Быхов (аэродром)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Авиабаза Быхов»)
Быхов
ИАТА: нетИКАО: нетВнутр. кодЬМНХ / XMNH
Информация
Вид аэропорта военный \ недействующий
Страна  Белоруссия
Владелец МО РБ
Оператор ВВС Белоруссии
Высота НУМ + 157 м
Часовой пояс UTC+3
Карта
ЬМНХ / XMNH (Белоруссия)
Точка
ЬМНХ / XMNH
Местонахождение на карте Белоруссии
XMNH (Могилёвская область)
Точка
XMNH
Местонахождение на карте Могилевской области

Быхов (Bykhov) — заброшенный военный аэродром, расположенный рядом с одноимённым городом в Могилёвской области Белоруссии. Военный городок Быхов-1.

Описание

Индекс аэродрома — ЬМНХ/XMNH. Позывной — «Сердечный». На аэродроме было две ИВПП:

  • 13R/31L — 3000х78 метров
  • 13L/31R — 1880х65 метров

История

Военный городок «Быхов-1». Площадь Героев. Дом офицеров
Площадь Героев
Площадь Героев

Аэродром является одним из старейших в истории авиации — аэропланы здесь начали подниматься в воздух ещё в первую мировую войну. В 1914 году посадочную площадку здесь распланировал П.Нестеров. Вероятно, что аэродром в Быхове был построен по указу Николая II.

До 1941 года аэродром был местом дислокации 25-й авиационной базы (самолеты И-16 и Ил-2).

С января 1951 года на основании приказа Военного Министра СССР № 03417 от 26.12.1950 года на аэродром перебазировалась 57-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия и один из её полков — 170-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Смоленский Краснознаменный полк на самолётах Ту-4. Дивизия входила в состав 51-го гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленско-Берлинского корпуса 50-й воздушной армии дальней авиации.

В феврале 1955 года на основании приказов МО СССР № 0028 от 20.03.1961 г., ГК ВМФ № 048 от 13.04.1961 г. и командующего БФ № 0036 от 27.04.1961 г. дивизия была передана в состав ВВС Балтийского флота и была переименована в 57-ю морскую ракетоносную авиационную Смоленскую дивизию Балтийского флота. С 1956 года полки дивизии переучивались на новые самолёты — Ту-16, тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт с возможностью доставки ядерных боеприпасов[1].

В связи с реорганизацией структуры 26 сентября 1961 года на основании директивы ГШ ВС СССР № 80086 от 18.08.1961 г. дивизия была возвращена в состав дальней авиации ВВС и передана в 6-й отдельный тяжелый бомбардировочный авиационный корпус, сформированный на базе 50-й воздушной армии дальней авиации. В августе 1963 года на основании директивы ГШ ВС СССР № 68309 от 25.07.1963 г. дивизия была обратно возвращена в состав ВВС Балтийского флота, где пробыла до декабря 1991 года. К тому времени полки дивизии были вооружены самолётами Ту-16, Ту-22М2 и Ту-22М3[1].

После распада СССР управление дивизии (без авиаполков) 25 декабря 1991 года было переведено на аэродром Североморск-3. Дивизия вошла в состав Северного флота как 57-я смешанная корабельная авиационная Смоленская Краснознамённая дивизия, в которую включили 279-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк (аэр. Североморск-3) и два вертолётных полка: 830-й противолодочный вертолётный полк и 38-й корабельный вертолётный полк (оба на аэр. Североморск-2). Это уникальное формирование в составе ВВС ВМФ (и ВВС РФ) предназначалось для обеспечения боевой деятельности и базирования на борту тяжёлых авианесущих крейсеров «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Горшков».

57-я смешанная корабельная авиационная Смоленская Краснознамённая дивизия ВВС Северного флота была расформирована 1 мая 1998 года. Входившие в её состав полки переданы в прямое подчинение ВВС Северного флота.

Дальнейшая судьба авиаполков Быховской дивизии:

  • 170-й гвардейский морской ракетоносный авиационный Смоленский Краснознаменный полк был расформирован в марте 1991 года на аэродроме Быхов[1]. Самолёты полка Ту-22М3 были распределены между профильными частями ВВС флотов.
  • 240-й гвардейский морской ракетоносный авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный полк был передислоцирован на аэродром г. Остров в Псковской обл., где вместе с 392-м отдельным дальне-разведывательным авиационным полком на самолётах Ту-95РЦ (полк из Кипелово) был переформирован в новый 240-й гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский смешанный (инструкторско-исследовательский) авиационный полк ВВС ВМФ, с подчинением начальнику вновь сформированного 444-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава. Полку были переданы все регалии от 240-го гв. МРАП-а.[1]. На вооружении 240-го гв. САП были все типы эксплуатировавшейся в то время в Морской Авиации РФ авиационной техники (кроме вертолётов): Ту-154М, Ту-142, Ту-134УБЛ, Ту-134УБК, Ту-22М3, Ил-38, Су-24М, Бе-12, Ан-26, Ил-18 а также несколько учебно-тренировочных самолётов типа Л-39. Полк расформирован на аэродроме Веретье в 2009 году, путём переформирования в 7056-ю Авиационную Базу Авиации ВМФ. 7056-я АвБ ЦП на аэр. Остров была расформирована 1 декабря 2009 г. (менее чем через год), в связи с расформированием 444-го ЦБП и ПЛС и планирующейся передачей аэродрома в структуру Армейской авиации. Боевое знамя 240-го гвардейского авиационного полка было передано во вновь сформированную 7055-ю гв. Краснознаменную Севастопольско-Берлинскую АвБ ВМФ центрального подчинения 2-й категории на аэродроме Остафьево Московской обл. Однако и эта авиабаза в 2012 году была расформирована. На этом прекратился путь прославленного 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка

Авиационные происшествия

  • 23 декабря 1959 г. при заходе на посадку ночью при метеоминимуме самолёт Ту-16 столкнулся с землёй в районе ближнего привода. Командир экипажа — майор Чеботарева из состава 170-го полка. Погибли 4 члена экипажа, находившихся в передней кабине.
  • 13.05.1964 г. днём при выполнении полкового вылет 170-го полка. После дозаправки топливом в воздухе произошло столкновение самолёта-заправщика (командир экипажа майор Захаров П. И.) и Ту-16К-10 (командир экипажа — заместитель командира полка подполковник Буренков М. А.). Самолёты разрушились от удара и упали в Цимлянское водохранилище. 7 человек из обоих экипажей погибло.
  • 10 декабря 1965 г. произошла катастрофа самолёта Ту-16, КК к-н Бородулин Е. Н., НПМУ. При подлёте к аэродрому после выполнения полёта на полигон Капустин Яр командир корабля сообщил о занимаемой высоте 1500 м, и запросил разрешение на заход на посадку. Получив разрешение, начал снижение до высоты круга 400 м. Начав снижение, командир корабля увидел кроны деревьев, осознал свою ошибку и резко прибавил обороты двигателей, сделав попытку набрать скорость и высоту, но не успел. Самолёт столкнулся с деревьями и начал разрушаться, при этом оторвалась хвостовая часть самолёта и застряла между стволами деревьев на высоте около 10 м, что спасло жизнь ВСР и КОУ, находившихся в «корме», остальные члены экипажа, 4 человека, погибли. В качестве возможных причин ЛП назывались грубые ошибки экипажа на посадке при определении и контроле высоты полёта. Но могла быть и другая причина, в том числе и техническая неисправность. Была ли в результате расследования выяснена точная причина ЛП, до сведения личного состава полка не доводилась. Реальная высота, с которой самолёт начал снижение, как показало расследование, составляла около 500 м. То есть, ошибка между реальной и предполагаемой высотой начала снижения составляла 1000 м. ВСР отделался сломанной рукой, КОУ вообще не пострадал, смог самостоятельно спуститься, в течение получаса дошёл до ближайшего совхоза и доложил на КДП по телефону о случившимся ЛП. Проделав в лесу просеку около 2 км, самолёт столкнулся с землёй в 13 км от ВПП и загорелся. В результате начавшегося пожара взорвался находившийся на борту боезапас. Пожар продолжался в течение 15 минут, в результате чего обломки самолёта и останки экипажа сгорели.
  • 12.07.1985 года днём при выполнении посадки произошла катастрофа самолёта Ту-22м2 (бортовой номер 45) из состава 240-го мрап, экипаж майора Пенькова. Погиб командир экипажа командир отряда майор Пеньков Валерий Михайлович и инструктор подполковник Борисов Константин Владимирович.
  • 4 марта 1987 года ночью на взлёте произошла авария самолёта Ту-22м2 (бортовой номер 20) из состава 170-го мрап, экипаж капитана Бурундукова, в составе старшего лейтенанта Ломакина, старшего лейтенанта Роговенко и капитана Гузенко. Вылет на радиус с двумя подкрыльевыми ракетами. В момент перед началом создания взлётного угла атаки (скорость 340 км/ч) командир корабля определил отказ одного двигателя, взлёт прервал. Непосредственно перед остановкой на скорости 20 км/ч из-за тряски сработал концевой выключатель на кресле командира корабля и его самопроизвольно катапультировало. Самолёт не загорелся, но ремонту не подлежал.

Интересный факт

9 ноября 1975 года весь состав авиационной дивизии на аэродроме был приведен в готовность № 1. Группа самолётов Ту-16К-10 из состава 240-го мрап была поднята для нанесения ракетного удара по большому противолодочному кораблю «Сторожевой» под командованием капитана 3-го ранга Саблина. Корабль из Риги следовал в направлении Ирбенского пролива. Нанесение удара по кораблю было отменено, самолёты возвращены на базовый аэродром.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Michael Holm. 57th Smolenskaya Red Banner Maritime Missile Aviation Division (англ.). The Luftwaffe, 1933-45 (14 января 2017). Дата обращения: 14 января 2017. Архивировано 1 апреля 2012 года.