Бениславский, Ян
Ян Бениславский |
---|
Ян Бениславский (польск. Jan Benisławski; в ряде источников — Иван или Иоанн[1]; 1735—1812) — деятель римско-католической церкви в Российской империи.
Биография
Ян Бениславский родился в 1735 году в Инфлянтах, ещё в юные годы вступил в орден иезуитов[2], в 1768 году принял священный сан. После закрытия ордена, по назначению эдукационной комиссии, некоторое время был ректором брестских школ[3][4].
Переселившись затем в Россию, Бениславский через своего родственника Михельсона (известного по усмирению Пугачевского восстания) познакомился с Потёмкиным и сумел полностью очаровать его, а вместе с тем приобрести полное доверие, так что Потёмкин советовался с ним обо всех мероприятиях, касавшихся католичества в России. Этим обстоятельством с обычным искусством сумели воспользоваться иезуиты для выгод своего ордена. При посредстве Бениславского, явившегося в этом случае послушным орудием иезуитов, проведен был проект об учреждении в России должности римско-католического архиепископа, каковым назначен был Станислав Богуш-Сестренцевич; на должность же коадъютора назначен был (1782) Бениславский[1], чем имелось в виду парализовать преимущества, данные неугодному иезуитам Сестренцевичу[4][5].
В 1783 году Ян Бениславский был послан русским правительством в Рим для переговоров с римским папой об утверждении римско-католического архиепископства в Российской империи, а также об оставлении иезуитов в Белоруссии на прежних основаниях. Перед отправлением в Рим Бениславский имел аудиенцию у Екатерины ІІ, которая сказала ему: «Помните, что я поручила вам важнейшее дело для моего государства»[6][4].
1 марта 1783 года Бениславский прибыл в Рим и на третий день по приезде принят был Папой в торжественной аудиенции. Утвердив Сестренцевича и Бениславского в должностях архиепископа и коадъютора, папа решительно отказался признать каноническое существование иезуитского ордена в Белоруссии. Впрочем, по возвращении в Россию Бениславский утверждал, будто бы Папа словесно признал законным существование ордена в Белоруссии и не выдал письменного документа лишь вследствие протеста бурбонских дворов; впоследствии Бениславский не постеснялся это ложное показание свое подтвердить письменно и даже присягой[4].
8 февраля 1784 года Ян Бениславский хиротонисан был нунцием Аркетти в сан епископа Гадаринского, а вскоре за тем (19 марта) уехал с Потемкиным в Крым, где предполагал заняться устройством церковных дел ввиду наплыва колонизаторов из-за границы. При учреждении шести римско-католических епископий в России Бениславский назначен суффраганом полоцким; при этом на него возложена была обязанность цензуровать книги, печатавшиеся в полоцкой типографии, но в 1800 году Бениславский был отрешен от должности цензора за появление в календаре на 1800 год статьи, наполненной похвалами английскому флоту (что было нарушением изданного тогда для журналистики приказа — отзываться с порицаниями обо всем, что касается Англии). Назначенный в 1801 году председателем римско-католической коллегии, Бениславский отдал всего себя в распоряжение иезуитов и направлял все дела по их указаниям[7][4].
Бениславским написаны два сочинения: «Institutiones logicae seu brevis tractatus de cultura ingenii» (Wilno, 1774) и «Rozmyślania dla księźy swieckich o powinnościach chrzesciańskich z listów i Ewangelii wzięte» (2 т., Polock, 1779, Warsz. 1859)[8][4].
В записке Сестренцевича, поданной им императору Александру I, содержатся очень нелестные отзывы о Я. Бениславском — особенно относительно поведения его в Риме, где он будто бы «многие благочестия своего оказал знаки нахальными и бесстыдными поступками»[9][4].
Епископ Бениславский был типичным иезуитом. На его долю выпала роль исполнителя довольно сложных планов, направленных к поддержке ордена в одну из самых критических минут его жизни, и эту роль Бениславский выполнил с успехом, не разбирая, конечно, средств. Он снискал расположение Сестренцевича, чем воспользовался исключительно для целей ордена и митрополит разгадал его лишь тогда, когда власть фактически оказалась изъятою из его рук: отсюда объясняются упреки в неблагодарности, рассыпанные в записке Сестренцевича[4][10].
Ян Бениславский скончался 25 марта 1812 года в местечке Зосули[латыш.] (Берзпилсская волость).
Польская поэтесса Констанция Бениславская[польск.] (1747—1806) приходилась женой Петру — брату Яна Бениславского[11][12].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Бениславский, Иван // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Бениславский // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ «Encykloped. powszechna» Olgelbrand’а, t. III.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Бениславский, Ян // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Толстой. «Римский католицизм в России» (том II).
- ↑ M. Godlewski, Jan Benisławski. Polski Słownik Biograficzny, t. I, 1935, s. 434-435 (tu podana data urodzin: 1736 i śmierci: 1806).
- ↑ Piotr Nitecki, Biskupi Kościoła w Polsce w latach 965-1999. Słownik biograficzny, Instytut Wydawniczy "Pax", Warszawa, 2000.
- ↑ Institutiones logicae seu brevis tractatus de cultura ingenii, Wilno 1774 (latīniski).
- ↑ «Изображение происшествий в духовенстве Западного последования, в России пребывающем, от того времени, как поручено оное епископу, а ныне митрополиту Сестренцевичу Богушу» («Русский архив», 1870 года).
- ↑ Новый энциклопедический словарь
- ↑ Hawkesworth, C. A History of Central European Women's Writing (англ.). — Springer, 2001. — ISBN 9780333985151.
- ↑ Wilson, Katharina M. An Encyclopedia of Continental Women Writers (англ.). — Taylor & Francis, 1991. — ISBN 9780824085476.
Литература
- Бениславский, Ян // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- Морошкин. «Иезуиты в России» (СПб., 1867—70).