«Щ-206»советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис-2 проекта Щ — «Щука». До 1934 года носила имя «Нельма».

Щ-206 «Нельма»
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Севастополь
Спуск на воду 1 февраля 1935
Выведен из состава флота 27 июля 1941
Современный статус пропала без вести
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДПЛ
Обозначение проекта «Щука», серия V-бис-2
Скорость (надводная) 13,5 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 46 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 593 т
Водоизмещение подводное 705,7 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
58,8 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,9 м
Вооружение
Артиллерия 1 x 45-мм, 21-К, 1000 выстрелов,
1 x 76 мм Ф-35
Минно-торпедное
вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм,
кормовые ТА: 2x533 мм
Боекомплект (торпед): 10
ПВО 2 пулемёта

История корабля

Лодка была заложена 5 января 1934 года на заводе № 200 «имени 61 коммунара» в Николаеве, заводской номер 1029, спущена на воду 1 февраля 1935 года, 14 августа 1936 года вступила в строй, 1 октября 1936 года вошла в состав Черноморского флота.

Служба

С октября 1939 года командиром лодки был Сидор Алексеевич Каракай.

На 22 июня 1941 года «Нельма» числилась в 3-м дивизионе 1-й бригады подводных лодок, базировавшейся в Севастополе. Входила в число самых боеготовых кораблей (в первую линию).

В первый день войны Щ-206 вышла на боевое дежурство в район мыса Шаблер (позиция № 4). На базу лодка не вернулась. Утром 28 июня лодка последний раз вышла на связь, сообщив о своём возвращении на позицию, с которой лодка уходила на время операции надводных кораблей у Констанцы[1]. 8 июля штабом был отправлен приказ задержаться на позиции ещё на сутки, а 9 июля был отдан приказ о возвращении на базу.

Версии гибели

Точная причина гибели Щ-206 не установлена, место потопления лодки достоверно не найдено. Существуют несколько версий гибели:

  1. 26 июня 1941 года лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный» возвращались из безрезультатного рейда на Констанцу. В 60 милях от Констанцы, за пределами позиции Щ-206, «Сообразительный» подвергся безрезультатной атаке одной торпедой, контратаковав неизвестную лодку глубинными бомбами. По одной из распространённых версий, это была Щ-206[2]. По этой же версии лидер «Москва», потерянный в ходе этой операции, погиб в результате атаки Щ-206, командир которой не был информирован об операции советских кораблей и принял их за румынские. Эта версия вступает в противоречие с архивными данными[1].
  2. По румынским данным, 9 июля 1941 года во время траления фарватера к югу от Констанцы румынская канонерская лодка «Стихи» заметила перископ в 8 милях к востоку от Мангалии. Миноносец «Налука» начал преследование и атаковал лодку артиллерийским огнём и глубинными бомбами. Подоспевшие из Констанцы торпедные катера повторно обнаружили лодку и снова атаковали её глубинными бомбами. Эта атака проводилась в районе с координатами 43°51′05″ с. ш. 28°45′00″ в. д.HGЯO.

В 8,5 милях к северо-востоку от Мангалии на дне Чёрного моря обнаружен неопознанный объект, по размерам приближённо соответствующий подводной лодке[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 120. — 176 с. — (Арсенал коллекция). — ISBN 978-5-699-25285-5.
  2. Лидер "Москва". Дата обращения: 21 мая 2011. Архивировано 21 июля 2011 года.

Ссылки

Литература