Антоний (архиепископ Новгородский)
Антоний Новгородский | |
---|---|
Имя в миру | Добрыня Ядрейкович |
Смерть | Хутынский монастырь, Новгородская республика[1] |
Почитается | в Русской православной церкви |
Канонизирован(а) | в 1439 году |
В лике | святителей |
Главная святыня | мощи в новгородском Софийском соборе |
День памяти | 8 (21) октября, 10 (23) февраля, во 2-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых) |
Труды | «Книга Паломник» |
Архиепископ Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович; ум. 8 октября 1232[2]) — архиепископ Новгородский (1210—1218, 1226—1228, 1228—1229), епископ Перемышльский (1220—1225), известен своим описанием паломничества в Константинополь — «Книга Паломник». Почитается Русской православной церковью в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю): 8 октября (день смерти), 10 февраля (Собор святителей Новгородских) и во 2-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых).
Жизнеописание
Возможно, был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 году[3].
Упоминается впервые в Новгородской первой летописи под 1211 годом:
…пришѣл, прѣже изгнания Митрофаня архиепископа, Добрына Ядрѣиковиць изъ Цесаряграда и привезѣ съ собою гробъ Господень, а самъ пострижеся на Хутинѣ у святого Спаса; и волею Божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородьци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии[4]
Основное известие приведённого летописного текста — поставление Добрыни архиепископом, прочая информация носит чисто поясняющий характер, поэтому нельзя утверждать, что все перечисленные события относятся к одному и тому же году. Таким образом, точно неизвестно, когда именно вернулся Добрыня из Константинополя и сколько времени провёл он в Хутынском монастыре. По сообщению позднего источника — проложного жития святителя Антония — после пострига Добрыни сам преподобный Варлаам Хутынский, основатель монастыря, успел передать ему игуменство. Однако данное известие считается «не вполне надёжным»[3].
По версии историка А. Ю. Карпова, в январе 1210 года сторонниками князя Мстислава Мстиславича новгородский архиепископ Митрофан был изгнан с кафедры, и на его место возведён Антоний. Его направили в Киев к митрополиту Матфею, который утвердил выбор князя и рукоположил Антония во епископа[6]. В 1218 году, после того как князь Мстислав Мстиславич окончательно покинул Новгород и отправился отвоёвывать Галич, горожане сместили Антония с его кафедры и вернули архиепископа Митрофана:[7]
новгородьци же въведоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а къ Онтонию послаша: «поиди, кде ти любо».
Двух епископов направили в Киев, чтобы митрополит Матфей выбрал одного из них. В 1219 (1220) году митрополит назначил Митрофона архиепископом Новгородским, а Антония возвёл на Перемышльскую кафедру. Предполагается, что Антоний был первым перемышльским архиереем, и само появление этой новой кафедры связывают с влиянием утвердившегося в Галиче Мстислава Мстиславича, в чьём владении находился и Перемышль[6].
Архиепископ Митрофан скончался в 1223 году. Его преемник Арсений не был рукоположён во епископа. Согласно Киево-Печерскому патерику, новгородская кафедра, несмотря на пребывание Антония в Перемышле, считалась «Антониевым местом»[6]. В 1225 году Перемышль заняли венгры, и Антоний оставил свою кафедру. Согласно известию Новгородской первой летописи под 1225 годом:
Приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородъ и сѣде на своемь столѣ, и ради быша новгородьци своему владыцѣ[7]
Весной 1228 года Антоний оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь. Причиной этого стала его болезнь, начавшаяся 17 марта («на святого Ольксия»)[7]. Святитель полностью онемел и уже не мог управлять епархией.
Начавшиеся осенью того же года беспорядки в Новгороде прервали покой Антония:[7]
заутра въвѣдоша опять Антония архиепископа и посадиша с нимь 2 мужа: Якуна Моисѣевиця, Микифора щитник.
Однако попытка организовать управление Новгородской епархией посредством этих двух назначенных Антонию помощников не удалась. В 1229 году новым новгородским архиепископом по жребию был выбран Спиридон, а Антоний вновь удалился в Хутынский монастырь на покой.
Скончался 8 октября 1232 года и был похоронен в Мартириевой паперти Святой Софии Новгородской.
Паломничество в Константинополь
Антоний дважды, ещё до своего монашеского пострига, совершал паломничество в Константинополь — в 1200 и около 1208/9 года)[3][9]. Изначально, после смерти своего отца, он решил посетить Святую землю.[10] Проходя через Галицко-Волынское княжество, он встретился с князем Романом Мистиславовичем и в составе его посольства отправился в Константинополь. Прожив в столице Византии несколько лет, он после его захвата крестоносцами в 1204 году покинул Константинополь и вернулся на Русь, так и не посетив Иерусалим.
Из своего паломничества он привёз в Новгород ряд святынь: ризы Феодора Стратилата, мощи Власия Севастийского, часть камня от гроба Иоанна Богослова, частицу Животворящего Креста, меру «гроба Господня» и мощи великомученицы Варвары. Частицу Животворящего Древа Антоний поместил в большой воздвизальный крест Софии Новгородской. Он украшен надписью «Господи, помози рабу Своему Антону, архи[епископ]у Новгородьскуму, давшюму […] крьстъ [Святои Со]фии»[6].
«Книга Паломник»
На основе впечатлений от своего паломничества Добрыня Ядрейкович написал сочинение, озаглавленное «Книга Паломник» и относящееся к популярному в его время жанру «Хождений». В рукописных сборниках «Книга Паломник» нередко соседствует со знаменитым «Хождением» Даниила игумена.
Добрыня довольно лаконичен в своих описаниях святынь Константинополя (Царьграда), но стремится к полному перечислению всего, что видел. Среди прочего, он подробно рассказывает о чуде в Святой Софии, свидетелем которого ему довелось быть (21 мая 1200 года).
Чудо заключалось в следующем. В алтаре перед началом литургии три подвешенные к потолку золотые люстры внезапно вознеслись вверх («Духом Святым», по мнению наблюдателей), а затем медленно опустились на прежний уровень, причём горящее в них масло не угасло.
Описание чуда в «Книге Паломник» протокольно точное, с указанием года, числа, месяца, дня недели, церковного праздника; перечислены по именам и свидетели — бояре, возглавлявшие находившееся тогда в столице империи посольство великого князя Романа Мстиславича. Благодаря этому известию мы можем утверждать вполне определённо, что Добрыня Ядрейкович находился в Царьграде в мае 1200 года. Кроме того, косвенным образом мы получаем уникальные сведения о внешней политике Романа Мстиславича и о времени принятия им титула великого князя[11].
«Книга Паломник» содержит также интересные упоминания о дарах княгини Ольги.
Для историков культуры особенно важно, что русскому паломнику удалось увидеть и описать святыни Царьграда до разграбления его крестоносцами в 1204 году[12].
«Книга Паломник» сохранилась в девяти списках XVI—XVII веков, которые дают лишь гипотетическое представление об оригинальном тексте[12]. Исследователи выделяют две редакции. Только во второй из них, очевидно — позднейшей, содержится краткая приписка о захвате и разграблении Царьграда. Крупнейший в XIX веке исследователь «Книги Паломник» X. М. Лопарёв предполагал, что приписка является авторской, и уже из этого своего предположения выводил, что было два хождения Добрыни Ядрейковича в Константинополь — одно до захвата его крестоносцами, а другое — после. Благодаря авторитету Лопарёва это предположение (представляющее собой, строго говоря, домысел в чистом виде[источник не указан 4693 дня]) неоднократно воспроизводилось другими исследователями. Со временем к этой версии привыкли, и в настоящее время «второе путешествие» в Константинополь включают в биографию Добрыни Ядрейковича как достоверный факт.
Почитание и канонизация
Местная канонизация святителя Антония вероятно произошла в 1439 году, когда было установлено празднование новгородским князьям и святителям, погребенным в Софийском соборе[3]. День празднования Евфимий Новгородский установил на 10 февраля. Имя святителя Антония включено в «Описание о российских святых» конца XVII—XVIII веков. Местную канонизацию Антония подтвердило его включение в Собор Новгородских святых (празднование установлено 10 июля 1981 года).
Иконописные подлинники XVIII—XIX веков дают следующие указание по написанию икон святителя Антония:
Брада руса, поуже Власиевой, в шапке и во амфоре [омофоре], Евангелие, ризы святительския.
По мнению В. Г. Пуцко к реликвиям, связанным с Антонием Новгородским, относятся поручи и Евангелие, хранившиеся в новгородском Хутынском монастыре, которые традиционно приписывали Варлааму Хутынскому.[13]
Примечания
- ↑ Ныне — на территории Новгородского района, Новгородская область, Россия.
- ↑ По старому стилю; в день памяти Пелагии Антиохийской.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Антоний (Добрыня Ядрейкович) Архивная копия от 27 декабря 2009 на Wayback Machine // Православная энциклопедия. Единственное основание для этого предположения — совпадение имени воеводы и отчества Добрыни.
- ↑ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов Архивная копия от 3 января 2011 на Wayback Machine. — М.; Л., 1950. — С. 46-49.
- ↑ Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 5. 1217-1241 гг. . runivers.ru. Дата обращения: 26 января 2022. Архивировано 13 июня 2021 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Карпов А. Ю. Антоний, архиепископ Новгородский Архивная копия от 31 декабря 2010 на Wayback Machine
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.; Л., 1950. — С. 59-72. . Дата обращения: 25 августа 2010. Архивировано 26 октября 2007 года.
- ↑ Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 4. 1205-1216 гг. . runivers.ru. Дата обращения: 15 декабря 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
- ↑ Антоний (архиепископ новгородский и псковский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в новгородской письменной традиции // Древняя Русь. — 2003. — № 4 (14) — С. 16-17.
- ↑ Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — С. 75-76, 85.
- ↑ 12,0 12,1 Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский Архивная копия от 5 марта 2012 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси.
- ↑ Пуцко В. Г. Хутынские произведения-реликвии первой четверти XIII в. // Новгородский исторический сборник. — СПб., 2005. — Вып. 10 (20). — С. 45—65.
Литература
- Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиеп. Новгородского. — Б. м., б. г.
- Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. И. Савваитова. — СПб., 1872.
- Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе. I. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда // СОРЯС. — 1890. — Т. 51, № 4. — С. 3—11.
- Антоний, архиепископ Новгородский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Яцимирский А. И. Новые данные о хождении архиепископа Антония в Царьград // ИОРЯС. — 1899. — Т. 4, кн. 1. — С. 223—264.
- Айналов Д. В. Дар святой Ольги в ризницу святой Софии в Царьграде // Труды Археологического съезда в Харькове. — М., 1905. — Т. 3. — С. 1—4.
- Айналов Д. В. Примечания к тексту Книги Паломник Антония Новгородца // ЖМНП. — 1906, июнь. — С. 233—276; 1908, ноябрь. — С. 81—106.
- Айналов Д. В. Два примечания к тексту Антония Новгородского // Сборник статей в честь Д. А. Корсакова. — Казань, 1912. — С. 181—186.
- Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. — Л., 1934. — С. 84—85; 88 и др.
- Адрианова-Перетц В. П. Путешествия // История русской литературы. — М.; Л., 1941. — Т. 1: Литература XI — нач. XIII в. — гл. VIII. — С. 373—374.
- Прокофьев Н. И. Русские хождения XII—XV вв. // Учёные записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. — М., 1970. — № 363. — С. 64—95.
- Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского: (К изучению текста) // Труды отдела древнерусской литературы. — 1974. — Т. 29. — С. 178—185.
- Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237). — СПб., 1996. — С. 326—328.
- Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. — М., 2000. — С. 69-70.
- Назаренко А.В. Антоний (Добрыня Ядрейкович) // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 600-601. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- издания «Книги Паломник»
- Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. Савваитова. — СПб. 1872. Стб. 13—54, 55—174.
- Книга Паломник . Восточная литература. Дата обращения: 1 мая 2015. Архивировано 24 августа 2014 года.
- Срезневский. Сведения и заметки, № 60, с. 340—352.
- Лопарев X. М. Новый список Описания Цареграда Антония Новгородского // Библиограф. — 1888. — № 12. — С. 380—392.
- Лопарев X. М. Описание рукописей имп. ОЛДП. — СПб., 1893. — Ч. 2. — С. 385—388.
- Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г. / Под ред. X. М. Лопарева // Православный палестинский сборник. — 1899. — Вып. 51. — С. 1—39, 71—94.
- Белоброва О. А. О «Книге Паломник» Антония Новгородского // Византийские очерки. — М., 1977. — С. 225—235 [здесь опубл. один из поздних списков, дефектный и без известия о посольстве Романа Мстиславича].
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Умершие в Хутынском монастыре
- Святые по алфавиту
- Епископы Новгородские
- Святители
- Собор Новгородских святых
- Христианские святые XIII века
- Канонизированные в XV веке
- Древнерусские писатели XIII века
- Святые Украины
- Русскоязычные писатели-путешественники
- Похороненные в Софийском соборе (Великий Новгород)