белок является главным строительным материалом организма, который необходим для роста мышечных волокон и их восстановления, а потому его приёму культуристы уделяют особое внимание. Культуристу требуется больше белка, чем обычному человеку. По различным оценкам ему необходимо употреблять 1,5—2 и более граммов белка на килограмм веса, при этом на белок должно приходиться до 25—30 % от общей калорийности питания[18]. Основными источниками белка для культуристов являются курица, индейка, говядина, свинина, рыба, яйца и молочные продукты с высоким содержанием белка, а также некоторые орехи и бобовые. Помимо этого, многие культуристы дополняют свой рацион различными белковыми добавками, такими как: казеин или сывороточный белок[англ.].

Углеводы

Общую энергетическую ценность рациона подсчитывают, складывая вместе энергетические компоненты белков, углеводов и жиров. Энергетическая ценность 1 грамма белков — 4 ккал, углеводов — 4 ккал, жиров — 9 ккал. Характер обмена веществ предполагает использование в качестве источника энергии углеводов и жиров. Белки для организма в первую очередь строительный материал; из них могут синтезироваться углеводы при недостатке питания. Главными источниками энергии для организма остаются углеводы и жиры. Более того, в зависимости от вида физической активности организм большее предпочтение отдаёт либо жирам, либо углеводам. Что же касается культуризма, то здесь бесконкурентным источником энергии являются углеводы. Именно они предопределяют общий физиологический тонус культуриста и в конечном счете успешность его тренировок.

Отдых

Тренинг на военной базе Баграм в Афганистане. 5 марта 2019

Хотя стимуляция роста мышц происходит в тренажёрном зале из-за занятий с отягощениями, сам рост происходит во время отдыха. Без адекватного отдыха и сна, мышцы не имеют возможности восстанавливаться и расти. Для полноценного роста мышц, культуристу необходимо около восьми часов ночного сна, хотя этот показатель у каждого человека свой. Кроме того, многие спортсмены находят время на дневной сон, который дополнительно стимулирует дальнейший рост мышечной массы.

Перетренированность

Слишком большая нагрузка или слишком малый период отдыха между тренировками приводят к перетренированности[19]. Если начинать следующую тренировку, недостаточно отдохнув, будет накапливаться усталость. Важно найти правильный период отдыха между тренировками. В среднем при трёх тренировках в неделю имеется 1—2 дня отдыха, при двух — 2—3 дня. Иногда людям требуется до 9 дней отдыха между тренировками.

Культуризм в массовой культуре

Многие культуристы во время, а также после завершения карьеры начинают заниматься различными видами деятельности. Среди наиболее популярных у культуристов профессий можно выделить актёров, моделей, тренеров, стриптизёров. Часто выбор происходит в пользу профессий, для которых необходимо иметь красивые внешние данные или существенную физическую подготовку. На сегодняшний день многие культуристы добились успеха вне соревновательного подиума. В последние годы, в связи распространением идей здорового образа жизни, популярна любительская разновидность культуризма — фитнес. Культуризм популярен не только среди молодёжи; на сегодняшний день в разных странах проводятся соревнования среди различных возрастных категорий, вплоть до 80 лет. Один из самых известных культуристов-пенсионеров — японец Цутому Тосака.

См. также

Примечания

  1. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. — 24-е изд., исправленное. — Москва: «Русский язык», 1995 год.
  2. Станислав Михайловский. Тяга Штанги В Наклоне (рус.) ?. https://bestbodyblog.com/. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 31 декабря 2021 года.
  3. Анаболические стероиды. Дата обращения: 25 ноября 2010. Архивировано 2 ноября 2010 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 «Силовые единоборства» — Л. С. Дворкин. Дата обращения: 27 августа 2011. Архивировано 15 декабря 2011 года.
  5. Громов Д. В. Люберецкие уличные молодёжные компании 1980-х годов (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 мая 2009. Архивировано 30 января 2009 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 «Феномен Евгения Колтуна» (недоступная ссылка). Журнал «Железный мир»
  7. 7,0 7,1 «Сорок шагов на Олимп» — Парламентская газета «Тюменские известия»
  8. «Культуризм в СССР» Архивная копия от 24 января 2011 на Wayback Machine. Калинин, ДК «Химволокно», 1973 год
  9. 2-й чемпионат СССР по культуризму. Дата обращения: 27 августа 2011. Архивировано 19 июля 2012 года.
  10. 10,0 10,1 Советский культуризм (недоступная ссылка)
  11. www.nanbf.org Архивная копия от 10 апреля 2022 на Wayback Machine — «North American Natural Bodybuilding Federation».
  12. www.inbf.net Архивная копия от 31 марта 2022 на Wayback Machine — «The International Natural Bodybuilding & Fitness Federation».
  13. www.anb.com.au Архивная копия от 6 марта 2022 на Wayback Machine — «Australasian Natural Bodybuilding Association».
  14. www.naturalbodybuilding.com Архивная копия от 18 декабря 2014 на Wayback Machine — «International Natural Bodybuilding Association».
  15. «История культуризма» (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 6 мая 2010 года.
  16. Оксана Гришина — SportWiki энциклопедия. Дата обращения: 5 апреля 2016. Архивировано 31 октября 2020 года.
  17. Главная редакция Большой медицинской энциклопедии Академии медицинских наук СССР. Раздел "Питание". // Популярная медицинская энциклопедия / Глав. ред. Ф. Н. Петров, А. Ф. Сиренко. — 7-е стереотипное. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 595. — 924 с. — 150 000 экз. — ISBN Т-08432.
  18. Lambert CP, Frank LL, Evans WJ. Macronutrient considerations for the sport of bodybuilding. Sports Med. 2004;34(5):317-27. PMID 15107010
  19. Russindragon.org — «Вред бодибилдинга» (недоступная ссылка)

Литература

  • «Полный курс бодибилдинга от начинающих до профессионалов». — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2002. — ISBN 5-17-000406-0, 985-13-0863-3.

Ссылки