Базен, Пьер-Доминик

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Базен, Пьер-Доминик (старший)»)
Пьер-Доминик Базен
Научная сфера математика, механика
Место работы Институт инженеров путей сообщения, Комитет строений и гидравлических работ
Альма-матер Политехническая школа, Инженерное училище
Учёная степень профессор
Учёное звание член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук

Пётр Петрович (Пьер-Доминик) Базен (фр. Pierre-Dominique Bazaine; 1786—1838) — французский и российский инженер, генерал-лейтенант Корпуса инженеров путей сообщения; математик, механик.

Биография

Пьер-Доминик Базен родился 13 января 1786 года во французском городке Сэй в Мозельском департаменте. Образование получил в Париже, окончив курс Политехнической школы и Инженерного училища.

Деятельность свою как инженер начал в Италии и южной Франции, где обратил на свои выдающиеся способности внимание императора Наполеона I. Впоследствии Наполеон рекомендовал его российскому императору Александру I, вместе с инженерами Фабром, Дестремом и Потье, для помощи в организации института Корпуса инженеров путей сообщения.

В 1808—1812 годах он состоял членом парижской ложи «Гора Фавор». В 1810 году — член петербургской ложи «Соединённых друзей» в степени шотландского мастера. Впоследствии, в 1834 году был членом французской ложи «Командоры горы Фавор»[1].

В июле 1810 года был принят в русскую службу, в Корпус инженеров путей сообщения с чином подполковника. Вместе с Дестремом он был отправлен к херсонскому губернатору, герцогу де Ришелье, для составления проекта Евпаторийского порта и устройства гидротехнических зданий в Одесском порту; 11 марта 1812 года они были прикомандированы к Корпусу инженеров путей сообщения. Однако, начавшаяся война России с Францией привела к высылке всех четырёх французских инженеров из Санкт-Петербурга в Ярославль, Пошехонье, а затем в Иркутск, где ему пришлось провести более двух лет. В Сибири он написал свой трактат о дифференциальном исчислении и ряд работ о приложении плоской геометрии и различных свойствах протяжения трёх измерений.

В 1815 году, с прекращением войны, все четыре французских инженера были возвращёны в Санкт-Петербург; Базен в чине полковника, занял в Институте Корпуса инженеров путей сообщения кафедру высшего анализа и механики. С 1 марта 1820 года — генерал-майор. В 1823 году назначен членом Совета путей сообщения и был генерал-инспектором. В январе 1824 года назначен директором института, а также председателем Комитета строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. В 1828 году, Базен был командирован во Францию, и по возвращении, 1 апреля 1830 года произведён в генерал-лейтенанты.

Расстроенное здоровье побудило Базена уволиться от должности директора Института инженеров путей сообщения (с 5 сентября 1834 года), и он был переведён в Корпус военных инженеров, с назначением состоять при великом князе Михаиле Павловиче. Однако болезнь сердца заставила Базена уехать за границу, откуда он в Россию более не возвращался. Умер он в Париже 28 сентября 1838 года и был похоронен на кладбище Монмартр.

Инженерные работы в России

Обширная практическая деятельность Базена как инженера-строителя оставила богатые следы в истории сооружений в России. Его главнейшие работы:

По поводу последнего сооружения им написан трактат, которым он доказывал возможность огромного сбережения вод Ладожского канала, пропуском судов через его шлюзы: «Memoire sur les bassins d’epargne» (напечатан в Записках Академии наук).

Среди работ Базена в период 1820—1832 годов видное место занимают:

Награды

Деятельность Базена доставила ему ряд наград: кроме перечисленных выше, он имел российские ордена Св. Александра Невского, Св. Владимира 2-й степени большого креста и Св. Анны 1-й степени; французский — командорского креста Почётного Легиона и прусский — Красного Орла 2-й степени.

Вместе с тем он был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук (10 сентября 1817), а также почётным членом Санкт-Петербургской (19 декабря 1827), Туринской, Стокгольмской и Мюнхенской академий наук, Санкт-Петербургского минералогического общества и Санкт-Петербургского университета (с 1834).

Семья

Оставил сыновей: инженера Пьера-Доминика[фр.] (1809—1893) и военачальника, маршала Франции Франсуа Ашиля (1811—1888).

В 1817 году женился на дочери С. И. Сеновера, шестнадцатилетней Александрине. У них родилась дочь Стефания[2].

Сочинения

Базен оставил много сочинений, написанных на французском языке. Три из них были переведены на русский язык; в их числе: Начальныя основания дифференциальнаго изчисления /

  • The initial basis of differential calculus (1817); «Начальные основания дифференциального исчисления» (Перевод свиты его императорского величества по квартирмейстерской части капитана Галямина. — СПб., 1819. — 166 с.);
  • The initial basis of integral calculus (1825); «Начальные основания интегрального исчисления» (Галямин, 1827);
  • The Proof of the beginning of the speculative speeds, considered as the basis of mechanics; «Доказательство начала умозрительных скоростей, рассматриваемое как основание механики» (Завадский, 1832);
также
  • Mémoire sur l'état actuel du système de Vychni-Volotchok, ou de la principale communication artificielle établie entre la mer Caspienne et la Baltique;
  • Mémoire sur la théorie du mouvement des barques à vapeur et sur leur application à la navigation des canaux, des fleuves et des rivières (1817);
  • Mémoire sur l’impossibilité de ramener par un simple approfondissement le niveau du canal de Ladoga, à la même hauteur, que celui du lac du même nom;
  • Notice sur un nouvel artifice propre à diminuer la dépense d’eau des canaux en général et sur un nouveau système de petite navigation;
  • Mémoires sur les méthodes de raccordement à employer pour les alignements des routes;
  • Notice sur la construction des paratonnerres;
  • Notice sur un nouvel appareil gazogène;
  • Mémoire sur la construction des Chaussées, et sur la détermination des distances moyennes pour le transport des matériaux;
  • Introduction à l'étude de la statique synthétique, à l’usage des élèves de l’institut des voies de communications;
  • Démonstration du principe des vitesses virtuelles, considéré comme base de la mecanique;
  • Notices sur la composition des reliefs;
  • Memoire sur un nouveau système relatif à l'établissement d’un chantier général destiné à la construction, au radoub et à la conservation des vaisseaux;
  • Mémoire sur les machines à vapeurs en général;
  • Mémoire sur la détermination de la force expansive de la vapeur, et des avantages qu’on en peut retirer sous le rapport industriel;
  • Mémoire sur les moyens de preserver les machines à vapeur des exploisions auxquelles elles sont exposées ;
  • Mémoire sur la fabrication, et en particulier sur le séchage de la poudre à canon.

Примечания

  1. Серков А. И. История русского масонства 1845—1945. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1997. — ISBN 5-87991-015-6.
  2. Коренев Л. И. Сподвижники А. А. Бетанкура в России Архивная копия от 19 февраля 2020 на Wayback Machine // Известия ПГУПС. Материалы Международной научно-практической конференции. — ISSN 1815-588X.

Литература