Перейти к содержанию

Икбал, Мухаммад

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Аллама Икбал»)
Аллама Мухаммад Икбал
урду علامه محمد اقبال
Род деятельности поэт, философ, общественный деятель

Алла́ма Муха́ммад Икба́л (урду علامه محمد اقبال, англ. Allama Muhammad Iqbal; 18771938) — поэт, политик и общественный деятель Британской Индии, ученый, адвокат[1][2]. Философ и мыслитель, считающийся «духовным отцом Пакистана»[3], провозвестником создания этой страны. Ключевая фигура в литературе урду[4]. Его труды написаны на урду, персидском[2][4], пенджаби и английском языках.

Икбалом восхищаются как выдающимся поэтом пакистанцы, иранцы, а также международные исследователи литературы[5][6][7]. Хотя Икбал наиболее известен как выдающийся поэт, он также является широко признанным «мусульманским философствующим мыслителем современности»[2][7]. Его первая поэтическая книга «Таинства личности» (Асра́р-и худи) вышла на персидском языке в 1915 году. Среди других поэтических книг Икбала можно отметить «Иносказания самоотречения» (Рамуз-и бекхуди), «Послание Востока» (Пайам-и машрик) и «Персидские псалмы» (Забур-е Аджам). Среди них его самые известные работы на урду: «Звон караванного колокольчика» (Банг-и дара́), «Крыло Гавриила» (Бал-и Джабраил), «Удар посоха Калима» (Зарб-и Калим) и часть «Дары Хиджаза» (Армага́н-и Хиджаз)[8]. Наряду с его поэзией на урду и персидском языке, его лекции и письма на урду и английском языке оказали большое влияние на культурные, социальные, религиозные и политические дискурсы[8].

В 1922 году он получил звание рыцаря-бакалавра от короля Георга V[9][10]. Изучая право и философию в Англии, Икбал стал членом лондонского отделения Всеиндийской мусульманской лиги[7][8]. Позже, во время сессии Лиги в декабре 1930 года, он произнёс свою самую известную президентскую речь, известную как Послание Аллахабада, в котором он настаивал на создании мусульманского государства на северо-западе Британской Индии[7][8].

В большей части Южной Азии и говорящих на урду, Икбал считается Шайр-э-Машрик (урду: شاعر مشرق, «Поэт Востока»)[11][12][6]. Его также называют Муфаккир-и-Пакистан (урду: مفکر پاکستان, «Мыслитель Пакистана»), Мусавар-и-Пакистан (урду: مصور پاکستان, «Создатель Пакистана») и Хаким-уль-Уммат (урду: حکیم الامت, «Мудрец Уммы»). Правительство Пакистана официально назвало его «Национальным поэтом Пакистана»[7]. Его день рождения Йом-е Веладат-е Мухаммад Икбал (урду: «день рождения Мухаммада Икбала»), или День Икбала, является государственным праздником в Пакистане[13].

Дом Икбала по-прежнему находится в Сиалкоте и признан Манзилем Икбала и открыт для посетителей. Другой его дом, где он прожил большую часть своей жизни и умер, находится в Лахоре, названном Джаведом Манзилем. Музей расположен на Аллама Икбал Роуд, недалеко от железнодорожного вокзала Лахора (Пенджаб, Пакистан). Он находится под защитой в соответствии с Законом о древностях Пенджаба 1975 года, а в 1977 году был объявлен пакистанским национальным памятником.

Биография

Мавзолей Икбала в Лахоре

Икбал родился 9 ноября 1877 года в Сиалкоте[14], в семье портного, известного своей набожностью. Семья его происходила из брахманов, принявших ислам. Мать Икбала, Имам Биби, кашмирка, долгое время проживала в городе Самбриал (в районе Сиалкот)[15]. Описывается как вежливая и скромная женщина, которая помогала бедным и соседям в их проблемах. Она умерла 9 ноября 1914 года в Сиалкоте[16][17].

Начальное образование получил в родном городе; с четырёх лет изучал Коран. В 1892 году женился (по договоренности) на Карим-Биби, дочери гуджаратского врача.

В 1895 году Икбал поступил в правительственный колледж в Лахоре, где начал изучать философию, арабскую и английскую литературу; среди его учителей был ориенталист Томас Уокер Арнольд, посоветовавший ему посетить Европу для расширения кругозора. В 1899 году получил магистерскую степень.

Затем продолжил образование в Англии (Тринити-колледж, Кембриджский университет) и Германии (Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана). С 1908 года — профессор философии. В Мюнхене защитил диссертацию по теме «Развитие метафизики в Персии» («The development of metaphysics in Persia», 1908)[18]. Изучал философию, а также юриспруденцию, литературу и арабский язык. В Великобритании Икбал стал членом Лондонского отделения Всеиндийской Мусульманской лиги. В Германии познакомился с трудами Гёте, Гейне и Ницше.

С 1908 года жил в Лахоре, где преподавания философии, но потом сосредоточился на юридической практике[19].

Выступал в печати с конца 1890-х годов. С отдельной книгой поэзии дебютировал в 1915 году («Секреты своего Я»). Писал стихи на урду, пенджаби и персидском языке. Если в ранний период он писал стихи на родном урду, то в европейский период он переходит на фарси. На персидском языке публикует философские поэмы «Таинства личности» («Асрāр-и худи», 1915) и «Иносказания самоотречения» («Рамуз-и бекхуди», 1918), сборник «Персидские псалмы» («Забур-е Аджам», 1927), поэмы «Джавид-наме» (1932) и «Странник» («Мусафир», 1934). Его литературным вдохновителей был, прежде всего Руми. Сам Икбал в своих произведениях развивает традиционные темы суфийской поэзии и мистики. Публицистической остротой отличаются опубликованные на урду сборники стихов «Крыло Гавриила» («Бал-и Джабраил», 1935), в котором содержится знаменитый гимн мечети Кордовы, «Удар посоха Калима» («Зарб-и Калим», 1936), а также «Дары Хиджаза» («Армагāн-и Хиджаз», 1938, на перс. языке)[18]. Изданный им в 1923 сборник лирической поэзии «Послание Востока» («Пайам-и машрик») стал ответом на «Западно-восточный диван» И. В. Гёте[19].

В 1922 году произведён королём Георгом V в рыцари.

С середины 1920-х годов активно участвовал в политической жизни Индии. В 1926 году Икбал избран в Законодательное собрание Пенджаба. В 1928 выступил с идеей обновления ислама («Реконструкция религиозной мысли в исламе» — «The reconstruction of religious thought in Islam», лахорское издание — 1930, дополненное английское издание — 1934.)[18]. В 1930 году Икбал в качестве почётного председателя сессии Мусульманской лиги выступил за создание мусульманского государства в составе независимой индийской федерации. Это дало основание впоследствии объявить Икбала «духовным отцом Пакистана»[18]. После смерти Икбала его идеи были развиты Пакистанским движением, приведшим к созданию отдельного независимого государства Пакистан. В последующие годы он принял участие в двух круглых столах в Лондоне, побывал во Франции (где познакомился с Анри Бергсоном и Массиньоном), Испании, Италии (встречался с Муссолини), и принял участие в мусульманской конференции в Иерусалиме. Осенью 1933 года он был приглашен в Афганистан, чтобы обсудить организацию университета в Кабуле[19].

Икбал в 1938 году

В социально-революционный период своего творчества симпатизировал идеям социализма, одновременно отвергая «коммунистический атеизм»: в его творчестве Аллах встречается с Лениным и посылает архангела Джабраила поднять угнетённых всей Земли на восстание.

Икбал скончался 21 апреля 1938 года в Лахоре. В 1953 году было основано «Общество Икбала» («Базм-е-Икбал»). Его сын Джавид Икбал стал философом и судьёй Верховного суда.

Икбал и объединение исламского мира

Единство — важнейший фактор мощи мусульман, однако на пути осуществления данной задачи существует множество внутренних и внешних препятствий. Икбал факторы разделения мусульман делил на две основные группы:

  1. внешние факторы;
  2. внутренние факторы.

Из первой группы факторов можно особо выделить империализм, неонационализм, колонизацию, экономическую зависимость и «уравнивание» культур.

Второй категорией факторов, препятствующих единству, являются внутренние факторы, и, по мнению Икбала, нижеприведенные факторы являются основными в данной категории: отдаленность мусульман от своих корней и истоков, выпускники западных учебных заведений и их неосведомленность в вопросах исламской культуры и отсутствие прогресса в науке и образовании в мусульманских обществах.

Аллама Икбал считал единство и равноправие двумя основными и неотделимыми столпами Исламского общества. Он был уверен, что при определении и толковании демократии посредством исламского учения можно достичь желанного, отвечающего запросам времени общества. Он также считал, что чем больше мы приближаемся к истинному духу и божественному исламскому учению, тем лучше демонстрируются мощь, величие и единство мусульман, а исламское единство он понимал, как основанное на Единобожии. Икбал считал единство и осведомленность двумя взаимодополняющими факторами, а неосведомленность и невежество — основной причиной раскола.

Он считал, что единство должно осуществляться двумя способами:

  1. интеграция правителей и правительств исламских стран;
  2. большая информированность народов.

Пути воплощения единства также обрисовывались тремя способами: первое — единое руководство исламскими странами, другое — создание исламской федерации, состоящей из всех исламских стран, и в конце концов — участие в союзах, альянсах, договорах и повышение культурных, экономических и политических связей.

Очень популярен на Востоке, особенно в регионе Пакистана, Афганистана и Средней Азии, его произведения пользуются популярностью среди мусульман. Одно из знаменитых произведений Икбала «Послание Востока» (Пайам-е-Машрик) было адресовано тогдашнему королю Афганистана Аманулле-хану. На Востоке его окрестили как «Звезда Востока» (Ситора-е Шарк). Дружба с Икбалом и его взгляды во многом способствовало к переходу в Ислам знаменитого пакистанского проповедника и дипломата еврейского происхождения Мухаммада Асада (Леопольда Вайса).

Память

В Пакистане, Индии, Великобритании, Канаде и других странах созданы научные общества для изучения творческого наследия Икбала. В Пакистане действует Академия Икбала (Лахор). Его имя носит Открытый университет в Исламабаде, крикетный стадион в Фейсалабаде и международный аэропорт в Лахоре[18].

Гробница Икбала в Хазури Баг в саду перед входом в мечеть Бадшахи в Форт Лахор официально охраняется правительством Пакистана. Его день рождения затем отмечался в Пакистане как праздник — «день Икбала» (9 ноября).

Фразы

  • «Суть жизни — самого себя найти»
  • «Будь то сияние царства или зрелище республики, политика без религии ведет только к тирании».

Галерея

Сочинения

  • Иносказания о самоотречении. Пер. с персидского. 1918.
  • Послание Востока. Пер. с персидского. 1923.
  • Книга вечности. Пер. с персидского. 1932.
  • Крыло Гавриила. Пер. с персидского. 1935.
  • Дары Хиджаза. Пер. с персидского. 1938.
  • Звон караванного колокольчика. Пер. с урду. — М., 1964.
  • Реконструкция религиозной мысли в исламе. Пер. с англ., предисл. и коммент. М. Т. Степанянц. Под ред. П. В. Густерина. — М.: Вост. лит., 2002.

Примечания

  1. Rehman, Javaid. Islamic State Practices, International Law and the Threat from Terrorism: A Critique of the 'Clash of Civilizations' in the New World hgOrder (англ.). — Bloomsbury Publishingr. — 2005. — P. 15. — ISBN 9781841135014.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Allama Muhammad Iqbal Philosopher, poet, and Political leader (недоступная ссылка). Aml.Org.pk. Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано 5 марта 2012 года.
  3. Craig, Albert M. et al. The heritage of world civilizations (неопр.). — 9th. — Harlow: Pearson Education[англ.], 2011. — С. 800. — ISBN 978-0-205-80347-7.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Anil Bhatti. Iqbal and Goethe (PDF) (недоступная ссылка). Yearbook of the Goethe Society of India. Дата обращения: 7 января 2011. Архивировано 30 октября 2008 года.
  5. Love letter to Persia (25 апреля 2014). Дата обращения 13 сентября 2016.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Leading News Resource of Pakistan (недоступная ссылка). Daily Times (28 мая 2003). Дата обращения: 7 января 2011. Архивировано 6 мая 2005 года.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Welcome to Allama Iqbal Site.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 1 in author list, Iqbal Academy Allama Iqbal – Biography (PHP) (26 мая 2006). Дата обращения: 7 января 2011.
  9. Приложение к №32782, с. 2 (англ.) // London Gazette : газета. — L.. — No. 32782. — ISSN 0374-3721.
  10. Iqbal's pro Kashmir approach. GroundReport.com (19 августа 2009). Дата обращения: 24 января 2012. (недоступная ссылка)
  11. Samiuddin, Abida. Encyclopaedic dictionary of Urdu literature (2 Vols. Set) (англ.). — Global Vision Publishing House, 2007. — P. 304. — ISBN 81-8220-191-8.
  12. Sharif, Imran. Allama Iqbal's 73rd death anniversary observed with reverence, Pakistan Today (21 апреля 2011). Дата обращения 6 августа 2012.
  13. National holiday November 9 (недоступная ссылка). Brecorder.com (6 ноября 2010). Дата обращения: 7 августа 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  14. Mushtaq, Faraz. Life of Allama Iqbal (англ.), International Iqbal Society (Formerly DISNA).
  15. The Pakistan Review, Volume 17, p. 5
  16. Sharma, Jai Narain. Encyclopædia of eminent thinkers, volume 17 (англ.). — Concept Publishing Company, 2008. — P. 14. — ISBN 978-81-7022-684-0.
  17. Iqbal in years (PHP). Дата обращения: 6 августа 2012.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 Икбал / В. Н. Москаленко // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 79. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
  19. Перейти обратно: 19,0 19,1 19,2 Iḳbāl / Schimmel, Annemarie // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : [англ.] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis, W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill, 1960—2005. (платн.)

Литература

  • Аникеев Н. П. Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал. — М., 1959.
  • Гордон-Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. — М., 1963. — Гл. 7.
  • Пригарина Н. И. Поэзия Мухаммада Икбала (1900—1924 гг.). — М., 1972.
  • Пригарина Н. И. Поэтика творчества Мухаммада Икбала. — М., 1978.
  • Творчество Мухаммада Икбала / Отв. ред. Н. И. Пригарина. — М., 1982.
  • Shafique, Khurram Ali. Iqbal: His Life and Our Times (неопр.). — ECO Cultural Institute & Iqbal Academy Pakistan, 2014. — ISBN 978-0-9571416-6-7.
  • Ram Nath, Kak[англ.]. Autumn Leaves: Kashmiri Reminiscences (неопр.). — India: Vitasta, 1995. — ISBN 81-86588-00-0.
  • Mustansir, Mir (2006), Iqbal, I.B. Tauris, ISBN 1-84511-094-3 
  • Muhammad, Munawwar[англ.]. Iqbal-Poet Philosopher of Islam (неопр.). — ISBN 969-416-061-8.
  • Sailen, Debnath. Secularism: Western and Indian (неопр.). — New Delhi: Atlantic Publishers. — ISBN 978-81-269-1366-4.
  • V. S. Naipaul. Beyond Belief: Islamic Excursions Among the Converted Peoples (англ.). — USA: Random House, 1998. — ISBN 0-375-50118-5.
  • Annemarie, Schimmel (1963), Gabriel's Wing: a study of the religious ideas of Sir Muhammad Iqbal, Leiden, Netherlands: E. J. Brill 
  • Special report: The enduring vision of Iqbal 1877-1938, DAWN (9 ноября 2017). Дата обращения 9 ноября 2017.

Ссылки

  • allamaiqbal.com — официальный сайт Мухаммад Икбал