Бессон, Бенно

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бенно Бессон»)
Бенно Бессон
Benno Besson
Дата рождения 4 ноября 1922(1922-11-04)
Место рождения Ивердон-ле-Бен
Дата смерти 23 февраля 2006(2006-02-23) (83 года)
Гражданство  Швейцария
 ГДР
Профессия актёр, театральный режиссёр
Годы активности 1949—2004
Театр Берлинер ансамбль,
Немецкий театр, Фольксбюне
Награды Медаль Кайнца

Бенно Бессон (фр. Benno Besson, настоящее имя — фр. René-Benjamin Besson; 1 ноября 1922, Ивердон-Ле-Бен23 февраля 2006, Берлин) — швейцарский и немецкий актёр и театральный режиссёр.

Биография

Бенно Бессон родился в Швейцарии, во франкоязычном кантоне Во, в семье учителя. В 1942—1946 годах изучал романистику в Цюрихе и Невшателе в Швейцарии, но был увлечён театром и в 1942 году одновременно брал уроки актёрского местерства в Лионе, а с 1943 года работал в качестве ассистента режиссёра в цюрихском «Шаушпильхаузе»[1], где ещё во время Второй мировой войны обосновались немецкие актёры-эмигранты и ставили пьесы Бертольта Брехта.

В 1947—1949 годах Бессон работал в качестве переводчика в Швейцарском агентстве печати; одновременно в 1948—1949 годах брал уроки актёрского мастерства в Театре Жана-Мари Серро в Париже. Получив приглашение в театр, Бессон, однако, от него отказался: ещё в 1947 году он познакомился в Швейцарии с Брехтом и был захвачен его театральными идеями[1].

В ГДР

В 1949 году Бессон приехал в Берлин, в его восточный сектор, и стал актёром, ассистентом режиссёра, а затем и режиссёром основанного Брехтом театра «Берлинер ансамбль». Его первой самостоятельной постановкой стал мольеровский «Дон Жуан» в обработке Брехта[1]. В 1957 году, уже после смерти Брехта, Бессон осуществил первую на сцене «Берлинер ансамбль» постановку пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани». Одновременно Бессон ставил спектакли в других городах, прежде всего в Народном театре Ростока, преимущественно пьесы Брехта — «Человек есть человек», «Святая Иоанна скотобоен», а также «Трёхгрошовую оперу» Брехта—Вайля.

В 1958 году у Бессона возникли разногласия с интендантом театра Еленой Вайгель и коллегами-режиссёрами. По свидетельству Манфреда Векверта, первый конфликт возник весной 1957 года, перед гастролями в СССР, когда решением большинства в гастрольный репертуар не был включён «Добрый человек из Сезуана»[2]. Позже Бессон высказался против коллективного исполнения обязанностей главного режиссёра, принятого в театре после смерти Брехта: режиссура — это индивидуальное производство. Вайгель после совещания с другими режиссёрами согласилась выделить для Бессона самостоятельную работу, но отказалась назначить его единоличным главным режиссёром[2].

Покинув «Берлинер-ансамбль», Бессон в качестве приглашённого режиссёра ставил спектакли в Немецком театре, и в 1962 году был назначен его главным режиссёром. В 1965 году получил свою первую Национальную премию[1].

Начиная с 1965 года Бессон регулярно ставил спектакли в берлинском «Фольксбюне» и в 1968 году стал его художественным руководителем, а в 1974 году — интендантом[3]. Бессон в считанные годы вернул театру былую славу: оказавшись смелее тогдашнего руководства «Берлинер ансамбль» он пригласил в свой театр молодых талантливых режиссёров Манфреда Карге и Маттиаса Лангхофа, которым из-за скандала на политической почве пришлось покинуть «театр Брехта»[4]. Бессон ставил сам и позволял ставить своим младшим коллегам пьесы не любимого руководством СЕПГ Хайнера Мюллера. В 1974 году он получил свою вторую Национальную премию[1].

Однако недовольство деятельностью Бессона накапливалось, и в 1978 году, после конфликта с министром культуры по поводу репертуарной политики театра, в первую очередь пьес Х. Мюллера, Бессон покинул ГДР[1].

Последние годы

Покинув Восточный Берлин, Бессон работал в различных театрах Австрии, Швейцарии и Франции, в 1982 году был награждён медалью Йозефа Кайнца города Вены, но своего театра так больше и не нашёл. В 1994 году Бессон получил в Париже свою последнюю награду — премию Мольера. В 1995 году он вернулся в тот театр, в котором начинал свою крьеру, — цюрихский «Шаушпильхауз», где, в частности, в 1998 году поставил пьесу Б. Брехта «Святая Иоанна скотобоен»[1].

Умер в Берлине 23 февраля 2006 года.

Творчество

Избранные театральные постановки

«Берлинер ансамбль»
Народный театр, Росток
Немецкий театр
«Шаушпильхауз», Цюрих
Фольксбюне
  • 1970 — «Горизонты» Винтерлиха/Х. Мюллера
  • 1971 — «Лекарь поневоле» Мольера
  • 1975 — «Как вам это понравится?» У. Шекспира
  • 1978 — «Гамлет» У. Шекспира

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Aune Renk. Besson, Benno // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Вып. 1. — ISBN 978-3-86153-561-4.. Архивировано 26 декабря 2013 года.
  2. 2,0 2,1 Manfred Wekwerth. Biographisches (нем.). Manfred Wekwerth (Website). Дата обращения: 15 января 2013. Архивировано 24 января 2013 года.
  3. Reinhard Wengierek. Brecht hätte es sehr gefallen (нем.). Die Welt (официальный сайт) (21 апреля 2004). Дата обращения: 14 января 2013. Архивировано 28 января 2013 года.
  4. Manfred Karge // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Вып. 1. — ISBN 978-3-86153-561-4.. Архивировано 25 декабря 2013 года.

Литература

  • Brecht-Besson. Le cercle de craie caucasien. — Cahiers théâtre Louvain. — Atelier théâral de Louvain-la-Neuve, 1978.
  • Bérangère Gros. Benno Besson Maître de stage. — Carnière-Morlanwelz: Landsman Editeur, 1999. — ISBN 2-87282-251-8.
  • Thomas Irmer, Matthias Schmidt, Wolfgang Bergmann. Die Bühnenrepublik. Theater in der DDR. Ein kurzer Abriss mit längeren Interviews. Begleitbuch zur ZDF-Dokumentation „Bühnenrepublik“ mit einem Interview von Benno Besson.. — Berlin: Alexander, 2003. — ISBN 978-3-89581-106-7.
  • Reinhard Wengierek. Brecht hätte es sehr gefallen (нем.). Die Welt (официальный сайт) (21 апреля 2004). Дата обращения: 14 января 2013. Архивировано 28 января 2013 года.