Цветная фотография — Уже первые исследователи химического действия света заметили, что хлористое серебро получает различные оттенки, смотря по цвету действовавшего света и по способу приготовления светочувствительного слоя. В 1810 г. иенский профессор Зеебек заметил, что хлористое серебро под влиянием красного света получает красноватый оттенок. Позднее, в 1839 г., Гершель получил на бумаге с хлористым серебром отпечаток солнечного спектра; красный цвет выходил кирпично-красным, желтый отсутствовал, зеленый был темным. Хунт тоже получал подобные отпечатки. В 1848 г. Эдм. Беккерелю удалось получить фотографию солнечного спектра в натуральных цветах; способ его состоял в следующем: полированные серебряные или медные высеребренные пластинки с слоем полухлористого серебра приготовлялись электролизом 10 % раствора хлористоводородной кислоты при помощи 3—4 элементов Бунзена. Сила тока должна быть такова, чтобы в вольтаметре в той же цепи получалось от 4 до 7 куб. см хлора в течение того времени, когда образуется чувствительный слой. Получался обыкновенно слой фиолетового цвета четвертого порядка. Чтобы сделать пластинку с полухлористым серебром малочувствительною к крайним лучам спектра и получать более яркие цвета, Беккерель выдерживал ее в воздушной бане разное время при температуре до 120° до тех пор, пока фиолетовый цвет ее не переходил в красноватый и уже после этих манипуляций подвергал ее действию солнечных лучей, разложенных в призматический спектр. Фраунгоферовых линий получались лишь признаки, так как приходилось брать широкую щель, чтобы получить много света или продолжать действие света несколько часов. Беккерель показывал еще в 1875 г. приготовленную им фотографию спектра, сохраняя ее много лет в задвижном ящичке, лежавшем в его письменном столе. Но все попытки закрепить изображение спектра оказались тщетными. При действии дневного света изображение исчезало постепенно, а при фиксировании — моментально. В период времени от 1851 г. до 1866 г. в том же направлении, что и Беккерель, работал Ниэпс де Сен-Виктор, желая добиться фиксирования цветных изображений. В 1855 г. над тем же вопросом работал и Борегар; но работы как одного, так и другого имеют только историческое значение. Только в 1865 г. Пуатевен упростил немного манипуляцию, покрывая бумагу слоем хлористого серебра, потемневшего от действия света, обработав его смесью растворов двухромово-калиевой соли, медного купороса и хлористого калия и высушив в темноте. Цвета получились менее яркие и тоже не могли быть фиксированы. В 1891 г. Копп несколько видоизменил этот метод, так что можно было рассчитывать на удачное получение цветного отпечатка этим путем. Но Копп умер в том же году, и его идеи были осуществлены только спустя 2 ½ года венским фотохимиком Е. Валента, которому удалось получить удовлетворительные закрепленные фотографии солнечного спектра на белом фоне. Все эти работы основываются на так назыв. химических методах, но, кроме них, разработано много других технических приемов, при помощи которых, конечно косвенным путем, добивались цветных фотографий; из них особенного внимания заслуживают: так назыв. трехцветное печатание, способ Ch. Cros и L. Ducos du Hauron (см. эти фамилии) и способ Айвеса (см.), так назыв. фотохромоскоп (см.). К трехцветным же процессам надо причислить и прием проф. Джоли (J. Joly) в Дублине. Он приготовляет сначала трехцветную решетку, покрывая зеркальное стекло тонким слоем желатина параллельными линиями числом от 200 до 300 на дюйм, причем последовательно повторяются линии, проведенные эритрозиновой оранжевой, смесью этиловой зелени с эритрозиновой оранжевой и голубой, в воде растворимой анилиновыми красками, смешанными с раствором желатина. Такая решетка из линий, пропускающих лишь красный, или зеленый, или синий цвет накладывается вплотную на ортохроматическую фотографическую пластинку и выставляется в камере. С полученного негатива снимается диапозитив и рассматривается через ту же решетку, расположенную аккуратно в том же положении, как при снимании. В результате получается ярко раскрашенный диапозитив: линии сливаются, смешение цветов получается в самом глазу. В негативе под каждой чертой темные места соответствуют наибольшей силе света, проходящего через пигмент, которым она проведена; по этому самому в позитиве этому цвету будут соответствовать самые прозрачные места. По свидетельству Абнея, фотографии Джоли очень удачны: способ не получил распространения, вероятно, вследствие дороговизны решеток, которые надо делать на особой делительной машине очень тщательно. Ср. «Sc. Amer. Suppl.», 1895, 15919; 16315; 1898, 18750. Многие ученые старались объяснить химическим путем образование цветов на пластинках, но никому из них не удалось создать сколько-нибудь удовлетворительного решения вопроса, и только Ценкер (1868) дал верное направление усилиям к его решению. В своем «Lehrbuch der Photochromie» он попробовал объяснить образование цветов при фотохимических процессах чисто физическим путем, утверждая, что на серебряных пластинках и белой бумаге цвета происходят вследствие интерференции, а именно благодаря образованию стоячих световых волн (см. Интерференция). Верность теории Ценкера 20 лет спустя была доказана очень серьезной работой Отто Винера о стоячих волнах, которая появилась в 1890 году, и наконец в 1891 г. она была подтверждена блистательным открытием Липмана, профессора парижской Сорбонны, который нашел способ фотографирования в натуральных цветах. Для получения искусственным образом стоячих волн Липман поместил отражательную поверхность непосредственно за прозрачным светочувствительным слоем. Для отражательной поверхности после многих бесплодных попыток с зеркалами он воспользовался чистой поверхностью ртути. Светочувствительная пластинка со слоем, обращенным внутрь, была помещена в кассету особенного устройства, в которой она приходила в непосредственное соприкосновение с зеркальной поверхностью ртути. На фиг. 1 и 2 изображена такая кассета системы Липмана.
Передняя задвижка VF устроена обыкновенным способом, но пластинка кладется на каучуковую мягкую рамку gg, к которой она сильно прижимается крючками kk при закрытии рамки. Тогда в плотный сосуд, образующийся из пластинки, рамки kk и дна T, вливается ртуть из резервуара М чрез трубку R. Таким образом освещение пластинки происходит через самое стекло; чтобы стоячие волны могли беспрепятственно образоваться в светочувствительном слое, должно по возможности отсутствовать зерно. Поэтому Нейхауз нашел наиболее пригодными пластинки альбуминные, из чистого альбумина куриных яиц, лишь с прибавкой аммиака, сенсибилизированные сначала в серебряной ванне, состоявшей из 10 гр. AgNO3, 10 куб. см уксусной кислоты и 100 см дистил. воды, а затем по очереди в растворах цианина и эритрозина, которые составлялись так: на 200 куб. см воды 1 куб. см 0,2 % раствора цианина или эритрозина в 95 % спирту. Для проявления употребляется проявитель по рецепту бр. Люмьер или другой, составляемый из 1) пирогалловой кислоты 10 гр. на 100 куб. см воды 2) свежего, не выветрившегося углекислого аммония 10 гр. — 60 куб. см воды; для проявления берут 7 ½ куб. см 1-го; 5 куб. см 2-го; 30 куб. см дистиллир. воды и от 6 до 8 капель 10 % раствора бромистого калия. Таким образом, выставляется на свет альбуминат серебра, вещество однородное оптически, а не эмульсия галоидных солей серебра. Пластинки, приготовленные по указанному, могут сохраняться перед употреблением не дольше двух недель. Альбуминные пластинки употребляются преимущественно для фотографирования спектров, а для фотографирования смешанных цветов рекомендуется употреблять желатинные. В продаже пока нет годных пластинок для Липмановского способа, их приходится приготовлять самому, но успех зависит от сорта взятой желатины. Нейхауз получил удачные снимки только с одним сортом простой кухонной желатины. Изображения на пластинках, приготовленных по способу Липмана, должно рассматривать в отраженном свете и под определенным углом зрения. Проектирование же на экран производится особенным образом. Разработкой теории и практикой способа Липмана занимались Wiener, Wood, Meslin, Schütt, Valenta, Neuchauss и мн. др. Хотя Липману и другим лицам, работавшим по его методу, и удалось приготовить изящные Ц. снимки с ярко окрашенных предметов, а также и фотографию солнечного спектра, однако способ этот не вышел еще из стадии лабораторных опытов и широкое его распространение — дело будущего. Однако особенность этого изобретения, как замечает автор одной статьи, та, что сделано оно не случайно; изобретатель шел не ощупью, а основывая свои опыты и остроумные соображения с самого начала на точных теоретических данных. Удачные результаты работ Липмана служат прекрасным подтверждением волнообразной теории света.
Литература. Zenker, «Lehrbuch der photochromie» (1868); O. Wiener, «Stehende Lichtwellen» («Wiedeman’s Annalen», т. 40, 1890); Lipman, «Comt. rend.» (т. 112, стр. 274; т. 114, стр. 961; т. 115, стр. 575); R. Neuchauss, «Photogr. Correspond.» (№ 8, 1895; № 12,1899; №№ 1, 3, 1900); Zenker, «Jahrbuch für photographie» (1893); Neuchauss, «Die Farbenphotograph.» (Галле, 1898); L. Cramer, «Untersuchungen über d. Lipmansche Farbenverfaren» («Photogr. Correspond.», № 37,1890); A. Trillat, «Referat» («Comt. rend.», 130, 1900); E. Douglas, «Note on the Lipman process» («Brit. Journal of Photogr.», № 2110,1900); Krone, «Die Darstellung d. natürlichen Farben durch Photographie» (Веймар, 1894); Valenta, «Die Photographie in natürlichen Farben» (Галле, 1894); R. W. Wood, «An Application of the diffraction Trating to colour photographie» («Philosof. Magaz.», № 47, 1899); Valenta, «Ueber das sensibilisiven der Platen für das Lipman’sche Process» («Photogr. Correspond», № 36,1899); O. Wiener, «Farbenphotographie durch Körperfarben und mechanische Farbenanpassung in der Natur» («Wied. Annal.», т. 55, 1895); F. Schütt, «Innerer Bau der Lipman’schen Photogtaphien» («Wiedem. Annal.», т. 57, 1896); Neuchauss, «Nachweis der dünnen Zenker’schen Bläthen in den Lipman’s Farbenphotographien» («Wid. Ann.», т. 65, 1898); Neuchauss, «Ueber den gegenwertigen Stand der Farbenphotographie» («Archiv für. Wiss. photogr.», т. 1, 1899); A. Berget, «La photographie des couleurs» (П., 1901); O. Wiener, «Lipman’sche Farbenphotographie» («Wied. Ann.», т. 69, 1899).
В. В. Лермантов и Г. К—ий.