Андаманцы
Андаманцы | |
---|---|
Численность | 400 |
Расселение | Индия |
Язык | андаманские |
Религия | анимизм |
Родственные народы | аэта, семанги |
Этнические группы | северные андаманцы, южные андаманцы, андаманцы острова Большой Сентинел |
Андаманцы — коренные жители Андаманских островов. Сейчас насчитывается 200—300 человек племени джарава и около 100 человек племени онге, а также около 50 больших андаманцев. На острове Северный Сентинел обитают сентинельцы, избегающие контактов, точная численность их неизвестна. Джарава также в основном избегают контактов с внешним миром. Правительство Индии включило андаманцев в список официально зарегистрированных племён и способствует изоляции аборигенов.
Область расселения
Андаманцы населяют в настоящее время внутренние участки Андаманских островов и небольшой остров Северный Сентинел. Часть их после завоевания независимости Индией переселена на остров Стрэйт. Политически острова входят в состав Индии, географически ближе к Мьянме, расположены между 10 и 15 градусами с. ш. Сюда входят острова Северный Андаман, Средний Андаман, Южный Андаман, Малый Андаман, Ратлэнд и другие мелкие острова.
Происхождение
Существовала гипотеза, что андаманцы — потомки африканских рабов, потерпевших кораблекрушение при транспортировке их португальцами. Сейчас установлено, что это остатки древнего автохтонного населения Азии, негритосы, родственные семангам и аэта. Их расовый тип также сравним с типом африканских пигмеев, так как их рост очень низок, — 4 фута 10 дюймов (1,43 м) у мужчин, и ещё меньше у женщин. Цвет кожи варьируется от чёрного до красно-коричневого (у онге). Генетические исследования показали, что андаманцы отделились от остальных народов около 30 000 лет назад[1].
История
Завоевание островов Англией в XVIII веке и колонизация вызвала эпидемии и быстрое вымирание аборигенов. Англичане застали здесь 12 племён численностью 5000 человек. В начале XX в. их оставалось 625 человек. До прихода европейцев острова привлекали многих авантюристов, арабских работорговцев, малайских и китайских пиратов. В начале XVIII в. здесь было пристанище адмирала Канходжи Ангре, который захватил однажды корабль британского губернатора Бомбея и получил выкуп — порох и ядра. Неоднократно он захватывал суда голландцев, португальцев и англичан, оставаясь непобедимым до своей кончины в 1729 году. В 1789 году британский офицер Арчибальд Блэр основал на Южном Андамане опорный пункт Ост-Индской компании. Племя джарава выступило против завоевателей с луками и стрелами, но подверглось карательным мерам. На этом месте теперь находится административный центр — Порт-Блэр. Андаманцев исследовал британский офицер Морис Видал Портман в 1880-х годах, его команда охотилась на андаманцев, как на диких животных[2]. После многих лет колониального владычества, острова были включены в состав Индии, получившей независимость в 1947 году. Старая часть в Порт-Блэре сохраняет старинный вид, дома в основном двухэтажные, три улочки и монумент в честь жертв колониализма. В городе много представительств разных религиозных конфессий и храмов: индуистские, буддийские, кришнаитов, адвентистов и прочие.
Аборигены получают гуманитарную и медицинскую помощь, живут в выделенных для них племенных резервациях, куда ограничен доступ посторонних (из-за длительной самоизоляции аборигенов, у них отсутствует иммунитет ко многим распространённым болезням). Обжитые же побережья в настоящее время заселены индийцами.
Антропологический тип
Антропологический тип — негритосский (негрито), ветвь австралоидной большой расы[3].
Языки и племена
Андаманцы делятся на группы (племена):
- северные (ака-кари, ака-кора, ака-боа, ака-джеру, ака-беа — в настоящее время объединились в единое племя (Большие андаманцы)
- южные (онге и джарава)
- сентинельцы и жители острова Рутлэнд (Ратлэнд) (последние вымерли в начале 20-го века)
Языки: североандаманский (большой андаманский), онге и джарава, делятся на ряд диалектов. Эти языки образуют свою собственную андаманскую семью. Существует гипотеза о связи их с папуасскими языками, а также с кусунда и нихали — изолированными языками малых народов Индии и Непала. Кроме деления по лингвистическому признаку они делятся на группы ариото и эремтага, то есть прибрежных и лесных.
Численность племён значительно сократилась с конца XIX века, из-за инфекционных болезней (в том числе сифилиса), занесённых поселенцами, разрушения исконных племенных охотничьих угодий из-за обезлесения и браконьерства[4][5][6].
Быт
Занятия береговых андаманцев — ловля морских черепах и рыболовство, лесных — охота, главным образом на диких свиней. Оружие — лук и гарпун, в охоте использовали собак. Дома южных андаманцев — круглые с конической крышей, северных — прямоугольные с двускатной крышей. Лесные обычно жили в большом общем доме целой общиной, береговые — в небольших хижинах отдельными семьями. Юноши до брака жили в мужских домах. До 10 лет дети живут с родителями, а девочки продолжают жить с ними и дольше. Андаманцы не живут на одном месте, а меняют расположение поселений, как это принято у всех охотников-собирателей. Пищу пекут или жарят на открытом огне. Джарава и сентинельцы не ведут сельское хозяйство, оставаясь до настоящего времени охотниками-собирателями "каменного века". Изготавливают примитивную глиняную посуду, используют в быту найденные металлические предметы (при этом навыки ковки и заточки у них также остаются на уровне каменного века)[3].
Традиционная одежда — набедренная повязка из растительного волокна. На Северном Андамане носят длинные волосы, на Южном — бреются наголо, онге стригутся коротко, джарава носят пышную копну. Иногда встречаются усы и бороды. У онге практикуется раскраска лица глиной. Во времена Марко Поло считали, что у андаманцев якобы лица, как у собак, и верили в то, что они каннибалы.
Социальные отношения
Организация — племенная. Племена делятся на кланы. Сведений об андаманцах мало, но известно, что у них, например, не было сословия вождей и частной собственности. Те, кого европейцы называли вождями, видимо, выполняли другие функции. Половой зрелости достигают в 15 лет, средний возраст вступления в брак — 25 лет. До замужества интимные связи свободны, но после вступления в брак супружеская измена может стоить жизни жене, а иногда и любовнику. Брачная церемония проста. Жених убегает в лес, изображая мнимое колебание, родственники убеждают его вернуться. Он возвращается, садится на колени к невесте, после чего брак считается заключённым. После смерти одного из супругов другой может вступить в брак снова. Хоронят на платформе, где умерший находится 3 месяца (срок траура). Детей хоронят под полом. Кости затем откапывают, дробят и делают из них украшения.
Духовная культура
Основной культ — культ Пулугу (Билику) и Тараи, духов двух муссонов, летнего и зимнего. С ними связаны представления о смене сезонов и природных явлениях. Культурный герой — Томо (первочеловек, научивший потомков ремеслу). Распространены культы природных духов, магия. Андаманцы верят в то, что души умерших взрослых превращаются в духов природы, а умерших детей — перевоплощаются в новых детей и возвращаются на землю. О религии андаманцев известно очень мало. В мифах есть сходство с австралийскими, предки носят имена животных. Это — следы тотемизма. Некоторые мифы записал Радклифф-Браун. Гораздо больше сведений об анимистических верованиях, которые связаны с деятельностью шаманов (око-джуму или око-паияд). Духи природы представлялись им чаще всего злыми. Духи назывались лау или чауга, Джуру-вин, дух моря, Чол, приносивший солнечный удар, Эрем-чаугала и другие.
Основное развлечение — танцы. Танцуют оба пола, почти каждый день. Танцы однообразны, без музыки, сопровождаются песнями. Есть обычай обмена подарками, который укрепляет дружбу между отдельными родами и племенами, хотя бывают и ссоры. У андаманцев есть легенда о потопе, они верят, что их острова оказались разделёнными потопом, и разделились их племена. С учётом того, что время заселения Андаманских островов датируется от 50 тысяч лет назад (и позже)[7], эта легенда может быть основана на реальных событиях: когда завершился последний ледниковый период, уровень океана значительно повысился из-за таяния ледников.
Примечания
- ↑ ‘Leave the Sentinelese alone’ (англ.). www.downtoearth.org.in. Дата обращения: 5 сентября 2021. Архивировано 4 октября 2021 года.
- ↑ Последний ад или последний рай? // Коммерсантъ. Архивировано 23 февраля 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 Владимир Кабо. Охотники и собиратели Юго-Восточной и Южной Азии | Vladimir Kabo | Australian Aborigines, traditional societies and religion . VladimirKabo.com. Дата обращения: 7 марта 2020. Архивировано 11 января 2020 года.
- ↑ Dan McDougall. Survival comes first for Sentinel islanders – the world's last 'stone-age' tribe (англ.), The Guardian (12 February 2006). Архивировано 26 ноября 2018 года. Дата обращения 23 мая 2020.
- ↑ Chapter 12: Of Matters Sexual (англ.). The official website of Andaman & Nicobar Administration (13 июня 2010). Дата обращения: 23 мая 2020.
- ↑ Chapter 2: They Call it Home (англ.). The official website of Andaman & Nicobar Administration (2 апреля 2012). Дата обращения: 23 мая 2020.
- ↑ Станислав Дробышевский Меланезийская раса (лекция) на YouTube
Литература
- Вайдья Суреш. Острова, залитые солнцем. — М.: «Наука», 1968. — 158 с. — Серия «Путешествия по странам Востока».
- Маретина С. А. Андаманцы. К проблеме доземледельческих обществ. — СПб.: «Наука»; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1995. — 225 с.
- Токарев C. А. Религии в истории народов мира. — М., 1976. — 576 с. — Серия «Библиотека атеистической литературы».
- Radcliffe-Brown A. The Andaman Islanders. Cambridge, 1911.
- Энциклопедия «Народы и религии мира». — М., 1998.
- Журнал «Вокруг света», 1994, № 10.
- Языки и диалекты мира, М. — 1982.
- Фотографии и описания андаманцев (англ)
- Сайт посвященный андаманцам и другим негритоским народам Азии (англ)
- Moris Vidal Portman. A History Of Our Relations With The Andamanese (англ.). — 1899.
Ссылки
- Андаманцы Архивная копия от 24 марта 2010 на Wayback Machine