Амплификация (риторика)
Амплификация (лат. amplificatio «расширение») — стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или слов, эмоционально усиливающих какое-либо определение или утверждение.
Амплификация является одним из средств усиления поэтической выразительности речи, приметой высокого стиля. «Писатели применяют амплификацию в тех случаях, когда рассуждения на какую-либо социально значимую или философскую тему необходимо сделать патетическим и красноречивым»[1].
Амплификация как стилистический приём выражается, например, в накоплении синонимов, гипербол, антитез, сравнений и т. п.
Разновидностями амплификации являются плеоназм (греч. pleonasmos — излишек) и градация (лат. gradatio — изменение степени). Если первая фигура предполагает употребление слов, дублирующих значения друг друга, то вторая представляет собой цепь однородных членов предложения, имеющих общее значение и расположенных в порядке нарастания (климакс) или убывания (антиклимакс) этого значения.
На амплификации может быть основано целое стихотворение. Таковы, например, стихотворения «Три ключа» А. С. Пушкина[2] или «Большая элегия Джону Донну» И. А. Бродского[3]
Примеры
Градация
…всего ужаснее то, что вы стоите теперь передо мною, как бесчувственный столб, разиня рот и хлопая глазами, что даже неприлично, тогда как при одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!..
— Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели
Плеоназм
Ночь стояла смутно над людьми, и больше никто не произносил слова, только слышалось, как по-старинному брехала собака на чужой деревне, точно она существовала в постоянной вечности
Повторение предлогов, ряд однородных определений
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне…
Повторение слов в начале предложений
Когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь, —
Когда палач рукой костлявой
Вобьёт в ладонь последний гвоздь, —
Когда над рябью рек свинцовой,
В сырой и серой высоте,
Пред ликом родины суровой
Я закачаюсь на кресте…
Ряд сравнений
Берёт —
как бомбу,
берёт —
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берёт,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
Накопление синонимов, антитез
…Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал…
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!…
Примечания
- ↑ Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. — Москва: Просвещение, 2007. — С. 286. — 352 с. — ISBN 5-09-014927-5.
- ↑ ФЭБ: Пушкин. Три ключа. — 1977 (текст) . Дата обращения: 17 января 2008. Архивировано 11 апреля 2008 года.
- ↑ poetry . Дата обращения: 20 января 2008. Архивировано 28 декабря 2007 года.
Литература
- Амплификация // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 13—14. — 509 с. — 300 000 экз.
- Амплификация // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 1 / Отв. ред. Фриче В. М. ; Отв. секретарь Бескин О. М. — М. : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 670. — 768 стб. : ил.
- Амплификация // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 30 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как он был опубликован анонимно и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года.