Басхой (тайп)
Исторический тайп | |
Басхой | |
---|---|
чечен. Басхой | |
Этноиерархия | |
Раса | европеоидная |
Тип расы | кавкасионский |
Тукхум | Чаберлой |
Общие данные | |
Язык | чеберлоевский диалект чеченского языка. |
Религия | ислам (суннизм) |
Первые упоминания | 2-4 век н.э.[источник не указан 1180 дней] |
В составе | чеченцев |
Современное расселение | |
|
|
Историческое расселение | |
• ист. область Чеберлой (чечен. ЧІаберла) |
Басхой — один из многочисленных и известных чеченских тайпов[1]. Входит в тукхум Чаберлой. Басхой относятся исконным и древним тайпам.
Басхой имеющий своё родовое начало от основателя Басах. Как и все самые чистые тейпы, относящихся к «исконным», то есть древнейшим тейпам поселившимся на Нахской земле после прихода на Кавказ с Шама (Сирия) имеет свою родовую гору Басхойлам (с чеч. лам-гора) и родовые башни, которые были до основания разрушены войсками Темерлана, так же войсками имама Шамиля. Известно также, что основателем является Басах от рассказа старцев которые передавались из поколения в поколение. Все ныне живущие в Чечне Басхой имеют одну родовую ветвь, у всех один прародитель — Басах.
Топонимика
«Бас» — войско, отряд; «хо» — стража. Есть версия, что Басхой переводится как «склона житель», из-за схожести со словом Басе (с чеч. — склон)Таком случае выходит что все жители гор должны быть Басхой , так все аулы находятся на слонах гор .
Внутреннее устройство рода от средних веков до XIX века
Состоит из 9 гаров: Исари-гар, БуракIи-гар, Анзалай-гар, Iапай-гар, Мих1ай-гар, Баций-гар, Х1иммай-гар, Шавхали- гар, Шишхани-гар,.
Басхой, имеет высокородное происхождение. Басхой является очень древней династией. Предшествующий для тейпу Басхой вар(вар — с чеченского род, клан) сформировался в период распада царства Дзурдзуков и многонационального королевства Алании. Формировался как военно-аристократический клан. Как известно со слов старейшин и просто знающих историю тайпа Басхой, главенствующую роль в роду имели потомки Басха, которые заложили поселение Пхьете, так сказать столицу всего расселения басхойцев. От туда ведут своё начало Все -гары. Во времена становления тайпа, тогда ещё вара, вождь предков дозволяли другим горцам селиться на Басхойлам. Изначально именно эта ветвь имела монополию на пользование земли, а по мере появления новых поселенцев, образующих новые гары, земля распределялась между ними. Однако управленческие функции оставались за потомки Басха.потомками которого являются Х1иммай гар. Это говорит о процессах социального разложения тейпа в соответствующий период в XVI—XVII вв..
О высоком положении ветви Басха говорят и данные генетического анализа. Данный гар имеет гаплогруппу J1 , что и такте тайпы, как соседний Х1индой, Садой, Макажой и некоторые другие.
Религия в Басхое от Средневековья до XIX века
Религией раннего средневековья являлось ислам. (Вайнахская мифология). Но в III веке византийские и грузинские миссионеры стали распространять греко-православную грузинскую церковь, смесь которых на протяжении последующих 5-6 веков оставались основной конфессией во многих местах, но Басхой строго придерживались Исламу во все времена! татаро-монгольского нашествия[2]. Христианство, собственно как позже ислам, просачивалось сквозь призму традиционных языческих верований. После вторжения татаро-монгол, были потеряны все достижения за целые эпохи, утрачена связь со внешним миром. Несмотря на это деятельность миссионеров не закончилась, но её продолжили генуэзские католики в XIII—XIV веках. Дальнейшая прямая связь с церковью прекратилась. Но христианство не смогло своё влияние навязать Басхойцам проявилось только уже в традиционное верования в Ислам, к которым вернулись в целом все нахи позже. Из вайнахского языческого пантеона богов остался только верховный бог Дела, миссионерами в XII—XV веках в Ч1аберлой начал усиливаться ислам и княжества(эмирата) Симсим(Симсир), который тоже оказал влияние на дальнейшее развитие религии Ислам[3]. В XVII веке на религиозные представления нахов оказал влияние грузинский царь Теймураз I (Вайнахские христиане). В горной Чечне и Ингушетии образовались не большие, но прочные христианские общества, которых называли ламан керасташ (с чеч. горные христиане). К III веку ислам плотно укрепился в Басхое, но традиционные верования и традиции, сложившиеся к тому времени, не ушли бесследно. Они стали частью культуры. До сих пор строго придерживаться Ислам, которая считалась самой истенной религии всех времён. Вовремя Кавказской войны они стали исповедовать течение ислама — суфизм (Кадырия), последовав за чеченским святым Кунта-Хаджи Кишиевым, таким образом создав Кунтахаджинский вирд. Кунта-Хаджи не запрещал жить по старым адатам и обычаям, которые очень плотно впитались в культуру чеченцев. Благодаря этому среди Басхойцев нет радикальных исламистов и фанатиков, они отличаются веротерпимостью и в дальнейшем удалось избежать полной арабизации, которая пропагандируя «чистый» ислам, со страшной силой поглощает национальную культуру, заменяя её, в современной Чечне и сохранить древние традиционные религиозные представления, сохранить Делу, бережное и уважительное отношение к природе.
Историческое расселение
Тейп Басахой исторически расселён преимущественно на юго-востоке горной Чечни, на высоте 2760 метров над уровнем моря. Высшей точкой является гора Басхойлам. Но за свою историю Басхой успел расселиться, где мечом, а где по жизненной необходимости не только по всей Чечне, но и далеко за её пределами. Ныне это селения Басхой. Остаётся ясным отношение между тейпа Басхой к Басхой (Итум-Калинский район), Басхой (Галанчожский район), Басхо,по приданию был один предок ! Основатели село Бас-Юрт, переименованное в Джалка, Бас-Гала (26 км к северо-востоку от Грозного) являются Басхой из Ч1аберлой переселившихся на равниную часть Чечни .[4].
Басхой после вторжения имама Шамиля
Огромные культурные потери понёс Басхой от политики имама Шамиля и от его вельмож в целом. Отношения с Аварским ханством всегда были натянуты и иногда заканчивались военными конфликтами, из-за постоянной интервенции с его стороны. Но большие разрушения принесли имамы, особенно Шамиль. Только за отказ давать дань для содержания войска, которые под предлогом зашиты от Царской армии обирали и так истощённый народ Чечни, Шамиль с аваро-андийским войском разрушил почти все Аулы ,Башни, замки и прочие постройки. Такие репрессии переживал не только Басхой, но и весь Ч1аберлой. Известно что Басхой, Х1индой и многие другие кланы Ч1аберлоя не признавали Шамиля как имама со своим шариатом, введённым по всей Чечне. Одну из причин члены тейпа Ч1аберлой объяснили так: «Не может быть вчерашний пастух нашим имамом, сегодня мы можем достоверно утверждать что Шамиль затеял войну не против России, а во вред Чеченского народа, а для того чтобы уничтожить самых достойных сынов Чечни, что у него не плохо получилось из за наивности и доверия некоторых наибов.» После всех сражений, войн и нашествия войска Шамиля, сохранились мало памятников архитектуры и зодчества в целом Ч1аберлое, и в частности Басхой. Сохранилось сильно пострадавшая мечеть в Пьхети. Точный возраст неизвестен, но по приданию им более 800 лет и там похоронены основатель Басах, его сыновья и правнуки.
Расселение
Представители тейпа Басхой проживают в следующих населённых пунктах Чеченской республики:
- Гордали,
- Бас-Гордали,
- Ишхой-Юрт,
- Ойсхара,
- Алхан-Кала
- Нойбера,
- Гордали-Юрт,
- Гудермес,
- Джалка,
- Аргун,
- Грозный,
- Беркат-Юрт,
- Алхан-Юрт,
- Петропавловская,
- Ильинская,
- Серноводск,
- Ассиновская,
- Мекенская,
- Комсомольская,
- Мелчу-Хе,
- Нагорное
а также
Примечания
- ↑ Головлёв, 2007, с. 48.
- ↑ Христианство . Дата обращения: 17 сентября 2014. Архивировано 3 июля 2014 года.
- ↑ Культовые и погребальные сооружения в горах Чечни | Фонд Латта | Чеченская культура | История Чечни . Дата обращения: 24 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- ↑ Топонимика слова Басхой . Дата обращения: 24 февраля 2014. Архивировано 4 марта 2014 года.
Литература
- Головлёв А. А. Очерки о Чечне (природа, население, новейшая история) : моногр. / Рецензент С. А. Прокопенко. — Ульяновск : Вектор-С, 2007. — 296 с. — 100 экз. — ББК 84-Ч. — УДК 911.2.551.4: 914.706(G). — ISBN 978-5-91308-014-1.