Роялистка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Англичанка и герцог»)
Роялистка
L'Anglaise et le Duc
Постер фильма
Жанр исторический фильм
Режиссёр Эрик Ромер
Продюсер Франсуа Ивернель,
Ромен Легран,
Леонард Гловински
Автор
сценария
Эрик Ромер
В главных
ролях
Люси Рассел
Жан-Клод Дрефюс
Оператор Диана Баратье
Композитор Бекур, Франсуа Жозеф Госсек
Кинокомпания Pathé Image Production
Compagnie Eric Rohmer
KC Medien
Длительность 126 мин.
Страна  Франция
 Германия
Год 2001

«Роялистка» (фр. L'Anglaise et le Duc[K 1]) — исторический фильм режиссёра Эрика Ромера, вышедший на экраны 7 сентября 2001.

Сюжет

Внесерийный фильм Ромера и его третья картина на историческую тематику. Сценарий основан на изданных в 1859 году мемуарах англичанки Грейс Эллиотт (1754?—1823) «Моя жизнь при революции» (Ma vie sous la Révolution)[K 2], и охватывает события Великой Французской революции с лета 1790 по весну 1793.

Грейс Эллиотт, бывшая любовница принца Уэльского и герцога Орлеанского, роялистка по убеждениям, проживает в Париже, поддерживая дружеские отношения с герцогом, вставшим на сторону революции. После восстания 10 августа 1792 она вынуждена бежать из Парижа в Мёдон, но 3 сентября, в разгар массовых убийств, возвращается в город, чтобы спасти маркиза Шансене, бывшего управляющего Тюильри. Она испытывает шок, когда грязные санкюлоты суют в окно кареты отрезанную голову принцессы де Ламбаль, но ей удается вывезти раненого аристократа из города, скрыть его в своем загородном доме от революционеров, проводящих обыски, и собственной служанки, поддерживающей якобинцев, а затем при помощи герцога переправить в Англию.

В отличие от бывшего любовника, ставшего депутатом Конвента под именем Филиппа Эгалите, Грейс не находит оправдания политическому оппортунизму. Казнь Людовика XVI, за которой она вместе с горничной наблюдает из Мёдона через подзорную трубу, становится для роялистки сильным потрясением, и ещё большим ударом — известие о том, что Филипп Эгалите, обещавший голосовать за тюремное заключение, нарушил слово.

В беседах с аристократами и генералами, служащими республике, она не скрывает своего возмущения их позицией, и оказывается права, поскольку никакие заслуги перед новым режимом не могут спасти этих людей от гильотины.

После бегства Дюмурье и ареста Филиппа Эгалите в доме Грейс Эллиотт проводят очередной обыск, изымая всю корреспонденцию, и, обнаружив письмо к лидеру вигов Фоксу, арестовывают хозяйку и подвергают допросу в одном из революционных судилищ. При этом революционеры демонстрируют хамство, невежество и жестокость, характерные для представителей социальных низов, дорвавшихся до власти. Благодаря поддержке Верньо и вмешательству Робеспьера Эллиотт освобождают, но к моменту казни Филиппа Эгалите вновь арестовывают. Она выходит из тюрьмы после термидорианского переворота и прекращения террора.

В ролях

О фильме

Как и в случае с «Персевалем Валлийцем», Ромер отказался от натурных съемок. Действие происходит в декорациях, воссоздающих облик Парижа конца XVIII века по картинам того времени. Рисованные задники при помощи цифровых технологий были превращены в перспективные планы, позволившие ввести в кадр группы статистов на заднем плане[1]. При этом компьютерные декорации сохраняли впечатление искусственности и театральности, названное режиссёром «живописностью» (picturalité). У многих зрителей подобные кинематографические изыски вызвали раздражение[2], но специалисты их высоко оценили[1][3].

Эпизод с подзорной трубой, решенный в резких и мрачных цветовых тонах, получился особенно выразительным. По мнению Роджера Эберта, никакие иные спецэффекты не смогли бы сообщить этой сцене столько визуальной информации[3].

По словам Эрика Ромера:

Я обратился к эстетике больших исторических фресок немого времени, таких как «Кабирия» и «Нетерпимость». В этом случае живопись мне показалась более подходящей, чем чисто кинематографические способы, вроде монтажа или кадра-контркадра, которые не могли ничего дать…

[4]

Содержание фильма вызвало споры, автора упрекали в анти-революционности и выборе монархического лагеря. Более умеренные критики все же заметили, что кроме ленты Жана Ренуара «Марсельеза», ни один французский фильм не становится полностью на сторону революции[K 3], и даже в «Марсельезе» Людовик XVI показан как вполне симпатичный персонаж[4].

Эберт высказывает предположение, что для Ромера, католика и человека правых убеждений, было вполне логично наделить героиню верой в превосходство божественного права над человеческим[3].

Фильм номинировался на премию Европейской киноакадемии 2001 года в категории лучший режиссёр, а в 2002 году на премию «Сезар» в категориях «лучшие декорации» (Антуан Фонтен) и «лучшие костюмы» (Пьер-Жан Ларрок).

Комментарии

  1. «Англичанка и герцог»
  2. Оригинальное название «Дневник моей жизни во время Французской революции» (Journal of My Life During the French Revolution)
  3. По прошествии двухсот лет только упразднение сословных привилегий и Декларация прав человека оцениваются безусловно положительно, целесообразность остальных революционных преобразований вызывает сомнения, а то, что революция довольно быстро скатилась к массовому террору, «пожрав собственных детей», сильно скомпрометировало ее в глазах и современников и потомков (L'Anglaise et le Duc (фр.). Ciné-club de Caen. Дата обращения: 1 апреля 2016. Архивировано 3 апреля 2015 года.)

Примечания

  1. 1,0 1,1 Kaganski S. L’Anglaise et le Duc (фр.). Les Inrockuptibles (1.01.2001). Дата обращения: 1 апреля 2016. Архивировано 17 июня 2015 года.
  2. Sitruk A. Anglaise et le Duc (L’) (фр.). Film de culte (1.01.2001). Дата обращения: 1 апреля 2016. Архивировано 5 августа 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 The Lady and the Duke (англ.). Roger Ebert (7.06.2002). Дата обращения: 1 апреля 2016. Архивировано 6 апреля 2016 года.
  4. 4,0 4,1 L'Anglaise et le Duc (фр.). Ciné-club de Caen. Дата обращения: 1 апреля 2016. Архивировано 3 апреля 2015 года.

Литература

  • Bernard de Courville F. L’Anglaise et le Duc: le réel et le tableau // Rohmer et les Autres, p. 169-181. — Presses universitaires de Rennes, 2007. — ISBN 978-2-7535-0409-7. Openedition.org

Ссылки