Анико

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Аниге»)
Анико
Статуя Анико в Мяоине

Анико (непальск. अरनिको, Аранико; кит. 阿尼哥, палл. Анигэ; 1244/1245—1306) — архитектор, скульптор, художник, вышивальщик[1], каллиграф[2] непальского происхождения, работавший в Китае и Тибете в период правления династии Юань[3]. Анико также был известным мастером произведений из литой бронзы. Один из наиболее известных непальских художников, имел огромное влияние на китайское искусство[4][1].

Чаще всего изображал различных будд и бодхисаттв. До нашего времени из его наследия практически ничего не сохранилось или авторство невозможно установить[4]. Несмотря на своё влияние при жизни, в XX веке о его творчестве и жизни известно не так много[5].

Биография

Ранние годы

Точное имя неизвестно, Анико — китайская запись его имени; изначально был известен как Бал(а)баху[6], «Балубу» в китайских источниках[7]. Имя «Анико» может являться китайским вариантом произношения санскритского имени «Анека»[8]. Родился в долине Катманду, по некоторым сведениям — недалеко от города Патан, в 1243—1245 году[4]. Неварец[4]. Легенды сообщают, что уже в раннем детстве Анико интересовался архитектурой, проявлял талант в каллиграфии и обладал спокойным нравом[7]. Ушёл из дома в 17—18 лет вместе с группой скитающихся скульпторов и художников[4][9]. Работы Анико в Непале не сохранились[4]. Некоторое время работал при дворе раджи Джаябхимадэвы[англ.]. В китайских хрониках указывается, что Анико происходил из правящей династии, но это скорее всего неверно[4]. Учитывая, что литьём бронзы в Непале занимались обычно высокородные буддийские семейства, Анико скорее всего также принадлежал к такой семье[4].

Работа в Тибете

В 1260 году император Хубилай приказал Дрогону Чогьялу Пагбе начать возведение Золотой ступы в честь Сакьи-пандита, последователем учения которого был Хубилай[4]. Это привело Анико в Лхасу (Тибет)[10].

В 1261 году непальским художникам было приказано выбрать себе руководителя; помимо Анико никому не хватило храбрости выдвинуть свою кандидатуру, а на предостережение Джаябхимадэвы ответил: «У меня юное тело, но зрелый разум»[7]. Он был назначен руководителем строительства, завершив его в 1262 году[11]. После этого Пагба-лама поощрил Анико остаться в Тибете. Согласно тибетским источникам, Хубилай выбрал именно Пагбу-ламу по совету своей жены Чаби, которая также уговорила его принять посвящение в школу Сакья[12].

Переезд в Китай

Белая пагода, возвышающаяся над Пекином начала XX века

В 1262 году Пагба-лама пригласил Анико в столицу империи Юань — Даду (современный Пекин)[4][13]. Анико хотел вернуться домой в Непал, но решил воспользоваться подвернувшимся шансом и стал учеником Пагбы-ламы[13]. Для верного изображения тантрических божеств Анико также изучал и заучивал наизусть тайные буддийские трактаты, предоставленные ламой[13]. Когда Анико прибыл в Даду, Хубилай немедленно призвал его ко двору, художник произвёл на него положительное впечатление ведением дискуссии в буддийском русле, признанием власти правителя и открытостью к китайскому образу мыслей[14]. К примеру, хотя в непальском понимании буддизма художник должен следовать данным, указанным в сутрах, в китайской традиции художники часто говорили, что их кисть ведёт их разум; так ответил и Анико[14].

В 1262—1265 годах по приказу Хубилая Анико занимался реставрацией большой бронзовой статуи, подарка сунскому императору Ли-цзуну[14]. Эта статуя имела сложную конструкцию и считалась не подлежащей ремонту, однако Анико удалось самолично вернуть её в прежний вид, чем немедленно поднял свой статус при дворе[14].

Зенит славы

Отныне Анико передавали все важные проекты императора, первым из которых стала постройка храма Чжэньго-жэньвансы, законченного в 1270 (не сохранился)[14]. Работая над храмом, Анико принимал приказы непосредственно от императрицы Чаби[15].

Чаби была близка с Анико и однажды отправила его жене деньги, которые были отобраны её родственниками, не одобрявшими их союз[15]. В 1276 году жену Анико сопроводили в Китай официальные представители императора[15].

Следующим проектом Анико стала постройка храма Да Хуго Жэньвансы, также курируемого Чаби[15]. Строительство шло с 1270 по 1274, в это время Анико обучил множество китайских скульпторов и художников созданию произведений в гималайском стиле[15].

В 1271 году спроектировал и в течение 1279—1288 годов возвёл Белую пагоду в Пекине. Это строение стало символом китайско-непальской дружбы[11].

В 1273 году получил должности Цзяньчжу даши (кит. трад. 建築 大師) и дяосу даши (кит. трад. 雕塑 大師), то есть главного архитектора и скульптора[4][16]. В это же время Анико участвовал в строительстве храма в Цзюйчжоу (не сохранился), где также высек изображение Махакалы[17]. В 1274 году построил буддийский храм Цяньюаньсы в Шанду (сохранился фундамент)[18]. В том же году создал изображения Конфуция и десяти его ближайших учеников для конфуцианской школы в Шанду[19]. Помимо этого, в 1274 году Анико получил в дар резиденцию в юго-западной части Даду[2] и серебряную пайцзу с изображением тигра.

В этот период Анико уже использовал китайское имя Сисюань (кит. трад. 西軒, пиньинь xīxuān), означающее «западный павильон» (по-видимому, это название его резиденции)[2]. Он изучал китайский язык и китайскую каллиграфию, и отмечен как талантливый каллиграф в Шуши хуэйяо (кит. трад. 書史會要)[2]. Помимо непальской жены Цзайедалацимэй он женился на двух монголках (Нанхэчжэн и Неце) и семи китаянках: Чжао, Тан, Цзяо, Чжао, Чинь, Чжан и Янь, которые родили ему 6 сыновей и 8 дочерей[20].

В 1278 году Анико как единственному из высокопоставленных чиновников с выдающимися художественными способностями было вверено управление быстро разраставшейся Палатой гражданского строительства[вд] и присвоен титул дасыту (министра образования)[21]. В следующем году имение Анико сильно расширилось, за создание Белой пагоды ему было передано 60 км² земли, более 1000 крестьян, 100 голов скота и множество более мелких даров[2]. Вслед за этим Анико возвёл храмы Чэннаньсы (1280) и Синцзяосы (1283), которые стали последними крупными проектами Хубилая[22].

Поздние годы, смерть и память

В конце 1280-х империя Хубилая страдала от недостатка денег в казне, и в 1289 году он закрыл одно из управлений, возглавляемых Анико, отвечавшее за заготовку камня[22]. В следующем году он приказал перевести тех подчинённых Анико, у которых не было работы, в статус простолюдинов, с которых собирали налоги, и сократил общее допустимое количество подчинённых[22]. Вместо новых строительных проектов Анико занялся созданием бронзовых астрономических инструментов, таких как армиллярные сферы; он работал над такими приборами и раньше, когда в 1276 году Хубилай приказал создать более точный календарь[23]. После смерти Хубилая в 1294 году Анико создал посмертные портреты императора и императрицы[23].

Новый император Тэмур, по обычаю, начал бурное строительство религиозных сооружений, что означало новый приток заказов к Анико[24]. Он построил храм Ваншэн Югосы у подножия Южной вершины горы Утайшань, на возведение которого было отправлено несколько десятков тысяч художников и строителей[24]. Храм был посвящён матери императора, Байрам-Егечи, которая лично посетила церемонию его открытия и одарила Анико 10 000 лянами серебра и женой-монголкой[24]. Храм сохранился до наших дней под названием Наньшаньсы, но из-за реставраций и перестроек от изначальной постройки ничего не осталось[25].

Последующие годы Анико провёл у горы Утайшань, строя не только по государственному заказу, но и по собственной инициативе, в том числе храм у Северной вершины[25]. После окончания строительства он раздумывал над тем, чтобы оставить свой пост, но в итоге не сделал этого[25]. В 1301 году построил ещё одну сохранившуюся белую пагоду, расположенную в храме Таюань в центральной части горы Утайшань[25] и считающуюся символом этой местности[26].

Тэмур возводил не только буддийские, но и даосские храмы, и в 1295 году он приказал Анико расписать и создать статуи для даосского храма Чунчжэн Ваньшоугун, после чего он занялся оформлением храма Чанчуньгун, а затем — храма Саньхуанмяо в Даду[26]. В 1299 году Анико создал 191 скульптуру и 64 настенные росписи для даосского храма Саньциндянь[26]. В 1302 году Анико создал настенные изображения для конфуцианского храма[27].

В последние годы жизни Анико построил два буддийских храма: Дун Хуаюаньсы (1304), для которого Анико отлил пятиметровую бронзовую статую Будды, и Шэншоу Ваньнинсы (1305), для которого он также отлил несколько бронзовых статуй[27]. Императрица Булухан[англ.]*, мало знакомая с тантрическим буддизмом, осмотрела статуи и пришла в ужас, после чего приказала уничтожить статуи; это стало ударом для Анико[27]. Он тяжело заболел, и, несмотря на усилия придворных докторов, скончался 11 марта 1306 года в возрасте 62 лет[28].

Тэмур приказал придворным организовать похороны Анико, послать его семье 25 000 лянов серебра и кремировать тело по непальскому обычаю[29]. Уже после смерти, в 1311, Анико получил ещё несколько титулов: «Лян-гун», тайши, кайфу-итун-саньсы и шан-чжуго[4][30].

Могила с прахом Анико находится в Мэньтоугоу (уезд Ваньпин, район Сяншань, Ганцзыюань); через пять лет после его смерти на могилу установили табличку с жизнеописанием (ныне утрачена)[4]. Также официальная биография Анико содержится в Юань ши[4]. Двое его сыновей унаследовали титулы Анико, но, по-видимому, они занимались в основном управленческой работой[31].

Многие неварцы считают Анико предком всех мастеров литой бронзы[16].

Творчество

Белая пагода Мяоина
Белая пагода Таюаня

Большинство проектов, над которыми Анико работал и где он указан как главный художник и скульптор, строили и украшали в основном другие люди, а его вклад заключался в управлении строительными и отделочными работами и продумывании самих изображений; некоторые штрихи он наносил и своей рукой[19]. Он командовал как минимум 3000 домами художников, ремесленников и скульпторов, будучи главным архитектором и скульптором, а после назначения главой Палаты гражданского строительства количество его подчинённых превысило 10 000[32].

Архитектура

Анико получил известность как автор ряда зданий в тибетском стиле, украсивших столицу династии Юань: 3 ступы, 9 крупных буддийских храмов, 2 конфуцианских храма, 1 даосский храм, многочисленные здания для императора и его семьи[11]. Одно из утраченных зданий Анико — Золотая ступа в Тибете, строительством которой он руководил в возрасте около 18 лет[11]. Эпитафия на могиле Анико утверждает, что выбор именно непальских и индийских художников и архитекторов для строительства Золотой ступы был сделан по причине того, что в Китае их считали наиболее одарёнными художественным талантом; это влияние распространившегося в то время тибетского буддизма[33].

Белая пагода

Самым известным архитектурным творением Анико является Белая пагода. Она имеет высоту 52 м, спроектирована в 1271—1279 годах по канонам стиля «северного буддизма» и заметно отличается от многоярусных китайских пагод явным индо-непальским видом[4][34]. Основа ступы представляет собой обнесённую низкой оградой квадратную платформу с двухступенчатым пьедесталом в центре[34], на котором размещено тело ступы («анда»), увенчанное коническим навершием. Анда Белой пагоды имеет колоколообразную форму, что характерно для гималайской архитектуры, в отличие от палийских сферических куполов[34].

В платформе находится помещение, где стояли высеченные из белого камня пять Дхьяни-будд, их супруги и разгневанные бодхисаттвы, расставленные в мандалу; также в основании находились другие мандалы, изображения будд, брахм, дэв и других существ буддийской мифологии и сотни копий сутр[35]. В саму ступу были помещены 1008 маленьких ступ, вылепленных из земли с буддийских священных мест, смешанной с золотом, серебром, кораллами, камфорой и истёртой в пыль древесиной сандалового дерева[35].

Белая пагода построена на руинах другой ступы, возведённой при Ляо в 1096 году, в которой были обнаружены буддийские реликвии, для их хранения[36]. Строительными материалами для неё послужили глина и кирпич, в качестве декоративного отделочного покрытия использовались побелка и позолота. Изображения на внешней стороне были уничтожены многочисленными реставрациями, стёртые внутренние изображения, в теории, могут быть реставрированы[35]. После открытия пагоды Хубилай приказал построить вокруг неё храм Дашэншоуванъансы, известный сейчас как Мяоин[34]. Строительство началось в 1279 и в основном завершено в 1288 году[34]. В 1961 году Белая пагода получила статус важного культурного достояния[2].

Другие сооружения

Другая однозначно идентифицированная работа Анико — ступа, построенная в 1301 году в храме Таюань на горе Утайшань[4][26]. Также Анико возвёл множество ступ в Тибете, но они либо разрушены, либо установить, какие именно это здания, невозможно[4].

По описаниям утраченных храмов, возведённых Анико в Китае, установлено, что несколько из них состояли из двух дворов, соединённых анфиладой; в центральной части переднего двора, по-видимому, находились изображения Будд трёх миров, а в центральной части заднего — пяти Дхьяни-будд[19].

Другие искусства

Зелёная Тара, приписываемая Анико

Императоры и императрицы Юань, следовавшие за Тэмуром, обычно заказывали своим художникам и скульпторам повторение лучших изображений и строений, созданных при Хубилае, так Анико оказался создателем стиля «официальной» юаньской живописи и архитектуры[27]. По сообщениям современников, в построенных им в Пекине ламаистских храмах помещались посмертные портреты монгольских властителей. В качестве объекта почитания портреты умерших правителей в храмах тибетского буддизма располагались в специально отведённом для каждого ритуальном помещении иньтан (影堂, «Зале теней»). Вблизи Белой пагоды находился ритуальный зал Ши-цзу (кит. 世祖). Считается, что эскизами — «малыми тенями» (кит. 小影, палл. сяоинь) ныне утраченных полноформатных храмовых портретов — были поясные изображения родоначальников, правителей монгольской династии, а также их жён. Они известны из двух альбомов из собрания Музея императорского дворца в Тайбэе.

Текстильные портреты Хубилая и его жены Чаби, скорее всего, выполнены Анико[4][23]. Они показаны в положении анфас (другие правители — в близком к фронтальному), уподобляясь божествам на буддийских живописных «иконах» — танка. Техника исполнения этих портретов аналогична тибетским текстильным картинам кэсы, очень трудоёмких в производстве[23]. Работа над портретом Хубилая заняла 3 года, Чаби — ещё три[24]. После этого Анико создал посмертный портрет их наследника Чинкима и его супруги Байрам-Егечи, родителей нового императора Тэмура[24].

Ещё одно произведение, с высокой вероятностью выполненное Анико — лаковый портрет Бодхисаттвы в непальском стиле[37].

Также Анико занимался оформлением пещерных монастырей в Могао (пещеры 465 и 332) и Юйлине[англ.][38]. Неварское влияние в этих пещерах видно в цветочных орнаментах и сюжетах (тантрические изображения, пять будд), и напоминает неварские картины в свитках, паубха[англ.][39]. Изображения в пещерах невозможно идентифицировать однозначно, но портреты женщин, пожертвовавших деньги на оформление пещер Могао, стилистически идентичны портретам, которые Анико делал при дворе в Даду, как и изображение Праджняпарамиты в юйлиньской пещере 4[40].

Другая работа, вероятно принадлежащая кисти Анико, — изображение сидящей Зелёной Тары, переданное в Художественный музей Кливленда[4][11]. Среди множества скульптур, приписываемых Анико, выделяется каменное изображение Махакалы[4]. Бронзовая статуя Манджушри, хранящаяся в Запретном городе, создана в непальском стиле в 1305 году (период работы Анико) и в его отделе[31].

Анико написал книгу «Канон пропорций»[16].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Furger&Shakya, 2017, p. 152.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Jing, 1994, p. 49.
  3. Shakya, 2018, p. 25.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 Grove.
  5. Jing, 1994, p. 40.
  6. Furger&Shakya, 2017, p. 14, 15.
  7. 7,0 7,1 7,2 Jing, 1994, p. 43.
  8. Acharya, Baburam (1960). Aniko: His Family and Place of Birth. Regmi Research Series, vol 3, issue 11, pp. 241—243. [1] (недоступная ссылка) Retrieved 31 Dec, 2012.
  9. Furger&Shakya, 2017, p. 14.
  10. Jing, 1994, p. 40—41.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Shakya, 2018, p. 31.
  12. Jing, 1994, p. 41.
  13. 13,0 13,1 13,2 Jing, 1994, p. 44.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Jing, 1994, p. 45.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Jing, 1994, p. 46.
  16. 16,0 16,1 16,2 Furger&Shakya, 2017, p. 15.
  17. Jing, 1994, p. 47.
  18. Jing, 1994, p. 47, 48.
  19. 19,0 19,1 19,2 Jing, 1994, p. 48.
  20. Jing, 1994, p. 49, 82.
  21. Jing, 1994, p. 69, 48.
  22. 22,0 22,1 22,2 Jing, 1994, p. 52.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Jing, 1994, p. 53.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 Jing, 1994, p. 54.
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 Jing, 1994, p. 55.
  26. 26,0 26,1 26,2 26,3 Jing, 1994, p. 56.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 Jing, 1994, p. 65.
  28. Jing, 1994, p. 66, 82.
  29. Jing, 1994, p. 66.
  30. Jing, 1994, p. 82.
  31. 31,0 31,1 Jing, 1994, p. 67.
  32. Jing, 1994, p. 66, 69.
  33. Jing, 1994, p. 42.
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 Jing, 1994, p. 51.
  35. 35,0 35,1 35,2 Jing, 1994, p. 50.
  36. Jing, 1994, p. 49—50.
  37. Jing, 1994, p. 68.
  38. Shakya, 2018, p. 27.
  39. Shakya, 2018, p. 31—32.
  40. Shakya, 2018, p. 32.

Библиография