Довженко, Александр Петрович
Александр Довженко | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
укр. Олекса́ндр Довже́нко | |||||||||||
Имя при рождении | Александр Петрович Довженко | ||||||||||
Дата рождения | 30 августа (11 сентября) 1894 | ||||||||||
Место рождения |
Сосница, Сосницкий уезд, Черниговская губерния, Российская империя |
||||||||||
Дата смерти | 25 ноября 1956 (62 года) | ||||||||||
Место смерти | Переделкино, Московская область, РСФСР, СССР | ||||||||||
Гражданство |
Российская империя→ УНР→ Украинская держава→ УНР→ Украинская ССР→ СССР |
||||||||||
Профессия |
кинорежиссёр сценарист |
||||||||||
Карьера | 1914—1956 | ||||||||||
Направление |
игровое кино неигровое кино |
||||||||||
Награды |
|
||||||||||
Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (укр. Олекса́ндр Петро́вич Довже́нко; 11 сентября 1894, Сосницкий уезд, Российская империя — 25 ноября 1956, Переделкино, СССР) — советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург. Основоположник украинского советского киноискусства. Народный артист РСФСР (1950), лауреат Ленинской (1959, посмертно) и двух Сталинских премий (1941, 1949).
Биография
Детство
Родился в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии (ныне — в черте посёлка городского типа Сосница Черниговской области, Украина).
Предки Довженко — полтавские чумаки, поселившиеся в Соснице в середине XVIII века. Первый из Довженко, о котором известно из документов — Карп, родился в начале 1760-х годов. Сын Карпа Довженко — Григорий родился в 1786 году. Тарас Григорьевич Довженко (прадед Александра Петровича), от которого пошло сосницкое прозвище Довженков — Тарасовичи — в 1812 году. Имел двух сыновей — Семёна и Самуила. Сын Семёна Тарасовича — Пётр Семёнович — отец Александра Петровича Довженко. Прадед Тарас был прекрасным рассказчиком. Как домашний наставник, он имел большое влияние на развитие маленького Сашка[1].
Отец и мать были неграмотны. Семья жила небогато: земли было немало, однако она была неплодородна. Родилось много детей — 14, из которых выжило только двое — Александр и его сестра Полина. Дети быстро умирали, почти никто из них не достиг трудоспособного возраста. В воспоминаниях о детстве в воображении Александра Довженко всегда возникали «плач и похороны». О своей матери Довженко написал: «родившаяся для песен, проплакала всю жизнь, провожая навсегда»[2].
Чтобы собрать деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. С восьми лет Довженко учился в приходском училище, а по его окончании в Сосницком городском училище, которое считалось «высшим начальным». Учёба мальчику давалась легко — он был отличником, хотя потом считал, что «учителя сами-то совсем не понимают и поэтому им кажется, что я отличник…» Много читал, да так, что мать временами ругала. Страсти к чему-то одному он не имел, зато хотел выделяться — ему казалось, что он может всё, но «в общем мечты в выборе будущей профессии летали в сфере архитектуры, живописи, дальнего плавания, разведения рыб и учительствования»[источник не указан 787 дней].
Юность
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
В 1911 году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт (ныне Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко), но не потому, что стремился стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей в год. Здесь он оказался самым молодым среди студентов и здесь, по его словам, «перестал верить в Бога, в чём и признался на исповеди отцу Александру, единственному либеральному человеку из всех наших учителей»[источник не указан 787 дней].
По окончании института в 1914 году преподавал физику, естествознание, географию, историю и гимнастику во Втором Житомирском высшем начальном училище. Первую мировую войну воспринял, по его словам, «как обыватель», сначала радовался и забрасывал цветами раненых, лишь через несколько лет стал смотреть на них «уже с тоской и стыдом»[источник не указан 787 дней].
Украинское сепаратистское буржуазное движение казалось мне в ту пору самым крайним революционным движением, самым левым, следовательно, самым лучшим: чем правее — тем хуже, что левее — тем лучше. О коммунизме я ничего не знал, и если бы меня спросили тогда, кто такой Маркс, я ответил бы, что это, пожалуй, издатель различных книг. <…> Таким образом, я вошёл в революцию не в ту дверь.
Свержение самодержавия в 1917 году встретил с радостью. Но, пересмотрев юношеские взгляды, называл это ослеплением людей, «вышедших из погреба», которых отличало «полнейшее отсутствие нормального, здорового политического образования, отсутствие малейшего представления о борьбе классов и партий вообще…»[источник не указан 787 дней]
В июне 1917 года перенёс тяжёлую операцию и больше месяца пролежал в больнице. 15 июля 1917 года Житомирское уездное по воинской повинности присутствие определило его неспособным для военной службы. Чтобы получить высшее образование, в сентябре 1917 года поступил на экономический факультет Киевского коммерческого института (ныне Киевский национальный экономический университет) и в том же году — в Академию художеств. Одновременно перевёлся учительствовать в Седьмое Киевское высшее начальное училище. По его словам, учился плохо, поскольку «не было времени»[источник не указан 787 дней].
В годы революции и Гражданской войны
С конца 1917 года Довженко служил в рядах армии Украинской Народной Республики. Старшая сестра его первой жены рассказывала Борису Антоненко-Давидовичу, как «Довженко в конце 1917 или в начале 1918 года заходил к ним в серой шапке со шлыком, принадлежа к куреню Чёрных гайдамаков, участвовавших в штурме киевского „Арсенала“» (спустя одиннадцать лет Довженко изобразит эти события в фильме «Арсенал», но уже по другую сторону баррикад)[4]. Когда была установлена власть большевиков, вынужден был отступить в составе войск УНР в Житомир[5] и уже потом вернулся в Киев.
Как писал Довженко, в 1918 году, будучи председателем общины коммерческого института, он организовал общестуденческий митинг против призыва в ряды гетманской армии. Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати убиты, многие ранены. Академию художеств он так и не окончил, а институт, по его словам, посещал до 1920 или 1921 года[источник не указан 787 дней].
В конце 1918 года Довженко преподавал в школе старшин армии Украинской Народной Республики в Житомире историю Украины и эстетику[6]. 25 августа 1919 года был арестован Волынским губчека по подозрению в разведывательной деятельности в пользу армии УНР, в конце 1919 года освобождён по просьбе деятелей Украинской коммунистической партии (боротьбистов). С декабря 1919 года по апрель 1920 года служил в Волынском губвоенкомате и преподавал историю и географию в школе Красных командиров при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире[источник не указан 787 дней].
По совету В. М. Эллана-Блакитного в начале 1920 года вступил в ряды «боротьбистов». В апреле 1920 года был принят в Коммунистическую партию большевиков Украины и назначен заведующим Житомирской партийной школой[7], но вскоре попал в польский плен, где его подвергли, как он писал, условному расстрелу холостыми. Ему удалось бежать[8].
Дипломат и художник
После установления советской власти Довженко работал секретарём Киевского губернского отдела народного образования, комиссаром Театра имени Тараса Шевченко, заведующим отделом искусств в Киеве[8]. В апреле 1921 года он был вызван в Харьков и по приказу Наркомата иностранных дел принят на должность заведующего общим отделом Полномочного представительства УССР в Польше. Прибыв в Варшаву, Довженко возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а затем был назначен управляющим делами представительства. В начале февраля 1922 года его перевели на работу в Берлин секретарём консульского отдела представительства УССР в Германии.
13 февраля 1922 года Довженко подал в германское посольство в Варшаве заявку на получение вида на жительство в Германии[9]. Как показывают немецкие документы, власти Германии с недоверием отнеслись к запросу «украинского гражданина Довженко», подозревая в нём «радикального сторонника коммунистического движения»[10]. Впрочем, в апреле того же года трёхмесячный вид на жительство был выдан, и Довженко приехал в Берлин, поселившись сначала в доме № 69 по Бисмаркштрассе, а затем перебравшись в берлинский район Вильмерсдорф, на Падерборнер штрассе, 9. По истечении срока пребывания Комиссариат по наблюдению за общественным порядком 24 июля 1922 года сообщил, что за Довженко не числится «ничего предосудительного»[11], и вид на жительство был продлён на год. Вскоре ЦК КП(б)У принял решение отозвать его из консульского отдела, однако Довженко подал заявление с просьбой разрешить ему остаться на один год за рубежом для обучения.
Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, Довженко обучался в частной художественной школе Вилли Якеля, где усвоил палитру живописного экспрессионизма. Летом 1923 года был отозван на Украину[источник не указан 787 дней].
В августе 1923 года Довженко вернулся в Харьков, который тогда был столицей Украины. Вскоре при содействии Василия Эллана-Блакитного он устроился в редакцию газеты «Известия ВУЦИК» публицистом-карикатуристом и художником-иллюстратором. Карикатуры и дружеские шаржи с подписью «Сашко» появлялись почти в каждом номере газеты[2].
В партии я уже не был. Я был исключён из её рядов ещё в бытность свою за границей по причине непредоставления документов из-за границы на чистку. Между тем, документы я послал. Они были потеряны и разысканы случайно под шкафом через несколько лет, о чём мне сообщил редактор газеты член ЦК В. Блакитный за день до своей смерти.
— Из «Автобиографии» Довженко[источник не указан 787 дней]
Он не стал подавать заявление о вступлении в партию заново[источник не указан 787 дней], так и оставшись до конца жизни беспартийным.
Довженко посещал все спектакли Театра имени И. Франко, интересовался работой театров Мейерхольда и Курбаса и даже мечтал поставить спектакль. Он представлял себе театр как яркое, красочное действо, как самое условное и выразительное лицедейство, как искусство контрастов. Тем не менее увлечение театром скоро прошло[источник не указан 787 дней].
Довженко был тесно связан с влиятельным в то время и ориентированным на кино литературным объединением «Гарт», созданным в январе 1923 года. Творческими и идейными вдохновителями «Гарта» были Эллан-Блакитный и Майк Йогансен. После распада «Гарта» Довженко сотрудничал с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ[12].
Продолжая работать художником, он присматривался к киноискусству. В 1924 году группой художников «Гарт» под руководством А. Довженко проводились эксперименты по созданию штриховой мультипликации. В течение 1924—1926 годов сотрудничал со Всеукраинским фотокиноуправлением (ВУФКУ) и создал рекламные киноплакаты («Трипольская трагедия», «Синий пакет», «Борьба гигантов»). Кинематограф привлекал Довженко синтетичностью, массовостью, доходчивостью. Его всё чаще можно было видеть на просмотрах фильмов и дискуссиях. Вскоре он стал выступать как переводчик титров[источник не указан 787 дней].
Первые шаги в кино
В 1926 году Довженко начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Юрий Яновский, который стал главным редактором кинофабрики, принял его сценарий фильма для детей «Вася-реформатор». Режиссёр Фауст Лопатинский неожиданно забросил съёмки, и директор Одесской кинофабрики Павел Нечеса предложил Довженко закончить фильм. На съёмках у начинающего режиссёра возникли разногласия с оператором Иосифом Роной[источник не указан 787 дней].
Вскоре Довженко написал сценарий для себя — «Парикмахер Жан Ковбасюк» (позднее название — «Ягодка любви»). Это должна была быть эксцентрическая комедия в одной части, подобная комедиям с участием знаменитого в те годы Макса Линдера. На съёмках фильма состоялось знакомство Довженко с оператором Даниилом Демуцким, положившее начало плодотворному тандему украинского кино[источник не указан 787 дней].
Весной 1927 года закончилось производство фильма «Сумка дипкурьера». В нём Довженко попробовал себя и как актёр — сыграл кочегара. В печати появились первые положительные отзывы. В режиссёр сказал:
Лучше владею карандашом и кистью. Имею профессию художника. В кино — без году неделя. Аппарата не знаю, с актёром никогда не работал. Единственное вот — увлечён своей работой до лихорадки, до самозабвения.
— Из интервью Довженко журналу «Кино»[источник не указан 787 дней]
Расцвет кинокарьеры
Как об интересном и самобытном мастере Довженко заявил о себе в 1928 году фильмом «Звенигора», где эпизоды украинской истории переплетались со сценами Гражданской войны, где сочетались революционный эпос, сатира и лирика. По мнению критиков, «Звенигора» ознаменовала рождение украинского кино как искусства[13]. Позже режиссёр рассказывал[14]:
Я не сделал картину, а пропел её, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений.
В 1929 году Довженко снял «Арсенал» — историю восстания рабочих киевского завода в 1918 году. Тогда он сам принимал участие в тех волнениях и защищал Центральную раду в составе армии Украинской народной республики. В своей автобиографии Довженко писал, что задача, которую он ставил на съёмках «Арсенала», была «сугубо политической, партийной» — показать классовую борьбу с рабочей стороны баррикад, то есть глазами тех, против кого он в реальности выступал. В этом фильме Довженко продолжил создание своего уникального языка на стыке поэтического и реалистического кино. По размаху и эпичности действия «Арсенал» не уступает «Звенигоре» — массы людей, множество рядовых смертей и одна грандиозная в финале фильма, когда герой с обнажённой грудью принимает удар врага.
В 1930 году вышел фильм «Земля», в котором Довженко новаторским киноязыком рассказал о борьбе за коллективизацию, о социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни. Фильм был подвергнут серьёзной критике за «биологизм», «пантеизм», «натурализм», «идеализм» и «абстрактный гуманизм». В апреле 1930 года постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) его демонстрация была приостановлена «впредь до внесения Культпропом ЦК ВКП(б) соответствующих поправок в картину, исключающих порнографические и иные, противоречащие советской политике элементы».
Полный вариант фильма с крестьянами, заправляющими радиатор трактора собственной мочой, и обнажённой невестой убитого комсомольца вышел в широкий прокат спустя сорок лет[15].
В 1932 году его первый звуковой фильм «Иван» о строительстве Днепрогэса вызвал на Украине крайне негативную реакцию. В нём впервые возникла тема необратимого слома многовекового народного уклада, символом которого стал образ плотины, преградившей движение реки по извечному пути.
В 1933 году по распоряжению Сталина Довженко переехал в Москву. В апреле 1934 года он написал Сталину письмо, предложив ему послушать сценарий нового фильма «Аэроград». Сталин принял его «ровно через двадцать четыре часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик»[16]:
Сталин так тепло и хорошо, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает. И мне стало легко… Я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссёром, а строителем. Мне показалось, что сама идея создания совершенно нового города на Дальнем Востоке, пусть даже в экранной проекции представлялась моим собеседникам весьма заманчивой… Я ушёл от товарища Сталина с просветлённой головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи.
Сталин обязал Управление военно-воздушных сил оказать режиссёру всяческое содействие и лично следил за ходом съёмок «Аэрограда». Вождю понравился этот оборонный фильм, в котором главные герои противостояли японским шпионам-диверсантам и их агентам-кулакам. Он сделал лишь одно замечание: «Только старик-партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таёжника ведь проще»[17]. Впоследствии Сталин не раз приглашал Довженко к себе на просмотр новых фильмов, интересовался его мнением о них, консультировался с ним.
В марте 1935 года по поручению Сталина Главное управление кинофотопромышленности премировало его персональным автомобилем[18]. Тогда же в числе ведущих кинорежиссёров он был награждён орденом Ленина[19]. При вручении награды на заседании Центрального Исполнительного Комитета СССР Сталин сказал: «За ним долг — украинский Чапаев»[20].
Работа над фильмом «Щорс» продолжалась четыре года. Сталин принял его, не сделав ни одного замечания[18]. После просмотра он повёз Довженко домой, и они долго гуляли по ночным улочкам старого Арбата. «Щорс» вышел на экраны в 1939 году и с успехом обошёл кинотеатры страны, хотя и был принят не так восторженно, как «Чапаев». В 1941 году Довженко получил за этот фильм Сталинскую премию I степени[21].
Осенью 1939 года, после присоединения Западной Украины к СССР Довженко был командирован в Галицию на съёмки фильма об «освободительном походе» Красной Армии. Фильм «Освобождение украинских и белорусских земель от гнёта польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью» вышел на экраны 25 июля 1940 года на русском и украинском языках. 16 октября 1940 года Довженко был назначен художественным руководителем Киевской киностудии художественных фильмов.
В мае 1941 года на расширенном совещании по кино, созванном по инициативе ЦК ВКП(б), он выступил с резкой критикой системы руководства отраслью и выдвинул предложение о децентрализации управления и расширении прав республиканских киностудий и кинематографий союзных республик. В предвоенный период работал над воплощением «Тараса Бульбы». Проект не был реализован. Актёр Николай Дупак вспоминал:
В июне 1941 мне было 19 лет, и я снимался в роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» у Довженко. Началась война. Ещё несколько дней мы собирались сниматься, но потом началась запись в народное ополчение. В него, кроме меня, вступили и сам Александр Петрович, и Борис Андреев, и Пётр Алейников. Отправили нас под Новоград-Волынский.
— Из воспоминаний Николая Дупака[22]
В июле 1941 года Довженко приказали эвакуироваться, и он вместе с женой, Юлией Солнцевой, выехал в Уфу, а осенью переехал в Ашхабад, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Вскоре он всё же добился призыва в действующую армию в качестве военного корреспондента. В феврале 1942 года в звании полковника его направили на Юго-Западный фронт, где он писал рассказы, статьи, тексты для листовок[23]. На следующий день после публикации в газете «Красная звезда» его рассказа «Ночь перед боем» в редакцию позвонил секретарь ЦК ВКП(б): «Передайте Довженко благодарность Сталина за рассказ. Он сказал народу, армии то, что теперь крайне необходимо было сказать»[24].
В годы войны Довженко также снял два документальных фильма — «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945). Историк кино Джей Лейда отмечал, что в «Битве за нашу Советскую Украину» Довженко использовал материал, который «в руках любого другого режиссёра выглядел бы недопустимо чуждым теме фильма»[25]:
Величайший в истории киноискусства поэт и философ Александр Довженко, приняв художественное руководство над созданием большой документальной киноэпопеи, внёс в этот, казалось бы, давно сложившийся жанр художническую страстность, опрокинувшую все выработанные устои.
— Джей Лейда, «Из фильмов — фильмы» 1966[25]
Летом 1943 года Довженко написал киноповесть «Украина в огне», рассказав правду о советском бюрократизме и халатности, которые в военное время привели к гибели на Украине сотен и тысяч неповинных людей. Сталину повесть не понравилась. Она была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики»[26].
В феврале 1944 года Довженко был освобождён от должности художественного руководителя Киевской киностудии и назначен режиссёром «Мосфильма». В 1945 году по приглашению армянских кинематографистов под его художественным руководством был снят документальный фильм «Страна родная». В титрах Довженко по его личной просьбе значится только автором дикторского текста, однако текстом его роль не ограничилась. Фильм был смонтирован и даже доснят по его указаниям[27]. В Москве, несмотря на опалу, Довженко позволили поставить фильм о жизни садовода-селекционера Ивана Мичурина «Жизнь в цвету». Под влиянием антинаучных теорий Трофима Лысенко в него по приказу сверху пришлось ввести эпизоды борьбы с «морганизмом-менделизмом». Во время работы у Довженко случился инфаркт. В попытках удовлетворить требования цензуры фильм постоянно изменялся и перемонтировался и вышел на экраны только в 1949 году под названием «Мичурин». Искалеченный в угоду идеологии фильм всё же стал новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве, картине была присуждена Сталинская премия II степени[28].
Драматичной оказалась и судьба последней работы режиссёра — фильма «Прощай, Америка!» по мотивам книги «Правда об американских дипломатах» Аннабеллы Бюкар, сотрудницы посольства США, попросившей в 1949 году политического убежища в СССР. Довженко пытался снять идеологически выдержанный агитационный памфлет, однако посреди съёмок фильм был снят с производства со следующей мотивировкой: «международная политика вошла в такую стадию, на которой он был уже не нужен»[29].
С 1949 года Довженко преподавал во ВГИКе, продолжал работать над сценариями будущих фильмов и приступил к написанию романа-эпопеи «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. Осенью 1951 года он побывал на строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре и под впечатлением от увиденного решил снять фильм, посвящённый силе человеческого духа. Работа над сценарием продолжалась пять лет.
Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино, накануне первого съёмочного дня фильма «Поэма о море»[комм. 1]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Вдова кинорежиссёра Юлия Солнцева передала архив Довженко в Российский государственный архив литературы и искусства[30].
Дело «Запорожец» ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ
С 1928 по 1946 год Довженко находился под пристальным наблюдением органов госбезопасности как Украины, так и СССР, что следует из рассекреченных агентурно-оперативных материалов дела-формуляра «Запорожец» ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ. Режиссёра «разрабатывала» многочисленная агентура в основном из творческой среды и близкого окружения — коллег, друзей и приятелей и даже его односельчанин Василий Потиенко, один из лидеров Украинской автокефальной православной церкви 1920-х годов, осведомитель ОГПУ — НКВД «Сорбонин». Среди осведомителей были близкий друг, писатель «Уманский», приятель, харьковский «митець» «Стрела» (по словам чекистов, «видный украинский писатель», бывший член ВАПЛИТЕ), композитор «Чёрный», писатель «Павленко», учёный «Философ», кинооператоры «Тимофеев» и «Самойлов», шофёр «Алексин» и многие другие[31].
Знакомясь с этими наконец-то рассекреченными документами, мы должны постоянно помнить об их происхождении: это служебные записки, доносы, иногда писавшиеся под диктовку заказчика. <…> Таким образом, далеко не все приведённые факты являются истиной в последней инстанции и отнюдь не всё надо принимать на веру. «Документы врут как люди», — заметил как-то Юрий Тынянов. И был прав. Не следует забывать и о специфических обстоятельствах работы советских спецслужб: чаще всего их интересовала не информация, а диффамация, конечной целью которой становилось моральное преследование, а то и физическая ликвидация. Тут правда перемешана с ложью, а реальность уступает место измышлениям. Читая их, не будем забывать и о том, что за этими документами стоят живые люди, и они, естественно, разные, и отношение к Александру Довженко у них разное: одни уважали его и по возможности выгораживали, другие ненавидели и сознательно топили.
— Леонид Череватенко об агентурно-оперативных материалах дела, «Киноведческие записки» № 77 2006[30]
17 июня 1940 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия, ознакомившись с делом «Запорожца», приказал взять его в более активную агентурную разработку, применив перлюстрацию корреспонденции, наружное наблюдение, прослушивание телефонных каналов и другие «литерные мероприятия». По заданию НКВД СССР для участия в разработке из Москвы в Киев приезжали кинематографисты «Гринвальд», «Альберт», «Верова», «Викторов», «Журналист». К «изучению» режиссёра был также привлечён «суперагент» советской спецслужбы Николай Глущенко («Художник», «Ярёма»), во время войны негласно числившийся в аппарате 4-го Управления НКГБ СССР[31].
Дело Довженко велось по подозрению в участии в «украинском контрреволюционном националистическом подполье». Националистические настроения режиссёра особо подчёркивались в докладной записке НКВД УССР в Москву «Об активизации антисоветской деятельности националистических элементов среди работников фронта науки и культуры на Украине» от февраля 1941 года. Осведомители, в частности, отмечали, что Довженко «резко осуждает всю систему советского воспитания — школу, комсомол, общественные организации, цензуру в искусстве и „весь тон жизни“», догматику официальной идеологии, яростно и уничижительно критикует партийных и кинематографических чиновников, коллег-«трусов», воспевающих советскую действительность. Тем не менее режиссёр довольно долго продолжал пользоваться поддержкой властей[31].
Фильмография
- Режиссёр
- 1926 — Вася-реформатор (в соавторстве; считается утраченным)
- 1926 — Ягодка любви
- 1927 — Сумка дипкурьера
- 1928 — Звенигора
- 1929 — Арсенал
- 1930 — Земля
- 1932 — Иван
- 1935 — Аэроград
- 1939 — Щорс
- 1940 — Освобождение
- 1940 — Буковина — земля украинская (документальный)
- 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
- 1944 — Победа на Правобережной Украине (документальный)
- 1945 — Страна родная (документальный; художественный руководитель и автор дикторского текста)
- 1948 — Мичурин
- 1951 — Прощай, Америка! (не завершён)[комм. 2]
- Сценарист
- 1926 — Вася-реформатор
- 1926 — Ягодка любви
- 1940 — Освобождение
- 1940 — Буковина, земля Украинская
- 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
- 1945 — Страна родная
- 1945 — Победа на Правобережной Украине
- 1951 — Прощай, Америка!
- 1958 — Поэма о море (поставлен Ю. Солнцевой)
- 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю. Солнцевой)
- 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю. Солнцевой)
Библиография
- Отступник // Рассказ — М.: Правда, 1942. — 8 с.; 15 см. — (Из фронтовой жизни).
- Не хозяйничать немцам на Украине! — М.: Госполитиздат, 1943. — 20 с.
- Великое товарищество; [Ночь перед боем; Украина в огне] // Рассказы. — М.: Правда, 1942. — 40 с.
- На колючей проволоке: Рассказ / Александр Довженко. — Магадан: Советская Колыма, 1943. — 24 с.
- Жизнь в цвету // Киноповесть об И. В. Мичурине; Вступ. статья: В. Сутырин «Повесть о Мичурине». — М.: Госкиноиздат, 1947. — 184 с.
- Жизнь в цвету // Об И. В. Мичурине / Пьеса в 4-х д., 12-ти карт. / А. Довженко. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 112 с.
- Избранное / Вступ. статья Н. С. Тихонова. — М.: Искусство, 1957. — 611 с.
- Поэма о море // режиссёрский сценарий. — М.: Мосфильм, 1956. — 142, [1] с.
- Зачарованная Десна //Автобиогр. повесть. — М.: Правда, 1958. — 48 с.
- Повесть пламенных лет // Киносценарий. — М.: Искусство, 1963. — 214 с.
- Лекции на сценарном факультете / Всесоюзный государственный институт кинематографии, Научно-исследовательский кабинет, Кафедра кинорежиссуры. — М.: [б. и.], 1963. — 48 с.
- Земля: Книга-фильм // Кадры и сценарий фильма / Пер. с укр. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1966. — 186 с.
- Я принадлежу к лагерю поэтическому… // Статьи, выступления, заметки. — М.: Сов. писатель, 1967. — 403 с.
- Собрание сочинений: В 4 т. / Институт истории искусств, Союз работников кинематографии СССР. Центр. архив литературы и искусства СССР. — М.: Искусство, 1966—1969.
- Думы у карты Родины // Киноповести, рассказы, очерки, статьи; / Послесл. и коммент. К. П. Волынского. — Л.: Лениздат, 1983. — 463 с.
- Незабываемое (1941—1943) // Рассказы / Пер. с укр.; / Худож. А. Данченко. — К.: Днiпро, 1985. — 198 с.
- Дневниковые записи. 1939—1956. — Х.: Фолио, 2013. — 879 с.
Премии и награды
- 1934 — Особое упоминание фильма «Иван» среди фильмов советской кинопрограммы, удостоенной приза на МКФ в Венеции[34];
- 1935 — орден Ленина — за особые заслуги в области создания и развития советской кинематографии[19];
- 1940 — заслуженный деятель искусств Украинской ССР[35];
- 1941 — Сталинская премия I степени — за фильм «Щорс» (1939)[35];
- 1943 — орден Красного Знамени[источник не указан 787 дней];
- 1949 — Сталинская премия II степени — за фильм «Мичурин» (1948)[35];
- 1949 — премия за лучший цветной фильм на IV МКФ в Марианских Лазнях (Чехословакия) — за фильм «Мичурин» (1948)[36];
- 1949 — премия труда на II МКФ трудящихся в Готвальдове (Чехословакия) — за фильм «Мичурин» (1948)[36];
- 1950 — народный артист РСФСР[37];
- 1954 — орден Трудового Красного Знамени[источник не указан 787 дней];
- 1959 — Ленинская премия — за литературный сценарий фильма «Поэма о море» (посмертно)[35].
Наследие и память
- Дневники Довженко
Дневники Довженко впервые изданы в середине 1960-х годов в собраниях сочинений — сначала на украинском, а затем, почти одновременно, также и на русском языке. По свидетельству киноведа Сергея Тримбача, для поколения «шестидесятников» и тех, кто входил в жизнь вслед за ними, эти дневники стали культурной сенсацией. В 1970-х и 1980-х годах последовали переиздания с небольшими изменениями и дополнениями. Записи делились на две части — одни как записные книжки, другие — как собственно дневники. В 1990 году писатель Александр Пидсуха, редактор V тома украинского пятитомника 1966 года, опубликовал дневник уже без подобного разделения, отметив со слов Юлии Солнцевой, что это «полный текст дневниковых записей (1941—1956)»[38].
По воспоминанимям директора музея киностудии имени Довженко Татьяны Деревянко, все несданные в ЦГАЛИ материалы Юлия Солнцева хранила в сейфе, у себя в квартире на Кутузовском проспекте. Однажды они вместе сортировали записи по персоналиям, и Деревянко особенно запомнились две папки — «Сталин» и «Берия». Но после смерти Солнцевой следы этих папок затерялись. При этом в фонде Довженко в РГАЛИ есть три единицы хранения, связанные со Сталиным, две из которых были долгое время закрытыми. Закрытым был и весь текст дневника — Солнцева распорядилась, чтобы в течение 50 лет никто не мог пользоваться довольно большой частью архива Довженко. Опубликованные дневниковые записи выдавались лично Солнцевой или по её указанию. До 2009—2010 годов о полной публикации речи быть не могло[39]. Полный — без изъятий — текст «Дневниковых записей (1939—1956)» Александра Довженко издан Харьковским издательством «Фолио» в 2013 году.
Прежние публикации дневников начинались с записей 1943 или 1941 года (как в издании 1990 года). Вёл ли Довженко записи дневникового характера в 1920—1930-е годы, неясно. Рассказывая однажды о работе над фильмом «Земля», Юлия Солнцева заметила: «У меня сохраняются его дневниковые записи по фильму. Однако я не хочу их пока что печатать, как и многое другое». Позднее Деревянко опубликовала эти записи о работе над «Землёй». В фондах музея Киностудии имени Довженко сохранились несколько страниц дневника, переписанные её рукой. При подготовке дневника к печати сотрудники РГАЛИ в фонде Довженко ничего подобного не нашли. Что касается записей 1940-х годов, Пидсуха писал, что после заседания в ЦК ВКП(б) с участием Сталина, на котором киноповесть «Украина в огне» подверглась жесточайшей критике, «как рассказывает жена художника, Александр Петрович уничтожил три записных книжки». Как предполагает Сергей Тримбач, судьба других рукописей дневникового характера могла быть похожей[39]:
Над Довженко не раз сгущались тучи — и в начале 1930-х, и в 1937-м. Нетрудно представить, что в подобных случаях опасные свидетельства неблагонадёжности предавались огню. Ну и, наверняка, что-то погибло в оставленной Довженко и Солнцевой киевской квартире во время немецкой оккупации 1941—1943 годов.
Многие из своих замыслов Довженко так и не успел реализовать: «Женитьба Капки» (1925), «Герои» (1926), «Потерянный и возвращённый рай» (1935)[источник не указан 787 дней], «Тарас Бульба» (1941)[22], «Украина в огне» (1943)[26], «Открытие Антарктиды» (1952), «В глубинах космоса» (1954)[источник не указан 787 дней]. Вдова, режиссёр Юлия Солнцева, сняла по его сценариям фильмы «Поэма о море» (1958), «Повесть пламенных лет» (1960) и «Зачарованная Десна» (1964).
В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов было присвоено имя Александра Довженко. В 1960 году на здании киностудии и на доме № 10 по ул. Шелковичной (бывшая Карла Либкнехта), где Довженко жил в 1935—1941 годах, были установлены мемориальные доски (скульптор Макар Вронский).
В 1960 году в Соснице Черниговской области был открыт литературно-мемориальный музей Александра Довженко. В простой сельской хате до сих пор висит его колыбель[40].
В 1964 году по случаю 70-летия со дня рождения на территории Киевской киностудии был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб), а на главном здании Одесской киностудии была открыта мемориальная доска.
В 1965 году в Соснице на территории музея был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб).
В 1966 году в издательстве «Искусство» вышел первый том четырёхтомного собрания сочинений Александра Довженко.
В 1972 году учреждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм»[35].
В 1974 году в Соснице перед входом на территорию музея был установлен памятник молодому Довженко (скульптор Анатолий Фуженко).
В 1994 году по случаю столетия со дня рождения режиссёра Указом президента Украины была учреждена Государственная премия в области кинематографии имени А. Довженко[41]. В том же году Указом президента Украины был создан «Национальный центр Александра Довженко», в задачу которого входит сбор, хранение и популяризация украинских фильмов. В Новой Каховке (ул. Ленина, 25) и в Берлине (Бисмаркштрассе, 69) на домах, где жил Довженко, установлены мемориальные доски.
В 1994 году в честь кинорежиссёра назван астероид (4520) Довженко, открытый в 1977 году советским астрономом Н. С. Черных[42].
В 2012 году в Новой Каховке в городском парке отдыха у Днепра открыт памятник Довженко (скульпторы — Николай Рашевский и Владимир Потребенко)[43].
В сентябре 2020 года в День посёлка в Соснице открыт памятник, посвящённый Александру Довженко[44].
Именем Довженко названы улицы в Москве (1974)[45][46], Волгограде, Киеве[47], Одессе[48], Львове и Новой Каховке.
Комментарии
- ↑ Фильм «Поэма о море» впоследствии поставила вдова кинорежиссёра Юлия Солнцева.
- ↑ Архивная реконструкция фильма с сохранившегося в Госфильмофонде Российской Федерации позитива была предпринята совместно с «Мосфильмом» в 1995 году, первый показ картины «Прощай, Америка!» состоялся в январе 1996 года[32][33].
Примечания
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 18 марта 2011. Архивировано 4 января 2011 года.
- ↑ 2,0 2,1 Довженко Александр // Известные люди Украины. Архивная копия от 2 декабря 2010 на Wayback Machine
- ↑ Соболев, 1980, с. 13.
- ↑ Тримбач, 2007, с. 39–40.
- ↑ Новейшая история Украины (1900—2000): Учебник / А. Г. Слюсаренко и др. — К.: Высшая школа, 2000. — 185 с.
- ↑ Воспоминания очевидца тех событий Александра Саввича Грищенко. Из его показаний следует, что в 1918 году Довженко некоторое время преподавал в школе старшин армии Петлюры в Житомире, побывал в камере смертников. Плачинда С. Довженко, которого мы не знали // Дивосвит. — 1994. — № 8. — С. 8—9.
- ↑ Соболев, 1980, с. 17.
- ↑ 8,0 8,1 Соболев, 1980, с. 18.
- ↑ РГВА. — Ф. 772k. — Оп. 3. — Д. 196: «Довженко». — Л. 6.
- ↑ РГВА. — Ф. 772k. — Оп. 3. — Д. 196: «Довженко». — Л. 3.
- ↑ РГВА. — Ф. 772k. — Оп. 3. — Д. 196: «Довженко». — Л. 24.
- ↑ Езерская Белла Трагедия художника Архивная копия от 27 октября 2007 на Wayback Machine // Вестник. — 2002. — 29 мая. — № 11(296). Ссылка проверена 2 января 2009 года.
- ↑ Марьямов, 1968, с. 123.
- ↑ Рачук, 1964, с. 69.
- ↑ Киноведческие записки. — 2007. — № 84. — С. 256.
- ↑ Лебедев Н. Ленин, Сталин, партия о кино. — М.: Искусство, 1938. — С. 37—38.
- ↑ Лебедев Н. Ленин, Сталин, партия о кино. — М.: Искусство, 1938. — С. 40.
- ↑ 18,0 18,1 Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 218.
- ↑ 19,0 19,1 О награждении работников советской кинематографии // Правда : газета. — 1935. — 12 января (№ 12 (6258)). — С. 1.
- ↑ Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 213.
- ↑ Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 218—219.
- ↑ 22,0 22,1 Дупак Николай. Кавалеристы Архивная копия от 5 января 2018 на Wayback Machine // Сайт проекта «Я помню».
- ↑ Соболев, 1980, с. 198–199.
- ↑ Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 360—361.
- ↑ 25,0 25,1 Лейда Джей. Из фильмов — фильмы / Перевод с английского Д. Ф. Соколовой. — М.: Искусство, 1966. — С. 92—93. — 188 с.
- ↑ 26,0 26,1 «О киноповести А. П. Довженко „Украина в огне“»: Доклад И. В. Сталина «Об антиленинских ошибках и националистических извращениях киноповести Довженко „Украина в огне“» и другие материалы сборника / Кино на войне: Документы и свидетельства / Сост. В. Фомин. — М.: Материк, 2005. — С. 383—395.
- ↑ Кинематография Армении: сборник статей / Отв. ред. Г. П. Чахирьян Д. М. Дзнуни; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. — М.: Издательство восточной литературы, 1962. — 347 с. — С. 6, 64, 139.
- ↑ Довженко, Александр Петрович Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine / Авт-сост. Сергей Гавриленко // Энциклопедия «Кругосвет». — Раздел «Культура и образование». — Подраздел «Театр и кинематограф».
- ↑ Юренев, 1959, с. 133.
- ↑ 30,0 30,1 Череватенко, 2006, с. 104.
- ↑ 31,0 31,1 31,2 Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: Советские спецслужбы и религиозная сфера Украины. — М.: Алгоритм, 2016.
- ↑ Госфильмофонду России – 71 год! . Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (7 октября 2019). Дата обращения: 1 октября 2022.
- ↑ Прощай, Америка! . Мосфильм. Дата обращения: 1 октября 2022.
- ↑ Кудрявцев С. Своё кино. — М., 1998. — С. 452.
- ↑ 35,0 35,1 35,2 35,3 35,4 Режиссёры советского художественного кино, 1982, с. 143.
- ↑ 36,0 36,1 Режиссёры советского художественного кино, 1982, с. 144.
- ↑ Кино. Энциклопедический словарь Юткевича, 1987, с. 127.
- ↑ Тримбач С. В. Дневники Александра Довженко, или Каталог пророческих снов // Киноведческие записки. — 2012. — № 100. — С. 526—533 Архивная копия от 15 июня 2021 на Wayback Machine. — С. 526.
- ↑ 39,0 39,1 Тримбач С. В. Дневники Александра Довженко, или Каталог пророческих снов // Киноведческие записки. — 2012. — № 100. — С. 526—533 Архивная копия от 15 июня 2021 на Wayback Machine. — С. 527.
- ↑ Музей, который пахнет яблоками и кинофильмами
- ↑ сообщение Укринформ. 08.09.2007
- ↑ The Minor Planet Circulars / Minor Planets and Comets. (4520) Dovzhenko (англ.). IAU Minor Planet Center. Дата обращения: 1 октября 2022.
- ↑ В Новой Каховке открыли памятник Александру Довженко Архивная копия от 28 августа 2016 на Wayback Machine // gazeta.ua Ссылка проверена 28 октября 2012 года.
- ↑ Черниговщина: Довженко встречает на въезде в Сосницу // golos').com.ua
- ↑ Имена московских улиц // Путеводитель75 000 экз. — ISBN 5-239-00067-0. / Под ред. Г. К. Ефремова. — Изд., перераб. и доп. (5-е изд.). — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 122. — 480 с. —
- ↑ Улица в Москве
- ↑ Улица в Киеве
- ↑ Саркисьян К. С., М. Ф. Ставницер. Улицы рассказывают. Очерки. Изд. 5-е, испр. и доп. — Одесса, Маяк, 1976. — Стр. 241—243
Литература
- Юренев Р. Н. Александр Довженко. — Искусство, 1959.
- Рачук И. А. Александр Довженко. — Искусство, 1964.
- Марьямов А. М. Довженко. — Молодая гвардия, 1968.
- Барабаш Ю. Я. Довженко: Некоторые вопросы поэтики и эстетики. — Художественная литература, 1968.
- Соболев Р. П. Александр Довженко . — М.: Искусство, 1980. — 306 с. — (Жизнь в искусстве).
- Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томахГосфильмофонд СССР, 1982. — Т. 1 (А—Д). — 154 с. / Авт.-сост: В. П. Боровков, Т. В. Сергеева, С. В. Сковородникова, Г. А. Сухин, Н. М. Чемоданова. — М.: ВНИИ киноискусства,
- Плачинда С. П. Сеятель. — Советский писатель, 1986.
- Кино. Энциклопедический словарьС. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз. / Гл. ред.
- Череватенко Л. Освобождённый Довженко // Киноведческие записки : журнал. — 2006. — № 77. — С. 104—107. — ISSN 0235-8212.
- Довженко Александр Петрович / Марголит Е. Я. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 171—172. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
- Панасенко Т. М. Александр Довженко. — Litres, 2020.
- Тримбач С. В. Олександр Довженко // Загибель богів / Ідентифікація автора в національному часо-просторі (укр.). — Вінниця: Глобус-Пресс, 2007. — 800 с. — ISBN 966-8300-00-9.
- Миславський В. Н. Довженко-графік (укр.). — Харків: ТОВ Видавництво «Точка», 2021. — 315 с. — ISBN 978-617-7856-34-3.
Ссылки
- Довженко, Александр Петрович // Энциклопедия «Кругосвет».
- Аркус Л.; Марголит Е.. Александр Довженко. Киноведческая база «Чапаев» . Проект журнала «Сеанс». Дата обращения: 2 мая 2020.
- Олег Ковалов. Сны Александра Довженко — обзорная статья о творчестве Довженко на кинопортале «Синематека»
- Произведения Довженко на аудиобиблиотеке litplayer
- Избранные произведения (укр.)
- Разумный В. А. Воспоминания современника об А. П. Довженко
- Родившиеся 11 сентября
- Родившиеся в 1894 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Соснице
- Умершие 25 ноября
- Умершие в 1956 году
- Умершие в Переделкине
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры русского авангарда
- Кинорежиссёры СССР
- Кинорежиссёры XX века
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы СССР
- Сценаристы XX века
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «В память 800-летия Москвы»
- Народные артисты РСФСР
- Заслуженные деятели искусств Украинской ССР
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Сталинской премии
- Выпускники Глуховского педагогического университета
- Режиссёры немого кино
- Украинские писатели
- Боротьбисты
- Персоналии:Армия УНР
- Персоналии:ВУФКУ
- Умершие от инфаркта миокарда
- Похороненные на Новодевичьем кладбище