W.I.T.C.H. (организация)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Женский интернациональный террористический заговор из Ада (W.I.T.C.H. от англ. Women’s International Terrorist Conspiracy from Hell) — феминистское движение, зародившееся во времена Второй волны феминизма в конце 1960-х годов в США. W.I.T.C.H. или Ведьмы (от англ. witch — «ведьма») образовались как отдельная ветвь феминистской группы Радикальные женщины Нью-Йорка (NYRW) в 1968 году[1]. Создательницей движения считается Робин Морган, писательница, поэтесса, активистка радикального феминизма, которая вместе с другой фем-активисткой Сьюзэн Браунмиллер объясняли борьбу W.I.T.C.H через термин «партизанский театр» или шок-акции[2][3].

Другие, менее агрессивные, расшифровки W.I.T.C.H — это Женщины, вдохновлённые творить (её)историю (Women Inspired to Commit Herstory) и Женщины, заинтересованные в свержении потребительских праздников (Women Interested in Toppling Consumer Holidays)[2], применялись активистками согласно проблеме, по поводу которой они выступали каждый конкретный раз. Хотя активизм Ведьм в большей мере согласовывается именно с первой и основной расшифровкой. Феминистки из W.I.T.C.H в своих шок-акциях практиковали смешение поэзии, колдовства и протестных активностей[3]. Своей основной целью и главным врагом активистки видели капиталистическую систему[4].

История

W.I.T.C.H. как представительницы движение социалистического феминизма были наиболее сконцентрированы на пересечении патриархата и капитализма как систем, ответственных за угнетение женщин. Соответственно, в представлении активисток социалистического феминизма, капитализм не менее вреден, поскольку способствует экономической зависимости женщин от мужчин[5]. Таким образом, в своих практиках Ведьмы совмещали политический активизм, неоязычество и колдовство[6].

Так звучит манифест Ведьм:

«WITCH — это все женское естество. Это театр, революция, волшебство, ужас, радость, цветки чеснока, заклинания. Это осознание того, что ведьмы и цыгане были первыми партизанами и борцами сопротивления против угнетения, в особенности, угнетения женщин, на протяжении веков. Ведьмы всегда были женщинами, которые осмеливались быть заводными, смелыми, агрессивными, умными, исследовательницами-нонконформистками, любопытными, независимыми, сексуально раскрепощёнными, революционными. Возможно, это объясняет, почему девять миллионов из них были сожжены. Ведьмы были первыми торговцами, первыми из тех, кто начал контролировать деторождение и выполнять аборты, первыми алхимиками (только представьте, прервать мусор в золото и обесценить все идею денег!). Они не поклонялись ни одному мужчине, они были живыми реликвиями старейшей культуры, где мужчины и женщины были равноправными участниками кооперативного общества, ещё до смертоносного сексуального, экономического и духовного угнетения, до того, как Империалистское фалоцентричное общество взяло верх и уничтожило природу и истинную человечность»[6].

Первая масштабная акция радикальных феминисток из Нью-Йорка также связана с именем основательницы W.I.T.C.H. Робин Морган. За шесть недель до основания движения, Морган с соратницами организовали протест на конкурсе «Мисс Америка» в Атлантик-сити, Нью-Джерси[2]. Позже она вспоминала, что именно возвращаясь с судебного разбирательство по делу об акции протеста на конкурсе, она с другими активистками пришли к необходимости использования некоторого «бытового» образа для манифестации борьбы женщин за свои права[1]. По предложению ЛГБТ-активистки Марсии Патрик этим образом стала «ведьма»:

«Что же, если освобождение женщин станет нарицательным выражением, то начнётся охота на ведьм, и мы станем ведьмами»[1].

По сути, это была попытка реклейминга или реаппроприации термина, долгое время носившего негативных характер. Ведьмы всегда ассоциировались со злом, грехом, отсутствием морали, а гонения ни них в Средние века помогали патриархальной Церкви контролировать женщин[7]. Профессорка религиоведения Синтия Эллер объясняла выбор образа ведьмы так:

«…Выбирая этот символ, феминистки отождествляли себя с тем, чем женщин учили не быть: уродливыми, агрессивными, независимыми и злонамеренными»[7].

Таким образом, ассоциацию со всем тем, что в обществе было неприемлемо для «хорошей женщины», необходимо было превратить в символ женской силы и независимости[7].

Первая полноценная акция-перформанс W.I.T.C.H. состоялась на Хэллоуин. В качестве цели для «порчи» активистки выбрали Уолл-Стритт, как олицетворения капиталистического процветания. Поскольку активизм W.I.T.C.H. во многом состоял из театрализованных перформансов, участницы пришли на Фондовую Биржу, одетые в костюмы ведьм, с мётлами и волшебными палочками. Они предупредили прессу о начале акции в 9 утра, но некоторые пришли заранее с плакатами, листовками и суперклеем, чтобы обклеить дверь Биржи. По воспоминаниям одной из участниц, позже сотрудникам пришлось снимать эту дверь с петель[1]. С собой Ведьмы принесли бумажную голову свиньи на золотом блюде[3], а затем окружили статую Джорджа Вашингтона и запели проклятия:

«Уолл-стрит, Уолл-стрит, самая мощная Стена на всей улице. Кошелёк или жизнь, корпоративная элита поднимайся против Уолл-Стрит!»[1]

Эту акцию основательницы посчитали успешной, так как на следующий день индексы Фондовой Биржи упали на 5 %[8].

Театральный политический активизм и весёлый характер Ведьменских практик быстро сделали движение W.I.T.C.H. популярным за пределами Нью-Йорка. По эгидой W.I.T.C.H женщины в Бостоне проклинали бары, женщины из округа Колумбия пришли проклясть инаугурацию Президента США Ричарда Никсона, Чикагские Ведьмы прокляли транспортное управление города за повышение цен на проезд[8].

К началу 1970-х акции феминистского движения W.I.T.C.H. стали постепенно затухать. Тем не менее, практики колдовства и борьбы в защиту прав женщин от лица Ведьм время от времени применяются активистками в США до сих пор[8].

Основные акции

  • 1968 год. Акция на Уолл-стрит против капиталистического процветания и мужского превосходства. W.I.T.C.H., наряженные в Хэллоуинские костюмы совершили обряд наведения порчи на Фондовую биржу, в результате её индексы упали на 5 %[8].
  • 1969 год. В преддверии Дня Святого Валентина Ведьмы устроили акцию-протест на свадебной ярмарке в Мэдисон-Сквер-Гарден. В этот раз целью дискредитации выступал институт брака. Активистки выкрикивали лозунг «Противостоять создателям проституции» (по аналогии с лозунгом «Противостоять создателям войны»), критикуя классические обязанности женщины в браке: секс, бытовое обслуживание, воспитание детей. В конце протеста W.I.T.C.H. выпустили в толпу людей белых мышей[3].
  • 1969 год. После скандального увольнения радикальной феминистки и профессорки факультета социологии Чикагского Университета, восемь студенток, принадлежавших движению W.I.T.C.H., организовали акцию проклятия заведующего кафедрой социологии. По традиции одетые в чёрные плащи и с выкрашенными белой краской лицами они кричали ему: «Остерегайся проклятия, проклятия Ведьм»[8].
  • 1969 год. Чикагские Ведьмы устроили акцию наведения порчи на Чикагское управление городского транспорта (CTA) из-за повышения цен на проезд. Активистки соорудили и принесли котёл, вокруг которого они устроили хоровод и пение проклятий: «Ведьмы по кругу идут искоренять причины нашего горя. Мы, ведьмы, теперь устраиваем заговор, чтобы сжечь CTA в огне свобод»[8].
  • 2015 год. Три последовательницы W.I.T.C.H. в Чикаго решили возобновить акции движения для протеста против жилищного неравенства, а именно нехватки доступного жилья в Штате Иллинойс. Ведьмы провели ритуал на Логан-Сквер, суть которого заключалась в традиционном наведении порчи, а также применении защитного заклинания. Эта акция сопровождалась нанесением магических рисунков на асфальт[9].
  • 2016 год. Последовательницы W.I.T.C.H. из Чикаго, Портленда и Бостона, перенявшие от создательниц антикапиталистические левые взгляды, а также практики колдовства и анонимность, гарантируемую театральными костюмами, выходили на протесты против Дональда Трампа, во время его выдвижения от Республиканской партии США. Они выкрикивали требования: «Мы призываем вас связать Дональда Дж. Трампа, чтобы он потерпел неудачу и не причинил вреда ни одной человеческой душе, ни одному дереву, животному, ручью, скале или морю»[4].
  • 2020 год. Протесты BLM, мощная волна которых была спровоцированная убийством Джорджа Флойда, также привлекли внимание современных активисток W.I.T.C.H. Некоторые представительницы посещали протесты с плакатами в поддержку BLM. Наиболее сильную поддержку Ведьмы оказывали через социальные сети, в частности, через TikTok. Трудно сказать являются ли ведьмы из TikTok наследницами движения W.I.T.C.H., или же это отдельно существующие направление. Тем не менее, хэштег #WitchesForBLM набрал более 17 млн просмотров, а пользовательницы, идентифицирующие себя с ведьмами в социальных сетях, также практикуют колдовство и политический активизм[10].

Критика

С основной волной критики W.I.T.C.H. столкнулись ещё в самом начале своего активизма, а именно после неудачной по мнению многих акции на свадебной ярмарке в Мэдисон-Сквер-Гарден. Перформанс с выпускаем белых мышей в толпу невест, организованный W.I.T.C.H., был неверно истолкован как публикой, так и другими радикальными феминистками. Союзницы из смежных радикальных движений считали такой активизм пугающим и раскалывающим движение, они выступали за осознанные беседы и просветительские мероприятия, а не шок-акции.

Впоследствии Робин Морган признала, что эта акция, действительно, было скорее глупым решением, так как животные напугали невест, а лозунги про сравнение брака с проституцией будто бы перекладывали вину с института брака на самих женщин. Она высказались так: «Это на самом деле отвернуло женщин от нас. Суть акции была в том, чтобы попытаться сказать им, что мы здесь, чтобы поддержать вас — и разве вы не знаете, что это все и есть коммерциализация? Если вы действительно влюблены, вам не нужны 16 видов чашек и тарелок»[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Joy Press. The Life and Death of a Radical Sisterhood (англ.) ?. The Cut (15 ноября 2017). Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 16 мая 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Activism (англ.) ?. Robin Morgan | Author, Activist, Feminist | NYC. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 21 марта 2022 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Condé Nast. This Feminist Group Put Hexes on Wall Street and Richard Nixon (англ.) ?. Teen Vogue (28 октября 2021). Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  4. 4,0 4,1 How the Socialist Feminists of WITCH Use Magic to Fight Capitalism (англ.). www.vice.com. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 28 мая 2022 года.
  5. What is Socialist Feminism? - The Feminist eZine. www.feministezine.com. Дата обращения: 27 мая 2022. Архивировано 11 мая 2019 года.
  6. 6,0 6,1 Margot Adler. Drawing Down the Moon: Witches, Druids, Goddess-Worshippers, and Other Pagans in America. — Penguin, 2006-10-03. — 817 с. — ISBN 978-1-101-54976-6. Архивная копия от 28 мая 2022 на Wayback Machine
  7. 7,0 7,1 7,2 Laura Luque Brugué, Sara Martín Alegre. Disempowering the witch: a patriarchal portrait of the witch in Anne Rice's 'The lives of the Mayfair witches'. — 2018. — 65 с. Архивная копия от 11 июня 2020 на Wayback Machine
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 WITCH. www.jofreeman.com. Дата обращения: 27 мая 2022. Архивировано 20 июня 2022 года.
  9. WITCH stages ritual to protest housing inequalities in Chicago - News, Paganism, U.S. (англ.) ?. The Wild Hunt (31 января 2016). Дата обращения: 28 мая 2022. Архивировано 11 февраля 2021 года.
  10. Gushers? Witches? And ... Mitt Romney? The surprise coalition backing Black Lives Matter (англ.). the Guardian (11 июня 2020). Дата обращения: 28 мая 2022. Архивировано 28 мая 2022 года.