Talking Heads

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Talking Heads
Talking Heads. Торонто, 1978Talking Heads. Торонто, 1978
Основная информация
Годы 19751991, 2002 (реюнион)
Страна  США
Место создания Нью-Йорк
Язык песен Английский
Бывшие
участники
Дэвид Бирн
Крис Франц
Тина Уэймут
Джерри Харрисон
Другие
проекты
The Heads
Tom Tom Club
www.talking-heads.net

Talking Heads (с англ. — «Говорящие головы») — американская рок-группа, образованная в 1975 году в Нью-Йорке и исполнявшая стилистически разнообразный нововолновый рок с использованием многочисленных сторонних влияний (фанк, классический минимализм, африканские ритмы и т. д.). К моменту выхода своего последнего альбома в 1988 году Talking Heads стали одной из самых почитаемых музыкальными специалистами групп; временами (согласно Allmusic) злоупотребляя экспериментализмом, в лучших своих проявлениях они «явили собой лучшее, на что способен был art-school-punk»[1]. Десять альбомов группы входили в Billboard 200, наивысшего результата здесь добился Speaking in Tongues (#15, 1983)[2]. Наивысшая позиция группы в списках синглов — #9 («Burning Down the House», 1983)[3]. Группа официально просуществовала до 1991 года, пять лет спустя собралась вновь как The Heads (без участия Бирна) и записала альбом No Talking Just Head[1].

В 2002 году Talking Heads были введены в Зал славы рок-н-ролла[4]. Четыре альбома группы вошли в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone (2003).

История группы

Будущие основатели группы — поющий гитарист Дэвид Бирн (англ. David Byrne), барабанщик Крис Франц (Chris Frantz) и басистка Тина Уэймут (Tina Weymouth) познакомились, будучи студентами школы дизайнеров в Провиденс, Род-Айленд, в начале 1970-х годов[1]. Здесь Бирн и Франц образовали в 1974 году группу Artistics[5]; Уэймут, подруга Франца, часто обеспечивала коллектив транспортом. Ансамбль исполнял, в основном, каверы, но Бирн включил в его репертуар и несколько собственных композиций, в частности, «Psycho Killer», «I’m Not In Love» и «Warning Sign», позже ставшие известными в исполнении Talking Heads[6]. Через год Artistics распались, и все трое переехали в Нью-Йорк, где поселились в одной квартире. Поскольку место бас-гитариста оставалось вакантным, Франц предложил Тине овладеть инструментом — и она сделала это, прослушивая пластинки Сьюзи Кватро[7]. В начале 1975 года трио приступило к серьёзным репетициям, по-прежнему исполняя сочетание оригинальных песен Бирна с интерпретацией бабблгам- и панк-наследия 1960-х годов[6].

Свой первый концерт под новым названием Talking Heads дали в первом отделении выступления Ramones в клубе CBGB 8 июня 1975 года[4]. Позже Тина Уэймут так объясняла выбор названия: «Наш знакомый встретил это словосочетание в TV Guide, где объяснялся смысл термина, использовавшегося в телестудиях и означавшего план голова-и-плечи, предполагавший — 'лишь содержание, никакого действия'. К нам это подошло идеально»[8].

Тина Уэймут. Миннеаполис, 1978

Позже в 1975 году трио записало демо для CBS, но контракта не получило. Лишь в начале 1977 года их подписал лейбл Sire Records, в феврале 1977 года выпустивший дебютный сингл «Love → Building on Fire». В марте к составу присоединился клавишник и гитарист Джерри Харрисон, в прошлом — участник The Modern Lovers[9]. После продолжительных гастролей квартет выпустил первый альбом Talking Heads: 77. Он удостоился высоких оценок критиков, отметивших стилистическую лаконичность аранжировок, умные тексты Бирна и его характерный, чрезвычайно нервный стиль вокального исполнения[1]. Сингл из альбома, «Psycho Killer», вошёл в Billboard Hot 100 (#91)[3].

Второй альбом More Songs About Buildings And Food был записан группой при участии Брайана Ино, выступившим в качестве продюсера. С ним группа создала коллекцию тщательно сконструированных арт-поп-композиций, выдержанных в экспериментальном ключе с использованием разнообразных вариаций акустических и электронных инструментов и (согласно AllMusic) «штрихами на удивление аутентичного фанка»[1]. В феврале 1979 года Talking Heads выступили в телепрограмме Saturday Night Live, исполнив (включённый в альбом) кавер Эла Грина «Take Me to the River» и таким образом впервые вышли на широкую американскую аудиторию[10].

Ино продолжил сотрудничество с квартетом и в Fear of Music (август 1979), сделанный здесь акцент на ритм-секцию с использованием полиритмических рисунков, характерных для африканских музыкальных культур, особенно ярко проявился в треке «I Zimbra» (с бессмысленным текстом по мотивам стихотворения Хуго Балля). Отмечалось и другое отличие пластинки от двух предыдущих: использование минорных тональностией, сделавшее её звучание более мрачным и даже зловещим. Если прежде Бирн свои странные наблюдения и реплики выдавал в шутливом тоне, то здесь, при том, что «странность» сохранилась, от лёгкости не осталось и следа[11]. Вскоре после выхода третьего альбома Ино с Бирном записал My Life In The Bush Of Ghosts.

Высокие оценки критиков получил и четвёртый альбом Talking Head Remain in Light (1980), в биографии Музея Залы слава рок-н-ролла названный «шедевром»[4]. Диск, записанный группой и Брайаном Ино при участии известных сессионных музыкантов (в частности, гитариста Эдриана Белью), продолжил начатое в третьем альбоме[1] и положил начало экспериментам самого Бирна с афробитом и полиритмией, однако многие сочли заданное им направление совершенно новым, от прежнего отличавшимся радикально. В частности, расширение состава привнесло в аранжировки новую черту: если прежде песни Talking Heads были монологами Бирна, то здесь «две-три вокальных секции предлагали словно бы противоположные взгляды на один и тот же вопрос»[12]. Первый сингл из альбома, «Once in a Lifetime», стал хитом в Британии (#14, 1981)[13], но в США первоначально даже не вошёл в чарты и лишь впоследствии стал известен благодаря видео.

Для концертного исполнения усложнённых композиций альбома Talking Heads пригласили в турне дополнительных музыкантов, представив материал первым делом на фестивале Heatwave в августе того же года. Записи, сделанные в ходе турне, вошли в фильм «Stop Making Sense». В это же время Тина Уэймут и Крис Франц образовали побочный проект Tom Tom Club, свою первую сольную пластинку выпустил Харрисон, Бирн записал музыку к балету «The Catherine Wheel», а также — вновь в сотрудничестве с Ино (и с приглашением многих известных постпанк-музыкантов) — My Life in the Bush of Ghosts, экспериментальный альбом в жанре world music. Паузу в деятельности Talking Heads заполнил двойной концертный диск The Name Of This Band Is Talking Heads.

Летом 1983 года вышел в коммерческом отношении самый успешный альбом Speaking in Tongues, сингл из которого, «Burning Down the House» стал первым синглом попавшим в первую десятку американского хит-парада[9]. Сам альбом стал первым в истории группы, тираж которого превысил миллионную отметку[14]. В ходе гастролей Talking Heads сняли фильм «Stop Making Sense», к которому был выпущен одноимённый саундтрек (#41, 1984).

Дэвид Бирн в 2017 году

Успех в чартах имел и следующий студийный альбом Little Creatures (#20, 1985), песни из которого, «Road to Nowhere» (#6 UK) и «And She Was» (#17 UK, #54 US) стали хитами. В альбом True Stories (1986) вошли песни из одноимённого фильма, снятого Бирном, заново исполненные ансамблем, участники которого снялись и в картине. Несмотря на то, что из пластинки вышел радиохит «Wild Wild Life», как фильм, так и песни из него, были невысоко оценены критиками; задним числом стало ясно также, что в это время группа уже находилась в процессе распада[15].

Naked (1988), записанный в Париже с продюсером Стивом Лилливайтом (и при участии Джонни Марра, гитариста The Smiths), поднялся до #19 в США, но стал последним релизом Talking Heads. Альбом оказался близок по духу к Remain in Light: «попеременно серьёзный и игривый, вновь позволил Дэвиду Бирну побеспокоиться о правительстве, экологии и бедах рабочего человека»[16], он получил хорошие отзывы. Но группа распалась в 1991 году, выпустив вскоре ретроспективный двойник Talking Heads[9].

В 1991 году группа объявила о своем распаде, связанном, в основном, с уходом Бирна из коллектива. Единственный раз группа собиралась вместе (с Бирном во главе), исполнив песни «Psycho Killer» и «Burning Down the House», в 2002 году в связи с введением в Зал славы рок-н-ролла. Также публиковалась новость о возможном воссоединении группы 2017 году, однако Бирн опроверг эти домыслы, сказав, что больше не видит своё творчество в рамках Talking Heads и не желает себя с ней ассоциировать, однако признаёт Talking Heads как огромную часть своего творческого наследия[17].

Наследие и влияние

Будучи одними из первопроходцев в новой волне, Talking Heads являются одной из самых влиятельных групп в истории поп-музыки 1970-х и 1980-х годов. С середины 1970-х годов они являлись частью формировавшейся панк-сцены клуба «CBGB» наравне с Blondie, Television и Ramones, но уже с конца 1970-х перешли на фанк-основу и афробит, тем самым популяризировав «чёрную» музыку среди «белого» американского населения. Концерт группы в 1984 году (впоследствии ставший основой для концертного альбома «Stop Making Sense») сопровождался многочисленными танцевальными группами и музыкантами-аккомпаниаторами афроамериканского происхождения.

Talking Heads оказали влияние на будущий инди-рок, колледж-рок, фанк-рок, брит-поп и другие течения альтернативного рока и поп-музыки. Влияние группы признавали The Weeknd[18], Foals[19], Vampire Weekend[20], Primus[21], The 1975[22], The Ting Tings[23], Нелли Фуртадо[24], Кеша[25], St. Vincent[26], Pixies[27], Эдди Веддер[28] и группа Radiohead, взявшая себе название в честь песни Talking Heads «Radiohead» 1986 года.

В СССР записи группы пользовались популярностью. В частности, музыка группы оказала непосильное влияние на советский рок 1980-х годов: согласно книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», влияние группы Дэвида Бирна признавали музыканты коллективов «Кино», «Аквариум», Nautilus Pompilius, «Телевизор», «Звуки Му», «Хроноп» и многие другие, а отдельно взятые музыканты, такие как Виктор Цой и Пётр Мамонов, не упускали возможности лично познакомиться с Дэвидом Бирном[29].

В 2005 году группа была внесена в список «100 величайших исполнителей всех времён» по версии журнала Rolling Stone, где заняла сотое место.

Состав

Дискография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Stephen Thomas Erlewine. www.allmusic.combiography. www.allmusic.com. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  2. Talking Heads: Billboard 200. www.allmusic.com. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  3. 3,0 3,1 Talking Heads: Billboard Hot 100. www.allmusic.com. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Talking Heads. www.rockhall.com. Дата обращения: 13 октября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  5. Gittins, Ian, Talking Heads: Once in a Lifetime : the Stories Behind Every Song, Hal Leonard Corporation, 2004, p.140 ISBN 0-634-08033-4, 9780634080333
  6. 6,0 6,1 Talking Heads. The Early Years. www.talking-heads.nl. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  7. Gregory Isola. Tina Talks Heads, Tom Toms, and How to Succeed at Bass Without Really Trying. www.bassplayer.com. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  8. Weymouth, Tina (1992). In Sand in the Vaseline (p. 12) [CD liner notes]. New York: Sire Records Company
  9. 9,0 9,1 9,2 Talking Heads. rockfaces.ru. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  10. SNL Transcripts. snltranscripts.jt.org (10 февраля 1979). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  11. Talking Heads. Fear of Music. www.talking-heads.nl. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  12. Talking Heads. Remain in Light. www.talking-heads.nl. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  13. Talking Heads UK Charts. www.chartstats.com. Дата обращения: 13 октября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  14. Talking Heads. Speaking In Tongues. www.talking-heads.nl. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  15. Michael Hastings. True Stories album review. www.allmusic.com. Дата обращения: 13 октября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  16. Michael Hastings. Naked album review. www.allmusic.com. Дата обращения: 13 октября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  17. David Byrne Says a Talking Heads Reunion Would Be ‘Steps Backwards’. Дата обращения: 14 мая 2017. Архивировано 1 февраля 2017 года.
  18. Calum Slingerland. The Weeknd's New Album Is Inspired by Bad Brains, Talking Heads and the Smiths. Exclaim! (6 февраля 2016). Дата обращения: 6 сентября 2016. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  19. Foals Total Life Forever Review. BBC. Дата обращения: 15 ноября 2013. Архивировано 11 июня 2012 года.
  20. Burrows, Tim. Vampire Weekend: fresh blood on campus (8 мая 2008). Архивировано 8 июня 2014 года. Дата обращения 11 мая 2014.
  21. Primus press release Архивная копия от 8 марта 2021 на Wayback Machine. Retrieved August 12, 2012.
  22. Faughey, Darragh The 1975 – Interview. GoldenPlec (11 декабря 2012). Дата обращения: 11 февраля 2016. Архивировано 16 марта 2013 года.
  23. Walden, Eric. Concert preview: Ting Tings feeling a bit less ‘Super Critical’ now (27 марта 2015). Архивировано 14 марта 2016 года. Дата обращения 27 ноября 2015.
  24. NELLY FURTADO – Loose – The Story (недоступная ссылка). Universal Music. Дата обращения: 2 декабря 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.
  25. Garland, Emma Kesha's MySpace Profile from 2008 is Better Than DJ Khaled's Snapchat. Noisey. Vice Media (8 января 2017). Дата обращения: 20 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  26. Graves, Shahlin Interview: ANNIE CLARK a.k.a. ST. VINCENT on ‘Strange Mercy' (недоступная ссылка). www.coupdemainmagazine.com. Дата обращения: 25 марта 2017. Архивировано 7 февраля 2013 года.
  27. 29 Geeky Facts You Might Not Know About Pixies Архивная копия от 16 октября 2016 на Wayback Machine, NME
  28. SPIN staff. My Life in Music: Eddie Vedder (англ.) // Spin : magazine. — Spin Media, 2003. — 15 July.
  29. Рашид Нугманов: «Я еще, помню, спрашивал — а перспективный ли актер Брюс Уиллис?» Архивная копия от 22 октября 2020 на Wayback Machine // Colta.Ru

Литература