Басхой (тайп)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Басхой (тейп)»)
Исторический тайп
Басхой
чечен. Басхой
Этноиерархия
Раса европеоидная
Тип расы кавкасионский
Тукхум Чаберлой
Общие данные
Язык чеберлоевский диалект чеченского языка.
Религия ислам (суннизм)
Первые упоминания 2-4 век н.э.[источник не указан 1180 дней]
В составе чеченцев
Современное расселение
 Россия: нет данных
     Чечня: нет данных
Историческое расселение

Северный Кавказ:

• ист. область Чеберлой (чечен. ЧІаберла)

Басхой — один из многочисленных и известных чеченских тайпов[1]. Входит в тукхум Чаберлой. Басхой относятся исконным и древним тайпам.

Басхой имеющий своё родовое начало от основателя Басах. Как и все самые чистые тейпы, относящихся к «исконным», то есть древнейшим тейпам поселившимся на Нахской земле после прихода на Кавказ с Шама (Сирия) имеет свою родовую гору Басхойлам (с чеч. лам-гора) и родовые башни, которые были до основания разрушены войсками Темерлана, так же войсками имама Шамиля. Известно также, что основателем является Басах от рассказа старцев которые передавались из поколения в поколение. Все ныне живущие в Чечне Басхой имеют одну родовую ветвь, у всех один прародитель — Басах.

Топонимика

«Бас» — войско, отряд; «хо» — стража. Есть версия, что Басхой переводится как «склона житель», из-за схожести со словом Басе (с чеч. — склон)Таком случае выходит что все жители гор должны быть Басхой , так все аулы находятся на слонах гор .

Внутреннее устройство рода от средних веков до XIX века

Состоит из 9 гаров: Исари-гар, БуракIи-гар, Анзалай-гар, Iапай-гар, Мих1ай-гар, Баций-гар, Х1иммай-гар, Шавхали- гар, Шишхани-гар,.

Басхой, имеет высокородное происхождение. Басхой является очень древней династией. Предшествующий для тейпу Басхой вар(вар — с чеченского род, клан) сформировался в период распада царства Дзурдзуков и многонационального королевства Алании. Формировался как военно-аристократический клан. Как известно со слов старейшин и просто знающих историю тайпа Басхой, главенствующую роль в роду имели потомки Басха, которые заложили поселение Пхьете, так сказать столицу всего расселения басхойцев. От туда ведут своё начало Все -гары. Во времена становления тайпа, тогда ещё вара, вождь предков дозволяли другим горцам селиться на Басхойлам. Изначально именно эта ветвь имела монополию на пользование земли, а по мере появления новых поселенцев, образующих новые гары, земля распределялась между ними. Однако управленческие функции оставались за потомки Басха.потомками которого являются Х1иммай гар. Это говорит о процессах социального разложения тейпа в соответствующий период в XVI—XVII вв..

О высоком положении ветви Басха говорят и данные генетического анализа. Данный гар имеет гаплогруппу J1 , что и такте тайпы, как соседний Х1индой, Садой, Макажой и некоторые другие.

Религия в Басхое от Средневековья до XIX века

Религией раннего средневековья являлось ислам. (Вайнахская мифология). Но в III веке византийские и грузинские миссионеры стали распространять греко-православную грузинскую церковь, смесь которых на протяжении последующих 5-6 веков оставались основной конфессией во многих местах, но Басхой строго придерживались Исламу во все времена! татаро-монгольского нашествия[2]. Христианство, собственно как позже ислам, просачивалось сквозь призму традиционных языческих верований. После вторжения татаро-монгол, были потеряны все достижения за целые эпохи, утрачена связь со внешним миром. Несмотря на это деятельность миссионеров не закончилась, но её продолжили генуэзские католики в XIII—XIV веках. Дальнейшая прямая связь с церковью прекратилась. Но христианство не смогло своё влияние навязать Басхойцам проявилось только уже в традиционное верования в Ислам, к которым вернулись в целом все нахи позже. Из вайнахского языческого пантеона богов остался только верховный бог Дела, миссионерами в XII—XV веках в Ч1аберлой начал усиливаться ислам и княжества(эмирата) Симсим(Симсир), который тоже оказал влияние на дальнейшее развитие религии Ислам[3]. В XVII веке на религиозные представления нахов оказал влияние грузинский царь Теймураз I (Вайнахские христиане). В горной Чечне и Ингушетии образовались не большие, но прочные христианские общества, которых называли ламан керасташ (с чеч. горные христиане). К III веку ислам плотно укрепился в Басхое, но традиционные верования и традиции, сложившиеся к тому времени, не ушли бесследно. Они стали частью культуры. До сих пор строго придерживаться Ислам, которая считалась самой истенной религии всех времён. Вовремя Кавказской войны они стали исповедовать течение ислама — суфизм (Кадырия), последовав за чеченским святым Кунта-Хаджи Кишиевым, таким образом создав Кунтахаджинский вирд. Кунта-Хаджи не запрещал жить по старым адатам и обычаям, которые очень плотно впитались в культуру чеченцев. Благодаря этому среди Басхойцев нет радикальных исламистов и фанатиков, они отличаются веротерпимостью и в дальнейшем удалось избежать полной арабизации, которая пропагандируя «чистый» ислам, со страшной силой поглощает национальную культуру, заменяя её, в современной Чечне и сохранить древние традиционные религиозные представления, сохранить Делу, бережное и уважительное отношение к природе.

Историческое расселение

Тейп Басахой исторически расселён преимущественно на юго-востоке горной Чечни, на высоте 2760 метров над уровнем моря. Высшей точкой является гора Басхойлам. Но за свою историю Басхой успел расселиться, где мечом, а где по жизненной необходимости не только по всей Чечне, но и далеко за её пределами. Ныне это селения Басхой. Остаётся ясным отношение между тейпа Басхой к Басхой (Итум-Калинский район), Басхой (Галанчожский район), Басхо,по приданию был один предок ! Основатели село Бас-Юрт, переименованное в Джалка, Бас-Гала (26 км к северо-востоку от Грозного) являются Басхой из Ч1аберлой переселившихся на равниную часть Чечни .[4].

Басхой после вторжения имама Шамиля

Огромные культурные потери понёс Басхой от политики имама Шамиля и от его вельмож в целом. Отношения с Аварским ханством всегда были натянуты и иногда заканчивались военными конфликтами, из-за постоянной интервенции с его стороны. Но большие разрушения принесли имамы, особенно Шамиль. Только за отказ давать дань для содержания войска, которые под предлогом зашиты от Царской армии обирали и так истощённый народ Чечни, Шамиль с аваро-андийским войском разрушил почти все Аулы ,Башни, замки и прочие постройки. Такие репрессии переживал не только Басхой, но и весь Ч1аберлой. Известно что Басхой, Х1индой и многие другие кланы Ч1аберлоя не признавали Шамиля как имама со своим шариатом, введённым по всей Чечне. Одну из причин члены тейпа Ч1аберлой объяснили так: «Не может быть вчерашний пастух нашим имамом, сегодня мы можем достоверно утверждать что Шамиль затеял войну не против России, а во вред Чеченского народа, а для того чтобы уничтожить самых достойных сынов Чечни, что у него не плохо получилось из за наивности и доверия некоторых наибов.» После всех сражений, войн и нашествия войска Шамиля, сохранились мало памятников архитектуры и зодчества в целом Ч1аберлое, и в частности Басхой. Сохранилось сильно пострадавшая мечеть в Пьхети. Точный возраст неизвестен, но по приданию им более 800 лет и там похоронены основатель Басах, его сыновья и правнуки.

Расселение

Представители тейпа Басхой проживают в следующих населённых пунктах Чеченской республики:

а также

Примечания

  1. Головлёв, 2007, с. 48.
  2. Христианство. Дата обращения: 17 сентября 2014. Архивировано 3 июля 2014 года.
  3. Культовые и погребальные сооружения в горах Чечни | Фонд Латта | Чеченская культура | История Чечни. Дата обращения: 24 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  4. Топонимика слова Басхой. Дата обращения: 24 февраля 2014. Архивировано 4 марта 2014 года.

Литература