Tesla

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Tesla
Основание 1 июля 2003; 20 лет назад (2003-07-01)
Прежние названия Tesla Motors, Inc. (2003–февраль 2017)
Ключевые фигуры

Илон Маск (CEO и председатель)
Martinelli Domenico (AD)
Yuri Fazio (AD)
Джеффри Страубел (CTO)


Франц фон Хольцхаузен (главный дизайнер)
Отрасль Автомобилестроение
Солнечная энергетика
Продукция легковые и грузовые электромобили
литий-ионные аккумуляторы
солнечные батареи
Материнская компания Илон Маск (17%)
Дочерние компании

DeepScale

Tesla Energy

Tesla Grohmann Automation

Tesla (ранее Tesla Motors) — американская компания, производитель электромобилей и решений (см. SolarCity) для хранения электрической энергии[1][2][3][4].

Компания была основана в июле 2003 года Мартином Эберхардом[en] и Марком Тарпеннингом, но нынешнее руководство компании называет сооснователями Илона Маска, Джеффри Брайана Страубела и Иэна Райта[5][6].

В 2019 году Tesla стала крупнейшим производителем электромобилей в мире[7]. Седан Tesla Model 3 стал самым продаваемым электромобилем в истории, преодолев отметку 800 тысяч[8].

В 2021 году Tesla вышла на первое место по капитализации среди автомобильных компаний, обойдя японского автопроизводителя Toyota[9]. В конце октября 2021 года капитализация Tesla впервые превысила 1 трлн долларов, ранее этой отметки достигали только 4 американские компании (Apple, Microsoft, Amazon и Alphabet)[10].

Компания получила название в честь американского инженера, изобретателя в области электротехники Николы Теслы[8].

История

Компания Tesla (основанная как Tesla Motors) была зарегистрирована 1 июля 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Ян Райт был третьим сотрудником Tesla, присоединившимся к ней несколько месяцев спустя. В феврале 2004 года трое основателей привлекли инвестиции в размере 7,5 млн долларов США, при этом Илон Маск внес 6,5 млн долларов. Маск стал председателем совета директоров и назначил Эберхарда генеральным директором.

Целью Tesla было начать со спортивного автомобиля премиум-класса, ориентированного на первых пользователей, а затем перейти к более массовым автомобилям, включая седаны и доступные компактные автомобили. Прототипы первого автомобиля Tesla были официально представлены публике 19 июля 2006 года в Санта-Монике (Калифорния).

В 2006 году Маску удалось, проведя несколько раундов финансирования от инвестиционных фондов и известных предпринимателей (включая соучредителей Google), привлечь 100 млн долларов. В результате Tesla начала производство своей первой модели Roadster в 2008 году.

В январе 2010 года Tesla получила от Министерства энергетики США заём в размере 465 миллионов долларов, который компания погасила в 2013 году. В мае 2010 года Tesla начала строительство фабрики во Фримонте (Калифорния) для производства Model S.

29 июня 2010 года Tesla начала первичное публичное размещение акций (IPO) на NASDAQ, став первой американской автомобильной компанией, осуществившей IPO, после Ford Motor в 1956 году. Это дало компании доступ к крупнейшему источнику финансирования.

В июне 2012 года Tesla начала производство своего второго автомобиля — Model S. В июле 2017 года Tesla начала продавать седан Model 3.

В мае 2017 года Илон Маск представил план развития компании, предусматривающий добавление в линейку электромобилей и грузовика[11].

В 2019 году Tesla выкупит производителя батарей Maxwell, сумма сделки составит примерно 218 миллионов долларов. Обе стороны планируют завершить сделку во втором квартале 2019 года[12].

14 марта 2019 года был представлен новый электромобиль Tesla Model Y.

В ноябре 2020 года Tesla, Uber и ещё 26 американских компаний учредили организацию Zero Emission Transport Association (ZETA), которая будет лоббировать увеличение количества электромобилей в США. Ассоциация будет выступать за изменения в национальной политике, которые подтолкнут отрасль к полному переходу на электромобили в секторах транспорта лёгкой, средней и большой грузоподъёмности к 2030 году[13][14].

25 октября 2021 года капитализация компании превысила 1 трлн долларов[10].

Планы

В 2020 году в своем Твиттере Илон Маск, сообщил, что новый сервис Robotaxi готов к использованию уже в этом году. Нововведение относится ко всем моделям Tesla и представляет собой парк полностью автономных такси. Роботизированные электрокары смогут развозить пассажиров без привлечения водителя благодаря «умной» системе Full Self-Driving. Управлять ими можно будет с помощью мобильного приложения.

Таким образом будет создана система каршеринга: когда владелец электромобиля сможет на расстоянии сдавать в аренду свою машину. Прибыль от таких поездок будет разделена между хозяином машины и компанией. На данный момент система полностью готова и функционирует (по словам Маска). Дата внедрения проекта Robotaxi зависит только от согласования с контролирующими органами и выдачи разрешения на автономное вождение 5 уровня[15].

11 мая 2021 года стало известно о том, что компания отказалась от планов покупки земли в Шанхае для расширения своего завода в этом городе.[16]

21 июля 2021 года основатель Илон Маск заявил в Twitter, что его компания намерена сделать сеть станций быстрой зарядки для Тесла доступной также и для электромобилей других производителей[17].

Производственные мощности

В США

Tesla Factory[en] — завод во Фримонте (Калифорния) (ранее назывался NewUnitedMotorManufacturing, Inc (NUMMI) и был совместным предприятием General Motors и Toyota, был открыт в 1984 году; Tesla Motors купила его у Toyota в 2010 году за 42 млн долл.)[18][19][20].

Завод аккумуляторов Gigafactory 1 в Неваде — самый большой в мире — будет с 2020 года производить для электромобилей 500 тыс. батарей[уточнить].


За рубежом

Завод Tesla в Шанхае — первый за пределами США, официально открылся в январе 2020 года (из-за вспышки коронавируса фабрика закрылась в конце месяца, но вновь заработала с 10 февраля). Предполагается, что запуск производства в Шанхае позволит компании нарастить мощность со 150 до 250 тысяч электромобилей в год.

В настоящее время компания проводит крупноузловую сборку Tesla Model S в Нидерландах.

Второй зарубежный завод Tesla появится в Германии, разворачивание серийного производства в Европе планируется начать с запуска «бюджетной» версии Tesla Model 3[21][22]. На первых этапах предприятие должно наладить сборку кроссоверов Tesla Model Y для европейского рынка (по своей спецификации они могут заметно отличаться от выпускаемых в Китае или США).

Основные фабрики, эксплуатируемые Tesla
Ввод в эксплуатацию Название Город Страна Сотрудники Выпускаемые продукты Примечания
2010[23] Завод Tesla во Фремонте Фримонт, Калифорния Соединённые Штаты Америки 10,000[24] Model S, Model 3, Model X, Model Y[24] В прошлом, завод совместного предприятия General Motors и Toyota.
2016[25] Гига Невада Стори, Невада Соединённые Штаты Америки 7,000[26] Литий-ионные аккумуляторы, Powerwall, Powerpack, Megapack, Semi (в будущем)[27] Также известна как Гигафабрика 1.
2017[28] Гига Нью-Йорк Буффало, Нью-Йорк Соединённые Штаты Америки 1,500[29] Солнечная крыша Tesla, Supercharger[29] Также известна как Гигафабрика 2.[29]
2019[30] Гига Шанхай Шанхай Китай 15,000[31] Model 3, Model Y Также известна как Гигафабрика 3.
2022[32][33] Гига Берлин Грюнхайде (Марк), Бранденбург Германия 10,000[34] Model Y, Литий-ионные аккумуляторы (в будущем), Model 3 (в будущем)[35] Также известна как Гигафабрика 4.
2022[36] Гига Техас Остин, Техас Соединённые Штаты Америки 10,000[37] Cybertruck (в будущем), Model Y, Model 3 (в будущем), Semi (в будущем), Литий-ионные аккумуляторы[38] Штаб-квартира Tesla по состоянию на декабрь 2021 года. Также известна как Гигафабрика 5.
См. также: en:List of Tesla factories

Модельный ряд

Tesla Roadster

Tesla Roadster

Спортивный электромобиль, первый автомобиль фирмы. Официальная презентация состоялась 19 июля 2006 года в городе Санта-Моника, Калифорния.

Tesla Motors провела конкурс для выбора вида запланированных двух Tesla Roadster, выданных британским производителем спортивных автомобилей Lotus. Автомобили были получены.

Первые 1000 Tesla Roadster были сделаны в течение одного месяца. Цена одного автомобиля составила 100 000 долларов США. Серийное производство началось в марте 2008 года.

Эта модель продавалась до 2012 года, поскольку контракт с Lotus на поставку 2500 машин истёк в конце 2011 года. Компания перестала принимать заявки на американском рынке в августе 2011 года[39]. Следующее поколение этой модели планировалось представить в 2019 году.

Tesla Model S

Tesla Model S

Концепт автомобиля был представлен 26 марта 2009 года в городке Хоторн, Калифорния. Пятидверный хетчбэк разрабатывается под прежним условным обозначением «Whitestar» фирменным филиалом в Детройте. После окончания проектно-конструкторских работ фабрика должна производить в Калифорнии первоначально 10 000, позже — 25 000 автомобилей модели.

Поставка автомобилей в США началась 22 июня 2012 года[40]. Изначально предлагалось две версии: на 60 и 85 кВт⋅ч, оборудованные одним электродвигателем, расположенным на задней оси. Затем, 9 октября 2014 года, появилась опция с электродвигателями на каждой оси, а уже с 8 апреля 2015 года компания полностью отказалась от однодвигательной комплектации и от 60 кВт⋅ч версии. С этого времени все выпускающиеся машины оборудованы двумя электродвигателями, полным приводом и в базовой версии оснащаются 70 кВт⋅ч батареей. Стартовая цена начинается от 75 750 долларов в США. В зависимости от комплектации, без перезарядки автомобиль сможет проехать 442, 502 и 480 километров[41].

12 ноября 2012 года автомобиль получил награду «Автомобиль года» от американского журнала Motor Trend[42].

Поставки моделей S и X в 2015 и 2016 годах[43][44]:

30 марта 2018 года компания Tesla отозвала около 123 тыс. автомобилей серии Model S, которые были выпущены до апреля 2016, для замены деталей гидроусилителя руля. Обуславливалось это тем, что болты гидроусилителя подвержены коррозии в холодное время года. Такое воздействие оказывается из-за соли, которую используют в целях предотвращения обледенения на дорогах[45].

Tesla Model X

Tesla Model X

9 февраля 2012 года компания представила прототип новой модели — кроссовер под названием Tesla Model X. Тогда же Илон Маск заявил, что производство модели планируется начать в 2013 году[46]. Изначально планировалось, что в конце 2014 года будут поставлены небольшие партии, а полноценный выпуск модели начнётся в 2015 году[47]. Однако в феврале 2014 года было заявлено, что начало поставок ожидается только во втором квартале 2015 года[48]. В ноябре начало поставок было вновь перенесено, на этот раз на третий квартал 2015 года[49].

По сравнению с Model S внесены следующие изменения: добавлен 3-й ряд сидений, автоматически открывающиеся задние двери вверх для входа пассажиров во 2-й и 3-й ряд, возможность заказать модель с двумя моторами.

В 1-м квартале 2016 года было продано 2400 Tesla Model X[50].

Model 3

Tesla Model 3

Model 3 изначально носила названия Model E и BlueStar, текущее название было анонсировано 15 июля 2014 года[51]. Ожидалось, что модель будет представлена в марте 2016 года[52].

30 июля 2007 года Мартин Эберхард сообщил, что автомобиль поступит в продажу к 2012 году. Ожидаемая цена модели в США составляла не более 30 000 долларов[источник не указан 2378 дней].

Model 3 была представлена 1 апреля 2016 года. За первую неделю машину зарезервировали 325 тыс. человек, внеся депозит в одну тысячу долларов. По словам Маска, такой значительный объём заказов должен был привести к корректировке производственных планов компании[53].

Производство стартовало в 2017 году. Цена стандартной версии — 35 000 долларов, дальность поездки в базовой модели равна 350 км[52][54]. Автомобиль на 20 % компактнее Model S[54].

Model Y

Tesla Model Y

Электрический кроссовер среднего класса, представленный в марте 2019 года[55]. Серийное производство начато на фабрике во Фримонте[en] в январе 2020[56], а поставки потребителям — 13 марта 2020[57].

Tesla Cybertruck

Tesla Cybertruck

21 ноября 2019 года компания представила электрический пикап Tesla Cybertruck. Спустя пять дней после презентации автомобиль собрал 250 000 предзаказов[58].

Обладает запасом хода на 400—800 км, а также пневмоподвеской, подстраивающейся под нагрузку. Есть опция герметичности и розетки в кузове на 110 и 220 вольт[59].

Производство было запланировано на конец 2022 года. 20 июля 2022 года Илон Маск сообщил, что производство Cybertruck начнётся летом 2023 года[60].

Tesla Semi

Tesla Semi

16 ноября 2017 Tesla провела презентацию электрического тягача Tesla Semi, производство которого начнется в 2023 году[61]. Запас хода у электрогрузовика составляет примерно 800 км (возможно 900 км) при загрузке в 40 тонн[62].

Хотя иногда автомобиль называют первым в мире представителем класса электрогрузовиков[63], он был представлен позже MFTBC E-Fuso Vision One[64].

Tesla Roadster (второе поколение)

Tesla Roadster второго поколения

Второе поколение электромобиля Tesla Roadster анонсированное в ноябре 2017 года. Среди основных характеристик автомобиля были заявлены: максимальная скорость — свыше 400 км/ч, время разгона с 0 до 96.5 км/ч — 1,9 секунды, максимальный пробег на одной зарядке — до 1000 км[65]. Старт серийного производства ожидается в 2022 году[66].

Сеть «Суперзарядок»

Станция зарядки «Supercharger»

Tesla разворачивает сеть «Суперзарядок» (англ. Supercharger) — зарядных станций электромобилей, разработанных для того, чтобы на автомобилях Tesla можно было совершать длительные поездки. Некоторые станции используют энергию от солнечных батарей (в дальнейшем, планируется перевести все станции на использование солнечной энергии, на 2018 год таких насчитывается только 3). Возможность использовать станции есть во всех новых машинах, но некоторые старые 60 кВт⋅ч модели требуют покупки дополнительного модуля за 2500 долларов.

По состоянию на 2015 год в США покрыты основные транспортные коридоры, существует возможность добраться с одного побережья до другого, при этом бесплатно заряжаясь только на станциях быстрой зарядки Tesla. Одновременно сеть «Суперзарядок» активно развивается в Европе и Азии: так, к концу 2015 года ожидалось полное покрытие западной Европы и Японии, а также восточного побережья Китая и Австралии.

Планы Tesla по развёртыванию сети зарядок регулярно откладывались: так, в 2018 году до сих пор отсутствуют станции Supercharger в Северной Дакоте, на Гаваях и Аляске. На 2018 год в Европе самые восточные станции находятся в Хорватии, Венгрии и Польше, проехать до Стамбула, пользуясь только станциями Supercharger, по-прежнему невозможно (возможность проехать от Лиссабона до Стамбула, пользуясь только Supercharger, заявлялась на конец 2016 года[67]).

Несмотря на некоторые задержки, сеть зарядок Supercharger очень быстро росла все эти годы и стала одним из главных преимуществ компании. Зарядки Supercharger от конкурентов отличает прежде всего высокая скорость зарядки (до 150 кВт), удобное расположение вдоль автомагистралей и большое количество зарядных стоек (stall) на каждой зарядной станции (8 в среднем, максимум до 50) и удобством оплаты. Таким образом, сеть зарядок Supercharger позволяет владельцам электромобилей Tesla совершать поездки на дальние расстояния существенно удобней и быстрее, чем владельцам электромобилей конкурентов.

На III квартал 2017 года сеть зарядок Supercharger находится на 2-м месте по количеству произведённых электромобилей с соответствующим разъёмом (256 855), опережая CCS (187 481) и отставая только от CHADEMO (542 780)[68].

В июне 2018 общее количество зарядных стоек Supercharger составило 10 000, при этом количество зарядных станций достигло 1263.[69] Tesla утверждает, что 99 % жителей США живут на расстоянии меньше 150 миль от зарядной станции Supercharger[70].

Актуальные данные по расположению зарядок Supercharger можно посмотреть на сайте Tesla, регулярно обновляющиеся графики приводит сайт supercharge.info

Стоимость услуг при зарядке автомобилей Tesla:

  • Зарядка аккумуляторной батареи (до 80 % за 40 минут для 100 кВт⋅ч батареи) — включена в стоимость автомобиля (для Model S и X, купленных до 1 апреля 2017 года). Model S, Model X, а также Model 3 (только Performance версии), купленные по партнёрской программе (referral), также получали бесплатную пожизненную зарядку, но в сентябре 2018 исчезла и эта возможность[71]. Для автовладельцев Tesla, купленных с сентября 2018 года, пользование сетью зарядок Supercharger платное, стоимость зависит от цены электричества в штате/стране, но в любом случае дешевле, чем заправка бензином на аналогичный пробег. Тарификация происходит по количеству потреблённого электричества. Владельцам Model S и X каждый год предоставляется бесплатных кредитов на 400 кВтч. (чего хватает приблизительно на 1000 миль — 1600 км.)[72], владельцы Model 3 платят за каждую зарядку на Supercharger.
  • Фирменная технология быстрой роботизированной замены батареи на заряженную (занимает полторы минуты) — 60—80 долларов США. Эта возможность так и не была затребована, и компания отказалась от данной концепции.

Помимо станций быстрой зарядки Supercharger, владельцы электромобилей Tesla могут воспользоваться сетью медленных зарядок (до 22 кВт) Destination charger, которые обычно расположены в отелях и ресторанах (так как медленная зарядка электромобиля обычно происходит за несколько часов)[73].

Для электромобилей Model S и Model X существует адаптер (стоимостью в районе 600 $), который позволяет заряжать электромобили от зарядных станций с разъёмом CHADEMO (наиболее распространённый в мире стандарт разъёма быстрой зарядки электромобилей) со скоростью до 50 кВт. Данный адаптер не работал c Model 3 из-за программных проблем, которая, таким образом, не имела доступа к быстрым зарядным станциям с разъёмом CHADEMO[74]. Такой доступ к CHADEMO для американских Model 3 появился в июле 2019 года на скоростях до 50 кВт[75].

Американские электромобили Tesla не могут быть совместимы с зарядными станциями с разъёмом CCS[источник не указан 1564 дня] (в 2019 появился адаптер[76]). Европейские Tesla Model 3 используют разъем CCS[75][77].

Бизнес-модель

В отличие от большинства автопроизводителей, Tesla не продаёт автомобили через независимых дилеров. Как правило, салоны Tesla представляют собой лишь демонстрационные площадки, покупка осуществляется непосредственно через сайт Tesla. Это отчасти схоже с моделью продаж Apple. В большинстве штатов США прямые продажи автомобилей от производителей и продажи через принадлежащих им дилеров ограничены или запрещены. Tesla пришлось столкнуться с судебными исками о запрете прямых продаж. В некоторых штатах (Виргиния, Техас) компания проиграла дела, и продажи Tesla были запрещены[78].

В России

  • Обязательным условием для официального ритейла автомобилей «Tesla» в России является сертификация ОТТС и система ЭРА-ГЛОНАСС. С января 2017 года внедрение системы вызова экстренных оперативных служб необходимо для продажи новых автомобилей на территории России[79][80].
  • В апреле 2016 года в Подмосковье появилась первая в России станция Supercharger[81][82]. Она размещена в гольф-клубе «Сколково». К 2018—2019 г. предполагается запуск двух ЗС «Supercharger» в Московской и Тверской областях, размещение пунктов зарядки на М10 в районе Торжка и объездной Великого Новгорода, а также строительство ещё одной зарядной станции «Supercharger» по пути из Санкт-Петербурга в Финляндию[83].
  • В марте 2017 года стало известно, что компания Tesla ищет помещения под сервисные центры, офисы и шоу-румы в Москве и Санкт-Петербурге[84].
  • На начало 2018 года в России было зарегистрировано 68 автомобилей Tesla Model X и 194 модели Tesla Model S[85].
  • В мае 2018 года технологичный ритейлер «Связной» и автосалон «Moscow Tesla Club» представили сервис для онлайн-заказа автомобилей «Tesla» через сайт «Связной»[86]. В июле 2018 года издание Bloomberg сообщило, что по итогам первого месяца продаж электромобилей в «Связном» количество заявок составило 236 штук. В июле 2018 года появилась возможность арендовать электромобиль через сайт «Связной» на срок от 3 дней до месяца. На старте запуска услуги минимальная стоимость аренды Model S составляла 120 000 рублей за 3 дня[87][88][89].
  • По данным аналитического агентства «Автостат», в первые 6 месяцев 2018 года россияне приобрели 27 автомобилей Tesla, объём реализации электромобилей вырос на 50 % по сравнению с предыдущим годом[90].
  • В 2018 году владельцы электромобилей оборудуют зарядные станции в своих домах[91].

По состоянию на 2021 год компания «Tesla» не имеет официального представительства в России[92].

24 марта 2021 года Илон Маск объявил, что электромобили Tesla теперь можно приобрести за биткойны[93].

21 мая 2021 года Илон Маск, выступая на марафоне «Новое знание», заявил о высокой вероятности скорого выхода Tesla на рынок РФ, Казахстана и других стран СНГ. По его словам, в России в обозримом будущем может появиться и собственное производство Tesla[94].

Показатели деятельности

Tesla планирует произвести 1,4-1,5 млн автомобилей в 2022 году[95].

Объём продаж

100 000
200 000
300 000
400 000
Q3 2012
Q4
Q1
Q2 2013
Q3
Q4
Q1
Q2 2014
Q3
Q4
Q1
Q2 2015
Q3
Q4
Q1
Q2 2016
Q3
Q4
Q1
Q2 2017
Q3
Q4
Q1
Q2 2018
Q3
Q4
Q1
Q2 2019
Q3
Q4
Q1
Q2 2020
Q3
Q4
Q1
Q2 2021
Q3
Q4
Q1
Q2 2022
Q3
  •   Model S
  •   Model X
  •   Model S/X
  •   Model 3/Y
Квартал Продано[a] Ожидает
поставку[b]
Всего
произведено
Источник
Model S Model X Model 3/Y Всего
I кв. 2015 10 045 0 0 10 045 11 160 [96]
II кв. 2015 11 532 0 0 11 532 12 807 [97]
III кв. 2015 11 597 6 0 11 603 13 091 [98]
IV кв. 2015 17 272 206 0 17 478 14 307 [99]
I кв. 2016 12 420 2400 0 14 820 2615 15 510 [100]
II кв. 2016 9764 4638 0 14 402 5150 18 345 [101]
III кв. 2016 16 047 8774 0 24 821 5065 24 736 [102][103]
IV кв. 2016[c] 12 700 9500 0 22 254 6450 24 882 [104][105]
I кв. 2017 ~13 450 ~11 550 0 ~25 000 ~4650 25 418 [106]
II кв. 2017 ~12 000 ~10 000 0 22 026 ~3500 25 708 [107][108]
III кв. 2017 14 065 11 865 220 26 150 4820 25 336 [109]
IV кв. 2017 15 200 13 120 1550 29 870 3380 24 565 [110]
I кв. 2018 11 730 10 070 8180 29 980 6100 34 494 [111]
II кв. 2018 10 930 11 370 18 440 40 740 15 058 53 339 [112]
III кв. 2018 14 470 13 190 56 065 83 725 11 824 80 142 [113][114]
IV кв. 2018 13 500 14 050 63 359 90 700 2907 86 555 [115]
I кв. 2019 12 091 50 928 63 019 10 600 77 138 [116]
II кв. 2019 17 722 77 634 95 356 7400 87 048 [117][118]
III кв. 2019 17 483 79 703 97 186 96 155 [119]
IV кв. 2019 19 475 92 620 112 095 104 891 [120]
I кв. 2020 12 230 76 266 88 496 102 672 [121][122]
II кв. 2020 10 614 80 277 90 891 82 272 [123][124]
III кв. 2020 15 275 124 318 139 593 145 036 [125][126]
IV кв. 2020 18 966 161 701 180 667 179 757 [127]
I кв. 2021 2030 182 847 184 877 180 338 [128]
II кв. 2021 1895 199 409 201 304 206 421 [129]
III кв. 2021 9275 232 025 241 300 237 823 [130]
IV кв. 2021 11 750 296 850 308 600 305 840 [131]
I кв. 2022 14 724 295 324 310 048 305 407 [132]
II кв. 2022 16 162 238 533 254 695 258 580 [133]
III кв. 2022 18 672 325 158 343 830 365 923 [134]
  1. Переданные конечному потребителю автомобили, по которым полностью и правильно оформлены все документы.
  2. Произведённые, но ещё не поставленные или не оформленные автомобили.
  3. Предварительные данные, опубликованные Tesla — общая сумма не сходится с продажами отдельных моделей.

Финансовое положение

Среди инвесторов компании — основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатель и президент компании eBay Джефри Сколл, Daimler AG, Toyota (инвестировала около 50 млн $[135]) и Илон Маск. На первом этапе больше всех вложил Илон Маск — 70 млн долларов, заработанных на продаже своей доли в PayPal[136].

В июне 2010 года состоялось первичное публичное предложение (IPO) акций компании.

Финансовые показатели (в миллионах долларов США)
Год Доход Чистая
прибыль
Активы Число
сотрудников
2009[137] 112 −56 130
2010[137] 117 −154 386 899
2011[138] 204 −254 713 1417
2012[139] 413 −396 1114 2914
2013[140] 2013 −74 2417 5859
2014[141] 3198 −294 5831 10 161
2015[142] 4046 −888 8,068 13,058
2016[143] 7000 −773 22 664 17 782
2017[144] 11 759 −2240 28 655 37 543
2018[145] 21 461 −1063 29 740 48 817
2019[146] 24 578 −775 34 309 48 016
2020[147] 31 536 862 52 148 70 757
2021[148] 53 823 5644 62 131 99 290

На протяжении следующих 9 лет компания показывала валовый годовой убыток[149]. Наибольшие убытки имели место в 2017 году, составив 2,24 миллиарда долларов США[150]. Несмотря на это, рыночная капитализация компании продолжала расти и 18 сентября 2017 года достигла максимума в 64,25 миллиарда долларов США[151], тем самым превысив капитализацию General Motors и Ford Motor.

В первом квартале 2018 года компания обновила рекорд по убыточности. Убыток составил 710 млн долларов[152]. В 3 квартале 2018 компания, неожиданно для финансовых аналитиков, показала прибыль в 311 млн долларов, что связано прежде всего с успехами в производстве и продажах Model 3, которая «стала самым продаваемым автомобилем в США по объёму выручки и пятым по количеству»[153]. 4 квартал 2018 года компания также закончила с чистой прибылью в размере 139,5 миллионов долларов[154].

Суммарно за 2018 год убытки составили около 976 миллионов долларов[155].

1 июля 2018 года Илон Маск объявил, что компания сумела довести объём производства до 7 тыс. автомобилей в неделю (при этом производство Tesla 3 достигло уровня 5 тыс. автомобилей и составит 6 тыс. в неделю к концу июля)[156].

Выручка Tesla по итогам 2020 года составила 31,536 млрд $, чистая прибыль — 862 млн $[147]. В июле 2020 года цена акций превысила 1400 $ за штуку, рыночная капитализация Tesla на 4 апреля 2021 года перевалила за 635 млрд $[157], на данный момент Tesla является самой дорогой автомобильной компанией в мире. По капитализации Tesla теперь опережает такие компании, как Lockheed Martin (104 млрд $ на 24 июня 2021)[158], Bank of America (344 млрд $ на 24 июня 2021)[159], Walt Disney (318 млрд $ на 24 июня 2021)[160], PayPal (338 млрд $ на 24 июня 2021)[161], Netflix (227 млрд $ на 24 июня 2021)[162], AT&T (204 млрд $ на 24 июня 2021)[163], Verizon (232 млрд $ на 24 июня 2021)[164] и NVidia (474 млрд $ на 24 июня 2021)[165], Intel (223 млрд $ на 24 июня 2021)[166][167], Johnson & Johnson (428 млрд $ на 24 июня 2021)[168], AMD (101 млрд $ на 24 июня 2021)[169].

В 2021 году выручка Tesla составила 53,8 млрд $, увеличившись на 71 %. Чистая прибыль составила 5,5 млрд $.[170]

Компания Tesla пользуется финансовой помощью со стороны различных государств, например:

  • За право разместить у себя завод по производству аккумуляторных батарей боролись 5 штатов (Техас, Аризона, Нью-Мексико, Невада и Калифорния). Из них наилучшие условия (налоговые льготы в размере 1,3 млрд $ на строительство и работу сроком на 20 лет, строительство дорожной инфраструктуры и прочее) предоставила Невада. Во время заключения договора от представителя штата прозвучали слова, что строительство Гигафабрики это крупнейшее событие со времен плотины Гувера[171];
  • В январе 2010 министерство энергетики США выделило 8 миллиардов долларов для кредитов автопроизводителям на разработку инновационных, передовых автомобильных технологий, из них компания Tesla получила 465 миллионов (при этом компании Ford по этой программе выделили 5,9 миллиарда долларов, а Nissan North America — 1,6 миллиарда)[172]. В 2013 году Tesla досрочно погасила данный кредит почти на 10 лет ранее запланированного срока[173];
  • 7 марта 2019 года промышленно-коммерческий банк Китая выдал Tesla целевой кредит в размере 4 миллиарда юаней (565,51 миллиона $) только для расходов, связанных с производством электромобилей на заводе Tesla в Шанхае[174].

Часть дохода Tesla Motors связана с определёнными законодательными особенностями штата Калифорния (программа ZEV), согласно которым, автопроизводители обязаны поставлять в штат определённый процент машин, не создающих загрязнения воздуха непосредственно, например электромобилей. Так как все автомобили Tesla относятся к таким, компания перепродаёт часть своей квоты («ZEV credit») производителям бензиновых машин[175][176][177][178].

The Wall Street Journal отмечала в 2016 году, что Маск использовал для финансирования Tesla средства от госконтрактов SpaceX[179], а также оформил кредиты на сумму 475 млн долларов США под залог принадлежащих ему акций. По мнению издания, это создаёт риски для других акционеров его компаний[179].

Награды

Лауреат The Crunchies 2007 в номинации «Лучшее экологичное начинание» (за разработку автомобилей с электрическими двигателями)[180].

Технические проблемы

В ноябре 2015 года, после единичного случая обнаружения владельцем ненадёжности замка ремня безопасности переднего пассажирского сиденья на Model S (неправильно собранное болтовое соединение), несмотря на отсутствие дефекта в 3000 проверенных автомобилях, компания отозвала все 90 тысяч автомобилей для проверки и исправления, в случае обнаружения дефекта, через авторизованные станции техобслуживания[181].

В апреле 2016 года компания отозвала 2700 автомобилей Model X из-за обнаруженного в ходе испытаний дефекта крепления третьего ряда сидений, из-за которого сиденья могут опрокинуться вместе с пассажирами в случае лобового столкновения[182].

7 мая 2016 года, следуя по трассе US 27a недалеко от городка Вилистона (Williston), Флорида, США, автомобиль Tesla S столкнулся с полуприцепом, который буксировал трактор. Трактор поворачивал налево, когда автомобиль на полном ходу поднырнул под полуприцеп, при этом у него снесло крышу. Далее автомобиль вылетел с дороги и перевернулся три раза. Находившийся за рулём 40-летний Джошуа Браун (Joshua Brown) погиб[183]. По информации фирмы Tesla, в момент столкновения автомобиль двигался на автопилоте, но ни автоматика, ни водитель не начали торможения[184]. Это первый в истории случай гибели водителя за рулём автомобиля, ведомого автопилотом. Национальное управление безопасностью движения на трассах США начало собственное расследование аварии[185]. Расследование было закончено в январе 2017 года, в заключении говорится, что автопилот автомобиля Tesla был исправен и работал в полном соответствии с заданным алгоритмом. Далее следуют пояснения. Проведённое в 2007—2011 годах изучение систем автоматического торможения показало, что они неадекватно реагируют на быстро движущиеся в поперечном направлении объекты. Поэтому, было рекомендовано исключить этот сценарий из алгоритма работы системы. На 2016 модельный год ни один производитель автомобилей или автокомпонентов не заявил системы отслеживания поперечно двигающихся объектов. Доскональные испытания автомобиля Tesla Model S 85D, проведённые после аварии, показали, что автопилот автомобиля прекрасно реагирует на параллельно движущиеся автомобили, спереди и сбоку, в том числе и на маневрирующие. Реакции же на поперечно движущийся объект, как это произошло в аварии во Флориде, в системе не предусмотрено[186].

В феврале 2022 года стало известно, что Tesla отзовет более 53 тыс. автомобилей из-за ошибок автопилота. Будут отозваны автомобили Model S и X 2016—2022 годов выпуска, Model 3 2017—2022 годов выпуска и Model Y 2020—2022 годов.[187]

В ноябре 2022 года компания также отозвала более 80 тысяч автомобилей из-за устаревшего программного обеспечения и проблемами с ремнями безопасности.[188]

Пожароопасность автомобилей Tesla

Согласно данным, предоставленным компанией Tesla, Национальной ассоциацией противопожарной защиты и Министерством транспорта США, с 2012 по 2018 года происходило одно возгорание электромобиля на 170 миллионов миль пробега. Автомобили с двигателем внутреннего сгорания за тот же промежуток времени имеют один пожар на 19 миллионов миль пробега[189].

Критика проекта

Отмена налоговых послаблений на покупку электромобилей в Гонконге обвалила продажи Tesla в этой стране до нуля. Решение правительства страны вступило в силу 1 апреля 2017 года, и в результате в том же месяце в Гонконге не было зарегистрировано ни одного нового автомобиля Tesla[190]. По состоянию на май 2019 года продажи новых Tesla так и не восстановились, но продолжается сбыт подержанных электромобилей. В итоге половина всех зарегистрированных в Гонконге электромобилей принадлежит марке Tesla[191].

Стив Возняк, один из соучредителей Apple, в начале 2018 года раскритиковал главу Илона Маска за невыполнение публичных обещаний и за отсутствие ответственности за программные продукты, которые часто выпускаются в виде бета-версий, снимая таким образом ответственность с разработчика[192][193].

Скандал с биржевыми котировками

7 августа 2018 года Илон Маск заявил в Твиттере о своих планах преобразования компании в частную путём выкупа акций по цене 420 долларов. На фоне этого заявления акции компании значительно выросли[194]. Однако уже 24 августа Илон заявил что подобного выкупа акций не произойдёт[195]. Подобные действия привели к расследованию со стороны Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC)[196] и Минюста США[197].

29 сентября SEC и Илон достигли досудебного соглашения, в рамках которого Маск покинул пост председателя совета директоров Tesla и не мог занимать его на протяжении трёх лет. Также Маск и компания выплатили по 20 млн долларов штрафа, в совет директоров вошли два независимых участника, и был создан комитет для наблюдения за сообщениями Илона в соцсетях[198]. 8 ноября стало известно, что новым председателем совета директоров стала выбранная Маском Робин Денхолм, ранее работавшая в крупнейшей австралийской телекоммуникационной компании Telstra[199].

Финансовые факты

  • По состоянию на 1 июля 2020 года Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией мира.[200]
  • 9 сентября 2020 года из-за обвала акций Тесла Илон Маск за один день потерял 16,3 миллиарда долларов США.[200]

См. также

Другие компании Илона Маска: SpaceX, SolarCity, OpenAI, Neuralink, The Boring Company.

Примечания

  1. Hirsch, Jerry. Elon Musk: Model S not a car but a 'sophisticated computer on wheels', Los Angeles Times (19 марта 2015). Архивировано 6 мая 2015 года. Дата обращения 9 мая 2015.
  2. Tesla delivers Model X electric SUV to take on luxury carmakers (30 сентября 2015). Архивировано 29 ноября 2015 года. Дата обращения 29 сентября 2017.
  3. Tesla Motors - Premium Electric Vehicles. Tesla Motors. Дата обращения: 12 апреля 2015. Архивировано 28 мая 2020 года.
  4. Higgins, Tim. Tesla Motors Closes SolarCity Acquisition, Wall Street Journal (21 ноября 2016). Архивировано 9 октября 2019 года. Дата обращения 10 июня 2017.
  5. Burns, Matt A Brief History of Tesla (англ.). TechCrunch (8 октября 2014). — «"Тесла была создана в июле 2003 года не Илоном Маском, а Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Именно они запустили компанию и развивали её до тех пор, пока в феврале 2004 года Илон Маск не инвестировал в неё 7,5 миллионов долларов."». Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано 13 июня 2015 года.
  6. Tesla Motors founders: Now there are five, CNET (21 сентября 2009). Архивировано 10 октября 2014 года. Дата обращения 10 июня 2017.
  7. Tesla becomes world’s largest EV automaker, surpasses China’s BYD. electrek.co. Дата обращения: 28 июля 2021. Архивировано 10 июля 2021 года.
  8. 8,0 8,1 Tesla Model 3 Is Now 16th Bestselling Car In The World. www.forbes.com/. Дата обращения: 28 июля 2021. Архивировано 29 июля 2021 года.
  9. Tesla blows past Toyota to become most valuable automaker (англ.). www.techcrunch.com/. Дата обращения: 28 июля 2021. Архивировано 29 июля 2021 года.
  10. 10,0 10,1 Стоимость Tesla впервые в истории достигла $1 трлн. РБК Инвестиции. Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 25 октября 2021 года.
  11. Рождественская, Яна. Tesla создаст электрогрузовики и займется каршерингом, Коммерсантъ (21 августа 2017). Архивировано 16 сентября 2017 года. Дата обращения 16 сентября 2017.
  12. Tesla Plans to Acquire Maxwell Technologies in Deal Valued at $218 Million. Fortune (4 января 2019). Дата обращения: 5 января 2019. Архивировано 4 февраля 2019 года.
  13. Zero Emission Transportation Association. Clean Transportation Leaders Launch Zero Emission Transportation Association (англ.). www.prnewswire.com. Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 20 декабря 2021 года.
  14. 100% EV Sales by 2030 (англ.) ?. ZETA. Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 6 декабря 2020 года.
  15. Сервис Tesla Robotaxi готов к использованию для каршеринга. e-cars.tech/ (18.04.2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 20 апреля 2020 года.
  16. Tesla приостановила планы по расширению завода в Шанхае. Коммерсантъ (11 мая 2021). Дата обращения: 11 мая 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
  17. Tesla откроет свои станции зарядки для всех электромобилей. «Коммерсантъ» (21 июля 2021). Дата обращения: 21 июля 2021. Архивировано 21 июля 2021 года.
  18. Tesla Factory Архивная копия от 13 июня 2020 на Wayback Machine // elonmusk.su
  19. Tesla начал работу в Калифорнии, вопреки запрету властей // DW, 12.05.2020
  20. «Невозможно работать»: сотрудники Tesla жалуются на несоблюдение правил безопасности из-за COVID-19 Архивная копия от 13 июня 2020 на Wayback Machine // Газета.Ru, 13.06.2020
  21. Tesla CEO Weighs Europe, Asia Plants for Mass-Market Car // Bloomberg, 21 августа 2013 / Архивная копия от 7 декабря 2016 на Wayback Machine
  22. Электромобили Tesla будут собирать в Европе. Зелёный Мир. Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 5 сентября 2013 года.
  23. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Future не указан текст
  24. 24,0 24,1 Tesla to reduce on-site staff at Nevada gigafactory by 75%, TechCrunch.
  25. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Powerwall не указан текст
  26. Worker injuries, 911 calls, housing crisis: Recruiting Tesla exacts a price (англ.), www.usatoday.com.
  27. New Nevada Tesla Semi Production Line May Build 5 Trucks Per Week, InsideEVs (March 31, 2021).
  28. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок UpAndRunning не указан текст
  29. 29,0 29,1 29,2 Tesla Now Has 1,800 Employees In New York, Panasonic Quits Gigafactory 2 In Buffalo (The Solar One), CleanTechnica (February 28, 2020).
  30. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок cnbc20191023 не указан текст
  31. Tesla to Spend $188 Million to Expand Shanghai Factory (англ.). The Street (November 26, 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021.
  32. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок dw.com не указан текст
  33. Elon Musk personally delivers first made-in Germany Tesla Model Y at Gigafactory Berlin (англ.). electrek.co (March 22, 2022). Дата обращения: 22 марта 2022.
  34. New Tesla factory near Berlin to create 'up to 10,000 jobs' (англ.). THE LOCAL de (November 13, 2019). Дата обращения: 1 сентября 2020.
  35. Kane, Mark. Tesla's Elon Musk Shows Off Huge Progress At Giga Berlin (англ.), InsideEVs.
  36. Elon Musk opens Tesla's Texas gigafactory with an all-night, neon-light 'Cyber Rodeo' (англ.). fortune.com (April 9, 2022). Дата обращения: 9 апреля 2022.
  37. Elon Must: Over 10,000 people are needed for Giga Texas just through 2022! (англ.). Twitter. Дата обращения: 21 августа 2021.
  38. Vorrath, Sophie Giga Texas! Austin to build Tesla's new Cybertruck and Tesla Semi (англ.) ?. The Driven (July 22, 2020). Дата обращения: 26 августа 2020.
  39. Farewell Roadster: Tesla Will Stop Taking Orders for its Iconic EV in Two Months. Архивировано 2 июня 2012 года.
  40. Model S Deliveries have begun (недоступная ссылка — история ). (недоступная ссылка)
  41. Комплектации Tesla Model S в Европе (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 апреля 2015. Архивировано 23 апреля 2015 года.
  42. Tesla Model S Wins One of Automotive Industry's Highest Honors: Motor Trend 2013 Car of the Year. Motor Trend. Архивировано 5 января 2013 года.
  43. Tesla Motors (2015-11-03). Tesla Motors – Third Quarter 2015 Shareholder Letter. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 21 ноября 2015. Проверено 2015-11-03. Tesla global electric car sales totaled 11,603 units during the third quarter of 2015, including six Tesla Model X units.
  44. Jeff Cobb. Tesla Q3 Earnings Induce After Hours Stock Market Spike, HybridCars.com (3 ноября 2015). Архивировано 8 ноября 2015 года. Дата обращения 4 ноября 2015.
  45. Tesla объявила об отзыве около 123 тыс. Model S для замены детали гидроусилителя руля. Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.
  46. Tesla Unveils Model X at Its Southern California Design Studios. Архивировано 28 июня 2012 года.
  47. Tesla Model X Release Date: Superficial Production Next Year; Deliveries To Customers In Full Effect Later (6 ноября 2013). Дата обращения: 3 апреля 2014. Архивировано 15 января 2014 года.
  48. Tesla Posts Strong Q4 Earnings; Projects More Growth This Year (19 февраля 2014). Дата обращения: 3 апреля 2014. Архивировано 23 марта 2014 года.
  49. Tesla Model X delayed, again, but Musk says Model S demand remains high. Autoblog. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 10 марта 2022 года.
  50. Tesla Delivers 14,820 Vehicles in Q1 2016; On Track for Full-Year Delivery Guidance. MarketWired.com. Дата обращения: 9 мая 2016. Архивировано 19 апреля 2016 года.
  51. Confirmed: Our Gen III car, due out after Model X, will be named Model 3.. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  52. 52,0 52,1 Tesla plans to unveil its $35,000 Model 3 in March 2016. The Verge (6 мая 2015). Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 21 ноября 2017 года.
  53. Prigg, Mark Elon Musk could reveal launch of Tesla's model 3 on Sunday. Mail Online (30 июн. 2017 г.).
  54. 54,0 54,1 Фролов, Андрей Элон Маск объявил о выходе бюджетного электромобиля Tesla Model 3 в 2017 году — Транспорт на vc.ru. vc.ru (3 сент. 2015 г.). Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 10 марта 2022 года.
  55. Lambert, Fred Tesla unveils Model Y electric SUV with 300 miles range and 7-seats (англ.). Electrek (15 марта 2019). Дата обращения: 15 марта 2019. Архивировано 15 марта 2019 года.
  56. Baldwin, Roberto Tesla Beats Expectations, Declares a Profit, and Has Started Model Y Production (англ.). Car and Driver. Hearst (29 января 2020). Дата обращения: 27 февраля 2020. Архивировано 1 января 2021 года.
  57. Dow, Jameson. Tesla Model Y specs: we finally know how big it is (англ.), electrek.co (13 March 2020). Архивировано 22 октября 2020 года. Дата обращения 30 апреля 2020.
  58. Elon Musk. 250k. @elonmusk (1 января 2019). Дата обращения: 15 января 2020. Архивировано 15 января 2020 года.
  59. Alex Davies. Meet the Cybertruck, Tesla's Ford-Fighting Pickup (англ.). wired.com (21 ноября 2019). Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 23 ноября 2019 года.
  60. Названы сроки появления электропикапа Tesla. Лента.ру. — новость. Дата обращения: 31 июля 2022.
  61. Tesla развернёт производство электрических грузовиков Tesla Semi в Техасе. — «В ходе презентации Tesla Semi в 2017 году автопроизводитель заявил, что электрический грузовик появится на рынке в 2019 году, но затем сроки перенесли на конец 2020 года, причём речь шла лишь о небольших объёмах производства. После этого график опять скорректировали, отложив начало выпуска Tesla Semi на 2021 год.». Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 23 ноября 2020 года.
  62. Tesla показала две новые модели: Седельный тягач и спорткар должны улучшить положение производителя, испытывающего трудности с запуском Model 3, Ведомости (17 ноября 2017). Архивировано 18 ноября 2017 года. Дата обращения 18 ноября 2017.
  63. Tesla представила первый в мире электрогрузовик, Радио Свобода RFE/RL (17 ноября 2017). Архивировано 18 ноября 2017 года. Дата обращения 18 ноября 2017.
  64. «Дочка» Daimler опередила Tesla с презентацией электрогрузовика, Ведомости (25 октября 2017). Архивировано 1 декабря 2017 года. Дата обращения 18 ноября 2017.
  65. Roadster (англ.). www.tesla.com. Дата обращения: 16 ноября 2020. Архивировано 5 ноября 2020 года.
  66. Fred Lambert. Elon Musk hints at Tesla Roadster production in California within 12-18 months (англ.). electrek.co (22 июля 2020). Дата обращения: 16 ноября 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
  67. This Year Tesla Will Expand Supercharging Network To Central & Eastern Europe (англ.). insideevs.com. Дата обращения: 19 октября 2018. Архивировано 20 октября 2018 года.
  68. Jose Pontes. EV Sales: Fast-Charging EV Stock - Q3 2017. EV Sales (1 ноября 2017). Дата обращения: 19 октября 2018. Архивировано 20 октября 2018 года.
  69. Tesla has now deployed over 10,000 Superchargers around the world (англ.), Electrek (9 June 2018). Архивировано 20 октября 2018 года. Дата обращения 19 октября 2018.
  70. Tesla says 99% of the US population is now within 150 miles of a Supercharger (англ.), Electrek (10 August 2018). Архивировано 19 октября 2018 года. Дата обращения 19 октября 2018.
  71. Tesla is ending its lifetime free Supercharging offer (англ.), Engadget. Архивировано 19 октября 2018 года. Дата обращения 19 октября 2018.
  72. Starting January 2017, All New Teslas Will Only Get 400 kWh Of Annual Free Supercharging, Small Fee Beyond That (англ.). insideevs.com. Дата обращения: 19 октября 2018. Архивировано 20 октября 2018 года.
  73. Destination Charging | Tesla. www.tesla.com. Дата обращения: 19 октября 2018. Архивировано 19 октября 2018 года.
  74. Model S/X CHAdeMO Adapter (недоступная ссылка). shop.tesla.com. Дата обращения: 19 октября 2018. Архивировано 20 октября 2018 года.
  75. 75,0 75,1 Tesla Model 3 Gets CHAdeMO Adapter! (англ.). CleanTechnica (9 июля 2019). Дата обращения: 11 января 2020. Архивировано 11 января 2020 года.
  76. Lambert, Fred Tesla launches $190 CCS adapter for new Model S and Model X, offers retrofits for older vehicles (7 мая 2019 г.). Дата обращения: 11 января 2020. Архивировано 20 мая 2019 года.
  77. Tesla's Model 3 can now use DC fast chargers across the US (англ.). Engadget (10 июля 2019). Дата обращения: 11 января 2020. Архивировано 5 ноября 2019 года.
  78. Tesla Wins Big in North Carolina And New Hampshire. gas2.org (1 июля 2013). Дата обращения: 9 мая 2016. Архивировано 14 апреля 2016 года.
  79. Грузовик выходит в Интернет. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 28 декабря 2018 года.
  80. Законы и нормативные акты по системе ЭРА ГЛОНАСС. eraglonass.ru. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 22 апреля 2021 года.
  81. Хабибрахимов, Альберт В Подмосковье открылась первая в России станция Supercharger для быстрой зарядки Tesla — Офтоп на vc.ru. vc.ru (23 апр. 2016 г.). Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  82. Электрозаправка в городе Москва Электрозаправки в России. plafocha.com. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 13 мая 2021 года.
  83. В 2018-2019 г. в России появится 5 станций Tesla Supercharger. moscowteslaclub.ru. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 11 мая 2021 года.
  84. Tesla откроет представительства в России. www.interfax.ru. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 13 мая 2021 года.
  85. «Связной» получил 236 заявок на электромобили Tesla. Ведомости. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 27 декабря 2018 года.
  86. «Связной» открыл предзаказ электромобилей Tesla. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 28 декабря 2018 года.
  87. «Связной» начал сдавать автомобили «Tesla» в аренду по цене в 120 тысяч рублей за три дня
  88. Tesla в России: «Связной» запустил услугу аренды электромобилей. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 28 декабря 2018 года.
  89. Tesla Is Getting a Sales Bump in Russia. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 3 октября 2018 года.
  90. Продажи Tesla в России в 1 полугодии выросли в 1,5 раза. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 28 декабря 2018 года.
  91. Эксплуатация Tesla в России: факты и ответы
  92. «Связной» начал продавать электромобили Tesla. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 27 декабря 2018 года.
  93. Электромобили Tesla теперь можно приобрести за биткойны. Коммерсантъ (24 марта 2021). Дата обращения: 24 марта 2021. Архивировано 24 марта 2021 года.
  94. Маск заявил, что Tesla скоро может прийти в Россию. ТАСС. Дата обращения: 29 мая 2021. Архивировано 26 мая 2021 года.
  95. Tesla планирует произвести 1,5 млн автомобилей в 2022 году
  96. Tesla Motors – First Quarter 2015 Shareholder Letter (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано 15 июня 2015 года.
  97. Tesla Motors – Second Quarter 2015 Shareholder Letter (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано 14 августа 2016 года.
  98. Tesla Motors – Third Quarter 2015 Shareholder Letter. Дата обращения: 15 января 2016. Архивировано 21 ноября 2015 года.
  99. Tesla Q4 2016 Production and Deliveries. Дата обращения: 4 января 2017. Архивировано 20 июня 2018 года.
  100. Tesla First Quarter 2016 (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано 5 августа 2016 года.
  101. Tesla Second Quarter 2016 (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 августа 2016. Архивировано 24 августа 2016 года.
  102. Tesla Q3 2016 Production and Deliveries (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 октября 2016. Архивировано 4 октября 2016 года.
  103. Tesla Third Quarter 2016 Update (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 ноября 2016. Архивировано 12 ноября 2016 года.
  104. Tesla Q4 2016 Production and Deliveries. Tesla Motors (3 января 2017). Дата обращения: 3 января 2017. Архивировано 20 июня 2018 года.
  105. Tesla Fourth Quarter & Full Year 2016 Update (недоступная ссылка). Tesla Inc. (22 февраля 2017). Дата обращения: 22 февраля 2017. Архивировано 23 февраля 2017 года. Production totaled 24,882 vehicles in 4Q 2016 and vehicle deliveries totaled 22,252 units. No breakdown by model was provided.
  106. Market Wired (2017-04-02). Tesla Q1 2017 Vehicle Production and Deliveries. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 20 июня 2018. Проверено 2017-04-04. “Tesla (NASDAQ: TSLA) в I квартале отгружено более 25 000 автомобилей, из которых около 13 400 Model S и около 11 500 Model X.
  107. UPDATE - Tesla Q2 2017 Vehicle Production and Deliveries. Tesla (7 июля 2017). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 20 июня 2018 года.
  108. Tesla Second Quarter 2017 Update (Letter to shareholders) (недоступная ссылка). Tesla (2 августа 2017). — «We delivered 22,026 Model S and Model X vehicles in Q2, for a total of 47,077 in the first half of the year.». Дата обращения: 5 августа 2017. Архивировано 5 августа 2017 года.
  109. Tesla Q3 2017 Vehicle Deliveries and Production. Tesla (2 октября 2017). Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 22 июня 2018 года.
  110. Tesla Q4 2017 Vehicle Production and Deliveries (недоступная ссылка). Tesla (3 января 2018). Дата обращения: 4 января 2018. Архивировано 22 июня 2018 года.
  111. Tesla Q1 2018 Vehicle Production and Deliveries (недоступная ссылка). Tesla (3 апреля 2018). Дата обращения: 4 апреля 2018. Архивировано 5 апреля 2018 года.
  112. Tesla Q2 2018 Vehicle Production and Deliveries. Tesla (2 июля 2018). Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано 3 июля 2018 года.
  113. Tesla Third Quarter 2018 Delivery. Tesla. Дата обращения: 2 октября 2018. Архивировано 7 февраля 2019 года.
  114. Tesla Third Quarter 2018 Update (недоступная ссылка). Palo Alto: Tesla (24 октября 2018). Дата обращения: 24 октября 2018. Архивировано 24 октября 2018 года.
  115. Tesla Fourth Quarter 2018 Delivery. Tesla. Дата обращения: 2 января 2019. Архивировано 31 января 2019 года.
  116. Tesla Q1 2019 Vehicle Production & Deliveries. Tesla. Дата обращения: 3 апреля 2019. Архивировано 12 апреля 2019 года.
  117. Tesla Q2 2019 Vehicle Production & Deliveries, Palo Alto: Tesla (2 июля 2019). Архивировано 2 июля 2019 года. Дата обращения 2 июля 2019.
  118. Davies, Alex. Tesla Model 3 Can Survive a Crash—and Avoid One, Too, Wired (3 июля 2019). Архивировано 24 июля 2019 года. Дата обращения 14 июля 2019.
  119. Tesla Q3 2019 Vehicle Production & Deliveries, Palo Alto: Tesla (2 октября 2019). Архивировано 2 октября 2019 года. Дата обращения 2 октября 2019.
  120. Tesla Q4 2019 Vehicle Production & Deliveries, Palo Alto: Tesla (3 января 2020). Архивировано 2 ноября 2020 года. Дата обращения 3 января 2020.
  121. Tesla Q1 2020 Vehicle Production & Deliveries. Tesla. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 2 апреля 2020 года.
  122. Tesla Q1 2020 Update. Tesla. Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 26 октября 2021 года.
  123. Tesla Q2 2020 Vehicle Production & Deliveries. Tesla. Дата обращения: 2 июля 2020. Архивировано 2 июля 2020 года.
  124. Tesla Q2 2020 Update (англ.). ir.tesla.com (22 июля 2020). Дата обращения: 16 ноября 2020. Архивировано 30 октября 2020 года.
  125. Tesla Q3 2020 Vehicle Production & Deliveries. Дата обращения: 2 октября 2020. Архивировано 2 октября 2020 года.
  126. Kolodny, Lora Tesla delivered 139,300 vehicles in Q3 (англ.). CNBC (2 октября 2020). Дата обращения: 2 октября 2020. Архивировано 2 октября 2020 года.
  127. Tesla Fourth Quarter & Full Year 2020 Update (англ.). Tesla (27 января 2021). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 6 апреля 2021 года.
  128. Tesla Q1 2021 Financial Results (англ.). Tesla (26 апреля 2021). Дата обращения: 26 апреля 2021.
  129. Tesla Q2 2021 Vehicle Production & Deliveries (англ.). Tesla (2 июля 2021). Дата обращения: 2 июля 2021. Архивировано 2 июля 2021 года.
  130. Tesla Q3 2021 Vehicle Production & Deliveries (англ.). Tesla (2 октября 2021). Дата обращения: 2 октября 2021. Архивировано 2 октября 2021 года.
  131. Tesla Q4 2021 Vehicle Production & Deliveries (англ.). Tesla (2 января 2022). Дата обращения: 14 февраля 2022. Архивировано 24 февраля 2022 года.
  132. Tesla Q1 2022 Financial Results (англ.). Tesla (2 апреля 2022). Дата обращения: 7 апреля 2022. Архивировано 6 апреля 2022 года.
  133. Tesla Vehicle Production & Deliveries for Second Quarter 2022 (англ.). Tesla (2 июля 2022). Дата обращения: 2 июля 2022.
  134. Tesla Vehicle Production & Deliveries for Third Quarter 2022 (англ.). Tesla (2 октября 2022). Дата обращения: 15 декабря 2022.
  135. Tesla opens higher; Toyota sells Tesla stock. MarketWatch.com (24 октября 2014). Дата обращения: 9 мая 2016. Архивировано 16 июня 2016 года.
  136. Основатели Tesla Motors и первые электромобили компании (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано 26 августа 2013 года.
  137. 137,0 137,1 Annual Report 2010. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 12 июля 2017 года.
  138. Annual Report 2011. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 15 января 2021 года.
  139. Annual Report 2012. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 13 июля 2017 года.
  140. Annual Report 2013. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 8 января 2021 года.
  141. Annual Report 2014. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 13 июля 2017 года.
  142. Tesla Annual Report 2015 10-K. www.sec.gov. Дата обращения: 30 марта 2021. Архивировано 18 марта 2021 года.
  143. Tesla Annual Report 2016 10-K. www.sec.gov. Дата обращения: 30 марта 2021. Архивировано 28 марта 2021 года.
  144. Tesla Annual Report 2017 10-K. www.sec.gov. Дата обращения: 30 марта 2021. Архивировано 25 марта 2021 года.
  145. Tesla Annual Report 2018 10-K. www.sec.gov. Дата обращения: 30 марта 2021. Архивировано 15 августа 2021 года.
  146. Tesla Annual Report 2019 10-K. www.sec.gov. Архивировано 19 марта 2021 года.
  147. 147,0 147,1 Tesla Annual Report 2020 10-K. Дата обращения: 30 марта 2021. Архивировано 25 марта 2021 года.
  148. Tesla Annual Report 2021 SEC 10-K (англ.). www.sec.gov. Дата обращения: 14 февраля 2022. Архивировано 17 февраля 2022 года.
  149. Annual Financials for Tesla Motors Inc.. MarketWatch.com. Дата обращения: 9 мая 2016. Архивировано 7 мая 2016 года.
  150. US SEC: Form 10-K Tesla, Inc.. Комиссия по ценным бумагам и биржам. Дата обращения: 8 марта 2018. Архивировано 18 ноября 2020 года.
  151. Tesla Market Cap (англ.). YCharts (4 апреля 2018). Дата обращения: 4 апреля 2018. Архивировано 20 февраля 2021 года.
  152. Tesla в первом квартале понесла убытки в размере $710 миллионов — МК. Дата обращения: 3 мая 2018. Архивировано 3 мая 2018 года.
  153. Tesla вышла в плюс впервые за два года. Акции рванули вверх. РБК Quote. Дата обращения: 3 ноября 2018. Архивировано 3 ноября 2018 года.
  154. Квартальный отчёт Tesla: убытки закончились, в 2019-м будет только прибыль. 3DNews - Daily Digital Digest. Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано 3 февраля 2019 года.
  155. Tesla отчиталась об убытках в миллиард долларов. Дата обращения: 1 февраля 2019. Архивировано 10 мая 2022 года.
  156. Евгений Калюков. Маск поздравил работников Tesla с превращением в «настоящую автокомпанию». rbc.ru (2 июля 2018). Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  157. Tesla (TSLA) Stock Key Data (англ.). Дата обращения: 4 апреля 2021. Архивировано 4 апреля 2021 года.
  158. Lockheed Martin (LMT) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 30 июня 2021 года.
  159. Bank of America (BAC) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 18 июня 2021 года.
  160. Walt Disney (DIS) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 1 июля 2021 года.
  161. PayPal (PYPL) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 4 мая 2021 года.
  162. Netflix (NFLX) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 11 июня 2021 года.
  163. AT&T (T) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 18 июня 2021 года.
  164. Verizon Communications (VZ) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 28 июня 2021 года.
  165. NVIDIA (NVDA) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 10 июля 2021 года.
  166. Tesla по капитализации теперь больше Intel, Verizon, AT&T, Walt Disney и Bank of America. www.finam.ru (11.07.2020). Дата обращения: 23 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
  167. Intel (INTC) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 3 июня 2021 года.
  168. Johnson & Johnson (JNJ) Stock Key Data (англ.). Дата обращения: 4 апреля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  169. Advanced Micro Devices (AMD) Stock Key Data (англ.). Forbes. Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
  170. Tesla рекордно отчиталась за год, но предупредила о возможных проблемах с поставками. «Коммерсантъ» (27 января 2022). Дата обращения: 27 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  171. Nevada Gives $1.3 Billion Tax Break to Electric Car Maker Tesla. Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 31 июля 2019 года.
  172. Obama Administration Awards First Three Auto Loans for Advanced Technologies to Ford Motor Company, Nissan Motors and Tesla Motors. US Department of Energy (23 июня 2009). Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 31 июля 2019 года.
  173. Isidore, Chris. Tesla repays federal loan nearly 10 years early, CNNMoney. Архивировано 1 декабря 2017 года. Дата обращения 25 ноября 2017.
  174. Tesla secures $565 million loan for Shanghai factory (англ.). Reuters (May 9, 2020).
  175. 2012 Zero Emission Vehicle Credits Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // California.gov, ARB; October 25, 2013
  176. Tesla Tops California Green-Car Credit Sales in Past Year (англ.), Bloomberg (17 October 2013). Архивировано 2 декабря 2013 года. Дата обращения 22 ноября 2013. «California, with authority to set pollution rules that are more stringent than U.S. standards, requires automakers to sell electric or other non-polluting vehicles in proportion to their market share in the state.».
  177. Tesla revenue to get boost from selling "green" car credits -analyst (англ.), Reuters (14 May 2013). Архивировано 3 декабря 2013 года. Дата обращения 22 ноября 2013.
  178. Green-Car Credits: Automakers' New Way to Cash In (англ.), BusinessWeek (7 June 2012). Архивировано 3 декабря 2013 года. Дата обращения 22 ноября 2013.
  179. 179,0 179,1 Финансовые схемы Элона Маска: как бизнесмен поддерживает SpaceX, Tesla и SolarCity, vc.ru. Архивировано 24 сентября 2016 года. Дата обращения 9 мая 2016.
  180. The Crunchies 2007. Tech Crunch. Архивировано 28 июня 2012 года.
  181. Tesla отозвала все электромобили Model S из-за ремня безопасности. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 21 ноября 2015 года.
  182. Tesla отозвала 2700 автомобилей Model X из-за дефекта сидений. vc.ru. Дата обращения: 5 мая 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  183. BILL VLASIC, NEAL E. BOUDETTE. Self-Driving Tesla Was Involved in Fatal Crash, U.S. Says (англ.). The New York Times Company (30 июня 2016). Дата обращения: 12 июля 2016.
  184. The Tesla Team. A Tragic Loss (англ.). Tesla Motors (30 июня 2016). Дата обращения: 12 июля 2016. Архивировано 9 июля 2016 года.
  185. ODI RESUME (англ.) (pdf). NHTSA. Дата обращения: 12 июля 2016. Архивировано 6 июля 2016 года.
  186. ODI RESUME (англ.) (pdf). NHTSA (01/19/2017). Дата обращения: 24 января 2017. Архивировано 23 января 2017 года.
  187. Tesla отзывает более 53 тыс. автомобилей в США из-за проблем с автопилотом. «Коммерсантъ» (1 февраля 2022). Дата обращения: 1 февраля 2022. Архивировано 1 февраля 2022 года.
  188. Tesla отзывает 80 тыс. электромобилей в Китае. Коммерсантъ (25 ноября 2022). Дата обращения: 25 ноября 2022.
  189. Lambert, Fred. Tesla releases new Autopilot safety and fire report, data shows improvements (англ.), electrek.co (17 July 2019). Архивировано 31 августа 2020 года. Дата обращения 22 июня 2020.
  190. Кирилл Сараханянц. Продажи Tesla в Гонконге упали до нуля // «Коммерсант» : газета. — 2017. — 10 июль.
  191. Tesla’s sales never recovered after Hong Kong cut a tax break. Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
  192. Стив Возняк раскритиковал Илона Маска за невыполненные обещания. «Коммерсант», газета. 31 января 2018 Архивная копия от 3 февраля 2018 на Wayback Machine.
  193. Tom Turula//Steve Wozniak goes on an epic rant against Tesla: 'I don’t believe anything Elon Musk or Tesla says' anymore Business Insider. Новостной портал. 29 января 2018. Дата обращения: 3 февраля 2018. Архивировано 3 февраля 2018 года.
  194. Михайлова, Лера. Акции Tesla выросли на 7% на фоне сообщений Илона Маска в Twitter об уходе компании с биржи, vc.ru (7 августа 2018). Архивировано 1 октября 2018 года. Дата обращения 8 ноября 2018.
  195. Илон Маск заявил, что Tesla останется публичной компанией, ТАСС (25 августа 2018). Архивировано 1 октября 2018 года. Дата обращения 8 ноября 2018.
  196. Твиты Маска привлекли внимание регуляторов, Вести. Экономика (9 августа 2018). Архивировано 1 октября 2018 года. Дата обращения 8 ноября 2018.
  197. Казарновский, Павел. Bloomberg узнал об уголовном расследовании против Tesla из-за твита Маска, РБК (18 сентября 2018). Архивировано 24 ноября 2018 года. Дата обращения 8 ноября 2018.
  198. Маляренко, Евгения. Власти США обязали Маска оставить один из постов в Tesla из-за твита, РБК (30 сентября 2018). Архивировано 12 декабря 2018 года. Дата обращения 8 ноября 2018.
  199. Совет директоров Tesla возглавила менеджер из Австралии. Ее взяли на замену отстраненному Илону Маску, Meduza (8 ноября 2018). Архивировано 8 ноября 2018 года. Дата обращения 8 ноября 2018.
  200. 200,0 200,1 Инвестор сделал многомиллионную ставку против компании Илона Маска. Архивная копия от 19 мая 2021 на Wayback Machine УНИАН, 19.05.2021

Ссылки