Абд аль-Кадир

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Абд-аль-Кадир»)
Абд аль-Кадир аль-Джазаири
араб. عبد القادر الجزائري
Посмертный портрет кисти ТиссьеПосмертный портрет кисти Тиссье
Место рождения Гуиттена, Османский Алжир
Принадлежность  Алжир
Сражения/войны -
Награды и премии
Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона Большой крест ордена Пия IX Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря
Кавалер Большого креста ордена Спасителя Орден Меджидие 1-й степени Орден Белого орла

Абд аль-Ка́дир[1] или Абд аль-Ка́дер (араб. عبد القادر‎; полное имя: Абд аль-Ка́дир ибн Мухйиддин аль-Джазаири, араб. عبد القادر بن محي الدين الجزائري‎); 6 сентября 1808, Маскара — 26 мая 1883, Дамаск) — арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, богослов-суфий, учёный, оратор и поэт. Вёл борьбу против французского колониального вторжения в середине XIX века. Будучи исламским учёным-богословом и суфием, неожиданно оказался во главе военной кампании и в течение многих лет успешно сопротивлялся одной из самых передовых армий в Европе. Вызвал восхищение после вмешательства и спасения христианской общины Дамаска от резни 1860 года. Его усилия по объединению страны против французских захватчиков принесло ему славу «современного Югурты»[2], а его способность сочетать религиозную и политическую власть привела к тому, что он был провозглашён «Святым среди князей, князем среди святых»[3].

Ранние годы

Абд аль-Кадир происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода, укоренившегося в Оране. Отец Мухйиддин (умер в июле 1833) происходил из рода Идрисидов, восходящего к дочери пророка Мухаммада, Фатиме[4]. Таким образом, Абд аль-Кадир был шерифом и имел право добавить к своему имени почётное отчество аль-Хасани («потомок аль-Хасана»)[5]. В научном сообществе бытует мнение, что предки Абд аль-Кадира — арабизированные берберы племени бану-ифрен[6][7]. Отец принадлежал к суфийскому тарикату кадирия[5]. Мать — его третья жена Лалла Зорга.

Абд аль-Кадир родился недалеко от города Маскара в религиозной семье. Точная дата его рождения не известна, но большинство современных источников сообщают, что он родился 6 сентября 1808 года. Самые ранние арабские источники отмечают, что он родился между 1806 и 1808 годом[8].

Он вырос в завии своего отца. Он получил традиционное образование в области теологии, юриспруденции и грамматики арабского языка; сообщается, что он мог читать и писать к пяти годам и выучил наизусть Коран в возрасте 14 лет, получив тем самым титул хафиз. В возрасте 15 лет отправился в Оран для продолжения образования[5]. Благодаря своим необыкновенным способностям, благочестию, учёности и искусству владеть оружием Абд аль-Кадир ещё в молодости приобрёл широкую известность. Он был хорошим оратором и мог взволновать своих сверстников речами и стихами[9].

В 1822 году женился на дочери своего дяди 14-летней Лейле Хейре[10].

Чтобы избавиться от преследований подозрительного алжирского дея, он бежал в Египет, где ему впервые пришлось встретиться с европейской цивилизацией. В 1825 году он отправился в хадж, паломничество мусульман в Мекку, со своим отцом. Он также посетил Дамаск и Багдад и посетил могилы известных мусульманских деятелей, таких как шейх Ибн Араби и Абд аль-Кадир аль-Джилани. Этот опыт закрепил его религиозный энтузиазм. На обратном пути в Алжир на него произвели впечатление реформы, проведённые Мухаммедом Али в Египте. Он вернулся на родину за несколько месяцев до прибытия французов, которые завоевали Алжир, изгнав турок. При этом против французов восстали многие арабские племена.

По другим данным, в октябре 1823 отправился в хадж, но был вместе с отцом задержан оранским беем из-за подозрений в мятеже и 2 года они провели в положении почётных пленников. Только в 1825 они смогли продолжить паломничество и через Тунис прибыли в Аравию (Мекка, Медина, Багдад)[11].

Во главе антиколониальной борьбы

В 1828 году Мухйиддин и Абд аль-Кадир вернулись в Гетну. В условиях французской колониальной оккупации была преодолена раздроблённость разных алжирских племён, и Мухйиддин призвал арабов к джихаду. В ноябре 1832 года на совете племенных шейхов в Маскаре ему предложили принять титул султана, однако он отказался и предложил кандидатуру своего сына. 25 ноября 24-летний Абд аль-Кадир был избран племенами западного Алжира (хашим, бени-аббас, гараба, бени-меджахар) эмиром (чтобы не портить отношения с Марокко, он отказался от титула султана). Таким образом, он создал независимое государство (эмират) со столицей в Маскаре[12], формально признав себя вассалом и наместником марокканского султана Абд ар-Рахмана. Принял титул эмир-аль-муминин («повелитель правоверных»).

Памятник в столице Алжира

Когда французско-африканская армия достигла Орана в январе 1831 года, отца Абд аль-Кадира попросили провести военную кампанию против них[9]; Мухйиддин призвал к джихаду, и он и его сын были среди тех, кто участвовал в атаках под стенами города[5]. В мае 1832 года началась крайне упорная и кровопролитная война с французами, в которой Абд аль-Кадир неоднократно выходил победителем. В течение года, благодаря удачным операциям и осторожной политики, Абд аль-Кадир сумел объединить племена в регионе и восстановить безопасность — его область влияния теперь охватила всю провинцию Оран[5].

Потерпев ряд поражений французы были вынуждены заключить в феврале 1834 года мирный договор, по которому Абд аль-Кадиру перешёл почти полный контроль над провинцией Оран[9]. Параллельно Абд аль-Кадир увеличивал свои владения, захватив город-порт Арзев (правивший здесь кади Ахмет Бен-Тахир был обвинён в торговле со врагами, отправлен в Маскару и казнён), а затем Тлемсен (паша Бен-Нун отказался подчиниться ему и бежал).[13]. Для французов договор был способом установления мира в регионе, одновременно ограничивая Абд аль-Кадира на западе. То, что он подписал договор со стороны алжирцев подняло его в глазах берберов и французов[5].

В 1835 году после смены французских руководителей (генерала Демишеля заменил «ястреб» Трезель, губернатором Алжира был назначен Друз д’Эрлон) война возобновилась. На сторону французов перешли племена дуайр и змала. Но в июне 1835 французы были опять разбиты в лесу Мулай-Исмаил и на реке Макте[5]. Новому французскому руководству (генерал д’Арланж и губернатор Клозель) удалось нанести контрудар, захватив столицу Абд аль-Кадира Маскару и взорвав крепость. Однако поход на Константину в ноябре 1836 окончился позорным поражением, и 30 мая 1837 года в Тафне был заключён очередной мирный договор, по которому Франция признала власть Абд аль-Кадира в большей части Западного Алжира (Оран, Титтери и часть провинции Алжир)[14]. Более того, генерал Бюжо согласился продать эмиру ружья и порох.

1837—1838 годы стали высшей точкой расцвета эмирата Абд аль-Кадира. Экономика эмирата была милитаристской из-за необходимости противостоять дальнейшему вторжению французов. Усиленно развивалась военная промышленность: созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия. В эмирате наряду с ополчением племён была организована регулярная армия европеизированного типа, создано несколько линий обороны. Во время перемирия Абд аль-Кадиром были проведены реформы: административная, разделившая эмират на несколько областей; экономическая, направленная на перераспределение доходов в обществе; судебная и налоговая. Государство Абд аль-Кадира выпускало собственную валюту, названную Мухаммадийей в честь пророка Мухаммада[15]. Законодательную власть осуществлял Высший совет из 11 улемов под руководством верховного кади Ахмеда аль-Хашими. Исполнительную — Диван из 8 визирей под руководством Мухаммеда аль-Джайлани. К началу 1839 эмиру удалось подчинить земли исламского братства Тиджания, после долгой осады столицы Айн Махди. Марабут ат-Тиджини подписал мир и удалился.

18 ноября 1839 года ввиду постоянного нарушения французами условий мирного договора 1837 года Абд аль-Кадир объявил о возобновлении войны[16]. Французская армия в 1840 разгромила арабов в ущелье Музана и лесу Мулай-Исмаил, а подкупленный ими шейх Бен Гана у Бискры уничтожает войско халифа (наместника) Бу Азуза. Французы взяли Медею и Милиану, 26 мая 1841 — Такедемпт, 30 мая — Маскару, 1 февраля 1842 — Тлемсен, а к 1843 году захватили большую часть территории эмирата, ослабленного изменами крупных феодалов. 11 ноября возле Сиди-Иаия армия Абд аль-Кадира была окончательно разгромлена, и он укрылся на территории соседнего Марокко, власти которого также участвовали в сопротивлении французским войскам. Однако они тоже потерпели поражение 14 августа 1844 на реке Исли и были вынуждены выслать Абд аль-Кадира из страны[9]. В 1845 году в Алжире началось новое восстание, которое возглавил возвратившийся из изгнания Абд аль-Кадир.

В начале 1847 французам сдался кабильский халиф Бен Салем, затем братья эмира Сиди Мустафа и Сиди Саид. Абд аль-Кадир в конечном итоге был вынужден сдаться. Его неспособность получить поддержку от восточных племён, за исключением берберов в западной части Кабили, способствовала подавлению восстания, а указ марокканского султана Абд ар-Рахмана, последовавший за Танжерским договором, объявил эмиром вне закона всё его королевство[15]. 21 декабря 1847 года Абд аль-Кадир перешёл алжирскую границу и сдался генералу Ламорисьеру и генерал-губернатору герцогу Омальскому в обмен на обещание, что ему будет разрешено отправиться в Александрию или Акру[9]. Его просьба была удовлетворена, и через два дня его капитуляция была принята официальным лицом французского генерал-губернатора Алжира, Анри Орлеанского, герцогом д’Омалем, которому Абд аль-Кадир символически передал своего боевого коня[15]. Однако, французское правительство отказалось выполнить обещание Ламорисьера: Абд аль-Кадир был отправлен во Францию ​​и, вместо того, чтобы ему позволить продолжить путь на Восток, его взяли в плен[9][15].

Вдалеке от Алжира

Нарушив обещания обеспечить свободный проезд в Аравию, французы задержали его в Тулоне, фактически под «почётным арестом» вместе с родными. После Революции 1848 года его 23 апреля перевели в тюремный замок Шато де По, в ноябре 1849 — в Амбуаз[9]. В тюрьмах от болезней скончались его сын, дочь, племянник. И только президент Наполеон III 16 октября 1852 года, в ходе личного визита в Амбуаз, объявил об освобождении Абд-аль-Кадира, назначив ему пенсию[17]. После визита в Париж, личной аудиенции и участия в плебисците о восстановлении империи, 21 декабря 1852 года Абд-аль-Кадир переехал в Бурсу, а затем в Стамбул, где писал философские трактаты и стихи. В 1856 году он поселился в Дамаске, где преподавал богословие в одной из мечетей.

Летом 1860 года во время Дамасской резни Абд-аль-Кадир вступился за местных христиан-маронитов, подвергавшихся жестокому преследованию со стороны друзов. Нападению подверглось и российское вице-консульство, и вице-консул Макеев был спасён от неминуемой гибели благодаря личному вмешательству и заступничеству Абд аль-Кадира. Его действия по спасению сирийских христиан и европейских консулов повысили его международный авторитет. Он был произведён в кавалеры французского Большого креста ордена Почётного легиона[17], Греция наградила Большим крестом Спасителя, Россия — орденом Белого орла, Османская империя, Англия, Пруссия и Папа римский наградили орденами[16], а Авраам Линкольн отправил ему в качестве подарка пару пистолетов.

С тех пор его тихая, созерцательная жизнь прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями на богомолье. В 1863 году он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 году Всемирную выставку в Париже, а 17 ноября 1869 года присутствовал при открытии Суэцкого канала.

Ж.-Б. Хёйсманс. Абд аль-Кадир берёт под свою защиту христиан Дамаска, избиваемых друзами

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel à l’intelligent; avis à l’indifférent» (Париж, 1858).

Абд аль-Кадир умер 26 мая 1883 года в Дамаске и был похоронен рядом с гробницей Ибн Араби. В 1965 году его прах был перенесён на кладбище Эль-Алия в Алжире, что вызвало разногласия, ведь Абд аль-Кадир явно выражал своё желание быть упокоенным рядом с гробницей Ибн Араби, которого считал своим учителем.

Образ и память

С самого начала Абд аль-Кадир вызывал восхищение не только среди алжирцев, но и среди европейцев[18][19], даже когда сражался с французскими войсками. «Щедрая забота, мягкое сочувствие», проявляемые им к военнопленным, «практически не имели аналогов в истории войн»[20], и он всегда выказывал уважение к верованиям пленных.

В 1843 году французский маршал Николя Сульт назвал Абд аль-Кадира одним из трёх величайших живущих людей, двое других — Шамиль и Мухаммед Али Египетский[21].

Именем Абд аль-Кадира назван город Элкейдер[англ.] в штате Айова, США. Основатели Тимоти Дэвис, Джон Томпсон и Честер Сейдж были впечатлены борьбой эмира с французскими колониальными войсками и решили назвать его именем новое поселение в 1846 году[22].

В 2013 году Оливер Стоун объявил о начале производства кинобайопика «Эмир Абд аль-Кадир», режиссёром объявлен Чарльз Бернетт[23].

В Алжире Абд аль-Кадира чтят как национального героя и «Югурту Нового времени»[2].

Abd el-Kader Fellowship — это постдокторская стипендия Института перспективных исследований в области культуры Университета Вирджинии[24].

Примечания

  1. Агеенко, Ф. Л. Абд аль-Кадир // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение: Более 38 000 словарных единиц. — М.: Мир и Образование, 2010. — С. 54. — 2000 экз. — ISBN 978-5-94666-588-9.
  2. 2,0 2,1 Ernest Mercier, L’Algérie en 1880, éd. Challamel, Paris, 1880, p.36,p.40
  3. Bouyerdene 2012, chapter 3
  4. Par Société languedocienne de géographie, Université de Montpellier. Institut de géographie, Centre national de la recherche scientifique (France) Publié par Secrétariat de la Société languedocienne de géographie, 1881. Notes sur l’article: v. 4, page 517
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Ahmed Bouyerdene, Emir Abd el-Kader: Hero and Saint of Islam, trans. Gustavo Polit, World Wisdom 2012
  6. [Rozet et [[Ernest Carette|Carette]], L’Univers ou histoire et description de tous les peuples, Firmin Didot, 1850, P.. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 10 июня 2016 года. Rozet et Carette, L’Univers ou histoire et description de tous les peuples, Firmin Didot, 1850, P.]
  7. [Complément de l’Encyclopédie moderne, Firmin Didot, 1857, t.5, P.. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 5 апреля 2018 года. Complément de l’Encyclopédie moderne, Firmin Didot, 1857, t.5, P.]
  8. Bouyerdene 2012, ch.1 note 14.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 Abdelkader, Encyclopædia Britannica, vol. I: A-Ak - Bayes (15th ed.), Chicago, Illinois: Encyclopædia Britannica, Inc., 2010, pp. 18–19, ISBN 978-1-59339-837-8, <https://archive.org/details/newencyclopaedia2009ency>. 
  10. Оганисьян Ю. Абд аль-Кадир. М., 1968. — с.22.
  11. Ю. Оганисьян Абд аль-Кадир. М., 1968. — с.26-27.
  12. Муслим Абдулхаков. Абд аль-Кадир аль-Джазаири — муджахид, суфий, поэт, богослов Архивировано 13 августа 2009 года.
  13. Ю. Оганисьян. Абд аль-Кадир. М., 1968. — с.52.
  14. Service Historique de l’Armée de Terre, Fonds Serie 1H46, Dossier 2, Province d’Oran, cited in Bouyerdene 2012.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Bouyerdene 2012, chapter 4
  16. 16,0 16,1 Bouyerdene 2012, chapter 5
  17. 17,0 17,1 J. Ruedy, Modern Algiera: The Origins and Development of a Nation, (Bloomington, 2005), p. 65; Chateaux of the Loire (Casa Editrice Bonechi, 2007) p10.
  18. Dinesen, A.W. Abd el-Kader, 1840 (reprint 2006), ISBN 8776950301
  19. Bouyerdene, p45-47 «scrupulous respect for the law, the foundation of which is humanity and justice»
  20. Churchill,, Charles Henry. Life of Abd el-Kader: Ex-Sultan of the Arabs of Algeria (англ.). — London: Chapman and Hall, 1887.
  21. Bellemare,, Alexandre. Abd-el-Kader sa vie politique et militaire (фр.). — Hachette, 1863. — С. 4.
  22. History of Elkader, IA. Дата обращения: 5 октября 2015. Архивировано 29 апреля 2017 года.
  23. Sneider, Jeff. Oliver Stone to Executive Produce Biopic of Algerian Leader Emir Abd el-Kader (Exclusive), TheWrap. Архивировано 14 октября 2015 года. Дата обращения 5 октября 2015.
  24. Institute for Advanced Studies in Culture. Institute for Advanced Studies in Culture. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 29 ноября 2019 года.

Литература